Курсовая теория на тему Право: понятие и признаки.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. ПОНЯТИЕ И КОНЦЕПЦИИ ПРАВА.. 5
1.1 Основные концепции понимания права. 5
1.2 Понятие права в объективном и субъективном смысле. 11
2. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРАВА.. 13
2.1 Признаки права. 13
2.2 Функции и принципы права. 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 24
Введение:
сложных общественных явлений. Еще
римские юристы обращали внимание на то, что оно не исчерпывается каким-либо
одним признаком или значением. Чтобы составить общее представление о праве
необходимо рассмотреть его все аспекты, концепции правопонимания и все его
проявления.
По
общепринятой дефиниции, право – это совокупность или особый комплекс общеобязательных правил
поведения, санкционированных государством, за нарушение которых применяются
различные меры государственного воздействия.
Сложно переоценить значение права в
современном мире, где все очень динамично развивается. К сожалению, из-за
динамичности общественных отношений государство не всегда успевает их урегулировать,
в связи с чем появляются пробелы в праве. Поэтому полагается, что в условиях
современного общества требуется большое внимание праву, степени его эффективности
и динамичности развития.
В связи с этим можно определить
актуальность темы, которая заключается в том, что право выступает важнейшим
регулятором общественных отношений, особенно в условиях быстротечности развития
общества и появления в нем все новых, неизвестных и неурегулированных до этого
отношений. Именно поэтому данная тема требует собственного исследования. Кроме
того, единицей выражения права является его норма. Следовательно, для глубокого
изучения права, раскрытия его функционала, изучения всех его аспектов требуется
детальное рассмотрение и анализ его нормы.
Право всегда оставалось и продолжает
оставаться в центре внимания ученых с точки зрения не только научной теории, но
и практической деятельности. Данная тема исследовалась в трудах Г. Гроцкого, Ж.
Ж. Руссо, Е. Дюринга и других общеизвестных ученых-правоведов.
Что касается России, значительное
внимание разработке учения о юридической норме было уделено видными
представителями правовой науки в дореволюционной России: Ф. В. Тарановский, Н. М.
Коркунов, Г. Ф. Шершеневич и другие.
Свое дальнейшее развитие данная тема
получила в работах советских и современных российских ученых: С. С. Алексеев,
В. К. Бабаев, М. И. Байтин, В. М. Баранов, А. С. Пиголкин, А.Ф. Шебанов, Н. И. Матузов, А.В. Малько. Их работы в значительной степени способствовали
изучению данной темы.
Современные подходы к изучению права
основываются на понимании права с позитивистских позиций, поэтому среди
современных представителей юридической науки преобладает мнение, что право –
это комплекс общеобязательных правил поведения, направленный на регулирование
общественных отношений, установленный и охраняемый государством.
Предметом исследования являются
теоретические разработки, посвященные изучению права.
Объект исследования – право во всех
его аспектах.
Цель данной работы – изучить и
проанализировать понятие права и его признаки.
Исходя из поставленной цели, можно
выделить следующие задачи:
1. Рассмотреть основные концепции
правопонимания.
2. Изучить понятие права в
объективном и субъективном смысле.
3. Описать основные признаки права.
4. Проанализировать функции и принципы
права.
При написании данной работы
использовались методы исследования: системный анализ, формально-юридический
анализ, синтез, сравнение, систематизация, классификация, обобщение.
Структура работы обусловлена
поставленной целью и задачами. Она состоит из введения, основной части (две
главы), заключения и списка использованных источников.
Заключение:
1. ПОНЯТИЕ И КОНЦЕПЦИИ ПРАВА 1.1 Основные концепции понимания права Право – это комплекс общеобязательных
правил поведения, которые призваны урегулировать общественные отношения, за
нарушение которых следует юридическая ответственность. Право – сложный
общественный феномен. На протяжения всех этапов развития и всего существования
права, начиная с прообразов норм права, не угасал интерес к изучению его
сущности. Вопросы, связанные с пониманием права, его сущностью, всегда
актуальны, поскольку общественные отношения всегда быстротечны и динамичны и
необходимо их своевременно регулировать. Соответственно, с развитием общества
обновляется и право[1].
Иными словами, каждый новый этап в развитии человечества предполагает
обновление права. В мире существует множество теорий, научных идей и точек
зрения о том, что есть право, как понимать право. Появилась самостоятельная
научная категория – правопонимание, которая стала широко использоваться в
юридической науке и практике.
В юридической науке сформировалась
дефиниция правопонимания. Правопонимание – это юридическая категория, которая
отражает процесс и результат целенаправленной мыслительной деятельности
человека, включающей в себя познание права, его восприятие или оценку и
отношение к нему как к целостному социальному явлению[2].
Важно учитывать тот факт, что
правопонимание всегда субъективно, поскольку субъектом данной деятельности
выступает определенный человек. Соответственно, правопонимание может не
совпадать у человека, группы людей и у целых классов.
Объектом правопонимания является право, как социальное
явление, как результат жизнедеятельности человека, как право конкретного
общества, взятое в совокупности отдельных элементов системы права (норм права,
правовых институтов и отраслей права).
В современной юридической науке
существует несколько концепций правопонимания, которые следует рассмотреть при
изучении данной темы.
Естественно-правовая теория получила
свое развитие в период буржуазных революций 17-18 вв. Основоположниками данной
теории выступают Дж. Локк, А. Н. Радищев, Т. Гоббс и другие правоведы. Именно
данные ученые-правоведы сложили общие идеи данной концепции, которые
заключаются в следующем:
1) в рамках данной доктрины
разделяется право и закон. Наряду с позитивным правом, то есть законами,
которые санкционируются государством, существует высшее, «естественное» право,
свойственное человеку от рождения. Это данные от природы неотъемлемые права
человека: право на жизнь, свободу, собственность и другие. Они выступают
критериями позитивного права;
2) право, по существу,
отождествляется с моралью. По мнению представителей данной теории, такие
абстрактные нравственные ценности, как справедливость, свобода, равенство
составляют ядро права, определяют собой правотворческий и правоприменительный
процессы;
3) источник прав человека содержится
не в законодательстве, а в самой «человеческой природе», права даются либо от
рождения, либо от Бога[3].
Непременно существуют как достоинства
данной концепции, так и ее минусы. Среди достоинств можно выделить:
— это
прогрессивная доктрина, под флагом которой совершались первые буржуазные
революции;
— сторонниками
естественно-правовой концепции справедливо замечено, что законы могут быть и
неправовыми, но они должны приводиться в соответствие с такими нравственными
ценностями, как справедливость, свобода, равенство и другие;
— провозглашает
источником прав человека либо природу, либо Бога и тем самым выбивает
теоретическую почву у произвола чиновников и государственных структур.
Среди недостатков особенно выделяются
следующие: данное понимание права в какой-то степени уменьшает степень его
формально-юридических свойств, в результате чего теряется четкий критерий
законного и противозаконного, ведь определить это с позиций нравственных
ценностей весьма затруднительно. Поскольку у людей нет единого представления о
справедливости, каждый судит его исходя из своего жизненного опыта.
Позитивистская концепция понимания
права возникла в качестве оппозиционной естественно-правовой теории. В основе
этой теории лежит анализ и оценка правовых норм с формальной точки зрения (их
внешней формы). Она рассматривает право в качестве словесно символической
формы, которая отождествляет право и закон[4].
Положительный момент в данной теории
представлен тем то, что такое правопонимание устанавливает стабильный
правопорядок. Догму права (закон) все должны понимать одинаково, что
предполагает отточенность ее формулировок, определенность структуры норм права.
Текстуальная форма права является необходимым атрибутом права.
Нормативистская теория права
сформировалась как логически завершенная концепция правопонимания в XX в.
Яркими представителями ее идей были Р. Штаммлер, П.И. Новгородцев, Г. Кельзен и
другие. Основные идеи данного учения заключаются в следующем:
1) исходным является представление о
праве как о системе норм, где на самом верху своеобразной пирамиды находится
«основная норма», каждая последующая норма должна соответствовать ей, а самое
главное – не противоречить;
2) согласно данной теории, право –
это сфера должного, а не сущего. Его сила зависит от логичности и стройности
системы юридических правил поведения. Поэтому представители данной теории считали,
что юридическая наука должна изучать право в «чистом виде», вне связи с
политическими, социально-экономическими и другими оценками;
3) в основании пирамиды норм
находятся индивидуальные акты — решения судов, договоры, предписания
администрации, которые также включаются в понятие права и которые тоже должны
соответствовать основной норме[5].
Также можно выделить основные
позитивные моменты данной теории:
— верно
подчеркивается такое определяющее свойство права, как нормативность, обращается
внимание на необходимость иерархии правовых норм по степени их юридической
силы;
— признаются
широкие возможности государства влиять на общественное развитие, так как именно
государство устанавливает и обеспечивает основную норму.
Среди недостатков отмечается:
представители данной теории игнорируют содержательную сторону права, недооценивают
связь права с социально-экономическими, политическими и духовными факторами;
признавая тот факт, что основную норму принимает законодатель, вышеупомянутые
ученые-правоведы преувеличивает роль государства в установлении эффективных
юридических норм.
Психологическая концепция понимания
права возникла в XX в. под руководством Л.И. Петражицкого (1867–1931). Согласно
данной теории, главный фактор, определяющий развитие государства и права,
представлен психикой людей. В основе права лежат эмоции людей, их правовые
переживания, связанные с интуицией человека. Исходя из этого, интуитивное право
является реальным правом. Переживания людей по поводу права разделяют на: [1] Соколов А. Г. Шпаргалка по истории политических и
правовых учений. М.: ЭКОЛИТ, 2017. С. 45. [2] Малько
А.В. Правоведение. Элементарный курс. Учебное пособие. М.: КноРус, 2018. С.
124. [3] Лазарев
В.В., Липень С.В. Теория государства и права: учебник для академического
бакалавриата. М.: Юрайт, 2018. С. 189. [4] Власенко Н.А. Теория
государства и права: учебное пособие для бакалавриата. М.: Норма, Инфра-М,
2018. С. 126. [5] Чашин А. Н. Современные правовые учения России. М.: Дело и
сервис, 2018. С.
80.
Фрагмент текста работы:
1. ПОНЯТИЕ И КОНЦЕПЦИИ ПРАВА 1.1 Основные концепции понимания права Право – это комплекс общеобязательных
правил поведения, которые призваны урегулировать общественные отношения, за
нарушение которых следует юридическая ответственность. Право – сложный
общественный феномен. На протяжения всех этапов развития и всего существования
права, начиная с прообразов норм права, не угасал интерес к изучению его
сущности. Вопросы, связанные с пониманием права, его сущностью, всегда
актуальны, поскольку общественные отношения всегда быстротечны и динамичны и
необходимо их своевременно регулировать. Соответственно, с развитием общества
обновляется и право[1].
Иными словами, каждый новый этап в развитии человечества предполагает
обновление права. В мире существует множество теорий, научных идей и точек
зрения о том, что есть право, как понимать право. Появилась самостоятельная
научная категория – правопонимание, которая стала широко использоваться в
юридической науке и практике.
В юридической науке сформировалась
дефиниция правопонимания. Правопонимание – это юридическая категория, которая
отражает процесс и результат целенаправленной мыслительной деятельности
человека, включающей в себя познание права, его восприятие или оценку и
отношение к нему как к целостному социальному явлению[2].
Важно учитывать тот факт, что
правопонимание всегда субъективно, поскольку субъектом данной деятельности
выступает определенный человек. Соответственно, правопонимание может не
совпадать у человека, группы людей и у целых классов.
Объектом правопонимания является право, как социальное
явление, как результат жизнедеятельности человека, как право конкретного
общества, взятое в совокупности отдельных элементов системы права (норм права,
правовых институтов и отраслей права).
В современной юридической науке
существует несколько концепций правопонимания, которые следует рассмотреть при
изучении данной темы.
Естественно-правовая теория получила
свое развитие в период буржуазных революций 17-18 вв. Основоположниками данной
теории выступают Дж. Локк, А. Н. Радищев, Т. Гоббс и другие правоведы. Именно
данные ученые-правоведы сложили общие идеи данной концепции, которые
заключаются в следующем:
1) в рамках данной доктрины
разделяется право и закон. Наряду с позитивным правом, то есть законами,
которые санкционируются государством, существует высшее, «естественное» право,
свойственное человеку от рождения. Это данные от природы неотъемлемые права
человека: право на жизнь, свободу, собственность и другие. Они выступают
критериями позитивного права;
2) право, по существу,
отождествляется с моралью. По мнению представителей данной теории, такие
абстрактные нравственные ценности, как справедливость, свобода, равенство
составляют ядро права, определяют собой правотворческий и правоприменительный
процессы;
3) источник прав человека содержится
не в законодательстве, а в самой «человеческой природе», права даются либо от
рождения, либо от Бога[3].
Непременно существуют как достоинства
данной концепции, так и ее минусы. Среди достоинств можно выделить:
— это
прогрессивная доктрина, под флагом которой совершались первые буржуазные
революции;
— сторонниками
естественно-правовой концепции справедливо замечено, что законы могут быть и
неправовыми, но они должны приводиться в соответствие с такими нравственными
ценностями, как справедливость, свобода, равенство и другие;
— провозглашает
источником прав человека либо природу, либо Бога и тем самым выбивает
теоретическую почву у произвола чиновников и государственных структур.
Среди недостатков особенно выделяются
следующие: данное понимание права в какой-то степени уменьшает степень его
формально-юридических свойств, в результате чего теряется четкий критерий
законного и противозаконного, ведь определить это с позиций нравственных
ценностей весьма затруднительно. Поскольку у людей нет единого представления о
справедливости, каждый судит его исходя из своего жизненного опыта.
Позитивистская концепция понимания
права возникла в качестве оппозиционной естественно-правовой теории. В основе
этой теории лежит анализ и оценка правовых норм с формальной точки зрения (их
внешней формы). Она рассматривает право в качестве словесно символической
формы, которая отождествляет право и закон[4].
Положительный момент в данной теории
представлен тем то, что такое правопонимание устанавливает стабильный
правопорядок. Догму права (закон) все должны понимать одинаково, что
предполагает отточенность ее формулировок, определенность структуры норм права.
Текстуальная форма права является необходимым атрибутом права.
Нормативистская теория права
сформировалась как логически завершенная концепция правопонимания в XX в.
Яркими представителями ее идей были Р. Штаммлер, П.И. Новгородцев, Г. Кельзен и
другие. Основные идеи данного учения заключаются в следующем:
1) исходным является представление о
праве как о системе норм, где на самом верху своеобразной пирамиды находится
«основная норма», каждая последующая норма должна соответствовать ей, а самое
главное – не противоречить;
2) согласно данной теории, право –
это сфера должного, а не сущего. Его сила зависит от логичности и стройности
системы юридических правил поведения. Поэтому представители данной теории считали,
что юридическая наука должна изучать право в «чистом виде», вне связи с
политическими, социально-экономическими и другими оценками;
3) в основании пирамиды норм
находятся индивидуальные акты — решения судов, договоры, предписания
администрации, которые также включаются в понятие права и которые тоже должны
соответствовать основной норме[5].
Также можно выделить основные
позитивные моменты данной теории:
— верно
подчеркивается такое определяющее свойство права, как нормативность, обращается
внимание на необходимость иерархии правовых норм по степени их юридической
силы;
— признаются
широкие возможности государства влиять на общественное развитие, так как именно
государство устанавливает и обеспечивает основную норму.
Среди недостатков отмечается:
представители данной теории игнорируют содержательную сторону права, недооценивают
связь права с социально-экономическими, политическими и духовными факторами;
признавая тот факт, что основную норму принимает законодатель, вышеупомянутые
ученые-правоведы преувеличивает роль государства в установлении эффективных
юридических норм.
Психологическая концепция понимания
права возникла в XX в. под руководством Л.И. Петражицкого (1867–1931). Согласно
данной теории, главный фактор, определяющий развитие государства и права,
представлен психикой людей. В основе права лежат эмоции людей, их правовые
переживания, связанные с интуицией человека. Исходя из этого, интуитивное право
является реальным правом. Переживания людей по поводу права разделяют на: [1] Соколов А. Г. Шпаргалка по истории политических и
правовых учений. М.: ЭКОЛИТ, 2017. С. 45. [2] Малько
А.В. Правоведение. Элементарный курс. Учебное пособие. М.: КноРус, 2018. С.
124. [3] Лазарев
В.В., Липень С.В. Теория государства и права: учебник для академического
бакалавриата. М.: Юрайт, 2018. С. 189. [4] Власенко Н.А. Теория
государства и права: учебное пособие для бакалавриата. М.: Норма, Инфра-М,
2018. С. 126. [5] Чашин А. Н. Современные правовые учения России. М.: Дело и
сервис, 2018. С.
80.