Курсовая теория на тему Право на жизнь. Конституционно-правовые аспекты.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Теоретические основы права на жизнь 5
1.1. Социально-правовая природа соматических прав человека 5
1.2. Понятие, законодательное закрепление и юридические гарантии защиты права на жизнь 9
2. Особенности реализации права на жизнь 16
2.1. Содержание и характеристика элементов содержания конституционного права на жизнь человека 16
2.2. Эвтаназия, как аспект конституционного права на жизнь 21
2.3. Проблема применения смертной казни 26
Заключение 32
Список использованных источников 35
Введение:
Институт прав человека прошел длительную и непростую историю. Сегодня в правовых государствах человек и его права признаны высшей ценностью, гарантированы государством и закреплены юридически. Среди них есть абсолютная ценность, без которой любое иное право превратилось бы в пустой звук. Это человеческая жизнь. И, стало быть, право на жизнь в его обеспеченности является базовой высшей ценностью и основой для возникновения и осуществления всех других прав человека
Вершиной всей естественно-правовой пирамиды является право на жизнь. Право на жизнь — это фундаментальное право человека, без которого все остальные теряют ценность и смысл.
Актуальность темы объясняется признанием права на жизнь важнейшим правом человека в современном социальном обществе, таким правом, которое является основным, исходным для всех остальных прав и свобод. Также большое значение имеет особая защита и правовая охрана данного права.
Над проблемой определения права на жизнь и состава входящих в него правомочий работало множество ученых. Это М.Н. Малеина, Л.О. Красавчикова, Г.Б. Романовский, И.А. Михайлова, Н.А. Рубанова, А.Н. Головистикова, Е.С. Резник и др. Вот почему указанные вопросы остаются актуальными.
Объект исследования — правоотношения, возникающие в сфере реализации права на жизнь.
Предмет исследования – законодательные и иные нормативные правовые акты, регулирующие право на жизнь.
Целью курсовой работы является изучение особенностей права на жизнь.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи курсовой работы:
— изучить социально-правовую природу соматических прав человека;
— раскрыть понятие, законодательное закрепление и юридические гарантии защиты права на жизнь;
— рассмотреть содержание и характеристику элементов содержания конституционного права на жизнь человека;
— проанализировать эвтаназию, как аспект конституционного права на жизнь;
— выявить проблемы применения смертной казни.
Методологическую основу курсовой работы составил диалектический метод научного познания, а также совокупность общенаучных и частнонаучных методов, в числе которых: аналитический, проблемно-теоретический, системный, синтетический, исторический, системно-структурный,структурно- функциональный, формально юридический структурно-юридический, сравнительно-правовой и др. Сочетание указанных методов позволило наиболее качественно решить поставленные задачи.
Нормативную базу курсовой работы составили Конституция РФ , федеральные законы РФ, нормативные акты Президента и Правительства РФ, соответствующие, относящиеся к исследованию акты министерств и ведомств.
Эмпирическая основа курсовой работы. Автором изучены учебная литература, монографии, материалы конференций, диссертации, научные статьи российских и зарубежных исследователей, которые в своих научных трудах касались вышеобозначенной проблематики. Научная литература представлена современными авторами.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя пять параграфов, заключения, списка литературы.
Заключение:
Подводя итог проведенному исследованию, можно сформулировать следующие основные выводы.
Появление соматических прав человека и их нормативная регламентация в законодательстве некоторых стран — закономерный объективный этап развития государства и общества. Именно поэтому необходимо проведение дальнейших углубленных научных исследований данных прав и выработки условий их внедрения в современную юридическую теорию и практику.
Уникальная сущность соматических прав связана с человеческим телом как главным объектом данных прав и, как следствие, порождает столкновение частной, индивидуальной свободы и общественных, публичных ценностей морали и нравственности. В результате главным фактором дальнейшего развития соматических прав является поиск баланса между пределами индивидуальной свободы и требованиями морали и общественных ценностей.
Жизнь – это важнейшее и наиболее ценное нематериальное благо, являющееся необходимым условием для возникновения у лица всех иных субъективных прав.
Право на жизнь — основополагающее, первостепенное благо, поскольку реализация любых иных прав, свобод и обязанностей становится не возможной после смерти человека. При анализе системы национального законодательства не возникает сомнений в признании права на жизнь, как неотъемлемого и естественного.
Право на жизнь закреплено в ст. 20 Конституции РФ. Закрепление данного права в основном законе Российской Федерации является одним из важнейших событий за всю историю конституционализма в России, поскольку в предыдущих конституциях СССР об этом праве не упоминалось.
Можно говорить о том, что право на жизнь включает в себя: право на достоинство личности; право на свободу и личную неприкосновенность; право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени; право на неприкосновенность жилища; право на свободу совести, свободу вероисповедания; право на свободу мысли и слова; право на жилище, право на охрану здоровья и медицинскую помощь и другие права.
Право на жизнь защищается с помощью механизмов государственного и общественного обеспечения, предусмотренных Конституцией РФ, а его защита, заключающаяся в создании и поддержании безопасной социальной и природной среды обитания, условий жизни для каждого конкретного человека, пронизывает все отраслевое законодательство РФ.
Проведенный в работе анализ законодательства в сфере реализации и защиты права на жизнь, дает возможность рекомендовать европейскому и мировому сообществу предпринять все возможные меры к максимальной унификации представлений различных стран и правовых систем о ценности человеческой жизни, а также привести к единому стандарту положения об отдельных аспектах реализации и защиты данного права.
Представляется, что на данный момент Россия не готова к легализации эвтаназии по трем взаимосвязанным причинам:
1. исторический склад менталитета, в силу которого право на умерщвление лица из сострадания не представляется приемлемым, более того, противоречащим этике, морали и вере;
2. отсутствие должного уровня развития медицины, в силу которого практическая реализация эвтаназии не возможна в той концепции, в какой изначально разрабатывалась в мировом сообществе;
3. прямой правовой запрет на осуществление эвтаназии, который предопределяет отсутствие правовой проработанности обеспечения законодательного регулирования данного института.
Проблема легализации института эвтаназии на сегодняшний день остается крайне спорной в мировом сообществе в целом и в России в частности. Решение вопросов в данной сфере необходимо основывать на симбиозе научно-теоретической разработанности и практической применимости имеющихся знаний.
Смертная казнь значительно тормозит складывание правового государства и гражданского общества. С чем это связано? С преуменьшением значимости человеческой жизни, с нарушением главного естественного права. Мнение россиян, многие из которых пережили распад союзного государства, является, как и в остальном мире, неоднозначным. Да, число сторонников все еще преобладает, но заметна тенденция к его процентному уменьшению. Наконец, на основании всего изложенного, следует предположить, что приоритетным будет либо дальнейшее продление моратория, либо полная отмена смертной казни, которая, в сущности, произошла уже в 2010 году. Возможен вариант постепенного отказа, начиная с продления и заканчивая конституционным запретом.
Таким образом, отметим, что право на жизнь есть абсолютной ценностью всех времен и цивилизаций является. Данное право закреплено всеми международно-правовыми актами о правах человека и почти всеми конституциями мира как неотъемлемое право человека, охраняемое законом. Право на жизнь является одной из основополагающих ценностей демократических стран, отступление от него в принципе не допускается.
Все вышеизложенное продолжает свидетельствовать о том, что право на жизнь является сложным и многоаспектным вопросом, в рамках которого необходимо решить еще множество проблем. Однако современное законодательство стремится найти пути их решения и многое уже нашло отражения в законодательных актах различных стран, созданы международные организации для контроля за соблюдением прав и свобод граждан всех государств.
Фрагмент текста работы:
1. Теоретические основы права на жизнь
1.1. Социально-правовая природа соматических прав человека
Соматические права человека в силу своей инновационности являются одним из актуальных направлений развития теории прав человека. Именно поэтому их появление вызвало оживленную и довольно продолжительную научную дискуссию.
Соматические права человека в наиболее общем виде можно определить как признаваемые обществом и государством возможности человека свободно распоряжаться своим телом и всем, что с ним непосредственно связано, по своему личному усмотрению.
Рассматриваемая группа прав появилась благодаря научным изысканиям В.И. Крусса, который указал, что ««среди правопритязаний личности можно выделить и обособить группу таких, которые основываются на фундаментальной мировоззренческой уверенности в “праве” человека самостоятельно распоряжаться своим телом. Права эти, имеющие сугубо личностный характер, предлагается определить как “соматические” (от греч. soma — тело)». В эту группу прав данный ученый включал группу прав личности, которые основываются на фундаментальной мировоззренческой уверенности в «праве» человека самостоятельно распоряжаться своим телом, осуществлять его «модернизацию», «реставрацию», и даже фундаментальную «реконструкцию», изменять фундаментальные возможности организма и расширять их технико-агрегатными либо медикаментозными средствами» .
В силу изложенного к данным правам, согласно классификации М.А. Лаврика, можно отнести: право на жизнь (его производное право на смерть); право распоряжаться своими органами, тканями, телесными жидкостями; право на секс; право на естественную (позитивную, направленную на создание жизни посредством человеческого тела, и создание препятствий для ее возникновения в нем (аборт, контрацепция, стерилизация) и искусственную (клонирование) репродукцию; право на смену пола; право на употребление наркотиков и психотропных веществ . Мы со своей стороны считаем, что последнее право должно быть расширено и распространяться на употребление любых продуктов, веществ и жидкостей. Перечень этих продуктов, веществ и жидкостей не должен являться «закрытым», поскольку спектр данных прав, безусловно, будет увеличиваться, перманентно с развитием научно-технического прогресса, медицины, и в целом укрепления позиции прав человека в мире и их развития.
Как отмечает основоположник теории соматических прав человека В.И. Крусс, природа этих прав крайне своеобразна: при их реализации человек не только претендует на радикальное изменение первородной телесной целостности, но также выдвигает определенные претензии обществу в плане их обеспечения и гарантирования. Некоторые из этих прав вызывают большой общественный резонанс (например, самоубийство, эвтаназия, суррогатное материнство, право на аборт, проституция, легализация однополых браков, клонирование), обусловливающий ряд не только правовых, но и этических проблем, связанных с возможностью/невозможностью (допустимостью / недопустимостью) их практической реализации. Поэтому со всей необходимостью можно справедливо признать, что соматические права человека являются одним из главных вызовов современному обществу и государству, особенно его нормотворческой законодательной.