Государственные предприятия Курсовая теория Экономические науки

Курсовая теория на тему Право хозяйственного ведения и право оперативного управления

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

1 Теоретические и
правовые аспекты хозяйственного ведения и оперативного управления предприятиями. 5

1.1 Право хозяйственного
ведения, как особая разновидность вещных прав. 5

1.2 Право оперативного
управления, как особая разновидность вещных прав. 8

1.3 Объекты и субъекты
права хозяйственного ведения и оперативного управления  13

2.Использование
различными уровнями власти права хозяйственного ведения и права оперативного управления. 15

2.1 Использование
государственными и муниципальными уровнями власти права хозяйственного ведения. 15

2.2 Использование
государственными и муниципальными уровнями власти права оперативного управления. 19

2.3 Государственные
унитарные предприятия России и их будущее. 21

Заключение. 29

Список использованных источников. 32

  

Введение:

 

Актуальность
темы. Правовые институты, рассматриваемые в рамках данной курсовой работы,
широко используются в Российской Федерации и находят своё закрепление в
законодательстве, в связи с этим можно говорить об их актуальности.

Право
хозяйственного ведения и оперативного управления – правовые механизмы
управления имуществом собственников, для которых получение прибыли не является
первостепенной целью. Как известно, не все исследователи придерживаются мнения
о том, что эти вещные права являются жизнеспособными. Многие считают, что это
наследство, полученное российской правовой системой от
административно-командной экономики, которое не способно функционировать в
новой экономической системе. Исследуемые правовые институты часто являются
причинами проблем в государственном секторе экономики. Соответствующие
федеральные министерства перекладывают ответственность с места отсутствия
должных навыков в сфере управления государственным имуществом в современных
условиях хозяйствования на будто бы внутренне присущие исследуемым вещным
правам изъяны. Причиной такого отношения порой является неполное понимание их
правовой сущности, их места в гражданском праве и в системе вещных прав. Также
источником такого мнения может являться факт отсутствия прямых аналогов
подобных институтов в Западной Европе, Северной Америке[1].

Оба
института возникли совсем недавно, они намного реже подвергались исследованию в
отличие от права собственности. Эти ограниченные вещные права имеют и
положительную сторону, которая заставляет государственных собственников
постоянно создавать новых носителей этих прав.

Цель
исследования – рассмотреть такие правовые механизмы управления имуществом
собственников как право хозяйственного ведения и право оперативного управления.

Исходя
из заявленной цели были поставлены следующие задачи исследования:


изучить право хозяйственного ведения, как особую разновидность вещных прав;


охарактеризовать право оперативного управления, как особую разновидность вещных
прав;


выявить объекты
и субъекты права хозяйственного ведения и оперативного управления;


исследовать особенности использования государственными и муниципальными уровнями
власти права хозяйственного ведения


проанализировать использование государственными и муниципальными уровнями
власти права оперативного управления;


дать характеристику государственным унитарным предприятиям России и определить
их будущее.

Объект
исследования: право хозяйственного ведения и оперативного управления как
гражданско-правовые категории. [1] Петров Д.В. Право
хозяйственного ведения и право оперативного управления. – СПб.: Юрид.
центр-пресс, 2021. – 359 с.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В
соответствии с п. 1 ст. 296 Гражданского Кодекса Российской Федерации
«учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве
оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах,
установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением
этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим
имуществом с согласия собственника этого имущества».

Содержание
этого права состоит в том, что:

1.
Собственник определяет цель деятельности казенного учреждения, созданного
первым, в учредительном документе; дает указания по управлению имуществом;
решает вопрос о распределении дохода предприятия; не имеет права изымать
имущество, которое закреплено за учреждением, но он может изъять его, если оно
не используется или используется не по назначению.

2.
Предприятие может самостоятельно решать вопросы реализации произведенной
продукции если иное не установлено федеральными законами или иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации, в других случаях – только при наличии
согласия собственника этого имущества; не вправе отчуждать, иным способом
распоряжаться закрепленным имуществом и имуществом, которое оно приобрело за
счет средств, поступивших согласно смете.

3.
Все денежные средства, которые учреждение получило от собственника в целях
финансирования, оно вправе тратить только согласно смете, которая была
утверждена последним.

4.
Имущественная ответственность. По общему правилу, казенное предприятие отвечает
по своим долгам всем своим имуществом, а учреждение – только в пределах
находящихся в его распоряжении денежных средств, а в случаях, установленных
законом, также иным имуществом. Собственник несет субсидиарную ответственность
по обязательствам казенного предприятия, если у последнего не хватает
имущества. А по долгам учреждения – в случае нехватки денежных средств
учреждения, для погашения задолженности последнего.

В
соответствии со ст. 294 Гражданского Кодекса Российской Федерации право
хозяйственного ведения – право государственного или муниципального унитарного
предприятия владеть, пользоваться, распоряжаться имуществом в пределах,
определяемых гражданским законодательством. Содержание
данного института состоит в следующем:

1.
Собственник занимается вопросами по созданию предприятия, определению целей его
деятельности; осуществляет контроль за использованием имущества по назначению,
за его сохранностью; получает определенный размер прибыли от использования
имущества, которое находится в хозяйственном ведении предприятия; не может
изымать, передавать в аренду, по-другому распоряжаться имуществом, которое
находится у предприятия на данном праве.

 

Фрагмент текста работы:

 

1 Теоретические и правовые аспекты хозяйственного ведения и
оперативного управления предприятиями 1.1 Право хозяйственного ведения, как особая разновидность
вещных прав Согласно
ст. 294 Гражданского кодекса Российской Федерации (Далее- ГК РФ) унитарные
предприятия, учредителями которых выступают субъекты, муниципальные образования
и сама Российская Федерация в целом, могут владеть, пользоваться и
распоряжаться имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения.
Ст.295 уже непосредственно раскрывает правомочия учредителя по отношению к
имуществу. Нужно отметить, что к перечню прав собственника относят: принятие
решений о любых преобразовательных действиях, связанных с унитарным
предприятием и разрешенных законодательно, к примеру, о реорганизации,
ликвидации и т.д.; определение целей, задач, а также предмета деятельности
предприятия и, конечно же, организация работы по осуществлению
контрольно-надзорных функций относительно имущества, переданного в рамках права
хозяйственного ведения.

Из
вышесказанного можно увидеть, что унитарные предприятия ограничены в своем
праве на владение, пользование и распоряжение имуществом, что в свою очередь
закрепляется в п.2 ст.295 ГК РФ, которая гласит, что предприятие не имеет права
на продажу недвижимого принадлежащего ему на праве хозяйственного ведения
имущества, на сдачу его в аренду или залог, не может внести в качестве
складочного капитала, т.е. иными словами не имеет права реализовывать или
каким-либо образом отчуждать имущества без получения на то согласия
собственника. Подобные ограничения также находят свое отражение и в Федеральном
законе от 14.11.2002 года №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных
предприятиях»[1].

Казалось
бы, что движимым имуществом предприятия могут распоряжаться самостоятельно,
однако действует ряд ограничений, предусмотренных вышеупомянутым законом и
рядом нормативно-правовых актов. Так предприятие, не зависимо от вида
имущества, имеет право распоряжаться им только в таких пределах, которые не
могут лишить его возможности реализовывать свою деятельность, цели и задачи.
Любая сделка, нарушающая данное требование, будет признана ничтожной.

Обобщая
вышесказанное, делаем вывод о том, что под правом хозяйственного ведения
понимается вещное право унитарных предприятий, которые не выступают
собственниками имущества, закрепленного за ними, и имеют право ограниченного
владения, пользования и распоряжения таким имуществом[2].

В целях
выявления места права хозяйственного ведения в системе вещных прав, проведем
сравнительный анализ между исследуемым правом, правом собственности и правом
оперативного управления. Ключевые отличия данных понятий основываются
непосредственно на юридической природе. Так, право собственности выступает
фундаментом для возникновения права хозяйственного ведения, поэтому они
находятся в [1]  Вознюк, Н. Ю. Унитарные предприятия в аспекте
современной правовой действительности [Текст] / Н. Ю. Вознюк// Молодой ученый.
— 2019. — № 40 (278). — С. 96- 98. [2] Гулевская, И. А.
Характеристика права хозяйственного ведения. Соотношение права хозяйственного
ведения, права оперативного управления и права собственности [Текст]/ И. А.
Гулевская // Молодой ученый. — 2018. — № 3 (189). — С. 113-115.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы