Курсовая теория на тему Право человека назащиту от бесчеловечного и унижающего достоинство обращения как объект преступления против личности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
Глава 1 Понятие права человека на защиту от бесчеловечного и унижающего достоинство обращения 5
1.1.Понятие бесчеловечного обращения 5
1.2. Понятие пыток и истязания, как объекты преступлений против личности 13
Глава 2 Право человека на защиту от бесчеловечного и унижающего достоинство обращения 17
2.1. Нормативно-правовое регулирование ответственности 17
2.2. Современное состояние права человека на защиту от бесчеловечного и унижающего достоинство обращения на примерах судебной практики 20
Заключение 32
Список использованной литературы 37
Введение:
Основную группу злодеяний, описанных в Уголовном кодексе, составляют преступления против жизни. Эти нарушения считаются самыми опасными, ведь они направлены против самого ценного, что есть у человека − против его жизни. Право на жизнь, здоровье, честь, а также достоинство гарантирует каждому человеку Конституция, поэтому приоритетной задачей законодателя является охрана личности от преступных посягательств. Преступления против личности УК РФ наказывает с особой строгостью, за нарушение норм, описанных в главе 16, предусмотрено даже пожизненное лишение свободы.
Преступления против жизни и достоинства не могут носить случайный характер, то есть совершаться по неосторожности. Объективная сторона преступления заключается в совершении действий или бездействии, направленных на нарушение конституционных прав и свобод человека, затрагивающих личность. Мотивом совершения преступления данной группы может служить что угодно, начиная от банальной корысти, заканчивая местью, личной неприязнью. Охрана чести и достоинства в государстве достигается разными методами, включая уголовно-правовые. Каждый имеет право на тайну личной жизни, защиту своего доброго имени и репутации. Достоинство личности как конституционно-правовая категория относится к числу тех проблем, состояние исследований которой не может удовлетворить ни теорию, ни практику современного конституционализма. Чрезвычайно широкий, междисциплинарный характер данной категории естественным образом «провоцирует» исследователей на широкие, но, как это нередко бывает в таких случаях, столь же поверхностные подходы. Применение пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания представляет собой грубейшее нарушение прав человека.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие по поводу защиты прав человека от бесчеловечного и унижающего достоинство обращения как объекта преступления против личности.
Предметом исследования в работе стали нормы уголовного права и материалы судебной практики, а также научные публикации в той мере, к которой они необходимы для достижения цели работы.
Целью исследования является рассмотрение теоретических и практических проблем уголовно — правовой борьбы с посягательствами на свободу личности.
Задачами исследования являются:
• Дать определение бесчеловечного и унижающего достоинство обращения;
• Рассмотреть современное состояние бесчеловечного и унижающего достоинство обращения в РФ;
• Исследовать существующие понятие пыток и истязания;
• Проанализировать нормативно-правовое регулирование ответственности в исследуемой области.
Степень научной разработанности проблемы. Проблемам изучения преступлений против свободы личности занимались такие ученые как Адельханян Р. А., Антипова Г.В., Бойко Н.В., Вандышев В.В., Гаджиэменов Б. и другие, не смотря на это, следует отметить, что не все проблемы решены. Происходят изменения в законодательстве, которые требуют внимания к данной проблеме.
Проведенное исследование опирается на диалектический метод научного познания явлений окружающей действительности, отражающий взаимосвязь теории и практики. Обоснование положений, выводов и рекомендаций, содержащихся в работе, осуществлено путем комплексного применения следующих методов социально-правового исследования: историко-правового, статистического и логико-юридического.
Работа состоит из введения двух глав, заключения и библиографического списка.
Заключение:
Вопрос о свободе от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания является одним из важнейших для международного и внутригосударственного правового регулирования. Об этом свидетельствует большое количество международно-правовых актов и правовых актов Российской Федерации и зарубежных стран. Часть 2 статьи 21 Конституции Российской Федерации (1993 г.) звучит следующим образом: «Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвернут медицинским, научным или иным опытам». Историческим предшественником указанной статьи была ст. 19 Декларации прав и свобод человека и гражданина РФ, которая выступает приемником ст. 5 Всеобщей Декларации, ст. 7 Международного пакта о гражданских и политических правах, а также ст. 3 Европейской Конвенции.
Следует подчеркнуть, что понятие «жестокое, бесчеловечное или унижающее достоинство обращение или наказание» выступает в качестве оценочного. В юридической литературе под оценочным понятием рассматриваются фиксирующие наиболее общие признаки обобщаемых и равозначимых явлений и интерпретируемые путем оценки в процессе правоприменения понятия. При этом, они, как правило, относятся к группе ощеупотребляемых понятий, основанием которых выступают этические нормы.
В процессе интерпретации оценочных понятий велика роль доктри-нального толкования, а также судебной практики. Исходя из этого, важное значение в толковании понятия «жестокое, бесчеловечное или унижающее достоинство обращение или наказание» принадлежит правоприменительной практике международных и региональных органов, а также судебной практике отдельных государств.
Хотелось бы подчеркнуть, что международно-правовые акты проводят разграничение между антигуманным обращением и антигуманным наказанием. Общими для них является то, что они выступают неправовой формой государственного принуждения. При этом если первое носит предупредительный или обеспечительный характер с точки зрения лица, совершающего эти действия, то второе, по его мнению, выполняет функции государственных санкций.
Россия до сих пор не криминализировала пытки в качестве самостоятельного преступления в Уголовном кодексе. Поэтому настоятельно рекомендуется России квалифицировать пытки в качестве самостоятельного преступления.
В настоящее время вызывает обеспокоенность, что в связи с поступающими сообщениями о том, что на практике гарантии против пыток в отношении задержанных лиц зачастую не соблюдаются. Вызывает сожаление в связи с информацией о том, что адвокатам часто отказывают в доступе к их клиентам, содержащимся под стражей. По-прежнему можно говорить о том, что задержанные могут быть лишены права общения со своими родственниками. Тюремные врачи, как сообщается, часто отказываются провести надлежащий и конфиденциальный осмотр телесных повреждений. Также вызывает сомнение отсутствие информации о централизованном регистре задержанных и правил, регулирующих использование видеонаблюдения в местах содержания под стражей.
России следует обеспечить, чтобы в законодательстве и на практике всем задержанным предоставлялись все основные правовые гарантии с самого начала лишения свободы. В частности, обеспечить, чтобы:
— все задержанные могли на практике иметь оперативный доступ к квалифицированному независимому юристу или бесплатной юридической помощи, особенно во время допросов в полиции; право на уведомление родственника или другого лица с целью сообщить о причинах и месте заключения. России следует регулярно следить за предоставлением сотрудниками правоохранительных органов этих правовых гарантий, наказывать за любое несоблюдение этих гарантий, а также собирать и представлять данные о случаях, когда должностные лица подвергались дисциплинарным или иным мерам за несоблюдение данных гарантий;
— было гарантировано право запрашивать и проходить медицинское освидетельствование независимым врачом с самого начала лишения свободы; медицинские осмотры проводились вне пределов слышимости и вне поля зрения сотрудников полиции и тюремного персонала; медицинские работники не подвергались какому-либо неправомерному давлению или репрессиям, когда выполняют свои обязанности;
— все случаи лишения свободы незамедлительно регистрировались в централизованном учёте лиц, содержащихся под стражей, и все члены семьи задержанных и их адвокаты имели право на доступ к информации, касающейся этого задержанного лица;
— производилась видеозапись всех допросов, и было установлено видеонаблюдение во всех местах содержания под стражей, где могут находиться задержанные, за исключением случаев нарушения права задержанных на неприкосновенность частной жизни или на конфиденциальную связь со своим адвокатом или врачом. Такие записи должны храниться в безопасных помещениях и предоставляться следователям, задержанным и их адвокатам.
ЕСПЧ глубоко обеспокоен многочисленными достоверными сообщениями о практике пыток и жестокого обращения в России и тем, что жалобы на пытки редко приводят к уголовному преследованию.
ЕСПЧ настоятельно призывает Россию к борьбе с безнаказанностью пыток, в том числе, путем того, чтобы высокопоставленные правительственные чиновники публично и однозначно утверждали, что пытки не допустимы, и что каждый, кто их практикует, будет привлечен к уголовной ответственности.
Принимая к сведению ответы российской делегации о том, что прокуроры информируются о каждом случае пыток или жестоком обращении с задержанными в течение одного дня с подтверждающей документацией, Комитет, по-прежнему, обеспокоен последовательными и многочисленными сообщениями, свидетельствующими об отсутствии оперативного, беспристрастного и эффективного расследования утверждений о пытках или жестоком обращении.
ЕСПЧ также обеспокоен информацией о том, что многие сообщения о пытках отклоняются следователями на этапе доследственной проверки и не приводят к возбуждению уголовного дела. ЕСПЧ также сожалеет об отсутствии статистической информации с разбивкой о количестве полученных жалоб на пытки со стороны государственных должностных лиц, о количестве расследованных жалоб и о количестве уголовных дел, возбужденных против виновных. ЕСПЧ также обеспокоен сообщениями о недостаточности людских и финансовых ресурсов, выделяемых подразделению Следственного комитета, которое расследует преступления сотрудников правоохранительных органов
ЕСПЧ рекомендует России ратифицировать Факультативный протокол к Конвенции против пыток и создать национальный превентивный механизм.
России следует обеспечить, чтобы все лица, особенно лишенные свободы, могли бы передавать конфиденциальные сообщения о пытках независимому следственному органу. России следует принять все необходимые меры для защиты задержанных, утверждающих о пытках, от репрессий.
ЕСПЧ выразил обеспокоенность в связи с сообщениями о том, что жертвы редко получают компенсацию и что даже в случае присуждения компенсации эта сумма является минимальной. Отсутствуют статистические данные о компенсациях, предоставленных жертвам пыток.
ЕСПЧ настоятельно призывает Россию обеспечить, чтобы все жертвы пыток, в том числе и родственники исчезнувших лиц, получали возмещение ущерба, включая надлежащую компенсацию и реабилитацию, в том числе, в случаях, когда преступник не известен или осужден за совершение преступления. России следует собрать и представить ЕСПЧ данные об общем числе поданных исков о компенсации морального вреда, о количестве удовлетворенных подобных исков, а также о размерах компенсации, присужденной судами.
Приветствуя различные образовательные программы для государственных должностных лиц в России, ЕСПЧ, по-прежнему, обеспокоен тем, что обучение правам человека, в том числе, и по абсолютному запрету пыток, не является обязательным для всех сотрудников правоохранительных органов, военнослужащих и сотрудников судебных органов. ЕСПЧ обеспокоен тем, что не все медицинские работники, работающие с лицами, лишенными свободы, проходят подготовку по Стамбульскому протоколу
Фрагмент текста работы:
Глава 1 Понятие права человека на защиту от бесчеловечного и унижающего достоинство обращения
1.1.Понятие бесчеловечного обращения
Бесчеловечное обращение как более широкое понятие характеризуется такими признаками, как умышленный характер совершаемого деяния (преднамеренность), применение подобных мер каждый раз на протяжении нескольких часов подряд (систематичность) и причинение в результате их применения если не фактического вреда здоровью, то, по крайней мере длительных физических и психологических страданий .
Угроза применения пыток, если возможна ее реализация, также может квалифицироваться Судом в качестве «бесчеловечного обращения». К примеру, в постановлении «Гафген против Германии» (2010). Суд пришел к выводу, что применявшиеся при допросе в полиции прямые угрозы заявителю подвергнуть его значительным страданиям с целью получения от него информации были настолько серьезными, что должны квалифицироваться в качестве «бесчеловечного обращения» . Вместе с тем способ допроса не достиг такого уровня жестокости, чтобы считаться пытками. То есть основное различие между пыткой и бесчеловечным обращением заключается в степени страданий, причиняемых потерпевшему.
Что такое бесчеловеческое обращение предлагаю рассмотреть на примере системного нарушении прав заключенных-женщин, отбывающих наказание в ФКУ ИК-16 ГУФСИН России по Свердловской области (далее – ИК-16).
Представители администрации ИК-16 установили в учреждении систему пыточных или унижающих достоинство видов обращения и наказания за небольшие провинности или за отказ работать на оперативную службу, т.е. быть источником информации для оперативного отдела.
При подготовке аналитической справки сотрудниками «Межрегионального центра прав человека» (далее – Организация) было опрошено 5 женщин, ранее отбывавших наказание в ИК-16, и два сотрудника ИК-16, пожелавших остаться неизвестными .
Кроме этого, сотрудниками правозащитной Организации было осуществлено два выезда в ИК-16 для встреч с заключенными-женщинами, в порядке ч.4 ст.89 УИК РФ, для проведения их опроса на предмет нарушения их прав во время отбывания наказания в ИК-16.