Правозащитная деятельность и права человека Курсовая теория Юриспруденция

Курсовая теория на тему Право человека на благоприятную окружающую среду

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Особенности современного законодательства об
охране окружающей среды   6

1.1. Понятие, признаки и классификация конституционных
(основных) прав, свобод и обязанностей. 6

1.1.Окружающая среда и ее особенности. 13

1.3.Правовые основы управления в сфере охраны окружающей
среды.. 20

Глава 2. Анализ и совершенствование государственного
регулирования системы природопользования и охраны окружающей среды Российской
Федерации на примере Росприроднадзора. 25

2.1.Деятельность Федеральной службы по надзору в сфере
природопользования  25

2.2.Пути совершенствования системы природопользования и
охраны окружающей среды.. 28

Заключение. 34

Библиографический список. 36

  

Введение:

 

Каждый человек имеет право
на здоровье, комфортные условия жизни и благоприятную окружающую среду, но
далеко не каждый человек понимает, что своей бесконтрольной деятельностью он
обрекает себя на жизнь вне этих рамок. Антропогенное воздействие на окружающую
среду является серьезнейшей проблемой современности. Люди не хотят брать
ответственность за пагубные результаты жизнедеятельности. По данным ВЦИОМ доля
тех, кто осознает значимость роли рядовых граждан в деле сохранения природы
всего лишь 20% населения страны.

Общая численность
жителей Москвы переваливает за 12 миллионов человек, такая рекордная
концентрация населения, промышленного потенциала, транспортных узлов и
магистралей, систем жизнеобеспечения, объемов и структур потребления – главная
причина складывающихся непростых экологических ситуаций конкретно в Москве.

Если рассматривать происходящие
процессы в масштабе целой страны, то ситуация значительно хуже. Сюда
добавляются проблемы, связанные с бесконтрольной деятельностью людей. Например,
вырубка лесов, сброс ядовитых отходов в водоемы, а также весьма актуальная в
настоящий момент проблема – захоронение мусора и использование мусорных свалок.
Касательно состояния водных объектов ситуация не меняется уже много лет: 90%
всех стоков в водоемы не проходят достаточной очистки. Относительно чистые реки
остались только там, где проживет меньшая часть населения страны (Сибирь и
Дальний Восток).

Решая сложившуюся
ситуацию необходимо соблюдать баланс между социально-экономическим развитием
регионов и качеством окружающей среды. Речь идет о том, что при естественном
приросте населения расширяются границы антропогенного воздействия. Например,
сокращается количество и общая площадь сельскохозяйственных земель, замещается
природный ландшафт на антропогенный. То есть необходимо комплексное решение
поставленных задач Правительством и Президентом по снижению негативного
воздействия на окружающую среду. Начиная от культурного воспитания граждан и
заканчивая использованием инновационных автоматизированных система на
производстве и в госаппарате для уменьшения негативного воздействия и ускорения
процесса контроля и мониторинга состояния окружающей среды.

В связи с этим,
актуальность данной темы обусловлена статическим ухудшением состояния экологии
нашей страны, а также пренебрежительным отношением к природе со стороны
человека.

Цель исследования:
анализ проблем правового регулирования охраны окружающей среды. Из поставленной
цели были сформулированы следующие задачи:

• раскрыть конституционные основы охраны
окружающей среды;

• проанализировать содержание, систему и
структуру современного законодательства об охране окружающей среды;

• определить особенности государственного
управления природопользованием;

• проанализировать проблемы обеспечения
рационального природопользования.

Объект исследования –
общественные отношения, возникающие в ходе охраны окружающей среды.

Предмет исследования –
нормы действующего российского законодательства, регулирующие общественные
отношения, возникающие в ходе охраны окружающей среды, а также
правоприменительная практика органов государственной управления
природопользованием и судебная практика конституционного Суда Российской
Федерации по вопросам охраны окружающей среды.

Методология
исследования: при написании данной работы были изучены труды российский ученых

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В настоящей работе был проведен анализ существующей системы
природопользования и охраны окружающей среды. Определены основные понятия –
«природопользование», «окружающая среда». Рассмотрена законодательная база,
система органов власти, уполномоченных осуществлять свою деятельность по охране
окружающей среды и природопользованию.

В сформированной системе органов государственного управления
в сфере охраны окружающей среды, большинство полномочий реализуется на
федеральном уровне, что не позволяет осуществлять в полном объеме надлежащее
исполнение функций в части надзора и госрегулирования. Так же важно отметить,
что сформированы достаточные положения экополитики, устанавливающие задачи, при
выполнении которых значительно улучшится состояние окружающей среды. Однако не
сформирована сама система природопользования. Отсутствует целостное
представление о том, каким образом природопользователи должны осуществлять свою
деятельность без ущерба для природы. Несомненно, существуют сдерживающие
стимулы в виде налогов и сборов и т.п., но они только временно ограничивают
деятельность либо устанавливают временные допустимые нормативы выбросов/сбросов
загрязняющих веществ.

Разрешение экологических проблем в России выходит на очень
серьезный уровень, это заметно прослеживается в увеличении законодательной
базы, в объеме финансирования госпрограммы, но хочется отметить, что пока плохо
складывается сотрудничество государства и представителей бизнеса (собственников
предприятий), так как они ориентированы все еще только на получение прибыли.
Нет заинтересованности в части инвестирования в регионы для разработки
совместных программ по охране окружающей среды. В частности, это связано со
сложностями и противоречиями в законодательстве касательно заключения
соглашений на оказание работ (услуг).

Итак, Федеральная служба по контролю и надзору в сфере
природопользования является исполнительным органом, который имеет свою сложную
структуру, своей деятельность через территориальные органы охватывает всю
территорию Российской Федерации, подотчетен Министерству природы, выполняет
функции:

· административного
органа по Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры,
находящимися под угрозой исчезновения, от 3 марта 1973 года в РФ в отношении
видов дикой фауны и флоры, находящихся под угрозой исчезновения, кроме
осетровых видов рыб;

· федерального
органа исполнительной власти, специально уполномоченного на осуществление
государственного регулирования в области охраны озера Байкал.

Необходимо отметить реформу КНД, реализация которой принесла много
положительных результатов. Во-первых, требования к ФОИВ и бизнесу выстраиваются
в понятную и целостную систему, так как логично и грамотно реформируется
законодательство по различным направлениям. Во-вторых, приоритетом в исполнении
полномочий у ФОИВ становится профилактика проверок, это, например, методические
рекомендации по самообследованию на предмет нарушений установленных показателей
деятельности предприятия. В-третьих, это создание современной
IT-инфраструктуры, то есть единые базы данных, позволяющие аккумулировать
информацию о ходе проверок, показателям по видам рисков и т.п., а также
интуитивно понятные сервисы по предоставлению

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Особенности
современного законодательства об охране окружающей среды 1.1. Понятие, признаки и классификация конституционных (основных) прав, свобод и
обязанностей Говоря о механизме реализации конституционных прав в
первую очередь необходимо уделить внимание основному закону Российской
Федерации – Конституции, так как именно данный закон содержит в себе все особо
важные и направленные на обеспечение благополучной жизни населения нормы,
основываясь на которых в дальнейшем уже составляются другие Федеральные
конституционные законы, Федеральные законы, Указы Президента Российской
Федерации и иные нормативно-правовые акты.

Самым большим шагом современной российской демократии
стало то, что в 1993 году в Конституции Российской Федерации закрепили
неотъемлемые права и свободы человека и гражданина (ч.2 ст.17), это говорит о
правовом статусе России и что целью функционирования всех государственных и
общественных институтов в Российской Федерации является реализация этих
конституционных положений. Особенностью
Конституции, является ее содержание, в котором предусмотрены специальные органы
государства, наделенные необходимыми полномочиями, позволяющими гарантировать
реализацию основных прав и свобод человека и гражданина; так же она содержит в
себе нормативно-правовую базу, для активного участия институтов гражданского
общества в процессе правовой защиты индивида; не обходит стороной и самих
носителей конституционных прав и свобод человека и гражданина, которые получили
юридические средства для правовой самозащиты.[1]
В статье 45 части 1 Конституции РФ говорится: «Государственная защита прав и
свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется». Под
государственной защитой прав и свобод понимается направленная на это
деятельность всех ветвей государственной власти — законодательной,
исполнительной, судебной. Каждая из них, действуя самостоятельно, должна в то
же время направлять свои усилия на то, чтобы предоставленные гражданам права и
свободы не оставались только на бумаге, а были защищены на деле.

На деле это значит, что органы государственной власти,
в соответствии со своей компетенцией, обязаны принимать меры по обеспечению
реализации прав и свобод человека и гражданина. Ведь как мы знаем, статья 18
Конституции гласит, что «права и свободы человека и гражданина определяют
смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и
исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием». Главной
целью гарантий прав человека считается обеспечение бесперебойного действия прав
человека, осуществление их охраны и защиты. В этом случае цели гарантий
подчинены целям осуществления прав человека.

Механизм обеспечения и механизм гарантий преследуют в
процессе реализации прав человека касательно обособленной цели. В юридической
литературе сформировалось новое юридическое направление, что приобрело название
правозащитного, данное направление изучено следующими учеными: П.В. Анисимов,
А.В. Стремоухов, С.А. Мордва и др. Значение данного направления заключается в
том, что само понятие прав человека рассматривается в единой взаимосвязи с
возможностями их защиты. При этом основную роль занимает право на правовую
защиту. Осуществление данного права влечет за собой возникновение особых
правозащитных отно [1] Морозова Е.В. Механизм реализации конституционной
гарантии государственной защиты прав и свобод человека и гражданина в
Российской Федерации // Пробелы в российском законодательстве. 2010. № 4. – С.
11

 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА НА
БЛАГОПРИЯТНУЮ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ.. 6

1.1.Понятие и содержание права на благоприятную окружающую
среду. 6

1.2. Права и
обязанности граждан в области охраны окружающей среды.. 11

ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ И ФОРМЫ ЗАЩИТЫ
КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НА БЛАГОПРИЯТНУЮ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ.. 18

2.1. Проблемы реализации конституционного права на
благоприятную окружающую среду. 18

2.2.Формы защиты права на благоприятную окружающую среду. 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 31

  

Введение:

 

Жизнь и здоровье человека являются наивысшей ценностью
в любом цивилизованном обществе. Одним из условий для получения этих благ
является наличие такого качества природной среды, которое делает ее наиболее
пригодной для жизни человека.

При этом следует учитывать, что экологическая ситуация
во всем мире резко ухудшается, что поставило вопрос о выживании человека и уже
нанесло огромный ущерб жизни, здоровью и имуществу миллионов людей. Эти
проблемы уже давно вышли за пределы узких национальных рамок и не могут
рассматриваться исключительно как внутреннее дело какого-либо одного
государства. Этот тезис подтверждается углублением международного
сотрудничества государств в области прав человека, к которым принадлежит это
право.

Актуальность данного вопроса обусловлена наличием
определенных недостатков в экологическом законодательстве, несовершенством
механизмов обеспечения этого права. Вступление России в новую фазу
исторического развития привело к увеличению числа факторов, негативно влияющих
на состояние окружающей среды. Среди них — сокращение финансовой поддержки
экологических программ, вызванное глубоким экономическим кризисом в стране,
строительство иностранными компаниями экологически грязных производств, ввоз и
размещение опасных отходов в России и др. Все эти факторы придают определенную
специфику российским экологическим проблемам.

В то же время огромная моральная ценность этого добра
добавляет актуальности этому вопросу. Сегодня благоприятное качество природной
среды должно рассматриваться как благо всего человечества, в отношении которого
нынешнее поколение Земли не имеет морального права распоряжаться этим
богатством в ущерб будущим поколениям. Наконец, необходимость углубления
изучения права человека и гражданина на благоприятную окружающую среду
обусловлена недостаточным развитием этой проблемы с точки зрения
конституционного права. право естественного гражданина на окружающую среду

Целью данной работы является выявление содержания и
правовой природы права на благоприятную окружающую среду, его места в системе
других прав человека и гражданина; анализ системы его гарантий, определение
основных путей развития законодательства. Для достижения этой цели планируется
решить следующие задачи:

Определение концепции, содержания и правовой природы
права на благоприятные условия;

2. выявление динамики формирования и развития этого
права;

3. Выявление взаимосвязи между правом человека и
правом гражданина на благоприятную окружающую среду;

4. изучение форм и этапов реализации этого права;

5. Определить его место в системе других прав человека
и гражданина;

6. Определение системы национальных и международных
гарантий этого права.

Объектом данной работы являются отношения, возникающие
в процессе реализации и возникновения права на благоприятную окружающую среду.
Предметом рассмотрения являются нормы национального законодательства в области
экологического и конституционного права.

В рамках
написания данного курса были использованы такие методы: анализ и синтез,
диалектика, классификация, систематизация и обобщение.

Структура работы
состоит из введения, двух глав, разделенных на разделы, заключения и списка
ссылок.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Право каждого человека на благоприятную окружающую
среду, закрепленное в Конституции Российской Федерации, предоставляет широкие
возможности для развития личности и в то же время является одним из ключевых
прав в системе экологических конституционных прав и свобод. Предоставляя это
право, государство обязано создать систему эффективных гарантий, с помощью
которых человек может удовлетворить свои жизненные потребности и интересы.
Поэтому важно изучить не только право на благоприятную среду, но и систему
гарантий, механизм реализации и проблемы, возникающие в процессе ее реализации,
учет деятельности государственных органов и общественных организаций в
обеспечении указанного права.

В основе всей системы экологических прав лежит право
человека и гражданина на благоприятную окружающую среду. Несомненно, приоритет
этому праву отдается по нескольким причинам. Среди них мы можем выделить:
во-первых, оно закреплено как конституционное право; во-вторых, оно
неотчуждаемо и неотчуждаемо; в-третьих, оно затрагивает основные сферы
жизнедеятельности человека (жизнь, здоровье); в-четвертых, оно носит как
индивидуальный, так и коллективный характер, т.е. это право принадлежит каждому
человеку, независимо от его государственной принадлежности; в-пятых, право на
благоприятную окружающую среду реализуется не только через нормы
конституционного права, но и непосредственно через нормы отраслевого
законодательства (экологического, территориального, природно-ресурсного,
уголовно-исполнительного и т.д.).).).

По результатам исследования были сделаны следующие
выводы:

Право на благоприятную окружающую среду — это
способность каждого человека потреблять и пользоваться благами природы, жить в
здоровой окружающей среде, отвечающей международным и национальным стандартам,
получать достоверную информацию о своем государстве и предпринимать юридически
значимые действия по защите своих интересов и потребностей, которая закреплена
в Конституции Российской Федерации и гарантируется Правительством Российской
Федерации.

Конституционное право человека и гражданина на
благоприятную окружающую среду может стать эффективным и реальным только в том
случае, если государство создаст комплексную систему гарантий, методов и
способов правовой защиты. Не только индивидуум, но и государство в большей
степени должны создать такой уровень отношений между индивидуумом и природой,
который позволит индивидууму, обществу и государству оказывать благоприятное
воздействие на окружающую среду. Определяющую и ведущую роль в этом отношении
играет государство, которое выступает в качестве основы правового регулирования
в сфере отношений между обществом и природой. Только государство в правовых
формах (законы, указы и т.д.) может создать определенные правила поведения для
человека, который при поддержке самого государства реализует их в реальности.
Создание всеобъемлющей системы гарантий права на благоприятные условия создает
предпосылки для более эффективного осуществления этого права и достижения
определенных целей.

Необходимым условием его реализации является системная
деятельность не только государства и его органов, но и граждан и их
объединений.

Наконец, это право гарантируется в первую очередь
организационными и правовыми средствами, посредством строгого и
неукоснительного соблюдения закона.

Механизм реализации права человека и гражданина на
благоприятную окружающую среду является слаженно функционирующей системой,
имеет ряд особенностей по сравнению с механизмом реализации других конституционных
прав и свобод. Прежде всего, следует отметить, что в ее реализации задействован
широкий круг субъектов: межгосударственные образования, государство,
государственные органы, граждане и их объединения. Эта специфика обусловлена
особенностями правоотношений, касающихся предоставления, нарушения, ограничения
и защиты данного права. Особенностью механизма реализации данного права
человека и гражданина является то, что обязанность в правоотношениях по защите
нарушенного права возлагается как на компетентные государственные органы и
органы местного самоуправления, так и на отдельных граждан. Однако в процессе
реализации права на благоприятную окружающую среду возникают проблемы, которые
условно можно свести к следующим направлениям:

1. Низкая информированность общественности о состоянии
окружающей среды, в некоторых случаях искаженная информация;

2. Неспособность государственных и местных органов
власти предоставить экологическую информацию или сознательное предоставление
ложной и неуместной информации.

3. нестабильная государственная политика в области
экологии;

4. Политическая пассивность населения в принятии
важных решений в области охраны окружающей среды.

В системе условий и средств защиты, обеспечения и
отстаивания конституционного права человека и гражданина на благоприятную
окружающую среду важное место занимают правовые гарантии.

Анализ правовых гарантий конституционных прав и свобод
может проводиться по отраслевому принципу с разграничением конституционных,
уголовных, административных и гражданско-правовых гарантий и гарантий,
содержащихся в других отраслях права.

Государство, представленное органами государственной
власти, должно не только ежедневно, систематически и всесторонне решать
проблемы окружающей среды, но и делать это. Для этого необходимо создать
специализированную государственную программу по информированию населения о
состоянии окружающей среды, включая не только федеральный, но и региональный
аспект. Это направление будет развиваться более эффективно, если в так
называемом экологическом мониторинге будут участвовать представители
общественных организаций, ученые и правозащитники.

В настоящее время
конституционное право на

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ЧЕЛОВЕКА И
ГРАЖДАНИНА НА БЛАГОПРИЯТНУЮ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

1.1.Понятие и содержание права на
благоприятную окружающую среду

Право граждан на благоприятную природную среду — это
возможность для каждого гражданина России и для всего многонационального народа
Российской Федерации существовать в таком состоянии российской биосферы,
которое обеспечивает наивысший уровень физического и психического здоровья, а
также использовать систему средств, устраняющих угрозы для биосферы страны,
связанные с жизнедеятельностью человека.

Данное право включает в себя следующие элементы:

1. Право граждан на пользование качеством природной
среды, благоприятной для жизни и здоровья.

2. Право требовать достоверной информации о состоянии
окружающей природной среды

3. Право требовать компенсацию за ущерб, причиненный
экологическим преступлением[1].

На основе анализа права человека на благоприятную
окружающую среду были выдвинуты предложения о введении еще одного элемента
этого права, о чем говорилось выше.

Право человека и право гражданина на благоприятную
окружающую среду различаются по своему предмету и объекту. Если объектом права
человека являются общественные отношения, касающиеся состояния биосферы Земли в
целом, благоприятное состояние которой определяет здоровье всего населения
планеты, то объектом права гражданина является только определенное качественное
состояние биосферы Российской Федерации, как части мирового сообщества.
Следовательно, субъекты этого права также будут отличаться. Субъектами права
человека являются все люди на планете, независимо от их национальности, расы,
гражданства, места жительства и т.д., в то время как субъектами права
гражданина будут только граждане России и лица, находящиеся на ее территории
(иностранные граждане, лица без гражданства). Следует отметить, что в Концепции
перехода к устойчивому развитию, утвержденной Указом Президента РФ от 1 апреля
1996 года и содержащей план действий России по такому переходу, делается
попытка приблизиться к международным стандартам в области прав человека на
здоровую окружающую среду. В частности, в Концепции принимается содержащееся в
Рио-де-Жанейрской декларации принципов предложение об усилении роли некоторых
социальных групп (например, молодежи) в осуществлении мер по переходу к устойчивому
развитию.

Права человека и гражданина на благоприятные условия
также принципиально отличаются с точки зрения средств защиты. Если право
граждан на благоприятную среду защищается в судебном или административном
порядке через систему правоохранительных органов Российской Федерации, то
существует не только эта система, но и достаточно сложная система международных
органов по защите прав человека, в том числе региональных и универсальных (1503
процедура в ООН, процедуры Совета Европы и т.д.)[2].

Право граждан Российской Федерации на благоприятные
условия, сформулированное в статье 42 Конституции Российской Федерации и в
отраслевом законодательстве в целом, не противоречит позиции международного
сообщества по данному вопросу. Однако на Международной конференции ООН по
окружающей среде и развитию 1992 года было сформулировано в принципе важное
право человека в отношении окружающей среды, посвященное возможности участия в
принятии решений, которые могут повлиять на состояние окружающей среды, что не
было учтено российским законодателем при разработке текста статьи 42
Конституции. Закрепление этого права в Конституции Российской Федерации,
являющейся актом высшей юридической силы и прямого действия в стране, усилит
правовую защиту этого блага и приблизит его к международно-правовым стандартам
в области прав человека[3].

Применение права гражданина на благоприятную среду
возможно не только в правоотношениях, но и в экономических, политических,
моральных и иных отношениях. Такой подход к реализации этого права вполне
оправдан, поскольку это благо имеет глубокое нравственное значение и
затрагивает многие сферы общественных отношений, в этом смысле его реализация
чисто юридическими средствами не всегда дает желаемый результат. Для ее
реализации наряду с законодательной деятельностью государства необходимо иметь
высокую культуру соблюдения прав человека как российских граждан, так и
должностных лиц, осознание их ответственности за состояние окружающей среды
перед будущими поколениями людей.

Право на благоприятную
окружающую среду находится в постоянном [1]
Голиченков,
А.К. Эколого-правовой словарь / А.К. Голиченков // Экологическое право. 2004. №2.
С. 42-50. [2]
Игнатьева,
И.А. Теория и практика систематизации экологического законодательства России /
И.А. Игнатьева. М.: Изд-во МГУ, 2007. 384 с. [3]
Игнатьева,
И.А. Теория и практика систематизации экологического законодательства России /
И.А. Игнатьева. М.: Изд-во МГУ, 2007. 384 с.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы