Курсовая теория на тему Правление Екатерины II в Записках Е Р Дашковой
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Екатерина Великая. Человек. Личность. Правитель. 7
Глава 2. Дворцовый переворот. 15
2.1 Организация государственного переворота. 15
2.2 Причины поддержки Екатерины II 19
Заключение. 24
Список источников и литературы 25
Введение:
В настоящее время
внимание исследователей приковано к изучению многих исторических процессов
формирования Российской империи, в том числе, и территориальных присоединений правителей.
Формирование империи начинается еще с 1721 года, с момента провозглашения
императором Петра I, однако, не меньшее влияние на формирование империализма
оказала и Екатерина Великая. Именно в период ее правления Российская империя
окончательно присоединила Крым и Таманский полуостров в 1783 году. Кроме того,
сама Екатерина II является очень интересной личностью с непростой историей.
Поэтому изучение периода правления Екатерины великой представляется наиболее
актуальным.
Екатерина Романовна
Дашкова будучи приближенной Елизаветы Петровны стала одной из приближенных к
Екатерине II людей. «Записки» Екатерины Романовны являются одним из важнейших
источников по истории данного периода. Княгиня Данкова была не только подругой
императрицы, но и активным участником Дворцового переворота, директором
Академии Наук, президентом Российской академии. Записки описывают не только
личные отношения княгини Дашковой с Екатериной, но и литературное описание
многих исторических процессов, начиная от быта придворных при царском дворе,
заканчивая измышлениями по вопросам крепостного права, дают подробное описания
личности многих придворных семейств, таких как Орловы, Потемкины, Дашковы,
Воронцовы и многие другие.
«Записки», в качестве
исторического источника использовались не только в историческом смысле, но и
являются источником для культурологических работ «Великие просветительницы в
культурном пространстве России в XVIII века»[1],
дают представление о роли женщины в культурном развитии России на примере Е.Р.
Дашковой и Екатерины II.
Г.Н. Моисеева отмечала,
что записки являются не только дневниковыми записями Екатерины Дашковой, но и
сочинением, построенном по всем законам литературного жанра[2].
Культурологические работы были написаны также такими авторами как В.Д. Черняк, И.С.
Руднева[3].
«Записки» Е. Дашковой
также рассматриваются в контексте конструирования образа портретов императрицы
и других российских монархов. [4]
Несмотря на то, что
существует огромное количество работ, основанных на «Записках», комплексного
описания правления Екатерины II в написанных работах не дано.
Объект
исследования – процесс развития российского общества в
период правления Екатерины Великой.
Предмет
исследования – исторические личности и рефлексия
Екатерины Романовны Дашковой на деятельность современников.
Цель
исследования: выявить особенности развития российского
общества в период правления Екатерины Великой на основе анализа «Записки» Е.Р.
Дашковой.
Задачи
исследования:
1. Охарактеризовать личность Екатерины II, на
основе мемуаров княгини Дашковой.
2. Рассмотреть особенности прихода к власти
Екатеринины Великой.
3. Проанализировать причины поддержки
Екатерины II дворянством и военными.
Историография
темы:
В историографии работы
Е.Р. Дашковой использовались со 2 половины XVIII века. Можно выделить три историографических
периода: дореволюционный период, советский период, современный период.
В дореволюционный период
первой научной работой, в которой была упомянута Дашкова была робота Новикова
Н.И., [5]в
своей работе он описал роль Дашковой в кругах просветителей, однако сами работы
не анализировал.
А.Н. Афанасьев в своей
работе «Директор академии наук Дашкова» в основном рассматривал роль Дашковой в
перевороте 1762 года, отношениям с Екатериной. [6]
В советский период
исследования авторов были направлены на роль Дашковой в рамках «Истории
академии наук СССР», мемуары Екатерины Романовны как исторический источник
внимания исследователей не привлекали. [7]
На современном этапе
наиболее интересными работами, описывающими деятельность княгини Дашковой в
рамках периода правления Екатерины II, являются работы Г.И. Смагиной. В своей
работе «Сподвижница Великой Екатерины», была составлена характеристика
деятельности Дашковой с различными историческими персоналиями. [8]
Методологическую
основу исследования составляют такие принципы исторической
науки, как историзм, объективизм, при выявлении, отборе, классификации и
критическом анализе исторических источников.
Принцип историзма
понимается как познание прошлого, а также институтов и культуры современности
только исторически.
Принцип объективности,
по-разному трактуемый в различных методологических концепциях, в современной
парадигме понимается как истинное знание.
В историческом
исследовании используются такие общенаучные методы, как анализ, синтез,
индукция, дедукция. [1] «Великие
просветительницы в культурном пространстве России в XVIII века (Екатерина II и
Екатерина Дашкова). Семина В.С., Крыкова И.В. [2] Моисеева Г. Н..
Дени Дидро и Е. Р. Дашкова// Источник:
http://lit-prosv.niv.ru/lit-prosv/articles-fra/moiseeva-didro-i-dashkova.htm [3] Чередняк В.Д.
Президент Российской академии Е.Р. Дашкова: портрет языковой личности// вестник
Герценовского. 2017 г. [4] Ротов И.М.
Екатерина и императоры Российской империи в «Записках» Е.Р. Дашковой//
https://cyberleninka.ru/article/n/ekaterina-ii-i-imperatory-rossiyskoy-imperii-v-zapiskah-e-r-dashkovoy/viewer [5] Новиков Н.И. Опыт
исторического словаря о российских писателях. – СПб.: изд–во Императорская
Академия наук, 2009 – С. 278. [6] Афанасьев А.Н.
Директор академии наук Дашкова// Чтение общ. ист, 1867. – № 1. – С. 9-53. [7] Сухомлинов М. И.
История Российской академии. – СПб.: изд–во Императорская Академия наук, 1874-1888
– 584 с.; Суворин А.С. Кн. Е. Р. Дашкова. – СПб.: изд-во Типография А.С.
Суворина, 1888. вып. 1. – 193 с. [8] Смагина Г. И.
Сподвижница Великой Екатерины. – СПб.: изд-во Росток, 2006. – 360 с.
Заключение:
Время правления Екатерины
II и личность самой императрицы всегда привлекали внимание историков,
философов, юристов, филологов, изучавших проблемы российского XVIII в. В
отечественной историографии на разных этапах ее развития многие вопросы,
связанные с деятельностью императрицы, ее характером, идеологическими
воззрениями получали порой противоположные оценки.
Таким образом, на эпоху
Екатерины Великой повлияли факторы, среди которых – приход императрицы к власти
в результате дворцового переворота, идеология и политика просвещенного
абсолютизма, сочетание европейского (западного) и традиционного (самобытного
российского) начал в развитии государства и общества. Обладая всей полнотой
власти, императрица, тем не менее, стремилась к гуманизации в отношении власти
к подданным и к учету интересов различных сословий при формировании
политического курса.
В дальнейшем императрица
вынуждена была отказаться от большинства либеральных начинаний. Редакции
«Наказа» 1767 г. уже не являлась последовательной программой либеральных преобразований.
34-летнее царствование
Екатерины Великой оставило яркий след в истории России. Бросаются в глаза
неординарность личности императрицы, ее выдающиеся качества государственного
деятеля и величие ею содеянного: если Петр Великий утвердился на берегах
Балтики, то Екатерина Великая – на берегах Черного моря, раздвинув границы на
юг и включив в состав империи Крымский полуостров.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Екатерина Великая. Человек. Личность. Правитель Приехав в Россию в
возрасте 15 лет ради вступления в брак с наследником престола Петром
Федоровичем, ангальт-цербстская принцесса София Августа Фредерика приняла
православие и получила имя Екатерина Алексеевна, под которым вошла в историю.
За всю свою дальнейшую жизнь она ни разу не покинула пределов России, и
немецкое происхождение (мешавшее некоторым историкам дать объективную и положительную
оценку ее царствованию[1])
никак не сказывалось на политике императрицы: она не защищала интересов
германских государств в ущерб российским, а немецкие родственники не имели никакого
влияния на ее политику.
Проведя в России к
моменту воцарения уже восемнадцать лет, она вряд ли чувствовала себя
иностранкой. Екатерина Алексеевна подчеркивала любовь к новой Родине, проявляла
интерес к истории и традициям России, отличалась от многих своих придворных
(лучше владевших французским языком, нежели родным) хорошим знанием русского
языка. Утверждение, что в состоящем из трех букв слове императрица делала
четыре ошибки («исчо» вместо «еще»)[2],
не находит подтверждения в ее обширном рукописном наследии[3].
Екатерина приехала в
страну, где ей предстояло провести всю свою жизнь, со следующей программой:
нравиться Елизавете Петровне, нравиться великому князю, нравиться русскому
народу[4].
Первые два пункта ей выполнить не удалось: отношения и с императрицей, и с
супругом были сложными. Последнюю задачу Екатерина Великая успешно решала в
течение всего своего 34-летнего правления (28 июня 1762 – 6 ноября 1796),
начавшегося не в самых благоприятных для этого условиях.
Правление императрицы
считается одним из самых «спокойных» в истории России. В области внешней
политики – войдя на престол, Екатерина II первым делом постаралась уладить
отношения с Пруссией. Во время ее правления был заключен Тешенский мир с
Пруссией и Австрией, который вывел Россию на мировой уровень. А в 1783 году она
присоединила Крымский полуостров. Это всего лишь несколько из многих достижений
императрицы во внешней политики, но именно эти достижения помогли Российской
империи укрепить свои позиции на Черном море и в Прибалтике, что было крайне
важно в те годы.
Говоря о внутренней
политике, важно отметить, что после восшествия на престол Екатерина была
созвана комиссия, в руководство которой императрица отправила документ «Наказ»,
в основу которого легли труды Монтескье «О духе законов» и Чезаре Беккариа «О
преступлениях и наказаниях». В
отличие от своего мужа, Екатерина постаралась достаточно быстро
натурализоваться в России, усвоить ее язык и обычаи. Движущей силой при этом
было непомерное честолюбие великой княгини. Уже в молодости Екатерина проявляла
ум, целеустремленность, осторожность и лицемерие. Чтобы расположить к себе
нужных людей, она не пренебрегала никаким средствами: притворством,
угодливостью, подчеркнутой набожностью и участливостью она завоевывала симпатии
окружающих.
В
политике она была достаточно жесткой и властной, беспринципной и гибкой, прекрасно
разбирающейся в людях, образованной, а главное умной. Ее природный ум был
отшлифован многолетним чтением. В течение 18 лет замужества – по ее выражению
времени «скуки и уединения», она прочла массу книг: французских просветителей,
античных авторов, труды по истории и философии, сочинения русских мыслителей.
Чтение
дало идейную платформу государственной деятельности Екатерины: она усвоила идеи
просветителей об общественном благе как высшей цели государственного деятеля, о
необходимости воспитания и просвещения подданных, о главенстве законов в
обществе. Но эти идеи Екатерине пришлось реализовывать на русской почве, с
учетом исторических особенностей России. Кроме того, вступив на престол без
всяких законных оснований, в результате дворцового переворота, Екатерина должна
была выражать чаяния дворянства и соответствовать идеалу русского монарха –
продолжателя дела Петра Великого. Отсюда противоречивость между декларациями и
делами: Екатерина неоднократно заявляла о миролюбии – и провела шесть кровопролитных
войн, была противницей крепостного права – и довела его до абсолюта, говорила о
необходимости усиления законности – и самовластно стояла над всеми законами и
правительственными учреждениями.
На
первых порах Екатерина не чувствовала себя на престоле достаточно уверенно.
Многие вельможи и часть столичного дворянства считали, что после смерти Петра
III царствовать должен был Павел или Иван Антонович. Поэтому укрепление власти
самодержца и защита от посягательств на собственную корону были наиглавнейшими стержнями
царствования Екатерины II.
Уже
в самом начале царствования ей удалось избавиться от двух претендентов на
российский престол: узника Шлиссельбургской крепости Ивана Антоновича, убитого
стражей при попытке освобождения поручиком Мировичем в 1767 г., и ставленницы
мятежной польской знати княжны Таракановой, выдававшей себя за дочь императрицы
Елизаветы Петровны.
После восшествия на
престол Екатерина отменила практически все законы, изданные Петром Федоровичем,
что расположило к ней многих людей. Екатерина Алексеевна активно увлекалась
трудами французских философов с самого детства, а при восшествии на престол
начала вести активную переписку с некоторыми из них, а именно с Вольтером,
Дидро, Д’Аламбером. Дидро же гостил у Екатерины в 1773 году, после чего он
отметил, что она мудрая правительница и незаурядная женщина: «Это душа Брута с
чарами Клеопатры».
Европейские мыслители
считали, что главный источник бед человечества – предрассудки и невежество, и
только философия и свободомыслие способно спасти людей и поставить их на путь
социального и культурного прогресса. Благодаря этим мудрецам и зародилась
концепция просвещенного абсолютизма.
Философы верили, что
самодержавный монарх может поспособствовать распространению этих идей. Они
отстаивали права личности, отдельного человека, данные ему при рождении:
равенство людей перед законом, личная свобода, что только Бог является главным
судьей. Екатерина придерживалась этих идей, доверяя философам и обсуждая с ними
государственные дела. С тех пор императрица стала именоваться просвещенной
монархиней, «Великой Семирамиды Севера». Эти идеи также способствовали
европеизации на территории Российской империи.
Важным моментом начала
деятельности стал созыв комиссии для составления проекта нового Уложения,
которая состояла из представителей всех сословий кроме крестьянства. В
руководство комиссии императрица отправила документ «Наказ», в основу которого
легли труды Монтескье «О духе законов» и Чезаре Беккариа «О преступлениях и
наказаниях». Цитаты из этих работ составили значительную часть документа. Эти
мыслители использовали в работах идеи Просвещения и абсолютизма, которые и
привлекали Екатерину.
«Наказ» стал важным
политологическим сочинением. Главные идеи, которые были включены в документ, –
это строгая необходимость самодержавной власти и законность, отношение между
законом и нравственностью. Екатерина верила в то, что верховная власть
«сотворена для народа», поэтому только подчинение составленным ею законам могло
обеспечить «блаженство каждого и всех». Помимо этого, посредством «Наказа»
императрица ввела понятие презумпции невиновности – только суд может признать
человека виновным. Более того именно благодаря новому документу Екатерина
окончательно добилась признания ее дворянством – «Великая премудрая матерь Отечества».
Многие течения, прибывшие
из европейских стран, нашли применение в России. Считают, что Петр Великий
открыл окно в Европу, а Екатерина способствовала распространению всего
европейского. Немалую роль императрица предала духовному преобразованию народа
и внедрению качественного образования в массы. Вместе с президентом Академии
художеств Екатерина создала систему закрытых сословных учебных заведений. И
здесь мы можем увидеть влияние французских философов, именно Ж.Ж. Руссо,
который отдавал предпочтение воспитанию над образованием, которое должно войти
в компетенцию государства и общества.
Исходя из этого,
Екатерина решила создать «новую породу людей», поэтому в Москве и Петербурге
было открыто несколько учебных заведений: Воспитательные дома, Кадетские
корпуса. В 1764 году она основала Смольный институт или Воспитательное общество
благородных девиц, так как свято верил в то, что девушки также должны
образовываться, тем самым это привело к формированию нового поколения дворянок.
Это очень важный шаг, который положил начало женскому образованию.
Дворянству Екатерина
Великая дала множество льгот. Среди дворян были и фавориты. Хотя эпоху
Екатерины оценивают иногда как апогей фаворитизма, фаворитизм при ней не
приобрел какого-то принципиально нового качества по сравнению с эпохой
дворцовых переворотов. Рядом с Екатериной находился фаворит, личные отношения
которого с женщиной-монархом были очевидны для ее окружения и для общества,
приписывающего фавориту значительную политическую власть – вплоть до утверждения,
что он руководит действиями императрицы. Реальность расходилась с подобными
утверждениями: степень влияния того или иного фаворита на политическую жизнь
могла быть большей или меньшей – но крайне редко она была определяющей.
Утверждение, что
Екатерина «навязывала своих любовников русскому двору, сделав из фаворитизма официальный
институт»[5],
не является справедливым. При российском дворе ни в правление Екатерины, ни в
другие периоды не существовало официальной должности фаворита или фаворитки –
фавориты замещали придворные, государственные или военные должности, а
насколько высокие – зависело от способностей и близости к монарху того или
иного фаворита.
Но главное – личная
благосклонность Екатерины не гарантировала фавориту получения реальной
политической власти или даже значительного влияния при дворе. Для этого он
должен был не только находиться рядом с императрицей, но и обладать
способностями к государственной деятельности, иметь опыт ее осуществления
(причем на высоких должностях, предполагающих значительную ответственность), а
также сплотить вокруг себя единомышленников, создав придворную группировку,
которая будет поддерживать его и защищать его интересы. Для осуществления всего
указанного необходимы, помимо благосклонности монарха, способности и время –
поэтому далеко не каждый фаворит получал реальное политическое влияние.
Наконец, эффективность
политики Екатерины не зависела от того, какой фаворит находился рядом с ней в
тот или иной момент: она весьма трезво оценивала способности каждого из них и допускала
к государственной деятельности лишь тех, кто он имел к ней задатки – и ровно в
той степени, которая соответствовала способностям фаворита. Например, какими бы
близкими ни были личные отношения Екатерины и А.Д. Ланского, к политической
деятельности она его не привлекала. Лишь немногие из фаворитов императрицы
сделали карьеру государственных деятелей: Г.Г. Орлов, Г.А. Потемкин, П.В.
Завадовский и П.А. Зубов. [1] Павленко Н. И. Екатерина
Великая / Н. И. Павленко. — 3. изд. – М.: Молодая гвардия, 2003 (Тип. АО Мол.
гвардия). – 495 с. С. 6. [2] Ключевский В.О.
Полный курс лекций: в 3 кн. Кн. 3. М.: Мысль, 1993. – 558 с. С. 212. [3] Екатерина II и Г. А. Потемкин: Лич. переписка,
1769-1791 / Изд. подгот., [ст. написал, с. 473-540, и примеч. сост.] В. С.
Лопатин; [Отв. ред. С. Г. Десятсков; Рос. акад. наук]. – М.: Наука, 1997. – 989
с. С. 542. [4] Записки императрицы Екатерины Второй: [Перевод]. –
Репринт. воспроизведение изд. 1907 г. – М.: Орбита: Моск. фил., 1989. – 748 с.
С. 58. [5] Мадариага И. Россия в
эпоху Екатерины Великой. – М.: Новое лит. обозрение, 2002. – 973 с. С. 563.