Курсовая теория на тему Правительство Российской Федерации: состав, порядок формирования и полномочия
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
1. Конституционно-правовой статус Правительства РФ как органа исполнительной власти 5
1.1 Правительство России в системе публичной власти 5
1.2 Взаимодействие правительства и Президента РФ 8
2. Компетенция правительства РФ и организация его деятельности 11
2.1 Порядок формировании полномочия Правительства РФ 11
2.2 Конституционно-правовая ответственность правительства РФ 15
Заключение 25
Список литературы 28
Введение:
Принцип осуществления государственной власти на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную закреплен в Конституции Российской Федерации 1993 года как одна из основ конституционного строя Российской Федерации. Организация деятельности исполнительной власти – одним из дискуссионных вопросов конституционно-правовой доктрины. Реальное состояние этой ветви власти на данный момент характеризует государственность в целом, дает возможность оценки перспектив и потенциала использования государственно-правовых методов разрешения социальных проблем.
Актуальность изучения правового регулирования статуса правительства РФ определяется не только его ролью как органа исполнительной ветви власти и в этом качестве являющегося одним их важных составляющих конституционного строя российского государства, но и теми изменениями, которые были внесены в законодательство, регулирующее деятельность Правительства РФ в 2020 году.
Поправки, внесенные в Конституцию Российской Федерации [1] и принятие нового Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» [2] определяют необходимость и значение исследования нововведений, определяющих место Правительства РФ в системе разделения властей, порядок формирования, полномочия Правительства РФ, его взаимодействие с главой российского государства.
Цель работы – изучение правового положения Правительства Российской Федерации, порядка его формирования и его полномочий.
Задачи курсовой работы:
– охарактеризовать место Правительства РФ в системе публичной власти;
– исследовать характер взаимодействия Правительства РФ и Президента России в соответствии с действующим законодательством;
– рассмотреть порядок формирования правительства РФ;
– выделить изменения в правовом регулировании конституционно0правовой ответственности Правительства РФ.
Объект курсовой работы — конституционно-правовые отношения. возникающие при правовом регулировании полномочий Правительства РФ и его деятельности.
Предмет курсовой работы – полномочия и организация деятельности Правительства Российской Федерации.
При написании курсовой работы были использованы работы российских ученых С.А. Авакьяна, М.В. Баглая, А.Л. Безуглова, Н.В. Витрука, Ю.М. Козлова, О.Е. Кутафина, Л.А. Окунькова и других. Этими авторами рассматриваются проблемы организации и функционирования исполнительной власти, существующие проблемы правовой базы, вносятся предложения по совершенствованию деятельности Правительства РФ.
Научная и практическая значимость курсовой работы определяется стремлением разобраться в актуальных проблемах конституционно-правового статуса Правительства РФ.
Структура работы включает введение, две главы, заключение и список использованной литературы.
Заключение:
В процессе конституционализации статуса федерального правительства произошла трансформация его статуса от органа, действующего при Президенте РФ к самостоятельному органу, осуществляющему исполнительную власть. Однако действующим законодательством предусматривается осуществление Правительством РФ исполнительной власти под общим руководством Президента РФ. Данная конституционная поправка не меняет существенным образом статус Правительства РФ, а лишь закрепляет на уровне конституционных положений сложившуюся практику.
Кроме того, конституционный текст до поправки 2020 года также содержал нормы, прежде всего, закрепляющие кадровые полномочия главы государства в отношении Правительства РФ (назначение и отставка), которые позволяли Президенту РФ осуществлять общее руководство деятельностью Правительства РФ.
Статус Председателя Правительства РФ ослабляется конституционными поправками 2020 года, которыми предусматривается что, во-первых, отставка Председателя Правительства РФ не влечет отставку всего Правительства РФ, во-вторых, отставка Председателя без отставки Правительства РФ не влечет пересмотр структуры федеральных органов исполнительной власти, в-третьих, освобождение от должности министров осуществляется Президентом РФ без участия главы Правительства РФ. Новая редакция статьи 113 Конституции РФ устанавливает, что Председатель Правительства РФ в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и указами Президента не только организует работу Правительства РФ, но и несет персональную ответственность за его деятельность перед Президентом РФ.
В совокупности с конституционной новацией о том, что Президент РФ самостоятельно определяет органы, которыми руководит Правительство РФ и органы, которыми руководит Президент РФ, можно говорить о том, что конституционные изменения 2020 года трансформируют статус Председателя Правительства РФ от главы Правительства РФ в сторону своего рода заместителя Президента РФ по социально-экономическим вопросам.
Правительство РФ работает в тесном контакте с Президентом РФ, поскольку именно Президент РФ по существу осуществляет руководство
Правительством РФ и соответственно исполнительной ветвью власти и
играет ключевую роль в вопросах формирования и отставки Правительства РФ. Все это, на наш взгляд, делает Правительство РФ так или иначе
«президентским» органом. Однако, закрепляя новые элементы механизма формирования Правительства РФ, поправки призваны повысить самостоятельность и ответственность Правительства РФ при осуществлении своих полномочий.
Безусловно, исполнительная ветвь власти является ключевым звеном
в системе органов государства. Отсюда высокие требования к ее правовому установлению, регулированию, системной организации, к технологиям функционирования, профессиональной подготовке ответственных
лиц и др. От эффективности деятельности всей системы органов исполнительной власти в целом и лиц, занимающих государственные должности, в частности, зависят темпы социально-экономического развития,
обоснованность преобразований, качество общественных отношений.
Большая ответственность порождает и необходимость существования
юридически выверенного механизма, позволяющего оценивать результаты работы, адекватно реагировать на возникающие вызовы.
Практика государственного управления показывает сужение конституционной компетенции Правительства РФ, что обусловлено расширением полномочий президентской администрации по контролю и определению политики в социально-экономической и социально-культурной сферах государственного управления.
Формирование структуры президентской администрации, дублирующей в значительной степени структуру федеральных органов исполнительной власти, свидетельствует о недоверии главы государства Правительству, о неспособности последнего к качественной реализации президентских инициатив, а также о трансформации конституционных функций Президента РФ от программно-политических к исполнительно-распорядительным.
Можно сказать, что, взаимодействие и взаимные «сдержки и противовесы» во взаимоотношениях Президента РФ и Правительства РФ выстраиваются в действующем конституционном механизме таким образом, что Правительство РФ занимает изначально слабые позиции и имеет ограниченные возможности в реализации государственной политики, в то время как смешанная модель разделения и взаимодействия властей предполагает наличие самостоятельного правительства, пользующегося поддержкой парламентского большинства и способного проводить свой курс независимо от главы государства. Конституция РФ выводит Президента РФ за рамки исполнительной власти, в то же время другие статьи наделяют Президента РФ полномочиями по руководству Правительством РФ. В связи с этим, можно заключить, что Правительство РФ и иные исполнительные органы не охватывают всю конституционную компетенцию в сфере исполнительной власти. Президент РФ, не являясь органом исполнительной власти, обладает компетенцией в сфере исполнительной власти исходя из особенностей своего конституционно-правового статуса и в целях реализации механизма системы «сдержек и противовесов». Эти полномочия позволяют ему воздействовать на Правительство РФ. Указанные противоречия в процессе конституционализации статуса федерального правительства как самостоятельного органа, осуществляющего исполнительную власть, диктует необходимость совершенствования конституционной ответственности Правительства РФ за реализацию президентского курса и ненадлежащее исполнение возложенных на Правительство РФ конституционных обязанностей.
Фрагмент текста работы:
1. Конституционно-правовой статус Правительства РФ как органа исполнительной власти
1.1 Правительство России в системе публичной власти
Деятельность Правительства РФ неразрывно связана с всем и политическими и экономическими процессами в обществе. Практика реализации государственной политики именно исполнительными органами государственной власти подтверждается и опытом всех стран вне зависим ости от их государственного и общественного устройства
Правовой статус Правительства РФ и его место в системе публичной власти определяется главой шестой Конституции России, что является подтверждением фундаментального значения данного органа государственной власти, так как изменить его положение и полномочия возможно только путем внесения соответствующих поправок в Конституцию. В отличие от Конституции СССР [5], определявшей правительство, как орган государственного управления, действующая Конституция относит его к органам государственной власти. Следовательно, в соответствии с Конституцией РФ Правительство есть орган, осуществляющий государственную власть.
Некоторые авторы указывают на наличие противоречивых норм, регулирующих полномочия Правительства и условия его ответственности, что свидетельствует о том, что процесс конституционного закрепления статуса Правительства не является полностью завершенным [21].
Так, М.Н. Кобзарь-Фролова отмечает наличие у Правительства РФ полномочий в сфере исполнительной власти, которые не могут быть переданы каким-либо иным органам государственной власти, либо разделены с ними [16].
Не урегулирован, по мнению некоторых авторов, Конституцией РФ вопрос о числе субъектов федеральной исполнительной власти [19]. Помимо собственно Правительства РФ в конституции иные органы исполнительные власти, такие, например, как министерства, не упоминаются, что позволяет, по мнению исследователей, поставить знак равенства между понятием «Правительство РФ» и «федеральная исполнительная власть» [19]. В этом случае компетенции министерств полностью определяются Правительством РФ, делегированы им.
Однако, представление о тождестве Правительства РФ и федеральной исполнительной власти вступает в противоречие некоторым другим положениям Конституции РФ и федеральным законам. В статье 71 Конституции РФ говорится о «системе органов исполнительной власти в Российской Федерации», в Федеральном конституционного законе «О Правительстве Российской Федерации» [2] также идет речь об органах исполнительной власти, то есть употреблено множественное число.
Ключевым для решения данной проблемы является правовая позиция Конституционного Суда РФ [6], согласно которой в систему федеральных органов исполнительной власти входят Правительство РФ, состоящее из Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров, а также министерства и другие федеральные органы исполнительной власти, которые определяются на основе Конституции РФ, Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» и иных федеральных законов.
На конституционном уровне не устанавливаются ни полный перечень федеральных органов исполнительной власти, ни их возможные виды, различающиеся своим правовым статусом, — Конституция РФ применительно к системе федеральных органов исполнительной власти регламентирует лишь вопросы организации и деятельности Правительства РФ, осуществляющего согласно ее статье 110 исполнительную власть Российской Федерации, устанавливает состав Правительства РФ, а также предусматривает полномочие федеральных органов исполнительной власти создавать свои территориальные органы.