Курсовая теория на тему Правительство РФ и исполнительная власть
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Правовой статус Правительства РФ как основного
органа исполнительной власти. 5
1.1. Правительство Российской Федерации: понятие, состав,
порядок формирования, ответственность и место в системе органов государственной
власти современной России 5
1.2. Полномочия Правительства Российской Федерации. 12
Глава 2. Федеральные органы исполнительной власти. 20
2.1. Система федеральных органов исполнительной власти в
Российской Федерации 20
2.2. Административная деятельность федеральных органов
исполнительной власти в Российской Федерации. 24
Заключение. 32
Список использованных нормативно-правовых актов и литературы. 33
Введение:
Актуальность
изучаемой темы обусловлена следующими факторами.
Вопрос
об исполнительной власти в современном мире – один из труднейших.
Характеристики этой ветви власти отражают состояние государственности в данный
момент в целом, позволяют оценить потенциал и перспективы государственно-
правовых методов разрешения социальных проблем. В современной науке
конституционного права наиболее обсуждаемыми являются проблемы исполнительной
власти. В настоящее время в РФ особую
актуальность приобретают вопросы оптимизации государственного управления,
развития органов исполнительной власти.
Власть
в целом можно охарактеризовать как волевое отношение между людьми, при котором
применение субъектом определенных средств и методов обеспечивает доминированное
положение над объектом. Основными признаками социальной власти являются:
волевой характер властных отношений, общественный характер, использование
принуждения.
Государственная
власть, обладая всеми этими признаками, имеет ряд своих особенностей:
облегченность нормативной системы властных отношений в форму права,
распространенность власти на всю территорию государства, наличие системы
специальных организаций, которые осуществляют государственную власть,
возможность применения государственного принуждения.
Целью
данной курсовой работы является изучение деятельности Правительства РФ и
исполнительной власти.
Исходя
из заявленной цели были поставлены следующие задачи:
— изучить понятие, состав, порядок
формирования, ответственность и место Правительства Российской Федерации в системе
органов государственной власти современной России;
—
рассмотреть полномочия Правительства Российской Федерации;
—
охарактеризовать систему федеральных органов исполнительной власти в Российской
Федерации;
—
выявить особенности административной деятельности федеральных органов
исполнительной власти в Российской Федерации.
Объект.
Исследование
общественных отношений, возникающих в сфере административно – правового
регулирования деятельности органов исполнительной власти.
Предмет.
Правовое
регулирование деятельности органов исполнительной власти (ОИВ)
Методология.
Методологическое основание данного
исследования составил диалектико-материалистический метод познания объективной
действительности, благодаря чему предмет и объект исследования рассмотрены в
развитии, взаимосвязи, взаимообусловленности, с применением категориального
аппарата диалектики, в частности таких ее понятий, как «общее и особенное»,
«явление и сущность», «содержание и форма», «целое и часть», «действительность
и возможность» и др.
Формально-логический метод отразил
применение при написании данной работы законов логики и приемов выводного
знания (анализ, синтез, индукция, дедукция).
Структура работы.
Данная работа состоит из введения, в котором раскрывается актуальность
выбранной темы, ставятся цели и задачи, двух глав и четырех параграфов, в
которых раскрывается сущность рассматриваемого
в данной работе вопроса, заключения, в котором делаются выводы и списка
использованной литературы, который содержит перечень материалов, использованных
при написании данной курсовой работы.
Заключение:
В
заключение данной курсовой работы сделаем краткие выводы.
Как
мы установили в рамках данной курсовой работы
Согласно
пункту 1 статьи 110 Конституции РФ исполнительную власть в Российской Федерации
осуществляет Правительство РФ. Оно является органом государственной власти
Российской Федерации, возглавляющим единую систему исполнительной власти РФ.
Правовой
статус и организация деятельности Правительства РФ определяется Конституцией РФ
и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» от
17 декабря 1997 года.
Правительство
РФ – это коллегиальный орган. Все важнейшие вопросы, входящие в компетенцию
Правительства, рассматриваются и разрешаются на заседаниях Правительства.
Заседания Правительства проводятся не реже одного раза в месяц. Работу
Правительства обеспечивает его Аппарат. Руководитель Аппарата Правительства
имеет ранг заместителя Председателя Правительства или федерального министра.
Органы
исполнительной силы субъектов РФ, а так же органы федерального аппарата
управления формируют общую систему исполнительной власти в нашей стране.
Сегодня ряд проблем в отношении предметов руководства и исполнения существует в
стране между Российской Федерацией и ее субъектами. Предметы руководства и
доверия РФ и субъектов тесно связаны между собой.
В
таком случае предполагается, во-первых, рассмотрение всех полномочий органов
различного уровня, с последующей их кооперацией. Во-вторых, выбор объемов
взаимодействия федерального и регионального правительства и выбор
соответственных органов для этого. В-третьих, организация сотрудничества и
координации механизмов для эффективного исполнения полномочий органов
различного уровня.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Правовой статус Правительства РФ как основного
органа исполнительной власти 1.1. Правительство Российской Федерации: понятие, состав,
порядок формирования, ответственность и место в системе органов государственной
власти современной России Согласно
пункту 1 статьи 110 Конституции РФ исполнительную власть в Российской Федерации
осуществляет Правительство РФ. Оно является органом государственной власти
Российской Федерации, возглавляющим единую систему исполнительной власти РФ.
Правовой
статус и организация деятельности Правительства РФ определяется Конституцией РФ
и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» от
17 декабря 1997 года.
Термин
«правительство» весьма активно используется в современной
конституционно-правовой теории и государственной практике, правда в разных
странах в него вкладывается различный смысл, и он применяется для названия
далеко не равнозначных по своей природе, полномочиям, порядку формирования и
месту в системе государственной власти органов.
Трактовка
интересующего нас понятия в конкретных странах обычно зависит от особенностей
существующих в них форм правления, национальных традиций и иных факторов.
В
отечественной теории и государственной практике интересующий нас термин
понимается в соответствии с европейской конституционно-правовой традицией. При
этом статус Правительства Российской Федерации урегулирован действующей
Конституцией РФ 1993 г. (глава 6) и специальным федеральным конституционным
законом[1] .
Конституция
относит Правительство РФ (наряду с Президентом, Федеральным Собранием и судами
Российской Федерации) к федеральным властным структурам и характеризует его в
качестве субъекта исполнительной власти (ч.1 ст. 11 и ст. 110 —
соответственно).
Уточняя
данные конституционные предписания, федеральный конституционный закон № 2-ФКЗ
от 17.12.1997 г. «О Правительстве Российской Федерации» (далее — ФКЗ № 2 от
17.12.1997 г.) определяет Правительство Российской Федерации как высший
коллегиальный исполнительный орган государственной власти общей компетенции,
возглавляющий единую систему исполнительной власти в Российской Федерации (ст.
1).
На
основе указанных положений можно сформулировать следующие сущностные признаки
Правительства РФ, позволяющие понять его юридическую природу и место в системе
органов государственной власти современной России:
а) это федеральный орган государственной
власти;
б) это субъект исполнительной власти;
в)
это высший исполнительный орган государственной власти;
г)
оно возглавляет единую систему органов исполнительной власти в Российской
Федерации;
д)
это государственный орган общей компетенции;
е) Правительство РФ — коллегиальный орган
государственной власти.
Будучи
федеральным органом государственной власти, Правительство Российской Федерации
решает в пределах имеющихся у него полномочий вопросы исключительного ведения
федерального центра (ст. 71), а также вопросы совместного ведения федерального
центра и субъектов РФ (ст. 72 Конституции), взаимодействуя при этом с иными
федеральными структурами в рамках так называемого «механизма сдержек и
противовесов».
В
свою очередь, характеристика Правительства РФ как субъекта исполнительной
власти означает, что в процессе своей деятельности оно призвано выполнять
следующие функции названного вида (ветви) государственной власти:
1)
текущее управление жизнедеятельностью российского общества;
2)
нормотворчество в пределах имеющихся полномочий;
3)
оперативно-исполнительскую функцию (реализация законов, принятых
законодательной властью);
4)
контроль;
5)
юрисдикционную функцию (применение мер ответственности к лицам, нарушившим
правовые предписания).
Признание
отечественным законодательством Правительства РФ в качестве высшего
исполнительного органа государственной власти и его главенствующей роли в
системе органов исполнительной власти означает:
а)
что оно входит в систему органов исполнительной власти, занимая среди них
ведущее место и играя в этой системе особо важную роль;
б)
что решения Правительства, принятые в пределах его полномочий, обязательны для
всех федеральных, региональных и муниципальных органов исполнительной власти, а
также всех иных социальных субъектов, участвующих в соответствующих
административно-правовых отношениях.
При
этом следует учесть, что единая система исполнительной власти в Российской
Федерации существует только в пределах исключительного ведения федерального
центра и в сфере совместного ведения федерального центра и субъектов РФ (ч.2
ст. 77 Конституции РФ 1993 г.).
Принадлежность
Правительства РФ к числу органов общей компетенции означает, что оно вправе
осуществлять свои функции в отношении всех отраслей и сфер государственного
управления, принимая к своему рассмотрению любой вопрос, отнесённый к ведению
исполнительной власти, исходя из принципа разделения властей.
Характеристика
Правительства РФ как коллегиального органа государственной власти означает, что
свои решения оно принимает на основе согласованного мнения его членов. В
Регламенте Правительства РФ[2] (п.
37) данный вопрос урегулирован следующим образом: «На заседаниях Правительства
решения принимаются, как правило, общим согласием. На основании предложения
члена Правительства по решению председательствующего может быть проведено
голосование. В этом случае решение принимается большинством голосов
присутствующих на заседании членов Правительства. При равенстве голосов
решающим является голос председательствующего на заседании».
К
числу основных принципов деятельности Правительства Российской Федерации закон
(ст. 3 ФКЗ № 2-ФФКЗ от 17.12.1997 г.) относит:
верховенство федеральной Конституции и федеральных законов (как
конституционных, так и обычных); народовластие; федерализм; разделение властей;
ответственность; гласность; обеспечение прав и свобод человека и гражданина.
Первый
из названных принципов означает, что деятельность Правительства РФ является
подзаконной и по своей сути состоит в реализации нормативных правовых актов,
принятых законодательной властью. Кроме того, в рамках данного принципа оно
наделено правом осуществлять контроль за соблюдением законодательных
предписаний всеми иными органами исполнительными власти.
Принцип
народовластия в деятельности Правительства РФ означает, что его властные
полномочия являются производными от народного суверенитета, что всю свою
деятельность Правительство должна строиться только на основе учёта
действительных потребностей и интересов управляемого общества и т.д.
Федерализм
как принцип функционирования Правительства РФ проявляется в том, что свои
решения оно должно принимать, в том числе с учётом специфических мнений и
интересов составных частей Российской Федерации — её субъектов. Кроме того, в
контексте данного принципа федеральные и региональные органы исполнительной
власти по взаимному соглашению могут передавать друг другу осуществление части
своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и
федеральным законам (части 2 и 3 ст. 78 Конституции РФ 1993 г.). [1] О Правительстве Российской
Федерации: федеральный конституционный закон № 2-ФКЗ от 17.12.1997 г. //
Собрание законодательства РФ. — 1997. — № 51. — Ст. 5712. [2] О Регламенте Правительства
Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской
Федерации: постановление Правительства РФ № 260 от 01.06.2004г. // Собрание
законодательства РФ. — 2004. — № 23. — Ст.2313.