Судебно-психологическая экспертиза Курсовая теория Юриспруденция

Курсовая теория на тему Практика применения судебно-психологических и комплексных психолого-психиатрических экспертиз в уголовном судопроизводстве

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

1.   Организационно-правовые основы
судебно-психологических экспертиз (СПЭ) (организация экспертиз, права и
обязанности эксперта) 6

2. История СПЭ.. 11

3.Теоретические основы СПЭ
(объект, предмет, принципы СПЭ) 19

4. Предметные виды СПЭ и КСППЭ.. 27

Заключение. 32

Список
использованной литературы   34
  

Введение:

 

Актуальность темы. Использование психологических знаний при
раскрытии и расследовании преступлений необходимо для получения сведений о поведении
носителей уголовно-релевантной информации (потерпевших, свидетелей,
преступников) в условиях совершения преступления и вне этих условий;
определения отдельных элементов, характеризующих субъективную сторону
преступления; установления перечня обстоятельств, отягчающих и смягчающих
наказание; решения вопроса о границах уголовной ответственности, её пределах в
ситуациях, влекущих уменьшенную избирательность поведения и т. д. Судебно-психологическая
экспертиза как род судебной «психологической и патопсихологической экспертизы»
играет важную, решающую роль при расследовании уголовных дел и в судебном
разбирательстве по тяжким преступлениям, преступлениям против личности, в
отношении несовершеннолетних, по преступлениям, совершенным с применением психического
воздействия, группой лиц, организованной группой и т. д.  На сегодняшний день борьба с преступностью
требует увеличения обоснованных и доказательственных фактов при расследовании
уголовных дел, поиск новейших способов увеличения эффективности работы следственных
органов. Так, в уголовное законодательство 
были введены психологические дефиниции, касающиеся оценки личности
потерпевших и обвиняемых, такие, как «уровень психического развития», «иные
особенности личности несовершеннолетнего» и другие.

В судопроизводстве при рассмотрении уголовных дел не вызывает сомнений
использование профессиональных психологических знаний в форме проведения
судебно-психологической экспертизы и комплексной психолого-психиатрической  экспертизы с участием представителей данной
отрасли для наиболее совершенного изучения субъективной стороны преступления,
объективной оценки показаний свидетелей, обвиняемых (подсудимых), обнаружения
обстоятельств, смягчающих наказание виновному, данных, характеризующих
личность, с целью установления психологических причин и условий,
содействовавших совершению преступления.

Анализ изученных источников и литературы. Становление судебно-психологической
экспертизы в  России неразрывно связано с
развитием, как всей системы юридической психологии, так и правовых наук в
целом. О применении психолого-психиатрических знаний в различных видах
судопроизводства до октября 1917 года занимались Баршев С.И., Сербский В.П.,
Яневич-Яневский К.Л. и др.

Цель исследования — изучение и анализ
уголовно-процессуальных норм, устанавливающих проведение
судебно-психологической экспертизы в уголовном процессе; выработка предложений
и рекомендаций по совершенствованию редакции уголовно-процессуальных норм,
регламентирующих проведение судебно-психологической экспертизы в уголовном
процессе.

Для
достижения поставленной цели поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть исторические предпосылки, приведшие к
необходимости участия в уголовном процессе эксперта-психолога.

2. Изучить правовые основы деятельности экспертов-психологов,
принимающих участие в проведении судебно-психологической экспертизы.

3. Провести анализ назначенных
судебно-психологических экспертиз, их значение для судопроизводства.

4. Обосновать актуальность проблем
судопроизводства, возникших в связи с проведением судебно-психологических
экспертиз.

Объект исследования — правоотношения, возникающие в процессе
проведения судебно-психологической экспертизы.

Предмет исследования  судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе.

Теоретической основой исследования послужили прикладные исследования
отечественных авторов, изучавших использование психологических знаний в
уголовном судопроизводстве и проблему судебно-психологической экспертизы, в
частности были использованы труды Антоняна Ю.М., Кудрявцева И.А., Сафуанова
Ф.С., Сахновой Т.А.

Методологическая база исследования
основывается на диалектическом методе познания, частно-научных (исторического,
формально-логического, системного анализа и пр.), а также
специально-юридических методов (нормативного, сравнительно-правового, метода
правового моделирования).

Нормативную базу исследования составили федеральные, региональные и местные
нормативные акты, регламентирующие проведение судебно-психологической
экспертизы. В частности были использованы такие нормативные акты как
Конституция РФ, Федеральный закон от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О
государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" в
ред. от  8 марта 2015 г. N 23-ФЗ.

Практическая значимость работы заключается в возможности теоретического,
методологического и прикладного применения его выводов и обобщений при решении
комплекса проблем проведения судебно-психологической экспертизы в уголовном
процессе.

Научная новизна исследования
определяется, прежде всего, объёмным системным анализом специфики проведения
судебно-психологической экспертизы в уголовном процессе, рассмотрением проблем
уголовно-процессуального характера, возникающих в момент назначения и
проведения судебно-психологической экспертизы, и оригинальную аргументацию
предложений по совершенствованию уголовно-процессуального законодательства.

Структура работы определяется целями и задачами
исследования и включает в себя содержание, введение, основную часть, заключение
и библиографический список.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

 

Исследовав
уголовно-процессуальные нормы, устанавливающую специфику проведения
судебно-психологической экспертизы в уголовном процессе, можно сделать
следующие выводы и предложения по совершенствованию действующего
уголовно-процессуального законодательства и правоприменительной практики, а
также дать рекомендации по решению конкретных проблем в проведении
судебно-психологической экспертизы.

Самым
сложным вопросом в работе судебного эксперта-психолога стал вопрос определения
психологических проблем личности. Психологическое исследование лица,
являющегося субъектом судебной экспертизы нужно почти во всех предметных видах
экспертизы.

Судебно-психологическая
экспертиза личности обвиняемых является независимым предметным видом
экспертизы. Правовой базой такого вида экспертизы является п. 3 ч. 1 ст. 73 УПК
РФ, которая среди прочих фактов, подлежащих доказыванию, показывает на
«обстоятельства, устанавливающие личность обвиняемого»[1].

Так как в
соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 74 УПК РФ заключение эксперта служит  доказательством по уголовному делу, в
большинстве эпизодов появляется нужда проведения экспертизы личности
обвиняемого, которая может осуществляться либо судебно-психологической
экспертизой или комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизой.
Надобность привлечения эксперта-психолога к судебному изучению личности
обусловливается двумя существенными, но до сих пор не выясненными проблемами:
во-первых, спорным является вопрос об объёме судебного изучения личности
обвиняемого; во-вторых — мало проанализирована проблема предмета
судебно-психологической экспертизы частных 
свойств обвиняемого.

Эти
взаимосвязанные проблемы определены тем, что правовая формулировка обстоятельно
не выявляет качеств личности обвиняемого, имеющих уголовно-правовое значение и
подлежащих доказыванию, не конкретизирует, именно какие «условия,
характеризующие личность виновного», имеются в виду.

Особенности
судебно-психологической экспертизы заключаются в том, что данная экспертиза
способствует обнаружению личные особенностей смыслового восприятия ситуации
обвиняемым. Экспертиза личности обвиняемого в большинстве случаев содействует
верному определению мотивов преступления, которые служат нужным признаком
состава преступления или представляются в качестве квалифицирующего
обстоятельства. Глубокое изучение личности обвиняемого содействует верному
назначению вида наказания.

 



 



[1]
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г.
№174-ФЗ (в ред. от 23 апреля 2018 г.) // Собрание законодательства Российской
Федерации. 2001.  №52.Ч.1. Ст.
4921.

 

Фрагмент текста работы:

 

1.     Организационно-правовые основы
судебно-психологических экспертиз (СПЭ) (организация экспертиз, права и
обязанности эксперта)

 

Судебно-психологическая экспертиза — один из
видов судебных экспертиз и одно из средств нахождения истины в
судопроизводстве, источник доказательств.

Главной целью судебной экспертизы является то,
что на основании предоставленных данных, произведённых психологией или
накопленных психологической практикой знаний, провести исследование и ответить
на вопросы следственных органов, органов дознания или суда. Эксперт-психолог,
на основании своего заключения, помогает дознавателю, следователю и суду
выяснить обстоятельства дела, не вдаваясь при этом в их юридическую оценку.

Предмет любой судебной экспертизы определяется
предметом той науки, которая для неё является базовой, а также задачами,
решаемыми в ходе процессуальной деятельности правоохранительных органов.

На данный момент в научных кругах существует
дискуссия к определению предмета, объекта и пределах судебно-психологической
экспертизы.

Философский словарь определяет предмет
познания как фиксацию в  «опыте и
включение в процесс практической деятельности человека стороны, свойства и
отношения объекта, исследуемые с определенной целью в данных условиях и
обстоятельствах»[1].

По мнению Костицкого М.В., психологическая
экспертиза крепко соединена с общей психологией и её прикладными отраслями,
которые являются для психологической экспертизы базой развития, типичной
«питательной средой»[2]. Поэтому
нужно анализировать предмет судебно-психологической экспертизы неразрывно с
предметом психологической науки.

Полностью соглашусь с мнением
Костицкого М.В., считаю, что судебно-психологическая экспертиза неразрывно
связана с достижениями психологии как науки, которая занимает ведущее место в
современном научном знании.
Психология изучает человека, его проявление в
единстве законов природы и общества; при этом происходит соединение
общественных интересов и естественных наук. Социальные процессы не раскрываются
без знаний об индивидуальном и групповом поведении человека, формировании
стереотипов поведения, привычек, ориентации и т.д.

Психология изучает функцию мозга с точки
зрения психики, которая состоит в отображении объективной реальности, законах
порождения и функционирования психического отражения, психо-физические процессы
и состояния, свойства конкретной личности. Предмет психологии обнаруживает
факты, закономерности развития и механизмы психики.

Одна из первых попыток определить предмет
судебно-психологической экспертизы была предпринята в 1929 году Брусиловским
А.Е. Он, проанализировав примеры экспертно-психологических исследований из
практики иностранных судов, выделил эпизоды обязательного проведения данной
экспертизы.

На основе этого Брусиловский А.Е. пришел к
выводу, что эксперт-психолог может быть привлечен к участию в деле, если
возникший у суда вопрос психологического содержания рассматривался в научной
экспериментальной психологии[3].

Дагель П.С. и Резниченко И.М. к предмету
исследования судебно-психологической экспертизы причисляли психические процессы
(ощущение, восприятие, память и т.д.), психические состояния (аффект,
рассеянность, озадаченность и т.д.) и свойства личности (интеллектуальный
уровень)[4].

Коченов М.М. 
считал, что предметом судебно-психологической экспертизы являются
«компоненты психической деятельности в её целостности и единстве, установление
и экспертная оценка которых имеют значение для выяснения объективной истины по
делу»[5]. Помимо
этого, Коченов М.М. полагал, что судебно-психологическая экспертиза занимается
изучением  проявлениями психики человека,
находящихся в пределах нормы. 

И он приходит к выводу, что
судебно-психологическая экспертиза осуществляется главным образом в отношении
психически здоровых людей. Тем не менее, впоследствии Коченов М.М. в данном
вопросе отказался делать акцент на психическом здоровье человека.

Позднее данную точку зрения по вопросу о
предмете судебно-психологической экспертизы одобрил и сформировал Сафуанов Ф.С.
Вероятно, необходимо выразить своё согласие с тем определением, которое даёт
этот учёный: «предметом исследования судебного психолога-эксперта выступают
закономерности и особенности протекания и структуры психических процессов
(психической деятельности), имеющие юридическое значение и влекущие
определенные правовые результаты»[6].

Данное определение акцентирует своё внимание
на том, что предметом экспертного исследования психолога является специфика
работоспособности психической деятельности человека в правовых значимых
ситуациях, свободно от того, возникают ли они патологическими или возрастными,
личностными, эмоциональными, и отчетливо показана конечная цель, ради
достижения которой они исследуются.

Соглашусь с тем, что суд заинтересован
собственно не в диагностике специфики психики человека, а в присутствии или
дефиците подобных свойств, которые устанавливают их правовую значимость, что
отражено в праве в качестве юридических критериев той или другой способности
подэкспертного лица — например, способности свидетелей правильно
воспринимать  обстоятельства, имеющие значение
для дела, и давать о них правильные показания, возможность потерпевших по
сексуальным правонарушениям понимать характер и значение совершённых с ними
действий или оказывать сопротивление и т.д.

Как считает Кудрявцев И.А., своеобразность
предмета судебно-психологической экспертизы образовывают реальные сведения об
итогах воздействия на психическое отражение окружающего, рефлексию и регуляцию
своего поведения подэкспертным непатологических психических факторов:
возрастного, ситуационного, эмоционального, личностного. Совместно с этим судебно-психологическая
экспертиза может определять и рассматривать влияние отдельных
психопатологических причин (патопсихология)[7].

Заметим, что
Кудрявцев И.А. высказываясь о предмете судебно-психологической экспертизы,
отождествляет объект экспертизы с источниками информации, в качестве которых
могут быть представлены сами подэкспертные и данные о состоянии их психики и
поведении, закреплённые в материалах уголовного дела.

С представлениями о предмете судебной экспертизы
плотно связано



[1] Философский словарь /
Ред. И.Т. Фролов.  М. , 2014. С.
292.

[2] Костицкий М.В.
Судебно-психологическая экспертиза. М. , 2017. С. 26.

[3] Брусиловский А.Е.
Судебно-психологическая экспертиза, ее предмет, методика и пределы: хрестоматия
/ Авт.-сост. В.В. Романов.  М., 2010. С.
329.

[4] Дагель П.С. Вопросы
компетенции и организации судебно-психологической экспертизы // Советская
юстиция. 1970. № 1. С. 9.

[5] Коченов М.М. Введение
в судебно-психологическую экспертизу. М., 2015. С. 14.

[6] Сафуанов Ф.С.
Судебно-психологическая экспертиза. М., 2015. С.
107

[7] Кудрявцев И.А.
Судебная психолого-психиатрическая экспертиза. М., 2016. С. 18.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы