Курсовая теория на тему Практический метод и его приемы развития зрительного восприятия детей с нарушением зрения
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
1.1
Зрительное восприятие и его особенности у слабовидящих детей дошкольного
возраста
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРУТРЫ
Введение:
Нарушение
зрения у детей обуславливает нарушения зрительного восприятия, становление
которого неотделимо от познания мира, овладения речью, трудовыми навыками.
Одной из главных причин, затрудняющих формирование у детей дошкольного возраста
зрительного восприятия, являются нарушения поражений, которые отрицательно
сказываются не только на физическом развитии, но и на социализации личности,
развитии познавательной и трудовой деятельности, последующей трудовой
адаптации.
В системе
коррекционной работы с дошкольниками с нарушениями зрения главное место
занимает работа по развитию и коррекции зрительного восприятия и решает не
только образовательные, но и воспитательные задачи. Успешность решения данных
задач играет важную роль для психического развития ребенка с нарушениями зрения.
В
психолого-педагогической литературе рассмотрены методы коррекции зрительного
восприятия детей дошкольного возраста. Среди них особое место занимает
практический метод как наиболее эффективный для решения задач по развитию
зрительного восприятия у дошкольников. Необходимо развивать у детей способность
к наблюдению, зрительному выделению и узнаванию различных объектов окружающего,
их анализу и синтезу.
Также,
необходимо учить детей пользоваться слуховым, осязательным и другими видами
восприятия, дополняющими патологию зрения. Только в этом случае, возможно
формировать у детей с нарушением зрения адекватных представлений об окружающем
мире.
Анализ работ
ученых по проблеме использования практического метода в процессе обучения (Я.А.
Коменского, И.Г. Песталоцци, Н.Г. Чернышевского, К.Д. Ушинского), включая
современные исследования в данной области (Ю.К. Бабанского, А.П. Беляева, П.П.
Блонского, М.И. Махмутова, Г.В. Мухаметзянова и др.), позволил уточнить
дидактические принципы, виды, приемы и способы применения практического метода
в обучении детей дошкольного возраста с нарушением зрения.
Актуальность данной
темы объясняется необходимостью введения в практику
специальных дошкольных организаций образования комплекса мер, позволяющих
обеспечить условия для полноценного развития личности ребёнка с нарушениями
зрения. В особенности это необходимо для формирования условий, которые
обеспечат нормальное развитие зрительного восприятия детей с патологией зрения.
Это определяет социальную значимость и актуальность изучения особенностей
зрительного восприятия с позиции применения практического метода при работе со
слабовидящими детьми.
Актуальность
выявленной проблемы позволили определить тему исследования: «Практический метод
и его приемы развития зрительного восприятия детей с нарушением зрения».
Цель исследования: изучить особенности зрительного
восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения; рассмотреть
эффективные приемы практического метода для коррекционной работы с детьми
дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс развития зрительного
восприятия у слабовидящих дошкольников.
Предмет исследования: использование игры как приема практического
метода при коррекции зрительного восприятия детей дошкольного возраста с
нарушениями зрения.
Задачи исследования:
— изучить
психолого-педагогическую литературу по теме;
— определить возможности практического метода в развитии зрительного
восприятия детей с позиций нарушенного зрения.
— теоретически обосновать эффективность игры, как одного из приемов
практического метода в коррекции недостаточности зрительного восприятия у детей
с нарушением зрения.
Теоретической основой
исследования послужили:
— положения о коррекционной направленности обучения детей с нарушением
зрения (М.И. Земцова, В.А. Кручинин, Л.И. Плаксина, Л.А. Ремезова, Л.С.
Сековец, Б.К. Тупоногов, В.А. Феоктистова и др.);
— положения о становлении зрительного образа и развитии зрительного
восприятия в условиях зрительной недостаточности (Л.П. Григорьева, H.H.
Зислина, А.И. Зотов, А.И. Каплан, Ю.А. Кулагин, Л.И. Плаксина, Л.В.
Фомичева-Рудакова и др.).
Теоретическая значимость и научная
новизна данной
курсовой работы заключается в изучении эффективности игры, как приема
практического метода, позитивно влияющего на развитие зрительного восприятия у
детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.
Структура исследования: работа
состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Во введении обозначена актуальность
исследования, цель, объект, предмет, задачи, теоретическая основа,
теоретическая значимость и научная новизна.
В первой главе рассмотрено теоретическое
обоснование практического метода коррекционной работы по развитию зрительного
восприятия слабовидящих детей дошкольного возраста.
Во второй главе
рассмотрен практико-ориентированный подход в изучении практического метода и
приёмов коррекционной работы по развитию зрительного восприятия слабовидящих
детей дошкольного возраста
В заключении сделаны
общие выводы по проведенному исследованию.
Заключение:
Нами
была изучена литература по теме и определены
возможности практического метода в развитии зрительного восприятия детей с
позиций нарушенного зрения; теоретически обоснована эффективность игры, как
одного из приемов практического метода в коррекции недостаточности зрительного
восприятия у детей с нарушением зрения.
Использование
практического метода в специальных коррекционных дошкольных организациях
образования направлено на проверку точности чувственного образа, на освоение
умений и выработку навыков, на закрепление освоенного, на обогащение зрительного
опыта. В связи с этим воспитателям и тифлопедагогам необходимо использовать
приемы практического метода на всех занятиях, а также во всех непосредственной
образовательной деятельности.
Работа по
развитию зрительного восприятия должна начинаться с всестороннего изучения всех
учащихся и должна быть реализована в игре, поскольку игра является основным
видом деятельности детей.
Таким образом, можно говорить о необходимости использования игр как
средства интеграции к самостоятельному познанию окружающего мира. В этой связи
можно рекомендовать объемнее использовать дидактические игры при коррекции работ зрительного восприятия с детьми,
имеющими различные нарушения зрения.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. Теоретическое обоснование практического метода
коррекционной работы по развитию зрительного восприятия слабовидящих детей
дошкольного возраста
1.1 Зрительное восприятие
и его особенности у слабовидящих детей дошкольного возраста
и его особенности у слабовидящих детей дошкольного возраста
Одной из
важных задач дошкольного образования является подготовка детей дошкольного
возраста к школе. Первыми опорными точками для обучения ребенка в школе
становится то, что он видит и слышит. На этой основе, самым важным условием успешного
обучения дошкольников будет то, насколько эффективно они воспринимают
информацию, которую видят и слышат.
Роль зрения в
полноценном развитии детей велика, так как большая доля информации об
окружающем мире поступает через зрительный анализатор. С самого рождения
ребенка все его движения и собственно действия субъекта осуществляются при
визуальном участии и контроле. Нарушение зрения или полная слепота существенно
ограничивают способность детей понимать окружающий мир и затрудняют их
физическое и психическое развитие[1, 3].
Человек
приобретает знания об окружающем мире не только через чувство, но и через
восприятие. И ощущение, и восприятие — это связи в едином процессе чувственного
познания. Они неразрывно связаны между собой, но имеют и свои уникальные
особенности. В результате чувствования человек приобретает знания об
индивидуальных особенностях и качествах предмета — о его цвете, температуре,
вкусе, звуке и т. д. Но в реальной жизни мы не просто видим пятна света или
цвета, мы не просто слышим громкие или тихие звуки, ощущаем запах не сам по
себе.
Проанализировав
психолого-педагогическую литературу о восприятии, мы остановимся на следующем
определении понятия «восприятие»:
Восприятие —
это отражение предметов и явлений, общей ситуации объективного мира, его
свойств и компонентов, оказывающих непосредственное воздействие на органы
чувств[6].
Восприятие-это
основной психологический процесс дошкольников, имеющий единую функцию:
Восприятие
объединяет свойства объекта с полным изображением объекта;
Объединяет
все когнитивные процессы в совместной координации процессов обработки и приема
информации;
Восприятие
объединяет весь накопленный опыт о представлении мира и образе объекта и
формирует целостную картину мира в соответствии с уровнем развития ребенка.
В зависимости
от того, какой анализатор играет главную роль в восприятии, различают
зрительное, тактильное, кинестетическое, интерпретационное и вкусовое
восприятие.