Развитие зрительного восприятия Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Практический метод и его приемы развития зрительного восприятия детей с нарушением зрения

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1.
Теоретическое обоснование практического метода коррекционной работы по развитию
зрительного восприятия слабовидящих детей дошкольного возраста. 6

1.1
Зрительное восприятие и его особенности у слабовидящих детей дошкольного
возраста. 6

1.2 Изучение
практического метода и его приёмов развития зрительного восприятия у детей с
нарушением зрения. 11

Выводы по
первой главе. 14

ГЛАВА 2. Практико-ориентированный
подход в изучении практического метода и приёмов коррекционной работы по
развитию зрительного восприятия слабовидящих детей дошкольного возраста. 15

2.1
Организация коррекционной работы по развитию зрительного восприятия с
применением практического метода. 15

2.2 Игра как
приём практического метода по развитию зрительного восприятия слабовидящих
детей дошкольного возраста. 19

Выводы по второй главе. 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 23

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРУТРЫ.. 24

  

Введение:

 

 

Нарушение
зрения у детей обуславливает нарушения зрительного восприятия, становление
которого неотделимо от познания мира, овладения речью, трудовыми навыками.
Одной из главных причин, затрудняющих формирование у детей дошкольного возраста
зрительного восприятия, являются нарушения поражений, которые отрицательно
сказываются не только на физическом развитии, но и на социализации личности,
развитии познавательной и трудовой деятельности, последующей трудовой
адаптации.

В системе
коррекционной работы с дошкольниками с нарушениями зрения главное место
занимает работа по развитию и коррекции зрительного восприятия и решает не
только образовательные, но и воспитательные задачи. Успешность решения данных
задач играет важную роль для психического развития ребенка с нарушениями зрения.

В
психолого-педагогической литературе рассмотрены методы коррекции зрительного
восприятия детей дошкольного возраста. Среди них особое место занимает
практический метод как наиболее эффективный для решения задач по развитию
зрительного восприятия у дошкольников. Необходимо развивать у детей способность
к наблюдению, зрительному выделению и узнаванию различных объектов окружающего,
их анализу и синтезу.

Также,
необходимо учить детей пользоваться слуховым, осязательным и другими видами
восприятия, дополняющими патологию зрения. Только в этом случае, возможно
формировать у детей с нарушением зрения адекватных представлений об окружающем
мире.

Анализ работ
ученых по проблеме использования практического метода в процессе обучения (Я.А.
Коменского, И.Г. Песталоцци, Н.Г. Чернышевского, К.Д. Ушинского), включая
современные исследования в данной области (Ю.К. Бабанского, А.П. Беляева, П.П.
Блонского, М.И. Махмутова, Г.В. Мухаметзянова и др.), позволил уточнить
дидактические принципы, виды, приемы и способы применения практического метода
в обучении детей дошкольного возраста с нарушением зрения.

Актуальность данной
темы объясняется необходимостью введения в практику
специальных дошкольных организаций образования комплекса мер, позволяющих
обеспечить условия для полноценного развития личности ребёнка с нарушениями
зрения. В особенности это необходимо для формирования условий, которые
обеспечат нормальное развитие зрительного восприятия детей с патологией зрения.
Это определяет социальную значимость и актуальность изучения особенностей
зрительного восприятия с позиции применения практического метода при работе со
слабовидящими детьми.

Актуальность
выявленной проблемы позволили определить тему исследования: «Практический метод
и его приемы развития зрительного восприятия детей с нарушением зрения».

Цель исследования: изучить особенности зрительного
восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения; рассмотреть
эффективные приемы практического метода для коррекционной работы с детьми
дошкольного возраста.

Объект исследования: процесс развития зрительного
восприятия у слабовидящих дошкольников.

Предмет исследования: использование игры как приема практического
метода при коррекции зрительного восприятия детей дошкольного возраста с
нарушениями зрения.

Задачи исследования:

— изучить
психолого-педагогическую литературу по теме;

— определить возможности практического метода в развитии зрительного
восприятия детей с позиций нарушенного зрения.

— теоретически обосновать эффективность игры, как одного из приемов
практического метода в коррекции недостаточности зрительного восприятия у детей
с нарушением зрения.

Теоретической основой
исследования послужили:

— положения о коррекционной направленности обучения детей с нарушением
зрения (М.И. Земцова, В.А. Кручинин, Л.И. Плаксина, Л.А. Ремезова, Л.С.
Сековец, Б.К. Тупоногов, В.А. Феоктистова и др.);

— положения о становлении зрительного образа и развитии зрительного
восприятия в условиях зрительной недостаточности (Л.П. Григорьева, H.H.
Зислина, А.И. Зотов, А.И. Каплан, Ю.А. Кулагин, Л.И. Плаксина, Л.В.
Фомичева-Рудакова и др.).

Теоретическая значимость и научная
новизна
данной
курсовой работы заключается в изучении эффективности игры, как приема
практического метода, позитивно влияющего на развитие зрительного восприятия у
детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.

Структура исследования: работа
состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

Во введении обозначена актуальность
исследования, цель, объект, предмет, задачи, теоретическая основа,
теоретическая значимость и научная новизна.

В первой главе рассмотрено теоретическое
обоснование практического метода коррекционной работы по развитию зрительного
восприятия слабовидящих детей дошкольного возраста.

Во второй главе
рассмотрен практико-ориентированный подход в изучении практического метода и
приёмов коррекционной работы по развитию зрительного восприятия слабовидящих
детей дошкольного возраста

В заключении сделаны
общие выводы по проведенному исследованию.



 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
 

Заключение:

 

 

Нами
была  изучена литература по теме и определены
возможности практического метода в развитии зрительного восприятия детей с
позиций нарушенного зрения; теоретически обоснована эффективность игры, как
одного из приемов практического метода в коррекции недостаточности зрительного
восприятия у детей с нарушением зрения.

Использование
практического метода в специальных коррекционных дошкольных организациях
образования направлено на проверку точности чувственного образа, на освоение
умений и выработку навыков, на закрепление освоенного, на обогащение зрительного
опыта. В связи с этим воспитателям и тифлопедагогам необходимо использовать
приемы практического метода на всех занятиях, а также во всех непосредственной
образовательной деятельности.

Работа по
развитию зрительного восприятия должна начинаться с всестороннего изучения всех
учащихся и должна быть реализована в игре, поскольку игра является основным
видом деятельности детей.

Таким образом, можно говорить о необходимости использования игр как
средства интеграции к самостоятельному познанию окружающего мира. В этой связи
можно рекомендовать объемнее использовать дидактические игры при  коррекции работ зрительного восприятия с детьми,
имеющими различные нарушения зрения.



 

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. Теоретическое обоснование практического метода
коррекционной работы по развитию зрительного восприятия слабовидящих детей
дошкольного возраста

1.1 Зрительное восприятие
и его особенности у слабовидящих детей дошкольного возраста

Одной из
важных задач дошкольного образования является подготовка детей дошкольного
возраста к школе. Первыми опорными точками для обучения ребенка в школе
становится то, что он видит и слышит. На этой основе, самым важным условием успешного
обучения дошкольников будет то, насколько эффективно они воспринимают
информацию, которую видят и слышат.

Роль зрения в
полноценном развитии детей велика, так как большая доля информации об
окружающем мире поступает через зрительный анализатор. С самого рождения
ребенка все его движения и собственно действия субъекта осуществляются при
визуальном участии и контроле. Нарушение зрения или полная слепота существенно
ограничивают способность детей понимать окружающий мир и затрудняют их
физическое и психическое развитие[1, 3].

Человек
приобретает знания об окружающем мире не только через чувство, но и через
восприятие. И ощущение, и восприятие — это связи в едином процессе чувственного
познания. Они неразрывно связаны между собой, но имеют и свои уникальные
особенности. В результате чувствования человек приобретает знания об
индивидуальных особенностях и качествах предмета — о его цвете, температуре,
вкусе, звуке и т. д. Но в реальной жизни мы не просто видим пятна света или
цвета, мы не просто слышим громкие или тихие звуки, ощущаем запах не сам по
себе.

Проанализировав
психолого-педагогическую литературу о восприятии, мы остановимся на следующем
определении понятия «восприятие»:

Восприятие —
это отражение предметов и явлений, общей ситуации объективного мира, его
свойств и компонентов, оказывающих непосредственное воздействие на органы
чувств[6].

Восприятие-это
основной психологический процесс дошкольников, имеющий единую функцию:

Восприятие
объединяет свойства объекта с полным изображением объекта;

Объединяет
все когнитивные процессы в совместной координации процессов обработки и приема
информации;

Восприятие
объединяет весь накопленный опыт о представлении мира и образе объекта и
формирует целостную картину мира в соответствии с уровнем развития ребенка.

В зависимости
от того, какой анализатор играет главную роль в восприятии, различают
зрительное, тактильное, кинестетическое, интерпретационное и вкусовое
восприятие.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы