Курсовая теория на тему Познавательные процессы младшего школьника
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Основные аспекты развития младших школьников и
познавательных процессов в младшем школьном возрасте. 5
1.1. Психолого-педагогические особенности младшего
школьного возраста 5
1.2. Познавательное развитие младших школьников. 8
1.3. Особенности развития познавательного интереса в
младшем школьном возрасте. 21
Глава 2. Методы диагностики познавательных
процессов и рекомендации по формированию познавательных процессов у младших
школьников. 24
2.1. Методы диагностики познавательных процессов
младших школьников 24
2.2. Рекомендации по формированию познавательных процессов
у младших школьников. 25
Заключение. 33
Список использованных источников. 34
Введение:
В
педагогической практике познавательный интерес рассматривается как средство
повышения познавательной активности школьника, как эффективный инструмент для
учителя, позволяющий ему сделать процесс обучения привлекательным, выделить в
преподавании те аспекты, которые могут привлечь невольное внимание учащихся
заставит вас думать, беспокоиться и волноваться, с энтузиазмом работать над
учебным заданием. «Смертный грех учителя — быть скучным» (Гербарт).
Этот афоризм
часто определяет понимание учителем места познавательного интереса в обучении,
который он рассматривает как инструмент оживления учебного процесса в своих
руках.
Перед современной школой, и особенно
начальной, стояли задачи, направленные на обучение учащихся новым ценностным
ориентациям, во многом связанным с восприятием окружающей действительности, ее
оценкой, человеческой деятельностью и поведением в природной среде и в
обществе.
Одним из
способов повышения познавательного интереса современных школьников является
использование различных образовательных технологий. Из множества
образовательных технологий были выбраны следующие игровые технологии, групповые
технологии и информационно-коммуникационные технологии.
Одним из направлений изменения начального
образования, в частности активизации познавательного интереса, является
включение современных информационных технологий в образовательный процесс. Их
использование помогает учителям перейти от объяснительно-иллюстрированного
способа обучения к активному, в котором ребенок становится активным субъектом
образовательного процесса, который способствует осознанному обучению учащихся.
Понятие
«игровая педагогическая технология» включает в себя довольно обширную группу
методов и приемов для организации педагогического процесса в виде различных
педагогических игр.
В отличие от игр, в общем, педагогическая игра
имеет существенную особенность — четко определенную цель обучения и
соответствующий педагогический результат, который может быть обоснован, четко
обозначен и характеризуется когнитивной направленностью.
Заключение:
Общими
характеристиками всех познавательных процессов ребенка являются их
произвольность, продуктивность и устойчивость.
Чтобы умело
использовать имеющиеся резервы, необходимо адаптировать их к работе в школе и
дома, научить их учиться, быть внимательным, усердным. Для поступления в школу
у ребенка должны быть достаточно развиты самоконтроль, трудовые навыки, умение
общаться с людьми, ролевое поведение. В младшем школьном возрасте развивают и
те основные человеческие характеристики познавательных процессов (внимание,
восприятие, память, воображение, мышление и речь), необходимость которых
связана с поступлением в школу. Из
«естественных» (по мнению Л. С. Выготского) эти испытания к концу младшего
школьного возраста должны быть «культурными», то есть превращаться в высшие
психические функции, произвольно и косвенно.
Информационные технологии обучения (ИТО) как
совокупность электронных средств и методов их эксплуатации, используемых для
реализации учебной деятельности. Игровые технологии — это одна из уникальных
форм обучения, позволяющая сделать интересной и увлекательной не только работу
школьников на креативно-поисковом уровне, но и повседневные шаги по
преподаванию учебных предметов.
Вызов
условного игрового мира делает позитивно заряженным эмоционально-игровое
действие, активизирует все психологические процессы и функции ребенка. Игра
способствует использованию знаний в новых ситуациях, таким образом, учащиеся
усваивают материал, проходя через те практики, которые приносят разнообразие и
интерес к процессу обучения. Групповая работа очень привлекательна для младших
школьников.
Групповая работа является уникальной формой
организации урока. Он обеспечивает прямое взаимодействие между учениками (дети
выполняют задачу вместе в группах или парах) и делает руководство учителя косвенным.
Фрагмент текста работы:
Младшие
школьники могут переходить от одного вида деятельности к другому без особых
трудностей и внутренних усилий. У ребенка может доминировать один из типов
восприятия окружающей действительности: практический, образный или логический.
Развитие
восприятия проявляется в его избирательности, осмысленности, объективности и
высоком уровне формирования перцептивных действий. Память у младших школьников
довольно хорошая. Память постепенно становится произвольной, мнемоника
осваивается. С 6 до 14 лет они активно развивают механическую память для
несвязанных логических единиц информации. Чем старше становится младший ученик,
тем больше у него преимуществ запоминания значимого материала перед
бессмысленным.
Мышление даже важнее, чем память для обучения
детей. После поступления в школу она должна быть разработана и представлена во
всех трех основных формах: визуально-эффективная, визуально-образная и
словесно-логическая. Однако на практике мы часто сталкиваемся с ситуацией,
когда, обладая способностью хорошо решать проблемы визуально эффективным
способом, ребенок может с большим трудом справляться с ними, когда эти задачи
представлены в образной, более того, словесно-логической форме. Это происходит
наоборот: ребенок может достаточно хорошо переносить, иметь богатое
воображение, творческую память, но не может успешно решать практические задачи
из-за недостаточного развития двигательных навыков. [15]
В первые три-четыре года обучения прогресс в
умственном развитии детей весьма заметен. От доминирования визуально-эффективного
и элементарного мышления до концептуального уровня развития и плохой логики
мышления ученик поднимается до вербально-логического мышления на уровне
конкретных понятий. Начало этого века связано, если мы используем терминологию
Дж. Пиаже и Л.С. Выготский, с преобладанием предоперационного мышления, а конец
— с преобладанием оперативного мышления в понятиях. В этом же возрасте общие и
специальные способности детей раскрываются достаточно хорошо, что позволяет
судить об их одаренности. [13, с. 145]
Младший школьный возраст содержит значительный
потенциал для умственного развития детей. Комплексное развитие интеллекта детей
в младшем школьном возрасте идет по нескольким направлениям: 1. Усвоение и
активное использование речи как средства мышления. 2. Связь и взаимообогащающее
влияние друг на друга всех типов мышления: визуально-эффективного,
визуально-образного и словесно-логического. 3. Выделение, изоляция и
относительно независимое развитие двух фаз интеллектуального процесса:
подготовительного этапа (решение проблемы: анализируются ее условия и
разрабатывается план). Исполнительный этап — этот план реализуется на практике.
Первоклассники и второклассники доминируют в визуально-эффективном и
визуально-образном мышлении, в то время как классы третьего и четвертого
классов в большей степени полагаются на вербально-логическое и образное
мышление, и оно одинаково хорошо решает проблемы во всех трех планах:
практическом, образном и словесно-логический (устный). Глубокая и продуктивная
умственная работа требует от детей настойчивости, контроля над эмоциями и
регуляции естественной двигательной активности, концентрации и поддержания
внимания. Многие дети быстро устают, устают. Особая трудность для детей 6-7 лет
и начинающих учиться в школе — это саморегуляция поведения. У них нет силы
воли, чтобы постоянно держать себя в определенном состоянии, управлять собой.
[14]
До семи лет у детей могут быть обнаружены
только репродуктивные изображения-представления об известных объектах событий,
которые не воспринимаются в данный момент времени, и эти изображения в основном
статичны. Продуктивные образы — представление результатов, новые комбинации
определенных элементов появляются у детей в ходе специальных творческих
заданий.