Курсовая теория на тему Познавательная сфера детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. АНАЛИЗ ЗАДЕРЖЕК ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 5
1.1. Понятие задержек психического развития. Степени задержек психического развития 5
1.2. Признаки, виды и причины задержек психического развития 6
ГЛАВА II. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СПЕЦИФИКИ КОГНИТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НОРМАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ И ЗАДЕРЖКАМИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 10
2.1. Анализ специфики когнитивных процессов у дошкольников с нормальным развитием 10
2.2. Анализ специфики когнитивных процессов у дошкольников с задержкой психического развития 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29
Введение:
Актуальность исследования. Дошкольный возраст – определяю-щий период в развитии человека, в котором происходит становление лич-ности, формируются все психические процессы и функции ребёнка. Не-сформированность или отставание в развитии любого психического про-цесса или психической функции оказывает отрицательное влияние на все становление личности ребенка в целом.
В последние годы вокруг проблемы такого отклонения как задержка психического развития наблюдается повышенный интерес, среди исследо-вателей продолжаются оживленные дискуссии. Это вызвано, в первую очередь, тем, что данное отклонение является неоднозначным, в его основе множество предпосылок, причин возникновения и следствий этого. За-держка психического развития требует тщательного анализа и присталь-ного внимания. Каждый конкретный случай возникновения предполагает осуществления детального индивидуального подхода.
Приводятся неодинаковые сведения о широте распространения тако-го диагноза, как задержка психического развития. К примеру, по исследо-ваниям М.С. Певзнер, В.М. Явкина, К.С. Лебединской, к поступлению в школу, задержка психического развития наблюдается у 5-7% всей детей.
В тоже время, Т.А. Власова, И.Ф. Марковская, А.А. Прокофьев, Ю.С. Шевченко, К.С. Лебединская, П.П. Улба отмечают, что среди уча-щихся младших классов общеобразовательной школы, которые имеют сложности в освоении программы, задержка психического развития наблюдается у 52- 76%.
Конкретные границы этой категории детей по сей день не являются четкими. Так как они зависят от большого числа показателей, к примеру, и что является основным, по мнению В.В. Ковалева и И.А. Коробейникова – от тех требований, которые выносит современное общество и умственным возможностям ребенка.
За все время изучения задержки психического развития как отклоне-ния в развитии, не выработалось единой классификации задержки психи-ческого развития. Многие авторы разрабатывали свои варианты, но наибольшее распространение получили классификации следующих авто-ров: В.В. Ковалева и Г.Е. Сухаревой. Общепринятой классификацией в Российской Федерации на данный момент является разработанная К.С. Лебединской.
Главной целью данной курсовой работы является теоретический анализ познавательной сферы дошкольников с задержками психического развития. Постановка цели была обусловлена рядом следующих задач:
1. Дать определение задержкам психического развития, рассмот-реть их основные виды, признаки и причины
2. Изучить познавательную сферу у детей с нормальным развити-ем
3. Изучить познавательную сферу у детей с задержками в психи-ческом развитии
Осуществив подбор основных методов теоретического исследования в данной курсовой работе, мы использовали:
• методы синтеза и анализа
• метод реферирования источников, отобранных для изучения поставленной проблемы.
Структура курсовой работы. Данная работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы. Общий объём работы – тридцать одна страница.
Заключение:
Итак, мы провели теоретико-аналитический анализ познавательной сферы детей дошкольного возраста, имеющих задержки психического и умственного развития. Анализ проводился в сравнении с познавательной сферой дошкольников без отклонений. Исследование было организовано в рамках трёх основных задач.
В рамках первой задачи мы выяснили, что под задержками в психи-ческом развитии понимают состояния, которые граничат с умственной от-сталостью. Спецификой большинства ЗПР является обратимость (иными словами – относительно благоприятный прогноз лечения и коррекции). В ряде одних случаев задержка полностью ликвидируется из-за скачка в развитии либо запоздалого развития. В ряде других случаев сохраняется некоторая степень недоразвития тех или иных функций, либо происходит процесс их замещения иными функциями. Также могут сохраняться про-явления синдрома минимальных мозговых дисфункций и ряда следующих расстройств: специфическое расстройство школьных навыков, гиперкине-тический синдром. Причины происхождения ЗПР разделяют, как правило, на факторы конституционально-генетического характера, церебрально-органического характера и психосоциального характера. Выделяют лёг-кую, среднюю и выраженную степени ЗПР. Разделяются задержки психи-ческого развития на первичные и вторичные, а также на тотальные и пар-циальные. Основными признаками ЗПР можно назвать запаздывание в развитии таких базовых психофизических функций, как социальное пове-дение, моторика и речь; незрелость эмоциональной сферы; неравномерное развитие конкретных функций психики; обратимость нарушения.
В рамках второй задачи было выявлено, что когнитивные процессы у нормально развивающихся детей окончательно формируются к средне-му – старшему дошкольному возрасту, проходя в своём становлении важ-ные этапы и периоды. Ребёнок достаточно быстро учится планировать свою деятельность, создавать материальные предметы в ходе своей дея-тельности и описывать происходящее с помощью методов вербального взаимодействия.
Проанализировав теоретические источники для решения третьей задачи, мы установили, что память, восприятие и внимание у дошкольника с задержками в психическом развитии значительно уступают в функцио-нальном плане тем же процессам у здоровых дошкольников. Мыслитель-ная деятельность детей данной группы характеризуется трудностями в планировании деятельности и формировании умозаключений. Им трудно концентрироваться на предложенных заданиях, их знания об окружающей действительности носят поверхностный и раздробленных характер. Также дошкольнику с задержкой психического развития достаточно трудно сравнивать, анализировать и систематизировать поступающий поток ин-формации.
Таким образом, главным итогом данной работы является то, что сформировать познавательную сферу ребёнка с задержками в психическом развитии возможно, однако необходима долгая, кропотливая и системати-ческая совместная деятельность специалистов и родителей (или же опеку-нов).
Считаем, что поставленные задачи исследования успешно реализо-ваны, а главная цель курсовой работы достигнута.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I. АНАЛИЗ ЗАДЕРЖЕК ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
1.1. Понятие задержек психического развития. Степени задержек пси-хического развития
Задержка в психическом развитии – это состояние, которое граничит с умственной отсталостью. Иными словами, её можно охарактеризовать как промежуточную форму интеллектуальной недостаточности.
ЗПР, главной причиной которых является незрелость психики и структур мозга, согласно МКБ-8 и МКБ-9, можно рассматривать в каче-стве отдельной категории состояний с патологиями развития. МКБ-10, в свою очередь, гласит, что под ними следует понимать синдромы, которые являются частью структуры неврологических, психических либо соматиче-ских заболеваний. [29]
Нарушения психики в случаях ЗПР выражаются отставаниями раз-вития таких областей психической деятельности, как моторная, эмоцио-нально-волевая, познавательная. Каждое из таких отставаний является следствием торможения в созревании соответствующей структуры в го-ловном мозге.
Диагностика ЗПР представляется возможной ещё в первые месяцы жизни. В ряде одних случаев первостепенной становится задержка в раз-витии сферы эмоций, в ряде других преобладающей становится задержка интеллектуального развития, которая выражается пограничной умствен-ной отсталостью. Второе, согласно исследованиям Благосклоновой Н.К., может сочетаться с некоторыми признаками, позволяющими увидеть недоразвитие теменных и лобных долей головного мозга на ЭЭГ.
Выделяют лёгкую, среднюю и выраженную степень замедления в со-зревании функций психики.
Если запоздание в становлении возрастных навыков не превышает один возрастной период, говорят о лёгкой степени. При средней степени задержка коммуникативных и двигательных процессов, эмоциональных реакций и иных возрастных навыков замедляется более чем на один воз-растной период. Если же задержка составляет два возрастных периода, го-ворят о тяжёлой степени.