Курсовая теория на тему Повести о любви И.С. Тургенева: типологические особенности.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Специфика формы и содержания творчества И.С. Тургенева: типологические особенности повестей 6
1.1.Специфика жанра повести в творчестве И.С. Тургенева 6
1.2.Тематическое своеобразие повестей И.С. Тургенева 10
1.3. Формирование «любовной» тургеневской повести 12
Глава 2. Типологические особенности И.С. Тургенева «Ася», «Первая любовь» и «Вешние воды» 17
2.1. Любовь в понимании И.С. Тургенева 17
2.2. Первая любовь Владимира 20
2.3. Романтическая любовь и грубая страсть 22
Заключение 32
Список использованной литературы 34
Введение:
Тема любви в литературе всегда была актуальна. Любовь это самое чистое и прекрасное чувство, которое воспевалось еще с античных времен. Любовь одинаково волновала воображение человечества всегда, будь это любовь юношеская или более зрелая. Любовь в жизни человека – это то чувство, которое заслуживает воспевания. И поэтому поэты, писатели всегда старались показать истинное ее место в человеческой жизни, отношениях между людьми, находя свои, присущие именно им приемы, и, выражая в своих произведениях, как правило, личные взгляды на это явление человеческого бытия. Тема любви была и будет востребована, пока существует человек. Любовь — это высокое чувство, которое каждый испытывает по-разному, соответственно и авторы великих произведений показывали её с разных сторон.
Тема любви в произведениях писателей существовала всегда. И у каждого автора своя точка зрения, по поводу того, как отразить её в своём произведении. В литературных произведениях писателей XIX века чаще всего любовь олицетворяла страдание, горе, несправедливость
Русская литература дала глубокое освещение феномена любви. В произведениях таких писателей, как Лермонтов и Гончаров, Тургенев и Бунин, Есенин и Булгаков и многих других сложились черты русского отношения к вечной и возвышенной теме любви. Любовь – это полное изживание эгоизма, «перестановка центра нашей жизни», «перенос нашего интереса из себя в другое». В этом заключается огромная нравственная сила любви, упраздняющая эгоизм и возрождающая личность в нравственном качестве. В любви человек находит самого себя, свою личность. В ней возрождается единая, истинная индивидуальность.
С вулканической энергией тема любви врывается в русскую литературу конца XIX начала XX века. О любви пишут поэты и писатели, философы, журналисты, критики. За несколько десятилетий в России о любви пишется больше, чем за несколько веков. Причем литература эта отличается интенсивными поисками и оригинальностью мышления.
Каждый из художников слова видел проблему любви по-своему. Творчество великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева – это гимн высокой, вдохновенной, поэтической любви. Тургеневские повести о любви говорят о важнейших нравственных ценностях, они побуждают задуматься о честности и порядочности, об ответственности за свои поступки и за те чувства, которые человек внушает окружающим, — и о проблемах более глобальных: о цели и смысле жизни, о формировании личности, о взаимосвязи человека и природы.
Любовь занимала исключительное место в творчестве писателя. Все оттенки, все изгибы, все стадии этого чувства, этого состояния прослеживает он пристально. «Едва ли можно найти даже во всемирной литературе другого писателя, который бы столько посвятил внимания, заботы, разумения, почти философской обработки чувству любви, влюбления», — заметил о Тургеневе Розанов.
Любовь у Тургенева это всегда сильная страсть, могучая сила. Она способна противостоять всему, даже смерти.
Целью работы являются типологические особенности повестей о любви И.С. Тургенева.
Предмет исследования: типологические особенности повестей о любви И.С. Тургенева.
Объект исследования: образы любви в повестях Тургенева «Ася», «Первая любовь» и «Вешние воды».
Задачи:
-изучить литературу по теме исследования;
-проанализировать повести И.С. Тургенева «Ася», «Первая любовь», «Вешние воды»;
— выяснить, как формировалась любовная тургеневская повесть;
-понять, какое место занимала любовь в жизни И.С. Тургенева.
Практическая значимость обусловлена тем, что содержащиеся в ней наблюдения могут быть применены в практике школьного преподавания. Например, данная работа может быть использована старшеклассниками для подготовки к итоговому сочинению.
Структура работы: работа состоит из введения. двух глав, заключения и списка литературы.
Заключение:
Ряд небольших повестей, с которыми Тургенев выступил в конце 1860-х годов и первой половине 1870-х «Несчастная», «Странная история», «Вешние воды», «и др.) весь относится к категории воспоминаний о далеком прошлом. За исключением «Вешних вод», герой которых представляет собою еще одно интересное добавление к тургеневской галерее безвольных людей, все эти повести мало прибавляют к «тоталитету» — как говорили в 40-х годах — литературного значения Тургенева.
Мы выяснили, что Тургенева всё — о движениях сердца, о юношеских устремлениях, словом — о кипении жизни, «юной и свежей». В «Асе», «Первой любви» и «Вешних водах» автор рассматривает чувство любви как неизбежное подчинение и добровольную зависимость, рок, господствующий над человеком. Иван Сергеевич развивает философию любви как силы, подчиняющей себе человека, превращающей его в раба. Но в то же время — сладостное обаяние первой любви, красота чувства… И пускай оно часто ведёт к гибели, пускай отказаться от всего этого невозможно. Недаром в «Вешних водах» автор делает известное лирическое отступление: «Первая любовь — та же революция: однообразно-правильный строй сложившейся жизни разбит и разрушен в одно мгновенье, молодость стоит на баррикаде, высоко вьётся её яркое знамя — и что бы там впереди её ни ждало — смерть или новая жизнь — всему она шлёт свой восторженный привет».
Неосуществимость личного счастья в любви и наивность стремлений к нему — один из главных мотивов «Фауста». Он звучит и в повести «Ася», где любовь также проявляется как стихия, не подвластная человеку; овладеть ею, подчинить себе и заставить ее служить своему счастью человек не может. Нельзя угадать такое мгновение, когда эта сила может даться в руки человеку; не сказанное во-время слово превращает уже почти совсем счастливого человека в одинокого бессемейного бобыля.
Несчастье героя повести «Ася» повинны не стихийные силы, а его собственная бесхарактерность, порожденная социальными условиями жизни. Разумеется, Тургенев был далек от такого понимания проблемы. У Тургенева герой не виновен в своем несчастье. Его погубила не душевная дряблость, проявившаяся в момент решающего объяснения, а нечто другое. «Когда я встретился с ней в той роковой комнате, во мне еще не было ясного сознания моей любви; оно не проснулось даже тогда, когда я сидел с ее братом в бессмысленном и тягостном молчании… оно вспыхнуло с неудержимой силой лишь несколько мгновений спустя, когда, испуганный возможностью несчастия, я стал искать и звать ее… но уж тогда было поздно».
Дело, значит, по Тургеневу, в том, что любовь капризна и своевольна, как Ася, а «у счастья нет завтрашнего дня».
Фрагмент текста работы:
Специфика жанра повести в творчестве И.С. Тургенева
Иван Сергеевич Тургенев считал себя писателем «переходной эпохи». Он вступил на литературную стезю, когда уже не было Пушкина и Лермонтова, стал знаменитым, когда замолчал Гоголь, Достоевский был на каторге, а Лев Толстой был еще начинающим писателем и Тургенев его опекал.
Его молодость пришлась на 40-е годы XIX века — время, когда сформировалось целое поколение русской интеллигенции, к которому причислял себя Тургенев. Литература не прошла мимо этого поколения и вслед за образами Онегина и Печорина запечатлела еще один тип русской жизни — «человека 40-х годов». Тургенев видел в себе и окружающих черты этого типа, и хорошие, и плохие, и отдал ему должное своими повестями и романами [4,с.54]. Эти годы были временем не действий, а идейных споров. Именно тогда оформились два течения русской общественной мысли — славянофильство и западничество. Спор между ними шел о том, каким путем должна развиваться Россия. То есть и те и другие полагали, что современное состояние страны и народа безобразно. Но как выйти из этого состояния?
Славянофилы полагали, что все беды России начались с Петра I, который насильно поворотил Россию на западный путь развития. При этом он изуродовал то, что составляло силу русской нации: духовный авторитет православной церкви, общинный характер труда и жизни, крестьянский тип мышления [2,с.112]. Западники же считали, что реформы Петра I были вызваны общим кризисным состоянием Древней Руси, ее отсталостью и все нынешние беды идут от того, что дело Петра не было доведено до конца. Они утверждали, что не надо выдумывать какого-то «особого» русского пути, когда есть уже готовая, проторенная Западной Европой дорога прогресса и цивилизации, с ее уважением к свободе и правам личности.
Несмотря на теоретические разногласия, западники и славянофилы сходились в критике существующего порядка вещей, а история России шла помимо их споров. Сам Тургенев прекрасно сознавал ограниченность любой «системы взглядов». Но он старался увидеть правду каждой стороны: и западников, и славянофилов, и нового, радикально настроенного поколения. Себя Тургенев считал западником. Однако именно западник Тургенев открыл для русской литературы народную Россию, а для Европы — саму русскую литературу [8,с.89].