Курсовая теория на тему Поведение младших школьников в конфликтных ситуациях
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения конфликтного поведения в психологии 5
1.1 Понятие конфликта и конфликтного поведения в психологии 5
1.2 Стратегии конфликтного поведения 10
Глава 2. Изучение конфликтного поведения у младших школьников 17
2.1 Психологические особенности детей младшего школьного возраста 17
2.2 Поведение младших школьников в конфликтных ситуациях 23
Заключение 35
Список использованной литературы 36
Введение:
Актуальность. На протяжении всего учебного процесса, дети младшего школьного возраста сталкиваются с проблемными ситуациями, выход из которых они еще только учатся находить. Нередко возникают и конфликтные ситуации между учениками, к конструктивному разрешению которых младшие школьники самостоятельно еще не готовы.
В силу своих возрастных особенностей и ограниченностью личного опыта младшие школьники испытывают трудности в конструктивном разрешении конфликтов, которые в свою очередь могут появляться вследствие обид и разногласий интересов или оскорблений.
Проблемой изучения разных видов конфликтов занимались многие авторы. Конфликт как столкновение или противодействие рассматривался в трудах А.И. Алексеевой, Г.Н. Дюбина, Д.И. Кайдалова, Е.И. Суменко. Другие психологи Донцов А.И., Ковалев В.Н., Лунева О.В., Хорошилова Е.А. определяют конфликт как форму проявления противоречия [3; 6; 14; 17].
Аклаев А.Р. определяет конфликт, как одно из проявлений взаимодействия, которое протекает в форме противостояния, столкновения, противоборства личностей или общественных сил, интересов, взглядов, позиций, по меньшей мере, двух сторон [3].
Наиболее полным определением данного понятия можно считать следующее определение, которая дала Е.А. Замедлина: конфликт представляет собой наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе содействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями [18].
Цель исследования – изучение конфликтного поведения младших школьников в трудах зарубежных и отечественных ученых.
Объект исследования – конфликтное поведение.
Предмет исследования – поведение младших школьников в конфликтных ситуациях.
Задачи исследования:
1. Провести анализ теоретических представлений о конфликте и конфликтном поведении в психологии.
2. Изучить стратегии конфликтного поведения.
3. Рассмотреть психологические особенности детей младшего школьного возраста.
4. Проанализировать поведение младших школьников в конфликтных ситуациях.
Материал исследования: научная литература, статьи.
Метод исследования: анализ и обобщение научной литературы.
Объем и структура работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Общий объем работы без списка литературы составил 35 страниц.
Заключение:
В данной курсовой работе была изучена проблема поведения младших школьников в конфликтных ситуациях.
В результате исследования было выявлено, что конфликт есть наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе содействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями. Выбор способа разрешения конфликта зависит как от эмоциональной устойчивости личности участвующих в нем людей, так и от тех средств защиты своих интересов, которыми они располагают. При этом попытка силовым способом прекратить конфликт и убрать конфликтную ситуации лишь ведет к нарастанию конфликта, увеличивает его интенсивность. Кроме того, в младшем школьном возрасте имеются следующие центральные новообразования в психике ребенка, которые развиваются в рамках учении и социальной ситуации развития: качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности; рефлексия, анализ, внутренний план действий; новое познавательное отношение к окружающему миру; ориентация на группу сверстников. Также в младшем школьном возрасте у детей может проявляться конфликтное поведение в их межличностных отношениях друг с другом и окружающими, которое зависит от различных факторов и может затруднять как учебный процесс, так и искажать их личностное развитие. При этом индивидуальный подход в работе с конфликтными школьниками состоит в нахождении причины, вызвавшей конфликтное поведение данного ученика, а также в разработке мер психолого-педагогического воздействия и коррекции, направленных на устранение именно этой причины и на преодоление тем самым конфликтного поведения.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы изучения конфликтного поведения в психологии
1.1 Понятие конфликта и конфликтного поведения в психологии
Как отмечают В.П. Зинченко и Б.Г. Мещеряков, в психологии под конфликтом чаще всего понимается «актуализированное противоречие, столкновение противоположно направленных интересов, целей, позиций, мнений, взглядов субъектов взаимодействия или оппонентов (от лат. opponentis-возражающий) и даже столкновение самих оппонентов [24].
О.С. Виханский пишет: «Конфликт определяется тем, что сознательное поведение одной из сторон вступает в противоречия с интересами другой стороны» [12, с. 183].
Конфликт – это такое отношение, складывающееся между людьми как субъектами межличностных отношений, которое характеризуются тем, что данные люди вступают в противостояние между собой вследствие своих различных мотивов, взглядов, ценностей и убеждений [23].
Если анализировать конфликт в общем виде, то он всегда характеризуется определенным противоречием между взаимодействующими партнерами. Данное противоречие в отношениях проявляется во взаимном противодействии субъектов на фоне наличия у них выраженных негативных эмоций. При этом ключевое значение имеет то, как воспринимают данную конфликтную ситуацию субъекты социального взаимодействия. И сама конфликтная ситуация имеет свою представленность в сознании каждого участника конфликта и характеризуется определенной личностной значимостью для них [22].
М. Дойч выделил при анализе конфликта следующие переменные:
— сущность конфликта;
— социальная среда конфликта;
— заинтересованные стороны;
— стратегии и тактики, которые выбираются и реализуются сторонами конфликта при своем взаимодействии друг с другом;
— результаты конфликта [19].