Курсовая теория Экономические науки Микроэкономика

Курсовая теория на тему Поведение фирмы в условиях олигополии.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
1 Теоретические основы олигополии в современной рыночной структуре 5
2 Основные модели поведения фирм в условиях олигополии 11
3 Опыт функционирования и развитие российских и зарубежных хозяйствующих субъектов в условиях олигополии 19
Заключение 29
Список использованной литературы 31

  

Введение:

 

Актуальность исследования обуславливается тем, что на конкурентном олигопольном рынке каждая из рациональных фирм, желая увеличить собственную прибыль, стремится стать лидером. Лидерские амбиции обязывают их правильно прогнозировать поведение и выбор конкурентов. Однако, наблюдая текущее состояние рынка, одна, несколько или все фирмы могут убедиться в том, что из-за неправильного прогноза их текущие объемы выпуска продукции не являются оптимальными. Естественно, что у них возникает желание уточнить свои будущие объемы выпуска так, чтобы они были оптимальным ответом на действия конкурентов.
Чтобы успешно конкурировать с другими участниками олигополии, фирмы-агенты должны уметь прогнозировать действия своих конкурентов (осуществлять рефлексию). Поэтому математические исследования, направленные на повышение адекватности таких прогнозов, являются актуальными для современных рынков.
Целью работы – исследовать особенности поведения фирмы в условиях олигополии.
Достижение цели предполагает решение задач:
1. Рассмотреть теоретические основы олигополии в современной рыночной структуре.
2. Исследовать основные модели поведения фирм в условиях олигополии.
3. Проанализировать опыт функционирования и развитие российских и зарубежных хозяйствующих субъектов в условиях олигополии.
Объект исследования – олигополия.
Предмет исследования – поведение фирмы в условиях олигополии.
Различным аспектам олигополистического поведения посвящено большое количество как зарубежной, так и российской литературы, включая исследование классических моделей (Курно, Бертран и др.). Как правило, в этих работах анализируются рыночные стратегий компаний, которые состоят в выборе либо объема производства (поставок продукции на рынок), либо в выборе цены поставки продукции.
Теоретической и методологической основой работы явились труды отечественных и зарубежных экономистов в области экономической теории, макроэкономики и микроэкономики. В работе использованы законодательные нормативно-правовые акты.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Проведенный анализ позволяет сделать следующие основные выводы.
Олигополия является рыночной структурой, на которой действует небольшое количество крупных предприятий. Ее еще называют «рынком» или «конкуренцией немногих». Действующие крупные предприятия становятся следствием того, что большая часть производства и реализации продукции производится несколькими субъектами хозяйствования. К олигополиям можно отнести компании по созданию самолетов, автомобилей, поездов, кораблей и другие.
Важной особенностью олигополии является сильное взаимное влияние предприятий друг на друга. Малейшие колебания в цене или в объемах продаж тут же скажутся на конкурентах. Сразу изменится доля рынка для каждой компании. Кроме того, подобная ситуация приведет к перераспределению инвестиционных потоков в отрасли, а так же к изменениям в тактических и стратегических действиях других олигополистов.
Олигополия достаточно часто встречается в определенных отраслях народного хозяйства. Она представляет собой рынок, где предложение сосредоточено в руках нескольких крупных компаний. При этом не исключается работа более мелких продавцов, выпускающих однородную продукцию. Олигополией называется рынок, где более пятидесяти процентов предложения делят между собой несколько крупных хозяйствующих субъектов. Такой тип рыночной структуры характерен для отраслей, требующих больших финансовых и ресурсных вложений. Как правило, участники олигополии имеют государственные разрешения на осуществление своей деятельности. Они используют сложные технологии, часто само производство является высокотехнологичным.
Говоря о роли олигополии в России, можно сказать, что она достаточно высока, так как огромное количество высокоразвитой промышленности олигополизированы, но главная задача правительства на данном этапе создать все необходимые условия для того, чтобы данные фирмы не вступили в сговор и не появились монополизированные отрасли в РФ.
Можно сделать вывод, что в России продолжаются тенденции интеграции бизнеса, что меняет отраслевую структуру экономики на олигопольную. Ужесточение олигополии, с одной стороны, способствует увеличению размеров компаний, что повышает их устойчивость и конкурентоспособность, с другой – ведет к росту трансакционных издержек. Крупные корпорации не стремятся использовать понижение цен для привлечения новых покупателей, так как в условиях неустойчивого институционального окружения генерируются высокие издержки оппортунистического поведения, которые элиминируют эффект от снижения трансакционных издержек. Очевидно, что в сложившихся условиях фактической стагнации экономики это недопустимо, необходимо вмешательство государства в процесс олигополистического ценообразования с целью воздействия на конкурентную среду в данных отраслях, регулятивные меры должны усиливать конкурентное поведение, воздействуя в том числе и на трансакционные издержки корпораций.
Исследование показало, что эффективность торговой олигополии зависит от потоков объемов товарооборота между поставщиками и потребителями. Основой современного взаимодействия поставщиков и торговых сетей является продовольственный баланс, который может являться базисом для формирования заключения о состоянии продовольственной безопасности конкретного субъекта хозяйственной деятельности, в частности регионов. Заметное смещение крупных поставщиков формирует для федеральных сетей более выгодные условия поставки товаров, как следствие дают возможность демпинговать региональные сети, представителей среднего и малого бизнеса.

 

Фрагмент текста работы:

 

1 Теоретические основы олигополии в современной рыночной структуре

Рыночную структуру можно определить, как совокупность множества особых признаков и черт, которые отражают особенности предприятия и функционирования какого-либо рынка определенной отрасли. Сама структура рынка является числом и возможностями продавцов и покупателей на определённом рынке.
В зависимости от ряда критериев, к числу которых относят численность и величину участников рынка, характеристику товаров различных производителей по критериям сходства / различия, наличия входных и выходных отраслевых или рыночных барьеров и информационной прозрачности рынка различают следующие типы рыночных структур [5]:
– совершенную (чистую) конкуренцию;
– монополистическую конкуренцию;
– олигополию;
– чистую (абсолютную) монополию.
Совершенная конкуренция – это идеальный тип рыночной структуры, которого практически не существует, в которой функционирует определенное количество мелких фирм, присутствует однородность товара, свободный вход на рынок и выход из него, доступ к информации является равным.
Чистая монополия – это рыночная структура, в которой одно предприятие является поставщиком продукции, которая не имеет близких заменителей.
Монополистическая конкуренция – это рыночная структура, в которой функционирует большое количество предприятий, выпускающих неоднородный продукт, который характеризуется свободным входом и выходом на рынок [8].
Олигополия — это рыночная структура, в которой функционирует несовершенная конкуренция и доминирует маленькое количество предприятий.
Каждая из этих структур обладает отличительными чертами, такими как степень рыночной власти и степень развития отношений конкуренции на рынке.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы