Социология и политология Курсовая теория Гуманитарные науки

Курсовая теория на тему Поведение человека в толпе

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. Теоретические подходы к исследованию толпы и массы в социологии 4
1.1 Природа и теории масс 4
1.2 Популизм и массовая психология Фрейда 12
Глава 2. Особенности поведение человека в толпе 17
2.1 Массовая психология страдания 17
2.2 Человек, толпа и масса: пути становления контакта в толпе 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33

  

Введение:

 

В истории всегда существовал довольно большой интерес к попытке понять и управлять движением и поведением человека в толпе и больших групп людей. Зачастую, поведение толпы исследовалось в рамках социологии и психологии с целью исследования событий, случающихся в группах людей, объединенных общей целью, и функционирующих как единое целое. В таких случаях люди начинают терять свою индивидуальность и совершать поступки в рамках общего поведения толпы.
Сущность толпы можно трактовать несколькими методами, но среди всех исследований на эту тему существует две различных философии описания толпы: дискретная и непрерывная. В первой толпа представляется в качестве совокупности множества независимых элементов, каждый из которых действует на основании каких-либо правил. В непрерывном случае толпа рассматривается либо как жидкость, подчиняющаяся и описываемая гидро- и газодинамическими законами (например, уравнениями Бернулли или Навье-Стокса), либо в форме континуума.
Степень научной разработанности отмечена значительным числом научных и научно-практических работ по данной тематике, таких российских и зарубежных авторов как: Г. М. Андреева, Б. А. Грушин, А. Л. Журавлев, А.А. Зиновьев, М. С. Каган, А. М. Эткинд, Э. Канетти, Л. Конрад, Г. Лебон, С. Московичи, А. П. Назаретян, Д. В. Ольшанский, К. Роджерс, М.А. Хевеши.
Цель курсовой работы заключается в исследовании поведения человека в толпе.
Задачи исследования:
-охарактеризовать толпу и массу как социальный и психологический феномен, а также провести сравнительный анализ;
-выявить естественные и социальные факторы массового сознания и массового поведения;
-рассмотреть модель поведение человека в толпе;
Объектом данной работы является поведение человека в толпе.
Предметом исследования являются естественные и социальные факторы массового сознания и массового поведения, а также пути становления контакта человека в толпе.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Масса меняет входящего в нее человека. При этом, вовлекая в себя значительное число людей, масса не просто стирает различия между ними. Она в значительной мере трансформирует всю индивидуальную психику, подчиняя себе индивидуальное сознание.
Психология массы, также известная как психология толпы, является ветвью социальной психологии. Социальные психологи разработали несколько теорий для объяснения того, чем психология массы отличается от психологии индивидов и как она взаимодействует с ними. Основные теоретики психологии масс — Густав Лебон, Габриэль Тард, Зигмунд Фрейд и Стив Райхер. Это поле относится к поведению и мыслительным процессам как отдельных членов толпы, так и толпы как сущности. Поведение массы сильно зависит от потери ответственности индивида и впечатления универсальности поведения, которые увеличиваются с размером масс.
Существует ограниченное исследование типов массы и членства в массе, и нет консенсуса в отношении классификации типов массы. Два последних ученых, Момбуас (1967) [12] и Берлонги (1995), сосредоточились на цели существования, чтобы различать массы. Момбуасс разработал систему из четырех типов: повседневную, обычную, экспрессивную и агрессивную. Берлонги классифицировал массу как зрителя, демонстратора или беглеца, чтобы соотнести ее с целью сбора.
Как правило, исследователи психологии массы фокусируются на негативных аспектах масс, но не все массы изменчивы или негативны по своей природе. Например, в начале социалистического движения массы просили надеть воскресное платье и молча идти по улице. Более современный пример — сидячие забастовки во время движения за гражданские права. Масса может отражать и оспаривать сложившиеся идеологии своей социокультурной среды. Они также могут выполнять интегративные социальные функции, создавая временные сообщества.
Масса может быть активной (мобы) или пассивной (аудитории). Активные массы можно разделить на агрессивные, эскапистские, стяжательские или экспрессивные. Агрессивные массы часто жестоки и внешне сосредоточены. Примеры-футбольные бунты и беспорядки в Лос-Анджелесе 1992 года. Эскапистские мобы характеризуются большим количеством паникующих людей, пытающихся выбраться из опасной ситуации. Стяжательские массы возникают, когда большое количество людей борется за ограниченные ресурсы. Выразительная масса-это любая другая большая группа людей, собирающаяся с активной целью. Гражданское неповиновение, рок-концерты и религиозные Возрождение-все подпадает под эту категорию.
Психология толпы — сложный социально-психологический феномен, несмотря на все усилия исследователей, еще не раскрыт до конца. Общее признание получили лишь эмпирические характеристики толпы. В толпе страдают личностная и ролевая идентификация, наблюдается эволюционная регрессия. Человек толпы приобретает особые качества, контроль и управления ею, как и массой вообще, требует специальных знаний, навыков и соответствующего применения. Изначально знаковой фигурой становится фигура лидера, который будет воплощать исключительную чувственность и ловкость относительно применения технологий и техник для направления воли, силы, энергии толпы.
Понятно, что обозначенные в работе подходы к управлению толпой покидают общий перечень открытым. Бесспорно, те подходы, которые приведены, не равновелики, имеют разные степени сложности. В общем это только набросок, легкое прикосновение к жаждущей свободы коллективной души, которая, несмотря на все усилия всегда будет оставаться в плену свободы не-выбора.
Важный вывод: абстрактные оценки массы и массового поведения неправомерны. Необходимо учитывать мотивы людей, побуждения массы и идеологический контекст происходящего.

 

Фрагмент текста работы:

 

. Теоретические подходы к исследованию толпы и массы в социологии
1.1 Природа и теории масс

Природа масс уже давно представляет интерес для философии, психологии и политологии. Однако XVIII и XIX века были временем, когда все большее внимание уделялось пониманию психологии масс. Например, философ XVIII века Жан-Жак Руссо провозгласил “что » … мы имеем очень несовершенное знание человеческого сердца, если не исследуем его в массе.”
Гюстав Ле Бон (1841-1931) — французский социальный психолог, часто видела, как отец изучению психологии масс. Ле Бон считал, что понимание психологии масс необходимо для правильного понимания как истории, так и природы человека. Как он писал в своей классической и очень влиятельной работе the Crowd: A Study of the Popular Mind [17]:
«Скорее массы, чем отдельные личности, могут быть склонны рисковать жизнью, чтобы обеспечить торжество веры или идеи, могут быть воспламенены энтузиазмом к славе и чести… такой героизм, без сомнения, несколько бессознателен, но именно из такого героизма сделана история.»(The Crowd: A Study of the Popular Mind-Gustave Le Bon)
Что такое масса? Лебон определил толпу как группу людей, объединенных общей идеей, верой или идеологией.
Идея, объединяющая толпу, выбирается не путем ясного рассуждения и исследования доказательств. Вместо этого, как мы обсудим более подробно позже, масса поверхностно принимает верования и идеи и использует их как топливо для революционных действий [17].
Согласно Ле Бону, когда человек становится частью масс, он претерпевает глубокую психологическую трансформацию. То есть он перестает действовать как личность: — Он больше не он, а стал автоматом, который перестал руководствоваться своей волей.»(The Crowd: A Study of the Popular Mind-Gustave Le Bon)
С такой психологической трансформацией индивид больше не живет для себя, а становится пешкой, которая жертвует своими личными целями и задачами в пользу целей масс: «В массе всякое чувство и действие заразительно, и заразительно до такой степени, что индивид охотно жертвует своим личным интересом коллективному интересу.»(The Crowd: A Study of the Popular Mind-Gustave Le Bon). Как упоминалось ранее, Ле Бон утверждал, что масса образуется, когда влиятельная идея объединяет ряд индивидов и побуждает их действовать в направлении общей цели. Однако эти влиятельные идеи никогда не создаются членами масс. Вместо этого они появляются на свет благодаря умам великих личностей. Поскольку те, кто составляют массу, по самой своей природе посредственны, они не способны понять эти идеи в их первоначальной форме. Поэтому для того, чтобы идея объединяла и влияла на толпу, ее нужно сначала основательно упростить [17]:
«Идеи, доступные масс только после того, как они приняли очень простую форму, часто должны претерпевать самые глубокие преобразования, чтобы стать популярными. Особенно, когда мы имеем дело с несколько возвышенными философскими или научными идеями, мы видим, как далеко простираются модификации, необходимые для того, чтобы понизить их до уровня интеллекта масс … Какой бы великой или истинной ни была идея с самого начала, она лишена почти всего того, что составляло ее возвышение и величие, уже тем, что она вошла в интеллектуальный круг масс и оказывает на нее влияние.»(The Crowd: A Study of the Popular Mind-Gustave Le Bon)
Например, великий философ мог бы превознести природу свободы в 800-страничном шедевре. Однако масса, неспособная понять такие мысли, потребовала бы, чтобы понятие свободы было совершенно упрощено для того, чтобы оно могло стимулировать революционное действие. Ле Бон предположил, что именно здесь приходят лидеры. Ибо именно вождь масс сообщает массам упрощенные идеи, объединяет их и побуждает к действию.
«Большинство людей, особенно в массах, не имеют ясных и разумных идей ни по какому предмету, кроме своей специальности. Лидер служит им проводником.»(The Crowd: A Study of the Popular Mind-Gustave Le Bon)
Ле Бон продолжал рассуждать в том же духе: «Если бы можно было заставить массы принять атеизм, то неверие проявило бы весь нетерпимый пыл религиозного чувства и в своих внешних формах скоро стало бы культом.»(The Crowd: A Study of the Popular Mind-Gustave Le Bon)
В то время как масса способна совершать поступки, которые приносят как добро, так и зло, Ле Бон считал, что чаще всего масса совершает варварские и безнравственные поступки. Почему масса так часто поступает безнравственно? Ле Бон дал следующее объяснение: «… наши дикие, разрушительные инстинкты являются наследием, оставленным в спячке у всех нас с первобытных веков. В жизни изолированного индивида было бы опасно удовлетворять эти инстинкты, в то время как его погружение в безответственную толпу, в которой он вследствие этого уверен в безнаказанности, дает ему полную свободу следовать им.”
Психолог 20-го века Карл Юнг повторил эту идею: «…если люди собираются вместе и образуют толпу, тогда динамизм коллективного человека высвобождается – звери или демоны, которые дремлют в каждом человеке, пока он не станет частью масс. Человек в массе бессознательно опускается на низший моральный и интеллектуальный уровень, на тот уровень, который всегда находится там, за порогом сознания, готовый вырваться наружу, как только он активизируется образованием массы.” (Карл Юнг)
Тем не менее Ле Бон считал, что понимает, что побуждает людей присоединяться к массе. Когда индивид живет своей жизнью как индивид – то есть когда он вынужден брать на себя ответственность за свою жизнь – он склонен чувствовать сокрушительное бремя и чувство бессилия, которое он, кажется, не может стряхнуть [3,c.90].
Вступая в толпу или массовое движение, индивид временно освобождается от этой ответственности и чувства бессилия и начинает чувствовать, что он способен поколебать основы земли:
«В массе глупые, невежественные и завистливые люди освобождаются от чувства своей ничтожности и бессилия и вместо эта одержима идея грубой и временной, но огромной силы.»(The Crowd: A Study of the Popular Mind-Gustave Le Bon)

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы