Курсовая теория на тему Постоянство Памяти. Сальвадор Дали.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1.
СЮРРЕАЛИЗИСТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО САЛЬВАДОРА ДАЛИ 8
1.1. Описание сюрреализма Сальвадора
Дали. 8
1.2. Образы в творчестве Сальвадора
Дали. 12
Вывод по
Главе 1. 16
ГЛАВА 2.
АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ «ПОСТОЯНСТВО ПАМЯТИ». 17
2.1. Герменевтический анализ картины
«Постоянство памяти». 17
2.2. Интерпретация картины
«Постоянство памяти» Сальвадора Дали. 20
2.3. Скрытые символы в картине «Постоянство
памяти». 24
Вывод по Главе 2. 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 29
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ.. 32
Введение:
Актуальность
темы теоретического исследования. Пройдя
в юном возрасте через влияния многих школ и течений, в 1929 году Сальвадор
Дали примкнул к движению сюрреалистов, возглавляемому Андре Бретоном,
и вскоре стал одной из его главных фигур. Именно в сюрреализме он в полной
мере реализует свой огромный творческий потенциал. Одновременное увлечение
психоанализом, теорией бессознательного и творчеством старых мастеров создают
феномен живописи Сальвадора Дали, его пейзажей, озаренных магическим светом и населенных
причудливыми образами, материализующими его страхи и желания.
Сальвадор Дали называл
живопись «магическим искусством» или «магическим мастерством», полагая, что
техническое совершенство столь же значимо для художника двадцатого века, как и
для мастеров эпохи Возрождения. Вслед за Леонардо да Винчи он считал живопись
важнейшим из искусств и мечтал спасти ее от «лени и хаоса», в которые она
погрузилась в современном мире.
На выставке будут
представлены мастерски сделанные рисунки 1930-40-х годов, а также полная серия
гравюр, иллюстрирующих «Божественную комедию» Данте – проект, над которым Сальвадор
Дали работал в 1959-63 годах. Особый интерес представляют оригинальные
иллюстрации к книге «50 секретов магического мастерства», которую Сальвадор Дали
написал в 1948 году, изложив в свойственной ему эксцентричной манере свое
понимание живописи.
Сюрреализм Сальвадора Дали
не различал каких-либо отдельных сторон бытия: все, что соприкасалось с его
Сюрреалистическим Творчеством, превращалось в нечто новое. Дали не делал
исключений ни для чего: он писал любовь и сексуальную революцию («Великий
мастурбатор»), историю («Лицо войны»), технику («Расщепление атома»), общество
(«Загадка Гитлера»), религию («Христос святого Хуана де ля Крус»).
Границ для него не было:
области, которые затронул Сальвадор Дали, простирались от кулинарного искусства
до науки. И во всем этом он находил такие образы, которые шокировали
человечество – абсолютно все, что изображала кисть этого истинного сюрреалиста,
превращалось в причудливые, невиданные ранее образы.
Дали, как и другие
сюрреалисты, развивал свое творческое «Я» с помощью традиционных для
сторонников этого течения методов. Однако он воспринял новую философию в ее
радикальном проявлении, чего долгое время не могли понять обычные люди.
Впрочем, такой протест со стороны обывателей вполне предсказуем: Сальвадор Дали
был чрезвычайно жесток со всеми идеями и принципами человечества, его резкое
отношение чувствовали на себе все люди, которые когда-либо общались с гением.
Критике со стороны художника подвергались действия политиков, произведения
художников старой школы, семья, нормы морали.
Творчество Сальвадора
Дали можно считать наиполнейшим проявлением сюрреалистических идей – они,
доведенные до парадоксальности, способны были разрушить любую стену на своем пути,
будь то понятие о красоте, правила поведения, общепринятые истины и аксиомы.
Выводы сюрреалистов,
утверждавших, что гармония и разум есть не что иное, как обман, приводили в
бешенство и консерваторов в искусстве, и сторонников авангардизма.
Идеи Сальвадора Дали
подчас столь ярко противоречили здравому смыслу, что понять их мало кто мог: он
был сторонником «музейной живописи» и одновременно предлагал снести центр
Барселоны, чтобы на его руинах выстроить город будущего. Но говорить, что Сальвадор
Дали был непоследователен в своих мыслях и действиях – значит лишь подтвердить
его «необычность».
Этот человек, живший
творчеством, погрузился в иррациональность. Дали словно проверял, насколько
крепки в европейском обществе традиции, каждый раз испытывая их через
объединение противоположного, не принимая ни одного из компонентов единения: он
критикует веру и безверие, бунт и послушание, фашизм и антифашизм – для
обыденной и спокойной жизни такой человек не подходит, он опасен для нее своим
взрывным характером. Дали был невыносим – даже друзья-сюрреалисты вскоре
оказались настроены против него, так как гений стал отрицать возможность
существования дружественных связей.
Сальвадор Дали – человек,
который показал, что сюрреализм был в то время не просто направлением в
искусстве с задекларированными в журналах принципами. Для многих он стал
способом мышления и бытия вообще.
Одной из самых известных
картин Сальвадора Дали, вероятно, и самых личных, если судить по ее размеру и
запечатленным на холсте образам, является «Постоянство памяти».
Когда в 1931-ом году
художник написал это не впечатляющее размерами полотно (размеры холста – всего
24*33 см.) он, должно быть, даже не предполагал, что образ его «мягких часов»
станет известен каждому жителю планеты Земля – в том числе, и бесконечно
далеким от искусства людям. Мягкие часы Сальвадора Дали о том, что помимо
общепринятого времени, придуманного людьми для удобства жизни, есть время
субъективное: наше, личное, персональное время, и ход его может совпадать с
общепринятым, а может и кардинально от него отличаться.
Часы-настоящее, вне
всякого сомнения, расположены поближе к самому Дали, пребывающему в состоянии
сна. Часы-прошлое висят на хрупкой ветке старой, доживающей свой век оливы, в
то время как часы-будущее Сальвадор Дали разместил на краешке стола – как некий
ежедневный хлеб, с нетерпением ожидающий пробуждения художника.
Таким «духовным хлебом»
для Сальвадора Дали всегда было творчество, и если мы обратим внимание на
циферблат часов-настоящего, то увидим на нем муху, в иконографии Сальвадора Дали
всегда выступающую проводником божественной энергии неба – то есть,
вдохновения.
Кроме того, следует
отметить, что сюрреалисты в своем творчестве стремятся освободить «Я»,
подавленное реальностью.
Такое искусство призвано
дать человеку возможность овладеть своей внутренней сущностью, о которой он
ничего не знает. Тот же «папа» сюрреализма Бретон говорил, что от гнетущей
реальности некуда бежать, кроме как в детство, сон и фантазии. Стоит также
отметить, что сферой деятельности сюрреалистов было не только искусство, они
хотели изменить жизнь. Именно по этой причине интересно обратить внимание на
картину Сальвадора Дали «Постоянство памяти» как на ярчайшее полотно в
сюрреалистическом и символическом творчестве Сальвадора Дали. В отличие от
других сюрреалистов, предметы на его полотнах не теряют своей привычной формы и
качеств.
Творчество художника
можно назвать философски-поэтическим, его цель – заставить зрителя думать.
Часто под обычными предметами автор писал «Это не он», превращая тем самым
картину в ребус, разгадать который полностью невозможно.
Дали относился к полотну
с особым трепетом, вкладывал личное значение. Такое отношение к миниатюрной
работе, завершенной буквально за два часа – важный фактор, способствовавший ее
популярности.
Объект
данной работы: сюрреалистическое творчество Сальвадора
Дали.
Предмет
работы: картина Сальвадора Дали «Постоянство памяти». Цель
работы: описать творчество дали и значение содержания
картины Сальвадора Дали «Постоянство памяти».
Исходя из представленной
цели были поставлены исследовательские
задачи:
— описать
сюрреалистическое творчество Сальвадора Дали;
—
представить образы в творчестве Сальвадора Дали;
—
дать герменевтический анализ картины «Постоянство памяти»;
—
описать интерпретацию картины «Постоянство памяти» Сальвадора Дали;
—
изучить скрытые символы в картине «Постоянство памяти».
Степень
разработанности темы. В настоящее время не так много
исследователей, которые всерьез интересуются с творчеством Сальвадора Дали, как
в России, так и за рубежом. Тем не менее, следует отметить следующих: В.В.
Алексеенко, Л. Андреев, О. Копенкина, А.Г. Заховаева, К. Рохас, А.И. Рожин, Э.
Свинглхарст, Е.Е. Чурилова и другие исследователи сюрреалистического
творчества.
Методы,
используемые в данной работе: теоретические: анализ
научной литературы, синтез изученного материала, анализ мемуаров Сальвадора
Дали.
Структура
работы. Работа состоит из введения, основной части, выводов
по главам, заключения, списка литературы.
Заключение:
В ходе представленной
работы были решены следующие задачи:
— описано
сюрреалистическое творчество Сальвадора Дали;
—
представлены образы в творчестве Сальвадора Дали;
—
дан герменевтический анализ картины «Постоянство памяти»;
—
описана интерпретация картины «Постоянство памяти» Сальвадора Дали;
—
изучены скрытые символы в картине «Постоянство памяти».
В соответствии с
задачами, которые были поставлены в первой главе представленного исследования, представляется
возможность заключить, что в искусстве Сальвадора были воплощены как
человечные, полные героического пафоса, идеалы левого движения 20-30-х годов прошлого
столетия, так и трагическое ощущение кризиса гуманистического миропонимания, которое
преимущественно следует считать характерным для эпохи развитого капитализма и глобализма.
В творчестве художника ярко прослеживается иррациональная реальность. Его
сюрреализм приводит в смятение, растерянность, порой непринятие. Творчество
Сальвадора Дали не может оставить равнодушным никого: оно обязательно вызывает
массу различных эмоций.
Также было обращено
внимание на то, что феномен Сальвадора Дали усматривается в аспекте того, каким
именно образом он конструировал внутреннее личностное пространство, готовое на
восприятие внешнего образа картин. То есть, получается, что внешние реалии являлись
для него инструментом и ресурсом живописного творчества. Одновременно с тем именно
его талант, Гений создал уникальные и провокационные реалии окружающей
действительности.
При решении
задач, которые касались второй главы представленной работы, представлен
подробный анализ картины «Постоянство времени», на основании чего стал очевиден
символизм, проявляющийся ярко в мире вещей. Сальвадор Дали на рассматриваемом
полотне делает отсылку к тому, что человечество разрушает свой мир и свое время
на земле. Обозначение бессознательного в
картине «Постоянство памяти» через предметный мир является основной линией
художественного произведения.
Картина
символизирует именно то, что заявлено в ее названии – постоянство памяти, в то
время, как время скоротечно и быстро «расплавляется» и «стекает» как мягкие
часы или пожирается, как твердые. При создании картины Сальвадор, возможно,
вдохновлялся расхожим античным изречением «Все течет, все меняется», которое
приписывают Гераклиту. Претендует на некоторую степень достоверности, так как
Дали был не понаслышке знаком с философией античного мыслителя.
Существует
мнение, что трое часов на картине – это прошлое, настоящее и будущее. Однако,
твердые часы, возможно – это время в физическом понимании, а мягкие часы –
субъективное, воспринимаемое нами время.
Творчество
Сальвадора Дали пропитано вызовом привычной логике, естественному природному
порядку вещей. Художник
страдал нарушением психики пограничного характера, приступами параноидального
бреда, что отражалось на всех его работах. «Постоянство памяти»,
соответственно, не исключение.
Картина
стала символом переменчивости, зыбкости времени, содержит себе скрытый смысл,
трактовать который помогают письма, записки, автобиография сюрреалиста.
Дали
относился к полотну с особым трепетом, вкладывал личное значение. Такое
отношение к миниатюрной работе, завершенной буквально за два часа –
важный фактор, способствовавший ее по пулярности.
Сальвадор Дали
в картине «Постоянство памяти» точен в деталях, оставляет достаточное
количество пустого пространства, не заполненного объектами. Это позволяет
концентрироваться на настроении полотна, находить собственный смысл, трактовать
персонально, не «препарируя» каждый мельчайший элемент. Размер холста при этом
совсем небольшой, что говорит о личном значении композиции для художника. Вся
композиция позволяет погрузиться во внутренний мир автора, лучше понять его
переживания.
Анализируя этот шедевр
мирового искусства в жанре сюрреализма, требуется включать ассоциативное
мышление, поток сознания.
Таким образом, задачи
данной работы решены. Цель достигнута.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. СЮРРЕАЛИЗИСТИЧЕСКОЕ
ТВОРЧЕСТВО САЛЬВАДОРА ДАЛИ 1.1. Описание сюрреализма Сальвадора Дали Сальвадор Дали – испанский
живописец, график, скульптор, режиссер, писатель. Достаточно яркий
представитель сюрреалистического направления в искусстве.
Формирование сюрреалистического
стиля в художественных произведениях Сальвадора Дали началось одновременно с
его исключением из академии и первой выставкой в Барселоне. Став воплощением
сюрреализма, Сальвадора Дали только лишь в конце жизни несколько отошел от сюрреализма и вернулся
к более реалистичной живописи.
Несмотря на напряженные
отношения Сальвадора Дали с представителями сюрреалистического направления его
современности, образ его личности являлся олицетворением сюрреализма и всего
сюрреалистического в сознании масс. Выражение Сальвадора Дали «сюрреализм это
я»[1] в современном мире стало
правдой в глазах миллионов. Интересно, что его имя знакомо даже тем, кто не
совсем понимает значение и философию сюрреализма и тем, кто не интересуется
живописью как таковой.
Произведения
Сальвадора Дали можно считать ярким образцом воплощения
манифеста сюрреализма, в частности, свободы духа, которая располагается на
грани с безумием. Неопределенность, аморфность, хаотичность форм, слияние
реальности со сновидениями, продуманные образы и подсознательные мотивы, возможное
и невозможное в одном – все это характеризует творчество Сальвадора Дали.
С одной стороны, его
творчество можно считать безумным, устрашающим, но это не уменьшает того, что
оно обладает необъяснимой привлекательностью, поскольку эмоции, которые
возникают при просмотре полотен Сальвадора Дали, являются достаточно
противоречивыми. [1]Дали С. Дневник
одного гения. – М.: Азбука-классика, 2020. – 288 с.