Развитие речи у детей дошкольного возраста Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Пословицы и поговорки для детей дошкольного возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 2
ГЛАВА 1 Теоретические основы
развития речи детей дошкольного возраста  5
1.1 Научные подходы к проблеме
речевого развития дошкольников. 5
1.2 Возрастные особенности развития
речи детей дошкольного возраста. 9
1.3 Важнейшие факторы развития речи
детей раннего возраста. 12
ГЛАВА 2 Методика активизации речевых
умений и навыков в процессе ознакомления детей с пословицами и поговорками. 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 24

  

Введение:

 

Актуальность исследования.
В классической и современной лингводидактической науке уровень речи считается
одним из основных показателей умственного развития ребенка, однако в
современной методике особенности осознания дошкольниками языковой
действительности, в частности потенциальные возможности их речевого развития на
каждом возрастном этапе, изучены недостаточно.

Исследование указанной
проблемы, без сомнения, важное как для общего речевого развития детей
дошкольного возраста, так и для их подготовки к систематическому обучению в
школе. Важным исходным положением процесса формирования грамматически
правильной речи детей дошкольного возраста является утверждение, что речевой
опыт охватывает, во-первых, практическое владение родным языком, во-вторых,
"эмпирическое обобщение наблюдений над языком, полученных его носителем
независимо от специальных знаний о языке", что соответствует феномену
"чутье языка" (Л. И. Айдарова, А. М. Богуш, А. Д. Божович, М. М.
Гохлернер, Ф. О. Сохин и др.).

Ребенок дошкольного
возраста овладевает правильным звукопроизношением в неразрывной связи со своим
психическим развитием, в единстве с развитием предметно-практической
деятельности, мышления, общения. Формирование грамматического компонента
языкового чутья является спонтанным процессом, движущими силами которого
является внутреннее противоречие во взаимоотношениях ребенка и окружающей среды.

Ведущую роль в усвоении
речи ребенком играют несоответствие между целями и имеющимися средствами
общения, между желаемым и достигнутым, между формой и содержанием высказывания
(О. В. Запорожец, О. И. Исенина и др.).

Главным условием
возникновения и разрешения этих противоречий является общение ребенка со
взрослым, в процессе которого он побуждает и поощряет правильного
звукопроизношения. В предпоследней целью усвоения

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Обучение детей связной
речи имеет большое значение для их всестороннего развития и воспитания.
Разговоры, рассказы, предания художественных, идейных по содержанию
произведений влияют на нравственное воспитание детей, воспитывают
дисциплинированность, общительность, сдержанность и тому подобное. Одновременно
формируются творческие умения детей, развиваются эстетические восприятия,
воспитывается выразительность речи. Все это имеет значение в связи с
подготовкой детей к школе.

В процессе работы с
художественной литературой воспитатель использует малые фольклорные жанры:
пословицы, поговорки, приговорки, фразеологизмы, загадки и тому подобное. Чаще
их подбирают по тематическому принципу для наиболее удачной характеристики
образов героев, точного выражения главной мысли произведения.

Кроме такого
фрагментарного использования фольклорных произведений можно предложить
специальные занятия по ознакомлению с фольклорным наследием и, в частности,
малыми его формами: пословицами, поговорками.

И так, в работе с детьми
старшего дошкольного возраста пословицы давно заняли прочное место как одно из
эффективных средств воспитания. С их помощью можно не только выразить свое
восхищение, но и деликатно выразить свое осуждение. Пословицы отличаются
простотой и лаконичностью, логической завершенностью, образной
выразительностью. Все в них целесообразно, экономно. Каждое слово на месте. Они
вводят ребенка в мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий.
Пословицы учат, они осуждают лень, хвастовство, беспечность. Они восхваляют
скромность, ум и трудолюбие. Пословицы раскрывают различные стороны поведения
человека, черты его характера, помогают воспитывать в ребенке чувство любви к
родной земле, родине, Отечеству. Они обобщают опыт нашего народа и формулируют
свой собственный кодекс. По определению Я. О. Каменского: "Пословица — это

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1 Теоретические основы развития речи детей дошкольного
возраста 1.1 Научные подходы к проблеме речевого развития дошкольников Понятие развитие учеными
трактуется по-разному. Развитие, прежде всего, характеризуется качественными
изменениями, появлением новообразований, новых механизмов, процессов, структур.

Развитие — это сложное
инволюционно-эволюционное поступательное движение, в ходе которого происходят
прогрессивные интеллектуальные, личностные, поведенческие, деятельностные
изменения в самом человеке (Л. С. Выготский, Б. Г. Ананьев). Общими
характеристиками развития (по Л. И. Анциферовой) являются: необратимость,
прогресс, неравномерность, сохранение предыдущего в новом, единство изменения и
сохранения. Американский психолог Р. Сирс считал, что природу детского развития
определяет практика детского воспитания (5,43).

В концепции личностно
ориентированного воспитания дошкольника, разработанной И. Д. Бехом, развитие
определяется как процесс становления ребенка как субъекта жизнедеятельности,
социального существа, способного ценностно относиться к природе.

Специфическим является
представление о коммуникативно-речевом развитии как составляющей целостного
развития личности ребенка. Выделяя понятие коммуникативно-речевое развитие, Т.
А. Пироженко предложила такое его определение — это процесс становления форм и
средств взаимодействия ребенка с окружением, в котором отражены новообразования
эмоционально-волевой, когнитивной, личностной сферы человека как субъекта
общения [6].

По мнению Т. А.
Пироженко, коммуникативно-речевое развитие является предпосылкой развития
личности ребенка, возможности усваивать окультуренные человеческие действия в
ходе активного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Коммуникативно-речевое развитие помогает расширить кругозор ребенка, овладеть
общественным опытом, влияет на развитие эмоционально-волевой сферы, становления
ведущих видов деятельности. Коммуникативно-речевое развитие ребенка зависит,
прежде всего, от речи взрослых и в частности родителей. Общение с ними
обеспечивает обогащение содержания сознания ребенка, оно детерминирует его структуру,
развитие отдельных психических процессов, личности, сознания и самосознания.
Поэтому, если ребенок воспитывается в неблагополучной семье или созданы
неблагоприятные условия для обучения и воспитания в дошкольном учебном
заведении, то это обусловливает формирование низкого уровня
коммуникативно-речевого развития, что, в свою очередь, негативно повлияет на
становление ребенка как личности и субъекта жизнедеятельности (5,82).

В нашем понимании
коммуникативно-речевое развитие характеризуется прогрессивным (более или менее
быстрым, успешным) развитием общения и речи ребенка, привлеченной к
учебно-воспитательному процессу, в ходе которого происходит становление ребенка
как субъекта жизнедеятельности.

Опираясь на работы,
связанные с нашей проблемой, мы обобщили различные подходы к проблеме генезиса,
функционирования, проектирования коммуникативно-речевого развития ребенка, а
также психолого-педагогические аспекты проблемы. Обоснованы основания для
анализа коммуникативно-речевого генезиса как составляющей характеристики
личностного развития ребенка.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы