Курсовая теория на тему Последствия признания гражданина безвестно отсутствующим и объявление его умершим
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
Глава 1. Теоретические аспекты
института признания гражданина безвестно отсутствующим или умершим. 5
1.1. Понятие безвестного отсутствия и
признания умершим. 5
1.2 Условия признания гражданина безвестно отсутствующим
или умершим. 9
Глава 2. Правовое регулирование последствий признания лица
безвестно отсутствующим или умершим. 15
2.1. Последствия признания гражданина умершим или безвестно
отсутствующим 15
2.2. Последствия явки лица, признанного безвестно
отсутствующим или умершим 21
Заключение. 25
Список
литературы 28
Введение:
Безвестное отсутствие – явление, распространенное в обществе с древнейших
времен – так, римскому праву была известна конструкция cura bonorum absentis
(установление опеки над имуществом отсутствующего).
Сейчас как во всем мире, так и в Российской Федерации количество безвестно
отсутствующих лиц увеличивается, что порождает множество как практических, так
и теоретических проблем. По данным Главного управления Министерства внутренних
дел России, ежегодно в органы полиции поступает порядка 120 тысяч заявлений о
пропавших гражданах.
Исчезновение человека ставит в сложное положение членов его семьи,
кредиторов, контрагентов, соучредителей юридических лиц. У исчезнувшего может
находиться в собственности или в пользовании имущество, требующее управления,
корпоративные права, реализация которых влияет на правовой статус множества
заинтересованных лиц.
Реакцией на исчезновение человека являются его поиск, розыск.
Соответственно и в правовой науке в первую очередь исследуются отношения
административно-правовые, процессуальные и криминалистические. В науке
гражданского права безвестное отсутствие редко становилось предметом
специального изучения.
Специфика безвестного отсутствия обуславливает особенности различных
гражданских и семейных правоотношений.
Между тем, для решения конкретных личных и имущественных проблем лицам,
находившимся с пропавшим в договорных и иных частно – правовых отношениях, по
существу нет необходимой правовой базы.
Общих норм недостаточно, поскольку специфика безвестного отсутствия как
юридического факта связана с особенностью практически каждого вида гражданского
правоотношения. Данные обстоятельства и определяют актуальность выбранной темы.
Объект исследования- общественные отношения в сфере признания гражданина
безвестно отсутствующим или умершим. Предмет – нормы права, регулирующие
признания гражданина безвестно отсутствующим или умершим.
Цель работы – рассмотреть правовое регулирование и проблемы правоприменения
признания гражданина безвестно отсутствующим или умершим.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1.Исследование понятия признания лица умершим или безвестно отсутствующим
2. Анализ условий признания лица умершим или безвестно отсутствующим
3. Рассмотрение правового регулирования последствий признания лица умершим
или безвестно отсутствующим
4. Исследование последствий явки лица, признанного умершим или безвестно
отсутствующим.
Методы
исследования представлены диалектическим, сравнительно-правовым, системным,
формально-юридическим.
Нормативную
базу исследования составляют Конституция РФ[1],
Гражданский кодекс Российской Федерации[2],
Федеральные законы, регламентирующие процедуру признания гражданина
безвестно отсутствующим или умершим в РФ;
эмпирическую базу исследования составляет судебная практика.
В работе
использованы труды Подгорной Т. Н., Николаевой И.П., Михайленко М.Н.,
Косоруковой И. В., Гришина В. И., Базикова А.А., Бабкиной Е. В., Романовой Д.
О., Калашниковой Е.Б и других.
Работа
состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и списка
литературы. [1]Конституция
Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с
изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) //Российская
газета от 25 декабря 1993 г. № 237 [2]Гражданский кодекс
Российской Федерации (часть первая) : федер. закон от 30 ноября 1994 года №
51-ФЗ (ред. от 30.12.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации.
1994. № 32. Ст. 3301.
Заключение:
Подводя итог исследованию, можно сформулировать следующие основные выводы.
Безвестное отсутствие как правовой институт представляет собой систему
правовых норм, которые направлены на регулирование отношений по признанию гражданина
безвестно отсутствующим, содержащихся одновременно в нормах как материального,
так и процессуального права.
Анализ законодательства и практики
его применения с очевидностью свидетельствует о том, что рассматриваемые
правоотношения, например, действия судьи по подготовке к судебному
разбирательству дел о признании гражданина безвестно отсутствующим недостаточно
урегулированы процессуальным законодательством. Проведенное исследование
позволило внести ряд предложений по совершенствованию законодательства.
Так, ст. 278 ГПК РФ содержит указание на то, что «Судья при подготовке дела
к судебному разбирательству выясняет, кто может сообщить сведения об отсутствующем
гражданине, а также запрашивает соответствующие организации по последнему
известному месту жительства, месту работы отсутствующего гражданина, органы
внутренних дел, воинские части об имеющихся о нем сведениях». Думается, было бы
целесообразно внести в указанную статью дополнение следующего содержания: «а
также выносит определение о размещении в печати и на соответствующих интернет-сайтах
информации о поступившем в суд заявлении о признании гражданина безвестно отсутствующим».
Таким образом, хорошо проведенная подготовка дела к судебному разбирательству
обеспечит качественное и быстрое рассмотрение дела в суде, а также полноту
судебного разбирательства.
Некоторые положения закона и суждения, высказанные в научной юридической
литературе о материально-правовых последствиях судебных решений по делам о
признании гражданина безвестно отсутствующим, вызывают возражения.
Так, представляется, что несправедливо включены в правовые последствия решений
о признании лица безвестно отсутствующим назначения пенсии по случаю потери
кормильца. Безвестно отсутствующий гражданин мыслится находящимся в живых.
Иного вывода нельзя сделать из правового основания безвестного отсутствия.
Поэтому думается, что вопрос о назначении пенсии по случаю потери кормильца
следует решать только по основаниям объявления кормильца умершим. В этой связи целесообразно
изменить ст. 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О
страховых пенсиях»1 путем изъятия из его текста такого основания как признание
гражданина безвестно отсутствующим.
Далее, ст. 44 ГК РФ гласит: «В случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, признанного безвестно отсутствующим,
суд отменяет решение о признании его безвестно отсутствующим. На основании
решения суда отменяется управление имуществом этого гражданина».
Думается, что данной формулировки не достаточно. Целесообразно также
дополнить данную статью частью 2, содержащей следующее положение: «Если суд
установит корыстный умысел у заявителя о признании гражданина безвестно
отсутствующим, то в качестве правового последствия отмены данного судебного
решения должно быть признание недействительными всех сделок, которые были
совершены заявителем на основании судебного решения о признании гражданина
безвестно отсутствующим. Кроме того, следует обязать правонарушителя возместить
государству и всем участникам сделок убытки, которые были причинены в связи с
использованием заявителем судебного решения в корыстных целях».
Также необходимо еще одно законодательное уточнение. В ст. 279 ГПК РФ
говорится, что решение суда о признании безвестно отсутствующим является
основанием для передачи его имущества лицу, с которым орган опеки и
попечительства заключает договор доверительного управления этим имуществом при
необходимости постоянного управления им. Такая формулировка не вполне точна,
ведь решение суда может находиться в стадии обжалования. Таким образом,
необходимо уточнение, что только вступившее в законную силу судебное решение
является основанием для учреждения доверительного управления. А потому целесообразно
дополнить ч. ч. 1 и 2 ст. 279 ГПК РФ, вставив перед словом «решение» слова
«вступившее в законную силу».
Значение признания гражданина в качестве безвестно отсутствующего проявляется
в том, что оно направлено на защиту заинтересованного лица, потому что у него
нет иной возможности по удовлетворению своих интересов в рамках досудебного
порядка. Этого можно достичь только с помощью вынесения судом законного и
обоснованного решения, которое будет направлено на ликвидацию неопределенности в
семейных, гражданских, обязательственных и других отношениях, которыми отсутствующий
гражданин связан с другими лицами.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНСТИТУТА
ПРИЗНАНИЯ ГРАЖДАНИНА БЕЗВЕСТНО ОТСУТСТВУЮЩИМ ИЛИ УМЕРШИМ
1.1. Понятие безвестного отсутствия и признания
умершим «Ушел из дома
и не вернулся». Именно так пишут в объявлениях лица, потерявшие своих
родственников или друзей. Такая ситуация может произойти в каждой семье,
несмотря на хорошие взаимоотношения друг с другом. Долгое отсутствие гражданина
несет за собой определенные последствия как для лиц, находящихся в родстве с
этим гражданином, так и для самого пропавшего. Возникают проблемы с
определением судьбы имущества, оставшегося после пропажи гражданина,
материальным обеспечением лиц, находившихся на его иждивении, становится
неясным статус супруга (супруги) пропавшего лица. Для разрешения всех
появляющихся проблем и неувязок существуют институты признания гражданина
безвестно отсутствующим и объявления гражданина умершим[1].
Изучая становление и развитие института безвестного отсутствия
гражданина, стоит отметить, что данный юридический факт не относится к актам
гражданского состояния в соответствии со ст. 47 ГК РФ. Однако, так было не
всегда. Рассматривая историю данного института, мы видим, что важную роль в его
становлении играла церковь. Первоначально она была отделена от органов
государства и возложила на себя обязанность по регистрации актов гражданского
состояния таких как: актов рождения, бракосочетания, смерти[2].
В период правления Петра Первого церковные учреждения были
включены в систему органов государства, и император издал приказ о заведении
метрических книг во всех церквях. Вскоре регистрируя акты гражданского
состояния церковные органы должны были руководствоваться сводом законов
Российской империи. По данному своду законов безвестное отсутствие одного из
супругов свыше 5 лет являлось основанием к разводу. Об этом говорит в ст. 54
тома 10: «Когда один из супругов, отлучившись по какому — либо случаю из места
своего жительства, будет в продолжении пяти лет или более находиться в
совершенно безвестном отсутствии, то оставшемуся супругу дозволяется о
расторжении брака и о дозволении вступить в новое супружество просить свое
епархиальное начальство»[3].
О важности института признания гражданина безвестно отсутствующим
в 1914 г. в юридической литературе отмечалось следующее «…человек пропал без
вести; он может быть и живет где-нибудь, — но где, никто не знает, может быть,
он уже умер, но и этого никто не знает, а между тем, выбывая из состава гражданского
общества без такового, скажем, тождественного акта, как смерть, он оставляет
других людей, быть может связанных с ним в семейственном или в имущественном
отношении»[4].
Необходимо
проводить грань между объявлением умершим и признанием безвестно пропавшим.
Несмотря на свою схожесть, эти институты имеют достаточно существенные
различия, касающиеся сроков, при которых можно объявить гражданина умершим или
признать его безвестно отсутствующим, а также последствий обнаружения места
пребывания лица. Верное и правильное отграничение данных понятий друг от друга
имеет существенное значение для правильного рассмотрения и разрешения
гражданского дела.
В современном
мире данные институты являются достаточно актуальными, т.к. ежегодно в России
исчезает огромное количество человек (около 30-35 тыс.) по совершенно разным
причинам: кто-то скрывается от долгов; некоторые уходят из-за проблем в семье;
большую роль играет усиление криминогенной обстановки, приводящей к совершению
в отношении этих лиц преступлений, которые нередко выступают причиной их
исчезновения; немаловажным фактором исчезновения граждан становятся военные
действия, террористические акты (например, в Петербургском метрополитене в 2017
г.), стихийные бедствия (землетрясения, ураганы, смерчи), а также разного рода
катастрофы.
В большинстве
случаев меры, которые принимаются для поиска лиц, пропавших без вести, не
приносят желаемого результата, следствием чего как раз становится юридическая
неопределенность. Для того, чтобы четко разграничивать два схожих между собой
понятия, необходимо дать характеристику каждому из них.
Безвестное
отсутствие – установленный судом факт длительного отсутствия гражданина в его
постоянном месте жительства. Длительное отсутствие гражданина – одного из
важнейших субъектов хозяйственных связей – затрагивает интересы множества
других граждан и юридических лиц – контрагентов по договорам. Кроме того, могут
страдать интересы работодателей, членов семьи, наследников и т.д. Во всех этих
случаях встает вопрос о безвестном отсутствии гражданина, чтобы не нарушался
нормальный ход хозяйственного оборота.
В научной среде высказываются разные точки
зрения по поводу содержания понятия «безвестного отсутствия». Например, С.П.
Прянишников говорит о том, что нормы института безвестного отсутствия
гражданина регулируют некие последствия, которые возникают в связи с длительным
отсутствием в своем месте жительства гражданина, состоящего в определенных
отношениях с другими лицами или организациями, а также порядок признания такого
лица безвестно отсутствующим[5].
Ю.А. Попова
считает, что безвестное отсутствие – это такое отсутствие, при котором
невозможно установить место жительства лица и нет оснований для предположения о
нахождении его в живых[6]. [1] Исаенкова О.В., Демичев А.А. Гражданское
процессуальное право России. М.: НОРМА, 2019. 448 с. [2] Цыбизова, Н.А. Безвестное отсутствие и акты
гражданского состояния // Вестник Кемеровского государственного университета.
2015. № 2. С. 272-275. [3] Киикбаева, А.Р., Бадамшин, С.К. Становление и
развитие института признания гражданина безвестно отсутствующим // Аллея науки.
2017. Т. 2. № 11. С. 427-430. [4] Шайдуллина, А.Н. К вопросу о последствиях
признания гражданин безвестно отсутствующими // Вестник экономики, права,
социологии. 2017. № 2. С. 180-183. [5] Прянишников Е.А. О безвестном отсутствии и
признании умершим // Правоведение. Л.: Изд-во Санкт-Петерб. 2020. № 1. С.
64-68. [6] Попова Ю.А. Признание граждан безвестно
отсутствующими. М.: Юридическая литература, 2015. 80 с