Курсовая теория Гуманитарные науки Культурология

Курсовая теория на тему Портретное творчество Репина

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Жизнь и творчество И. Репина 5
1.1. Краткая биографическая справка 5
1.2. Манера письма 7
Глава 2. Специфика портретного творчества И. Репина 11
2.1. Особенности репинских портретов 11
2.2. Литературные портреты как особый репинский жанр 28
Заключение 32
Литература 34

  

Введение:

 

Портрет (франц. portait – изображение) – один из жанров живописи, посвященный изображению определенного конкретного человека. Необходимое условие – передача индивидуального сходства. Но сходство, не ограничивающееся внешними признаками.
Портрет может изображать одного или нескольких людей — групповой портрет, автопортрет – портрет художника, выполненный им самим.
Художник-портретист всегда стремится не только к передаче внешнего сходства, но и к раскрытию внутреннего мира своего героя, сущности его характера, его занятий, его жизни.
Содержание портрета является отношение художника к изображаемому. Симпатия, преклонение перед величием, сострадание, создание превосходства или ничтожества перед моделью руководит кистью художника-портретиста.
Чем образованнее художник, чем шире его кругозор, глубже интеллект, тем вернее будет психологическая оценка личности. Поэтому в портрете переплетаются два характера – модели и художника. При помощи цветовых интонаций художник выражает свое отношение к модели, а портрет покоряет нас своим обаянием.
Портретный жанр известен с глубочайшей древности и не утратил своего значения до наших дней.
В живописи портретный жанр определился только в эпоху Возрождения. Прекрасные портреты создали в это время Леонардо де Винчи, Рафаэль, Микеланджело.
В рамках данной работы рассмотрим портретное творчество И. Репина.
Цель работы – изучить специфику портретного творчества И. Репина.
Объект исследования – портретная живопись.
Предмет исследования – процесс реализации портретного творчества в наследии И. Репина.
Задачи работы:
— дать краткую биографическую справку художника,
— выделить его особенности письма,
— описать наиболее значимые для творчества И. Репина портретные работы,
— выделить в творческом наследии И. Репина литературные портреты как специфический подвид портретного творчества художника.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения и списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Своеобразным итогом пути Репина-портретиста является его многофигурная композиция «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901» (1901-1903). Огромное полотно было создано в очень небольшой срок. На парадном портрете изображено больше, чем восемьдесят человек — сановников Государственного Совета, во главе с царем и членами правящего дома.
К картине Репин написал пятьдесят этюдов — портретов и эскизов. Выполнены они точно и выразительно. Здесь и ханжа Победоносцев с мертвенно-бледным лицом, и мрачный Дурново, и многие другие.
При написании картины Репину помогали два его ученика — Б.М. Кустодиев и И.С. Куликов. Но главное он сделал сам: и беспощадно правдивые характеристики изображенных, и сложное колористическое и композиционное построение всей картины.
Картина была выполнена по заказу, но и здесь Репин остался верен себе, как художник-демократ, беспощадно-правдиво обрисовав истинное лицо высшей российской бюрократии. Широкий, свободный стиль, сила типизации делают картину вершиной живописного мастерства Репина.
«Заседание государственного совета …» оказалось по существу «лебединой песней» Репина. Последние годы жизни великого художника прошли вдали от родины. После революции, когда местечко Куоккала под Петроградом, где постоянно жил Репин, отошло к Финляндии, художник оказался за границей. Он был старым, больным, душевно одиноким, не было сил вернуться на родину. Репин умер в 1930 г. в возрасте 86 лет.
Он прожил долгую, наполненную неутомимой работой и безоглядной преданностью искусству жизнь. С 1894 г. в течение десяти лет Репин преподавал в Академии искусств. В его мастерской занимались Б.М. Кустодиев, К.А. Сомов, Д.Н. Кардовский, И.И. Бродский, И.З. Грабарь и многие другие в будущем известные художники.
О своей преданности искусству Репин писал Стасову: «Искусство я люблю больше добродетели… Люблю тайно, ревниво, как старый пьяница, — неизлечимо. Где бы я ни был, чем бы я ни отвлекался, как бы ни восхищался, чем бы ни наслаждался, — оно всегда и везде в моей голове, в моих желаниях — лучших, самых заветных «.

   

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Жизнь и творчество И. Репина
1.1. Краткая биографическая справка

Илья Ефимович Репин (1844-1930) — один из самых известных русских художников, профессор Академии художеств, основатель русского реализма в живописи. Он имеет украинское происхождение, родился в Чугуеве (Харьковская губерния) 5 августа 1844 года. Мотивы, связанные с родной страной, нередко появлялись в его творчестве. С юного возраста живописец оттачивал свое мастерство, прикладывал все усилия для повышения творческих навыков. Позднее он начал делиться своими знаниями и опытом. Благодаря этому талантливому педагогу мир увидел таких творцов, как Кустодиев, Серов, Куликов и Грабарь [10].
Трудно было предсказать, что обычный мальчик из семьи военного поселенца может стать величайшим живописцем. Лишь его мать, Татьяна Степановна, вовремя заметила талант сына, когда тот помогал ей украшать яйца перед Пасхой. Однако у родителей не было денег на уроки рисования, поэтому Илюшу отдали в школу топографии. Вскоре после этого учебное заведение закрыли, и школьник пошел в мастерскую к иконописцу Бунакову. Благодаря ему уже в 15 лет Репин начал участвовать в росписи церквей, приобрел множество полезных навыков в своем деле.
С 1859 по 1863 гг. Илья ездил по городам и селам, украшая церкви и получая за это незначительное финансовое вознаграждение. Вскоре он накопил сто рублей и отправился в Петербург поступать в художественную школу. С 1864 он учился в заведении, принадлежащем Обществу поощрения художеств. После его окончания юноша со второй попытки смог стать студентом Академии художеств. Наставником Репина был И. Н. Крамской.
За восемь лет художник успел завоевать уважение преподавателей и однокурсников, позднее Илья даже начал руководить собственной мастерской в академии. Также он получил несколько золотых медалей. К примеру, в 1869 его наградили за рисунок «Иов и его друзья».
В 1870, за год до окончания академии, он начал работать над первым масштабным холстом под названием «Бурлаки на Волге». Картина была написана по заказу князя Владимира во время путешествия по Волге, она произвела фурор в международном сообществе. В 1872 появилось еще одно произведение искусства «Воскрешение дочери Иаира», также принесшее автору медаль. Его Репин представил в качестве дипломной работы, и ее признали лучшей за все время существования академии.
После окончания Академии художеств юноша получил деньги для совершенствования своего мастерства за границей. В 1872 он приобрел имение в Витебской губернии, а потом отправился в путешествие по Европе. За три года он объездил Францию, Испанию и Италию, познакомился с величайшими живописцами из разных городов. В Париже Илья написал картину «Садко», которая принесла ему должность академика. Там же он встретил своего кумира — художника Мане.
Репин стал известным в 1872 благодаря групповому портрету «Славянские композиторы». На ней было 22 музыканта из разных стран, в том числе из России, Польши и Чехии.
В 1874 Илья Ефимович вошел в сообщество передвижников, регулярно выставлял свои творения на их выставках.
После возвращения из Франции живописец навестил родной Чугуев, а потом обосновался в Москве. Там он написал известную картину «Царевна Софья», много времени уделял преподаванию. Также в это время ценители искусства увидели портрет М. Мусоргского, эту работу высоко оценили критики.
В 1893 художник стал членом Петербуржской Академии художеств. До 1900 он жил в этом замечательном городе, именно там были написаны лучшие картины Репина. В их числе «Иван Грозный и его сын», «Не ждали», «Запорожцы» и «Юбилейное заседание Государственного совета» (заказ Александра III) [7].
После Октябрьской революции родной поселок Репина оказался в составе Финляндии. В 1918 живописца лишили права посещать Россию из-за войны. В 1926 он получил приглашение вернуться, но отказался из-за проблем со здоровьем. Художник провел в Финляндии последние годы, он умер 29 сентября 1930. До последнего дня Илья Ефимович трудился, оставался в бодром расположении духа.
Со своей первой супругой Репин познакомился еще в 1869 году. Тогда он только начинал увлекаться портретами. Вера Шевцова, сестра его друга, была первой натурщицей для художника. Через три года они поженились. В браке родились дочери Вера, Надежда и Татьяна, а также сын Юрий. После 15 лет совместной жизни супруги решили развестись.
Второй женой Репина стала Наталья Нордман. Вместе они жили в Пенатах (Финляндия). Женщину многие не любили, особенно часто ее критиковал друг художника Корней Чуковский. В 1914 она умерла, а Илья так и не смог жениться снова.

1.2. Манера письма

С конца 1870-х годов начинается расцвет творчества Репина. В 1877 г. он написал два замечательных портрета своих земляков-крестьян («Мужик с дурным глазом» и «Мужичок из робких»). На обоих изображены вполне конкретные люди, но вместе с тем, они имеют значение собирательных образов. Картину «Мужичок из робких» считают одним из ярких примеров российского психологического портрета. За внешним видом бедного крестьянина, покорного и запуганного, сгорбленного под ударами судьбы, скрытый сильный, иногда непредсказуемый характер человека, способного на протест. Не случайно критик В.В. Стасов дал другое название портрету — «Мужичок розбийничок».
Картину «Мужичок из робких» считают одним из ярких примеров российского психологического портрета. По внешнему виду бедного крестьянина, покорного и запуганного, сгорбленного под ударами судьбы, скрытый сильный, иногда непредсказуемый характер человека, способного на протест. Не случайно критик В.В. Стасов дал другое название портрету — «Мужичок разбойничек» [4].
Тогда же Репин создал блестящую живописную работу «Протодиакон», портрет дьякона Ивана Уланова, могучего человека, ненасытного и властолюбивого.
Репин работал и в области исторического портрета. В конце 70-х годов, возможно по аналогии с современными ему событиями, его внимание особенно привлекает трагедия сильной личности, люди упрямых характеров, неукротимой воли. Такова царевна София в картине «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичьем монастыре, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 г.». В свое время эта работа вызвала множество споров. «Я не верю, — писал Стасов, — что она в тот момент остановилась… София бросилась бы стремительно к окну, все тело рвалось бы вперед, словно зверь в клетке, к врагам. Разве это время застывать?» А по словам Крамского, «София производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы, что полностью соответствует истории». Это полотно Репина построено с необычайной психологической утонченностью. Работа многоплановая не только по сюжету, но и по пластическим и цветовым решениям.
Тусклый серебристый свет льется из зарешеченного окна — холодный свет жестокой реальности. В померклом мерцании — силуэт повешенного стрелка — символ поражения Софии. Этот неумолимый серебристый свет встречается на холсте с теплым золотистым светом киоты, светом свечей и лампад — светом веры Софии в старую Русь. В этой встрече двух цветных основ — ключ к открытию тайны очарования картины.
Очевидно, что в основе всех тематических произведений Репина лежит его блестящий дар психолога. Конечно, при том, что он был выдающимся портретистом.
Вершина портретного мастерства Репина — портрет М.П. Мусоргского (1881). Он был написан в последние дни жизни композитора. Правдивый художник не скрывает ни болезненной отечности лица композитора, ни неряшливой одежды больного человека. Все лучшее сосредоточено в его глазах — задумчивая печаль и скрытая мука. В них можно увидеть бывшего Мусоргского, умного, чуткого, талантливого, человека ясной совести и чистой души.
Портрет прекрасно написан — широко и свободно. Удивительный по колориту, он тонко и точно проработан по сочетанию красок розово-малиновых и зеленовато-серых тонов. Он весь словно наполнен воздухом. Репин использовал все свое знание пленэрной живописи.
В 1882 году художник пишет второй портрет О.П. Боголюбова, на котором мастер предстает перед нами энергичным, деятельным и целеустремленным, несмотря на преклонный возраст. Благородный профиль четким силуэтом воспринимается на темном фоне, усиливая ясность и значимость портретного образа. Тщательно прописано загорелое лицо, обрамленное сединой. Общую серовато-коричневую цветовую гамму портрета оживляют пятна синего, серого и желтого, проложенные легко и свободно.
По свидетельству Алексея Петровича Боголюбова, этот портрет был написан в его московской мастерской в течение одного трехчасового сеанса. Созданный со скоростью натурного этюда, он завораживает своим лаконизмом и емкостью характеристик. Отражая характерные для художников-передвижников представления о ценности человеческой личности, портрет О.П. Боголюбова 1882 принадлежит к лучшим произведениям Репина [8]. Наиболее удачными портретами, которые Репин написал в период с 1881 по 1887 год, является портреткритика В.В. Стасова (1883), композиторов М.И. Глинки, А.К. Глазунова и А.П. Бородина (1887г).
Особое место среди работ Репина занимают портреты Л.М. Толстого. Художник писал его в течение почти 20 лет, сделал много портретов в карандаше. Лучший из них был создан в Ясной Поляне за три дня летом 1887г. Писатель изображен спокойно сидящим, с книгой в руке. В нем столько мудрости и подлинного величия, что портрет воспринимается с почти эпической выразительностью.
Период с 1892 по 1901 год Репин проводит в своем имении в Здравнево. «Первобытная жизнь» великого художника начиналась по-деревенски рано: в 3-4 часа утра. «Уборка хлеба, молотьба, сенокос, овощи — все это вместе нахлынуло на нас», — пишет он дочери Льва Толстого.
Однако Репин не забывает и о творчестве. В Здравнево его искусство набирает новые обороты: он начал работать на пленэре, писать портреты на фоне прекрасных пейзажей белорусской земли. Здесь Илья Репин создал известные картины «Белорус», «Осенний букет», «Лунная ночь» и огромное количества других работ, которые сейчас находятся в Финляндии, Франции, Америке, Чехии. На них запечатлена красота этой земли, образы белорусов, картины из жизни Здравнево [5]. «Осенний букет» (1892) — это портрет дочери художника Веры, созданный в саду, вблизи усадьбы. Здесь много зелени, которая впрочем, и уступает место желто-рыжим осенним краскам. В картине много воздуха и света. Не зря П. Третьяков сразу приобрел «Осенний букет» у художника. «Белорус» (1892) является также портретом «на пленэре». Красивый парень стоит на мостике, откинувшись на ограждение. Оказывается, он местный крестьянин Сидор Шавров, с которым Репин дружил. Вообще крестьяне любили художника, хотя он и был для них господином. По возвращении в Петербург Репин создает портрет Элеоноры Дузе (1891), итальянской драматической актрисы, которая приехала сюда на гастроли. Выполненный углем на холсте, этот портрет относится к лучшим графических произведениям мастера. В нем слились вместе талант блестящего рисовальщика и дар портретиста-психолога. В 1893 году Репин пишет портрет г. Герард по заказу Петербургского совета присяжных поверенных, который украшал зал заседаний до 1917 года, после чего поступил в музей.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы