Курсовая теория на тему Портфолио как накопительная система оценки младших школьников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОРТФОЛИО КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ.. 6
1.1 Сущность портфолио и его функции. 6
1.2 Значение
портфолио как накопительной системы оценки. 13
Выводы по 1
главе. 17
ГЛАВА 2
ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ ПОРТФОЛИО КАК НАКОПИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.. 19
2.1 Структура
и основные требования к созданию портфолио. 19
2.2 Методика
работы с портфолио младших школьников. 24
Выводы по 2
главе. 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 41
Введение:
В
российском образовании широкое применение нашла накопительная система
оценивания обучающихся – идея портфеля индивидуальных достижений – «портфолио».
На сегодняшний день всё больше образовательных организаций используют его в
своей практике. В европейских странах «портфолио» является одним из
образовательных трендов за последнее время. К тому же портфолио представляет важный
компонент модернизации образования, который характерен для всего мирового
образовательного пространства.
По
словам выдающегося практика Ш. Амонашвили, отметка становится для одних детей
«доброй феей, а для других – Бабой Ягой» [1]. Поэтому в какой-то мере совместно
с рейтинговой системой, альтернативой оценивания может стать портфолио.
Рассматривая
российскую систему образования, необходимо отметить, что введение новых
стандартов обучения в образование отразилось и на системе оценивания, среди
которой актуально применение системы накопительной оценки «Портфолио
обучающихся».
Согласно
Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего
образования портфолио представляет собой систему, которая объединяет
возможности накопительной (итоговой) оценки и формирующего оценивания. При
переходе младшего школьника в основную школу данная система используется в
качестве итоговой оценки достижений учащегося за курс начальной школы. Значительным
достоинством портфолио в сравнении с остальными формами оценивания выступает
то, что средством оценивания являются не только предметные достижения
обучающегося, но и личностные и метапредметные результаты.
Федеральный
государственный образовательный стандарт начального общего образования
регламентирует в качестве итогового оценивания конкретного предмета
«…достижение предметных и метапредметных результатов освоения основной
образовательной программы начального общего образования…» [28], которые могут
быть измерены с помощью «портфолио» младших школьников. Новая накопительная
система оценки, нацеленная выявить и оценить образовательные достижения
учащихся, в том числе и уровень сформированности универсальных учебных действий
младших школьников с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени
начального общего образования. Помимо этого, совершенно новым требованием к
освоению основной образовательной программы начального общего образования
является сформированность личностных результатов.
Анализ
научно-методической литературы, раскрывающий вопросы о портфолио в образовании,
свидетельствует, что сторонники данной системы оценивания рассматривают его не
только как альтернативный способ оценки или собрание работ, они понимают его совершенно
иначе, охватывая весь учебно-воспитательный процесс, который в данном контексте
изменяет всю свою сущность.
Актуальность
данной работы определена тем, что учителям начальных классов просто необходимо применение
портфолио обучающихся в виде перспективной технологии, позволяющая оценивать
достижения младших школьников. Так как главная цель портфолио состоит в
обучении учащихся самостоятельно организовывать свою деятельность, мотивировать
их познавательную активность, способствовать формированию универсальных учебных
действий.
Цель
работы: изучить портфолио как накопительную систему оценки младших школьников и
осветить методику работы с «портфолио» младших школьников.
Объект
исследования: портфолио как накопительная система оценки младших школьников.
Предмет
исследования: «портфолио» младших школьников.
Гипотеза
исследования: разработанная методика работы с «портфолио» младших школьников будет
способствовать формированию их личностных универсальных учебных действий.
Заключение:
В нашей работе ставились и были решены
следующие задачи:
— Раскрыто понятие «портфолио», в процессе которого установлено,
что, несмотря на наличие различных трактовок данного понятия, однозначного
подхода не существует. Исходя из позиций большинства педагогов, данное понятие
можно определить как метод фиксации, накопления и оценки индивидуальных
достижений обучающегося во время его обучения в образовательной организации. В
настоящее время в образовательной практике школы определяют технологию
портфолио, позволяющую выполнять несколько основных функций, в частности, диагностическая,
содержательная, мотивационная, рейтинговая, развивающая, целеполагающая. Реализация перечисленных функций позволяет решить
задачи, заключающиеся в постепенном и целенаправленном сборе, накоплении и
обработки, анализе и презентации информации, которая нужна для формулировки
вывода о статусе ученика как субъекта образовательной деятельности.
— Установлено значение портфолио как
накопительной системы оценки, которая заключается в том, что оно помогает:
самостоятельно определять учащимся цели обучения, определять уровень
сформированности универсальных учебных действий, развивать навыки самоконтроля,
самооценивания, умение самосовершенствования в различных видах деятельности
благодаря видению своего продвижения и динамики своих результатов. Портфолио
способствует развитию мотивации учащегося к процессу обучения, позволяет
хранить документы в одной папке, свидетельствующая о реальных результатах
школьника в течение определенного периода обучения.
—
Рассмотрена структура портфолио и требования к его созданию. Существуют
различные подходы к структуре портфолио, среди которых выделяют наличие
разнообразных разделов в содержательной части портфолио. Портфолио может содержать любую образовательную
информацию – дипломы и грамоты, ведомость успеваемости, творческие работы,
рекомендации и отзывы, сертификаты об участии в общественно значимой
деятельности и многое другое. Но главным преимуществом портфолио является
способность хранить и предоставлять настоящую верную информацию обо всем видах
достижений школьника.
К требованиям к созданию портфолио
относят: системность, наглядность, целостность и достоверность содержащихся в
портфолио материалов, аккуратность и эстетичность оформления и другие.
— Описана методика работы с портфолио
младших школьников, определяющая конкретную работу по формированию портфолио
учащихся начальных классов, позволяющее оценить сформированные универсальные
учебные действия обучающихся согласно федеральным образовательным стандартам.
Таким образом, технология «портфолио»
представляет собой целостную систему, имеющая
цель, основную идею и функции, согласно которым педагоги могут контролировать и
оценивать учебных достижения школьников на разных ступенях обучения, в том
числе, на начальной ступени.
Благодаря портфолио как накопительной
системе оценки младших школьников школа имеет постоянную обратную связь в ходе
учебно-воспитательного процесса. В процессе выявления учебных достижений
учащихся можно судить о сформированности универсальных учебных действий, позволяющие
на практике применить полученные при обучении знания, навыки и умения, а также
проявить другие способности с целью решения практических учебных задач. В целом
портфолио позволяет отслеживать индивидуальное развитие ребёнка в динамике, что
в конечном итоге помогает образовательной организации оценить способности и
возможности обучающегося на основании тех результативных достижений, которые
были накоплены за четыре года обучения.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ПОРТФОЛИО КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ
1.1 Сущность портфолио и его функции
Термин
«портфолио» возник в Западной Европе в
XV-XVI веках. Во времена эпохи Возрождения архитекторы, предоставляя заказчикам
готовые работы, и эскизы своих проектов, давали им конкретную папку, называемой
«портфолио». Данная папка содержала документы, на основании которых заказчики
могли определить профессиональные качества архитектора.
В
80-х годах XX века в США портфолио начали
применять в школе. Спустя десять лет после
этого специалисты начали говорить о настоящей «портфолиомании», которое охватило
все образовательное пространство.
В
зарубежной литературе портфолио трактуется как «коллекция работ и результатов
учащегося, демонстрирующая его усилия, прогресс и достижения в различных
областях» [19].
Фрай
определял портфолио как «своеобразную выставку работ учащихся, задачей которой
являлось отслеживание его личностного роста». Аналогична точка зрения Э. Стаффа, который
рассматривает портфолио как коллекцию работ обучающихся, которая раскрывает его
аффективное и когнитивное развитие».
Ещё
одно определение, широко принятое сегодня в зарубежной педагогике: «Портфолио –
отчёт по процессу обучения ребёнка: что ребёнок узнал и как проходил процесс
обучения; как он думает, подвергает сомнению, анализирует, синтезирует,
производит, создаёт; и как он взаимодействует на интеллектуальном,
эмоциональном и социальном уровнях с другими».
Зарубежные
ученые Артер и Спендел определяют портфолио как «целеустремленное собрание
работы ученика, которая показывает учащимся их усилия или достижения в одной
или более областях».