Семейная педагогика Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Поощрение детей в семье как метод воздействия

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1.
Теоретические аспекты изучения поощрения детей в семье как метода воздействия. 6

1.1. История
проблемы поощрения и наказания в воспитании детей. 6

1.2. Суть, виды и
формы поощрения как метода воздействия. 12

1.3. Условия
эффективного использования поощрения как метода воздействия  17

Выводы.. 22

Список литературы.. 23

 

 



 

  

Введение:

 

Семья как исторически закономерное явление прошла сложный
путь развития. В зависимости от социально-экономическо
го уровня общества и сложившихся в нем
отношений, этнических и географических особенностей жизни людей существовали и
сегодня существуют различные семейные формы.

Для современного общества проблема семьи как первого
воспитательного института имеет первостепенное значение, так как от ее
состояния зависит воспр
иятие
населения, сохранение, создание и передача духовных ценностей молодому
поколению.

Первичное воспитательное воздействие семьи на ребенка очень устойчивое и остается на всю жизнь. Семья должна обеспечить ребенку развитие
личностных образований, а именно — любовь к родному дому, умение
поведения в социуме, интерес к окружающей среде. Известно, что слабые межличностные
связи между родителями и детьми, большое противодействие внешнего окружения
влиянию родителей, аморальная ситуация в семье приводят к бегству детей из
родного дома.

Известно, что в семьях с разным стилем воспитания содержание
воспитательного воздействия характеризуется определенным субъективизмом,
поскольку родители хотят видеть своего ребенка таким, как сами это
представляют. Как отмечает А.Петровский, в каждой семье избирается свое
содержание воспитания, которое строится на бытовых представлениях о ребенке,
методах и формах воздействия на него и часто не лишено серьезных ошибок. Если
родители серьезно относятся к воспитанию детей, переживают о их будущем,
содержание воспитания испытывает анализ, оценку, делает его эмоционально
окрашенным. В свое время выдающийся педагог Песталоцци отмечал, что семья учит
жить с помощью живой, жизненно необходимой, а не придуманной, суррогатной деятельности,
учит делом, а не словом.

Исследователи отмечают, что в современной семье уменьшается
педагогический потенциал, нивелируются ценности, родители не осознают
ответственности по обеспечению прав и обязанностей их ребенка. Особенно
недостаточность воздействия как отца, так и матери, наблюдается в неполных и
неблагополучных семьях.

Чрезмерная занятость родителей, нервная напряженность,
утомляемость негативно влияют на эмоциональное развитие ребенка, формирование
его социально-ценностных потребностей и интересов. Ощущение одиночества
приводит к повышению утомляемости, пассивности или наоборот, раздражительности,
возбужденности, к развитию привычки скрывать свои переживания.

Самый главный показатель неблагополучной семьи — это
недостатки в воспитании детей. Семейное неблагополучие характеризуется
различными проявлениями: психическим, когда родители ребенка запугивают,
подавляют инициативу, навязывают свой образ жизни; физическим, когда ребенка
бьют, лишают пищи, заставляют зарабатывать деньги различными способами,
насилуют и тому подобное; социальным, когда родители бросают ребенка на
произвол судьбы, оставляют ребенка без жилья. Также исследователями раскрыты
основные свойства позитивного родительского отношения к детям, а именно:
адекватность, динамичность, оптимистичная прогностичность.

Наиболее эффективными методами воспитания детей родителями
является метод доминирующей взаимосвязи субъектов семейного воспитания,
собственного примера родителей, подражания родительскому авторитету, поощрения
и наказания.

Среди современной педагогической общественности и родителей
существуют различные взгляды на использование поощрения и наказания в
воспитании детей. Одни придерживаются традиционного взгляда, другие советуют
только поощрять, а наказывать гуманным образом или совсем не применять этот
метод. Часть взрослой общественности считает оптимальным вариант воспитания ребенка
вообще без каких-либо поощрений или наказаний.

Несмотря на различие в вышеупомянутом вопросе, педагоги и
родители единогласно сходятся во мнении о том, что залогом успешного
формирования личности является дисциплинированность. Как правило, дисциплинированного,
ответственного поведения ребенка взрослые достигают с помощью поощрений и
наказаний. При этом важно учитывать, что настоящая дисциплинированность
построена не на страхе, который делает ребенка неуверенным и порождает
нечестность. Актуальным является воспитание дисциплинированности, построенной на
высокой сознательности и ответственности.

Проблемой использования методов поощрения и наказания
занимались К. Ушинский, Л. Толстой, В. Сухомлинский, А. Макаренко и др. Отметим,
что в работах отмечено большое разнообразие подходов: от расширенного
толкования поощрений и наказаний, попыток выдать их за универсальные
воспитательные средства воспитания до почти полного отрицания педагогического
значения указанных методов.

Объект – методы семейного воспитания.

Предмет — поощрение детей в семье как метод воздействия.

Цель – проанализировать особенности применения поощрения
детей в семье как метода воздействия.

Задачи:

1.     Изучить историю проблемы поощрения и
наказания в воспитании детей

2.     Рассмотреть суть, виды и формы
поощрения как метода воздействия

3.     Проанализировать условия
эффективного использования поощрения как метода воздействия    



 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

семье является поощрение. Великий педагог В. А. Сухомлинский
утверждал, что детей надо воспитывать добром и лаской и полностью отрицал
наказания. Но А.С.Макаренко считал, что наказание тоже нужно, и оно не должно
быть физическим и не дожно унижать личность ребенка. Наказание рассматривается
как осуждение действий ребенка, его поведения.

Ребенок должен осознать свой проступок, покаяться за свои
действия. Если же ребенок не признает своей вины, не осознает своих ошибок, то
наказание будет восприниматься как насилие и вызовет страх и злость против
родителей. Боясь наказания, ребенок будет хитрить, обманывать, изворачиваться.

Под поощрением можем понимать не только материальные блага
или желаемые нравственные уступки для со стороны родителей. Лучшей наградой
является осознание факта положительных эмоций близких людей, которые вызываются
определенным поступком, а подарок от близких есть подкреплением желаемого
поведения. Таким образом поощрения оказывается более действенным средством, чем
наказание. Если наказание только останавливает дурные поступки, то поощрение
ориентируется на желаемую модель поведения и закрепляет ее.

Отмечая роль поощрения в практике стимулирования ребенка к
определенным действиям, форм поведения, достижений, в перспективе ставим перед
собой задачу выявления зависимости между детско-родительскими отношениями и
системой стимулирования-санкционирования детей

 



 

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты изучения поощрения детей в
семье как метода воздействия

 

1.1. История проблемы поощрения в воспитании
детей

 

В системе семейного воспитания
многовековой опыт передается и обогащается от поколения к поколению. К основным
механизмам его передачи относятся: традиционный (воспитание на культурных
традициях и обычаях рода и народа); групповой (воспитание на базовых ценностях
семьи как малой группы); межличностный (воспитание в процессе межличностного
взаимодействия и общения родителей и детей); семейной идентификации
(отождествления, воспитания потомков как достойных представителей данной семьи,
выразителей ее ценностей, потомков рода), интериоризации (принятие,
преобразование семейных ценностей во внутренние убеждения членов семьи, в
личностные ценности), подкрепления (воспитание словом и делом с использованием
широкого арсенала системы поощрений и наказаний). Такой вывод основывается на
результатах многочисленных исследований.

Концептуальные представления о
воспитательных цінностях традиционной семьи, мудрость и воспитательный идеал
наследуются через этнопедагогику. В этновоспитании определяющей была
ориентированность на то, чтобы нравственные чувства и качества ребенка
формировать с самого раннего возраста, даже если ребенок еще и не понимает
отдельных моральных норм. Именно с этих соображений в семьях первоочередное
внимание уделяли воспитанию у ребенка милосердия, доброты, трудолюбия, любви к
людям, к родному краю, к родительскому дому.

Родители, взрослые учили детей отличать
хорошее от плохого и постыдного, понимать разницу между добром и злом. Особое
значение придавалось позитивному отношению взрослых к ребенку, похвале и
одобрению его поведения, его попыток помогать старшим и делать добрые дела —
это выполняло роль мощного стимула личностного развития, в том числе и на
перспективу, и развитию между поколениями гармоничных взаимоотношений.

В названных и других источниках раскрыты
традиции воспитание детей в больших семьях, проживание не только вместе с
родителями, но и более старшими предками. Старшие члены семьи традиционно
всегда были авторитетом для детей и внуков. Меньших учили уважать старших.

Привычным было семейными вечерами
вспоминать о жизни, которая была раньше, рассказывать разные были. Дедушки и
бабушки делились воспоминаниями о своей молодости, рассказывали разные факты
своей биографии. Наиболее интересные из них запоминались и передавались из
поколения в поколение.

Поведение ребенка традиционно
регулировалась в трех направлениях: в отношении родных и близких людей;
отношении к самому себе; по отношению к обществу в целом и его ценностям
Существовало уважительное обращение ребенка к каждому члену семьи обязательно
на Вы и ласково: «мамочка», «папа», «бабушка», «дедушка». Осуждалось всякое
злословие, особенно проклятия.

Считалось, что почти всегда свершаются
именно родительские проклятия, потому дети, даже взрослые, боялись прогневить
своих родителей. Приступая к обучению, другому важному делу, отправляясь в
дорогу, идя под венец дети спешили заручиться добрым словом родителей, их
благословением.

В традициях до сих пор сохранилась особенность:
здороваясь, желать доброго здоровья и добра. Большие семьи были естественной
школой подготовки к семейной жизни (поскольку в воспитании меньших детей всегда
принимали участие старшие) и для выполнения функций и ролей будущих семьянинов,
а семейное воспитание обеспечивало подготовку ребенка к самостоятельной жизни в
обществе

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы