Курсовая теория на тему Поощрение детей в семье как мера воздействия
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Содержание
Глава 1.
Характеристика семейного воспитания
1.1. Особенности семейного воспитания
1.2. Способы воздействия в семейном воспитании
посредством мер поощрения
1.3. Рекомендации по семейному воспитанию
Введение:
Семья – это коллектив, играющий в
воспитании центральную, долговременную и важнейшую роль. Ей принадлежит
основная роль в формировании нравственных начал, жизненных и моральных
принципов ребенка. То, каким вырастет
маленький человек, во многом зависит от условий воспитания, созданных в семье.
Отчуждение и равнодушие в противоположность сочувствию и сострадательности,
тревога и доверие, высокомерие и приземленность, безалаберность и
организованность – эти качества приобретаются в семье задолго до поступления
ребенка в школу. Семейное воспитание выступает основой, на которой строится
благополучное или безуспешное воздействие других воспитательных институтов:
школы, общества и т.д.
Основными
методами воспитания и влияния ребенка являются: убеждение, личный пример,
поощрение и наказание. Поощрение — это высочайшее искусство процесса воспитания, в
зависимости от приемов и методики оно может как навредить, так и
поспособствовать лучшему развитию. Но
также нужно помнить, что преувеличенная похвала воспринимается как лесть, часто
имеет противоположный эффект. За естественные вещи хвалить не стоит.
Нельзя обещать поощрение заранее. Нельзя
усердствовать при поощрении вознаграждением.
Родители, как первые
воспитатели, имеют сильнейшее влияние на ребенка. Глубокие контакты с ними дают
детям ощущение безопасности и уверенности, а также устойчивое психическое и
физическое состояние. Дети, как правило, стремятся подражать поведению других
людей, особенно тех, с кем состоят в близком контакте, поэтому важно, как
родитель ведет себя при ребенке в тех или иных ситуациях. Родители оказывают
влияние на поведение ребенка, осуждая или поощряя определенные типы поведения,
применяя наказания или допуская приемлемую степень свободы в поведении.
Одни родители считают
своим «долгом» обеспечить детям хорошие материальные условия, ставя на первое
место свою работу, а не воспитание детей.
Другие наоборот стараются
как можно больше времени проводить с детьми, даже если это сказывается на их
материальном положении. Третьи пытаются контролировать все аспекты жизни своего
ребенка, не дают ему право голоса и возможность делать то, что он хочет. При
этом каждый считает, что делает все возможное для воспитания своих детей.
Вся жизнь семьи
складывается из множества социальных ситуаций: прощание перед сном и
приветствие по утрам, общий приём пищи, а не по раздельности, как обычно
бывает, совместные прогулки и развлечения, деятельность, будь то уборка по дому
или помощь с домашним заданием.
Значимое влияние на
ребенка также оказывают братья и сестры. В окружении старших ребенок чувствует
себя защищенным и неприкасаемым, младшие же побуждают старших взять на себя
функцию защитника, стимулируют проявление самостоятельности и чувства
ответственности.
Проблема семьи и
семейного воспитания в последние годы как никогда актуальна. Родители, нечетко
осознавая свою гражданскую и личную ответственность за развитие и воспитания
ребенка, возлагают эту обязанность на детские сады и школу. Родитель должен
иметь понятие о воспитательном процессе и знать основные принципы педагоги.
Цель курсовой работы:
изучить поощрение детей в семье как мера
воздействия
Заключение:
В результате исследования, можно привести следующие выводы.
Семейная жизнь давно сложилась так, что родительские
обязанности делятся между отцом и матерью, причем делятся неравномерно. Самая
главная забота об уходе за детьми и начальном воспитании детей ложится на мать,
как потому, что она способна уделять детям больше времени, чем отец, так и
потому, что по традиции она более привыкла к этому, а по природе может способствовать
этому большей нежностью, мягкостью, лаской и заботой. Это тесное участие матери
в жизни детей в раннем возрасте определяет ее нравственное влияние на них в эти
первые годы.
С годами, однако, важность этой непосредственной заботы
теряет свою нравственную роль. Дети начинают становиться более
самостоятельными, несколько целеустремленными, продолжая нуждаться в помощи
родителей и взрослых, но уже не ищут исключительно материальной поддержки. Дети
индивидуальны. У одних вкусы и потребности лучше удовлетворяются отцом, чем
матерью, у других — наоборот.
Воспитывать — не значит говорить детям добрые слова,
наставлять и назидать их, но, прежде всего, самому жить по-человечески. Кто
хочет выполнить свой долг относительно детей, оставить в них о себе добрую
память, которая служила бы потомству Заветом, как жить, тот должен начать
воспитывать с самого себя.
Воспитание детей требует самого серьезного тона, самого
простого и искреннего. В этих трех качествах должна заключаться высшая истина
жизни.
Цель воспитания — способствовать развитию человека,
отличающегося мудростью, независимостью, артистизмом и любовью. Нужно помнить,
что сделать ребенка мужчиной невозможно, а можно только способствовать и не
мешать ему, чтобы он развивал в себе человека.
Фрагмент текста работы:
Глава 1.
Характеристика семейного воспитания
1.1. Особенности семейного воспитания
Семья, с позиции социологов, представляет собой социальный
институт, базовую ячейку общества, основанную на брачном союзе и кровном
родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимопомощью и моральной
ответственностью. Она является источником и опосредствующим звеном передачи
ребенку социально-исторического опыта, и прежде всего опыта эмоциональных и
деловых взаимоотношений между людьми. Семья принадлежит к важнейшим
общественным ценностям.
Семья создается на основе брака, кровного родства,
усыновления или удочерения, а также на других основаниях, не запрещенных
законом и не противоречащих моральным основам общества. То, что ребенок в
детстве приобретает в семье, он сохраняет в течении всей жизни. Важность семьи
как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится
значительную часть своей жизни, и по длительности воздействия на личность ни
один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. Именно в семье
закладываются основы личности ребенка, и к моменту поступления в школу он уже
частично сформировался как личность. Семья выполняет важные общественно
значимые функции:
1)
репродуктивная – рождение детей;
2)
хозяйственно-экономическая – питание,
приобретение и содержание домашнего имущества;
3)
регенеративная – наследование статуса,
социального положения, передача семейных реликвий;
4)
образовательно-воспитательная –
социализация детей, передача знаний и навыков;
5)
рекреативная – отдых, организация
досуга, забота о здоровье;
6)
духовная – развитие личностей членов
семьи;
7)
психотерапевтическая – удовлетворение
потребности в симпатии, уважении, признании.
В свое время Ж.-Ж. Руссо заметил, что каждый последующий
воспитатель оказывает на ребенка меньшее влияние, чем предыдущий [6]. Семья
выступает как в качестве положительного, так и в качестве отрицательного
фактора воспитания. Никакой другой социальный институт не может нанести столько
вреда в воспитании ребенка, сколько может нанести семья. Несдержанные родители,
выходящие из себя по любому, даже самому малому, поводу, сами того не ведая,
формируют такой же тип поведения у своих детей; ребенок, который растет в
авторитарной семье, где родители излишне давят на ребенка и заставляют его
делать то, что хотят они, старается как-то вырваться из плена гиперопеки, если
семья не сломает его раньше.
В связи с особой воспитательной ролью семьи в жизни ребенка
возникает вопрос, как максимизировать положительное и свести к минимуму отрицательное
влияние семьи на ребенка. Для этого необходимо определить семейные
социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.
Именно в семье ребенок получает первые жизненный опыт,
делает наблюдения и учится как себя вести в тех или иных ситуациях. Важно,
чтобы то, чему учат его родители, было подкреплено конкретными примерами, чтобы
он видел, что у взрослых теория не противоречит практике. Родители ни в коем
случае не должны пускать процесс воспитания на самотек [3].
Связь воспитания с другими видами деятельности, подчинение воспитания тем
или иным мотивам, а также место воспитания в личности человека – все это и
придает воспитанию каждого родителя индивидуальный характер.
В воспитании, так же, как и в любом другом виде
деятельности, возможны и ошибки, и неудачи. Отношения с ребенком, так же, как и
с любым человеком, индивидуальны и неповторимы.
В каждой семье складывается своя индивидуальная система
воспитания.
Под системой воспитания понимается совокупность принципов,
которые стоят в основе воспитательного процесса и определяющих методов,
формулировка целей и задач, содержание и организация воспитательного процесса.
Существует 3 стиля семейного воспитания – демократический,
авторитарный и попустительский [8].
Демократические родители воспитывают в своем ребенке и
самостоятельность, и дисциплину. При авторитарном стиле воспитания родители
ставят на первое место не интересы и желания ребенка, а его успешное будущее.
Опираясь на свой жизненный опыт, родители самостоятельно решают, что ребенку
лучше носить, как говорить, что делать, какие кружки посещать. При этом мнение
и желания ребенка воспринимаются как нечто неважное.
Авторитарные родители считают, что дети слишком малы и не
могут осознавать, что им нужно.
При попустительском стиле воспитания родители с самого
раннего детства дают ребенку бесконтрольную свободу действий. Родители в таких
семьях часто заняты собой и своими взаимоотношениями, их мало волнует ребенок,
они безразличны к его потребностям и просьбам.
Главный метод воспитания в такой семье – кнут и пряник.
Родители строят свои отношения с ребенком таким образом, что непроизвольно
толкают ребенка на поиск наиболее выгодных форм взаимодействия с окружающими,
стимулируя проявление таких качеств, как лесть, подхалимство, угодничество.
Родители постоянно демонстрируют детям двуличность в отношении с людьми. В
такой семье родители часто обсуждают других людей при детях, а по мере
взросления – вместе с ними.
В подростковом возрасте дети, воспитанные в таких условиях,
часто проявляют самоуверенность, граничащую с хамством. Их не пугают угрозы
вызова родителей, ведь те в свою очередь не примут никаких мер, чтобы такие
ситуации не возникали в будущем.
Такие дети уверены в своей правоте, часто критикуют все, что
делают другие, однако сам ничего не делает. Это приводит к тяжелым конфликтам,
часто заканчивающимся драками, ими же и спровоцированными. Таким детям тяжело
сходится с людьми, они часто провоцируют других, прикидываясь жертвой.
Выделяют 4 типа семейных отношений – диктат, опека,
невмешательство и сотрудничество.
Диктат в семье проявляется в регулярном подавлении одними
членами семьи (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного
достоинства у других ее членов. Родители могут и должны предъявлять требования
к своему ребенку, исходя из целей воспитания и конкретных ситуаций. Однако
воздействие в форме приказа и насилия сталкивается с сопротивлением ребенка. В
таком случае у детей могут проявляться неконтролируемая агрессия, они начинают
врать и грубить.
Если же сопротивление ребенка оказывается сломленным, то
вместе с ним ломаются многие ценные качества личности: самостоятельность, вера
в себя, инициативность.