Курсовая теория Экономические науки Теория менеджмента

Курсовая теория на тему Понятия жизненного цикла организаций . Особенности управления организациями на стадиях жизненного цикла.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Введение:

 

Актуальность темы. Любая
организация подразумевает собой, прежде всего, живой организм, который проходит
определенные стадии в своем развитии. Все начинается с рождения предприятия, после
которого она постепенно набирает силу и влияние, добиваясь расцвета и могущества.

Концепция жизненных циклов выступает определенной моделью развития
организации, которая предоставляет возможность сделать прогноз будущего события
и его возникновения, другими словами, вероятность в будущем быть подготовленным
к аналогичного рода обстоятельствам. Так же благодаря данной модели можно увидеть,
что происходит внутри организации, обнаружить отклонения, которые предоставляют
возможность менеджеру решать реальные проблемы.

Но всякий жизненный цикл
компании имеет свой конец, после чего она, в итоге, исчезает с потребительского
рынка. Для лучшего понимания факторов, которые воздействуют на данный процесс, необходимо
внимательно проанализировать всю деятельность организации поэтапно.

Жизненный цикл компании кажется не настолько значимым фактором
в развитии организации, так как все идет своим чередом, компания развивается, просто
необходимо работать. Однако на практике всякая компания, как и человек, проходит
определенные циклы. Актуальность темы обусловлена тем, что именно возможность определить
нынешнее положение организации позволяет понять наличествующую ситуацию и спрогнозировать
ее будущее развитие.

Исследование в данной работе формировалось на базе теоретических
и методологических разработок таких российских ученых, как:
М.В.
Герш, А.Ф. Колчин,
В.Г. Коновалова, М.В. Овсянников, Е.Е. Румянцева,
Е.В. Семенычев, А.Ф. Стрекалов, С.В. Сумароков
и др.

Во многих работах, посвященным
проблемам жизненного цикла организации, изучен ряд вопросов, которые полезны
при разработке специальных инструментов организационной диагностики и
анализе ее
результатов.

Основные проблемы практического применения модели
жизненного цикла организации заключаются в определении стадии развития для определенной
организации в определенный момент времени.

Объект
работы – жизненный цикл организации.

Предмет
работы управление жизненном циклом организации на все этапах.

Целью курсовой работы является анализ основных стадий и моделей
жизненного цикла организации, их управление на современном этапе.

Для достижения поставленной цели
необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть понятие жизненного
цикла организации.

2. Описать стадии жизненного
цикла организации и управление на них.

3. Описать особенности моделей
Адизеса и Грейнера, их сравнение.

4. Изучить основные проблемы
на этапах жизненного цикла организации

5. Охарактеризовать практическую
значимость жизненного цикла организации.

Методологической
основой исследования являются
такие научные методы как анализ, синтез, обобщение,
логический подход к изучаемым объектам.

Структура работы обусловлена поставленной
целью и задачами, состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и одного
приложения.



 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

На основании проведенного исследования можно
сделать следующие выводы.

Жизненный цикл представлен ломаной линией с точками перегиба
– стадиями, делящимися на длинные, короткие и промежуточные.

Классическая модель жизненного цикла организации
представлена следующими стадиями: возникновением – ростом – кризисом роста –
стабильностью – кризисом стабильности – спадом – ликвидацией.

Кривая жизненного цикла организации характеризует главную
тенденцию изменений организации. Данную закономерность необходимо принимать во
внимание при разработке стратегических и тактических планов развития
организации, совершенствовании ее структуры и системы управления.

Сегодня выделяют две основные модели
жизненного цикла организации, предложенные Л. Грейнером и И. Адизесом. Суть
данных моделей состоит в том, что жизненный цикл органиазции представлен
последовательностью сменяющих друг друга этапов либо стадий, имеющих конкретные
характеристики.

Л. Грейнер в своей модели последовательно
выделил пять этапов («стадии роста»). Каждая стадия представляет одновременно
следствие предыдущей и причина последующей стадии.

Модель И. Адизеса часто используется на
практике и позволяет прогнозировать развитие событий и появление критических
ситуаций, предоставляет возможность подготовиться к ним надлежащим образом.

С целью верного принятия проблемы,
поиска и выбора способа ее решения, для начала необходимо определить на какой
стадии жизненного цикла находится сам бизнес.

Анализируя риски, которые сопутствуют каждой стадии
деятельности организации, можно отметить, что главные из них появляются на
самых первых этапах развития организации. Данные риски в основном представлены
внешними: отсутствием возможности привлечения ресурсов, действиями конкурентов,
общеэкономической ситуацией и др.

В ходе развития и расширения организации приоритеты немного
изменяются и вместо внешних рисков появляются внутренние. Минимизируя влияние
рисков на начальных этапах, можно найти выход в лидеры рынка конкретного
сегмента, и удержать данную позицию еще долгое время, но для этого необходимо
учитывать тот факт, что со временем, с развитием технологий и активными
действиями конкурентов, позиции могут снижаться.

Организация должна находится в постоянном развитии,
улучшении качества своей продукции, снижении себестоимости, внедрении новых
технологий – и только тогда возможно эффективное развитие и ее благосостояние.

Таким образом, определять стадию жизненного цикла
организации необходимо с целью:

— принятия правильных решений;

— правильного применения инструментов менеджмента и
маркетинга;

— проведения адекватной оценки конкурентов и поддержки с
ними дружеских отношений.

Исходя из всего
вышесказанного, цели данной работы можно считать достигнутыми, а задачи
выполненными.



 

 

Фрагмент текста работы:

 

1. ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ОРГАНИЗАЦИИ: ПОНЯТИЕ, СТАДИИ, УПРАВЛЕНИЕ

 

1.1. Понятие жизненного цикла организации

 

Жизненный цикл организации представляет собой череду стадий
развития, которые предприятие проходит на протяжении всего периода своего
существования[1].

В 1950 г. Кеннет Боулдинг впервые предложил понятие
«жизненный цикл предприятия»
[2]
. После этого все
теоретические школы менеджмента, маркетинга, социологии, психологии,
государственного управления начали бурное обсуждение и развитие этой теории.

В 60-х годах XX в. была проведена аналогия между развитием
организации и человека. После этого был сделан вывод о том, что: все компании
эволюционируют по конкретной закономерности, согласно своим внутренним законам,
и, в любом случае, проходят несколько стадий в своем развитии. Стадии
представлены периодами жизни организации в пределах однотипных ценностных
установок, которые фиксируют особенности управленческих задач, находящихся в
центре внимания руководства[3]. Выявленная
закономерность нашла свое отражение в теории жизненного цикла организации.

Классическая, самая простая модель жизненного цикла
организации применяется в менеджменте и, подобно живым организмам,
подразумевает прохождение организацией нескольких этапов своего развития,
основными среди которых являются: становление рост зрелость упадок («смерть»,
ликвидация).

Следует отметить, что длительные периоды функционирования
проходят далеко не все организации, что обусловлено спецификой организаций, их
различиями в структурных возможностях к приспособлению в условиях динамически
изменяющейся внешней и внутренней среды, в которых развивается организация. Последний
этап далеко не всегда может быть применим к организации, т.к. не каждая
искусственно созданная система непременно должна ликвидироваться в конце своего
жизненного цикла.

Все эти изменения в рамках жизненного цикла организации
соответствуют общему подходу к формированию жизненного цикла организации.
Внутри жизненного цикла организации все стадии имеют определенную закономерную
периодичность и подчиняются строгой последовательности в развитии организации,
которое меняется в зависимости от поведения организации на каждой из стадий.

Развитие организации по кривой жизненного цикла организации
обязательно, предсказуемо и последовательно. Данная эволюция обусловлена тремя
причинами[4]:

1. Успешная организация всегда растет, при этом превращается
в сложную организационную структуру, в которой появляются все больше
заинтересованных лиц (иногда с противоположными приоритетами).

2. По мере роста организации необходимо внедрение новых
процессов обработки информации и принятия решений.

3. Организация постоянно колеблется между введением
инноваций и укреплением этих инноваций в ней, меняя при этом подходы к
управлению.

Стадии жизненного цикла организации определяются состоянием
ее развития организации и временем ее существования. Учитывая характер каждой
стадии жизненного цикла организации, необходимо объективное соответствие причин
перехода каждой конкретной организации от одного этапа развития к другому с
тем, какой подход к управлению поведением организации выбран ее руководством.
Если данные процессы были предопределены руководством, то важную роль играет
срок, когда они произошли в действительности, и соответствовал ли он
изменениям, которые имели место во внешней и внутренней среде конкретной
организации.

Ценность данной концепции состоит в том, что ее можно
рассматривать в качестве определенной модели развития организации, т.е. можно
спрогнозировать будущие события, а также подготовиться к разным сценариям
развития. Также благодаря концепции жизненного цикла организации можно в общем
проанализировать, что происходит внутри организации, определить отклонения и
«узкие места» и т. д.[5].

Основной проблемой в исследуемой области выступает
зависимость поведения организации от понимания руководством организации ее
потребностей, определяемых спецификой этапа жизненного цикла, на котором она
находится[6].
Поэтому руководитель всегда давать объективную оценку предпринимаемым мерам по
обеспечению соответствия стиля управления конкретной стадии жизненного цикла
предприятия, что подразумевает необходимость взаимного соответствия конкретных
мер и стиля управления поведением организации в зависимости от этапа жизненного
цикла.

Таким образом, жизненный цикл организации – это совокупность
стадий развития, которые проходит любая организация за период своего
функционирования. Данная концепция подразумевает прохождение предприятием
конкретных этапов развития.

 

1.2 Стадии жизненного цикла организации и управление
на них

 

Стадии развития организации
представлены периодами жизни организации в
пределах однотипных ценностных
установок, которые фиксируют особенности управленческих задач, находящихся в
центре внимания
руководства[7].
Периоды, в
которые
организация значительно изменяет ценности и
ориентации, называют циклами или
фазами развития организации.

Классическая
модель жизненного цикла организации представлена следующими стадиями[8]:
возникновением – ростом – кризисом роста – стабильностью – кризисом
стабильности – спадом – ликвидацией (Приложение 1).

Рассмотрим
подробнее стадии жизненного цикла организации.

Первая стадия – это стадия
создания («рождение»). Она предполагает появление бизнес-идеи, выбор сферы
деятельности компании, разработку стратегии, постановку цели, написания
бизнес-плана, разработку организационной структуры предприятия, его
регистрации, набора персонала, закупку оборудования и материалов, и т. д. [9].

Основные
усилия на стадии создания направляются на формирование продукта (услуги),
эффективное его внедрение и на выживание в условиях рынка. Штат фирмы, в
основном, небольшой, отношения между сотрудниками неформальные, создается
простая организационная структура с централизованной властью, в которой все
решения принимает глава (сам основатель) бизнеса.

Также
на данной стадии создается концепция управления персоналом согласно внешним и
внутренним факторам, определяются субъекты управления, между ними
распределяются функции, права и обязанности.

Поскольку
процесс управления запускается сразу же, как только в компанию поступает
персонал, уже на стадии создания система управления должна исполнять наиболее
актуальные функции. Но качество их выполнения еще может быть недостаточно
высоким, т.к. механизм взаимодействия элементов системы пока не отработан до
конца.

Когда же на продукт сформирован
устойчивый спрос и производство способно обеспечить стабильную прибыль, фирма
растет, создаются новые отделы, происходит усложнение внутренних процессов, что
требует более сложных и формализованных методов управления. Здесь высший
уровень руководства зачастую представлен самим учредителем, у которого в
подчинении находится и производство, и финансы. Также он несет всю
ответственность за принятые им решения[10].

На
этапе становления необходимо: изучить спрос и намерения конкурентов; определить
необходимость наращивания потенциала организации; улучшить управленческий
процесс; привлечь дополнительные ресурсы благодаря внутренним и внешним
источникам.

Итак, перед менеджментом организации на первой стадии
жизненного цикла организации стоят весьма нетривиальные и масштабные задачи,
призванные обеспечить будущее организации. Аналитическая деятельность занимает
ведущее положение в работе менеджмента.

На следующем этапе – этапе роста организации масштабы ее
деятельности расширяются, ею уже занята конкретная доля рынка и осваиваются
абсолютно новые рыночные сегменты, стабилизируется клиентская база,
организовываются разнообразные мероприятия по повышению рентабельности и т. д. [11].

Для данной стадии характерно
развитие инновационных процессов, окончательное формирование миссии
организации. Внутренние отношения остаются с неформальным характером. Число
сотрудников растет, также повышается эффективность функционирования
организации, достаточно активно адаптируются технологии, методы и средства
управления персоналом.

На
стадии роста происходит изменение системы управления организацией: основатель
дела начинает отдаляться от решения тактических задач и занимается
стратегическим планированием, а часть его полномочий делегирует менеджерам
среднего звена[12].

Руководство организации должно выбирать
тип управления, который бы обеспечил баланс между стабильностью и новациями,
текущей деятельностью компании и планами. Также на данной стадии уделяют
внимание решению задач: обеспечение условий экономического роста; достижение
высокого качества товаров, услуг; решение социальных проблем коллектива, которые
позволяют развивать заинтересованность сотрудников.

Далее следует стадия зрелости (стабильности), характеризующаяся
наиболее успешной работой организации и самыми высокими объемами продаж. Улучшается
степень специализации работников, происходит усиление роли высшего руководства[13].

Процесс
принятия решений становится более консервативным, а потери относительного
количества сотрудников не составляют серьезной опасности. Упор делается на
эффективность инноваций и поддержание стабильности. Главная задача организации
– максимизация прибыли с помощью повышения эффективности управления.

Все
управленческие ресурсы организации направляются на обеспечение внутренней
эффективности, установление жесткого контроля над основными процессами.
Если
менеджмент компании гибко и оперативно реагирует на различные изменения,
эффективно адаптируется к изменяющемуся спросу, происходит активное внедрение
инноваций и передовых технологий, то с огромной вероятностью компания будет еще
довольно долгое и успешное время функционировать.



[1] Блинов А.О.,
Кучмезов Х.Х., Шипалов Е.И. Основы менеджмента: учебное пособие / А.О. Блинов,
Х.Х. Кучмезов, Е.И. Шиповалов. – М.: ЭЛИТ, 2018. – С. 143.

[2] Панов М.М.
Жизненный путь и цикл развития организации: практическое пособие / М.М. Панов.
– М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. – С. 23.

[3] Головкина О.В.
Признаки и критерии стадий жизненного цикла промышленного предприятия //
Экономический анализ: теория и практика. – 2014. – № 4. – С. 38.

[4] Веснин В.Р.
Основы менеджмента: учебник / В.Р. Веснин. – М.: Проспект, 2016. – С. 134.

[5] Азимов Т.А.,
Безнощук Л.Ю. Сравнение моделей жизненных циклов организации // Молодой ученый.
– 2015. – №24. – С. 357.

[6] Солдатова И.Ю.
Основы менеджмента: учебное пособие / И.Ю. Солдатова М.А. Чернышева. – М.:
Дашков и К, 2015. – С. 72.

[7] Егоршин А.П.
Основы менеджмента: учебник для вузов / А.П. Егоршин. – Н.Новг.: НИМБ, 2017. –
С. 124.

[8] Почему важно
понимать жизненный цикл организации? URL: http://www.trn.ua/articles/9636 (Дата
обращения: 24.04.2020).

[9] Линг В.В. Обзор основных
концепций жизненного цикла предприятия // Экономика и предпринимательство. –
2015. – № 6-2 (59). – С. 736.

[10] Герш М.В. Жизненный цикл
организации // Отдел кадров коммерческой организации. – 2016. – № 1. – С. 62.

[11] Зайнуллина
Ю.Р. Особенности жизненного цикла организации крупных российских корпораций //
Молодой ученый. – 2016. – №11. – С. 744.

[12] Герш М.В. Жизненный цикл
организации // Отдел кадров коммерческой организации. – 2016. – № 1. – С. 63.

[13] Гусева В.А.,
Чижанькова И.В. Жизненный цикл организации // Материалы Ивановских чтений. –
2017. – № 3-1 (14). – С. 48.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы