Курсовая теория Экономические науки Экономика предприятия

Курсовая теория на тему Понятия предприятия, виды, основные характеристики и роль в экономике

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
1 Теоретические аспекты предпринимательства 5
1.1 Суть предпринимательства и его экономическая основа 5
1.2 Особенности развития предприятия 14
2 Понятие предприятия, виды, основные характеристики и роль в экономике 19
2.1 Сущность предприятия и его роль в экономике 19
2.2 Виды предприятий 25
Заключение 33
Список использованной литературы 35

 

  

Введение:

 

Большое значение в современном мире имеют коммерческая деятельность, торговля и предпринимательство. В процессе перехода к рыночной экономике именно предпринимательство является основной успешной ячейкой для создания благ для потребителя и дохода для государства.
Вопросам исследования сущности предприятия занимались такие авторы, как: С. М. Братусь, Х. Бахчисарайцев, А. В. Венедиктов, А. С. Иоффе, Е. А. Суханов, С. Б. Пугинский, А. А. Пушкин, К. Флейшиц и другие. Понятие предприятия нашло свое определенное законодательное воплощение и толкование еще в дореволюционной России, тогда особое значение получил термин в словосочетании «торговое предприятие». Данное понятие исследовали известные российские дореволюционные ученые — правоведы Д. И. Мейер, Г. Ф. Шершеневич и др. Еще с первой половины XIX в. в правовых источниках употреблялись такие понятия, как «фабрика», «завод» и «ремесленное заведение», а предприятия были разделены на отдельные виды. Учитывая то, что предприятие употребляется в двусмысленном понимании, целесообразным было бы выделить одно определение, которое бы объединяло их и тем самым раскрывало бы сущность понятия в целом.
Так, понятие «предприятие» следует понимать, как единый имущественный комплекс, самостоятельный субъект хозяйствования, осуществляющий производственную, научно-исследовательскую, торговую и иную хозяйственную деятельность для удовлетворения общественных потребностей и в порядке, предусмотренном законом. Определение понятия и сущности предприятия имеет важное значение для дальнейших исследований в этой теме, так как есть основой его практической деятельности и законодательного регулирования, что, в свою очередь, влияет на эффективность его работы и на развитие экономики страны в целом.
Целью курсовой работы является изучение такого понятия как предприятие, а также его роль в экономике.
Для достижения поставленной цели определены задачи:
1. Рассмотреть сущность предпринимательства и его экономическую основу;
2. Изучить экономическую функцию предпринимательства;
3. Рассмотреть социальную функцию предпринимательства и ее значение;
4. Проанализировать основы государственного регулирования предпринимательства в нашей стране;
5. Изучить практику предпринимательства в Российской Федерации.
Объектом нашей курсовой работы является предприятие и его виды.
Предметом исследования является предприятие как свободное экономическое хозяйствование в различных сферах деятельности.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, предпринимательство имеет огромное значение в развитии рыночной экономики. Малый и средний бизнес обладает большой гибкостью и может функционировать в таких условиях, которые неблагоприятны для больших транснациональных кампаний.
В процессе эволюции сложилось много понятий предпринимательства и предпринимателя. Многие ученые до сих пор спорят о правильном его интерпретировании. Однако общим остается то, что это деятельность, которая направлена на создание товаров и услуг и приносит прибыль владельцу.
Предпринимательство имеет большое значение, поскольку благодаря ему может существенно пополнится государственная казна, снизится уровень безработицы благодаря наличию рабочих мест, увеличится предложение товаров и услуг на рынке для потребителя. Но для эффективного развития бизнеса также необходимы условия. Прежде всего, их должно создать государство. Налоги, таможня инфраструктура рынка – все эти инструменты влияют на развитие бизнеса.
Проведенное исследование позволило установить основные виды и организационные формы предприятий в стране. Они делятся по многим признакам и предоставляют владельцам предприятия широкий круг для выбора. Анализ статистических данных показал, что наиболее распространенными размерами являются малые предприятия, а по организационно-правовой форме — хозяйственные общества.
Универсальной формы предприятий, которая бы подходила к любым реальным условиям хозяйствования, не существует. Каждый вид и организационная форма предприятия должна избираться с учетом совокупности конкретных условий и оценки потенциальных возможностей предприятия. Любой вид и организационные формы предприятия имеют свои особенности, которые обуславливают их преимущества и недостатки в сравнении с другими. Поэтому необходимо тщательно подходить к выбору вида и организационной формы предприятия.

   

Фрагмент текста работы:

 

1 Теоретические аспекты предпринимательства
1.1 Суть предпринимательства и его экономическая основа

Известные исследователи много внимания уделяют изучению развития предпринимательства. Осмысление основ становления, развития, определение принципов деятельности, освещение основных факторов, формирующих предпринимательскую среду является особенно важным. Современная история предпринимательства берет свое начало из средних веков. Предпринимателями того времени были миссионеры, купцы, ремесленники и другие. Развитие капитализма порождает стремление к богатству, получению неограниченной прибыли. Предприниматель чаще всего сам работает на своей фабрике, заводе, несмотря на то, что он является владельцем средств производства.
В течении длительного времени представление о предпринимательстве изменялось и интерпретировалось разными экономическими течениями и учеными. Это зависело от уровня производительных сил, распространения в обществе различных форм организаций, соотношения спроса и предложения, государственной политики и многого другого.
Каждый виток развития общества дополнял смысл предпринимательства чем-то новым, тем самым обогащая его. Рассмотрим же исторические аспекты развития данного понятия.
В средние века понятия предпринимательства и предпринимателя интерпретировалось в двойном значении: как организатор массовых зрелищ или как руководитель определенного проекта. Особенной чертой предпринимателя в средние века был его организаторский талант, то есть организация конкретного зрелища в рамках, выделенных ему на это ресурсов.
Впервые научное понятие слова «предприниматель» появилось в работах английского экономиста начала 18 века Ричарда Кантильона. Именно он разработал первую концепцию предпринимательства (1725 г.). По его словам, предпринимателем являлся человек, который действовал в условиях риска [17].
В то же время французский ученный К. Бодо отметил (1797 г.), что предприниматель должен обладать определенными знаниями рынка, информацией о нем и иметь определенные способности. Этим он пошел дальше Р. Кантильона [13].
Весомый вклад в исследование этого вопроса в течение XVIII—XIX вв. сделали известные западные экономисты А. Смит, Д. Рикардо и др. Анализ использования капитала с целью получения прибыли был основан А. Смитом, который в своем учении разграничил понятия «оборотный» и «основной» капитал. Использования оборотного и основного капитала в сельском хозяйстве также исследовалось А. Смитом, а именно, он считал, что часть фермерского капитала, затрачиваемого на сельскохозяйственное оборудование, является основным капиталом, а другая часть, на зарплату и содержание рабочих и других факторов производства — оборотный капитал. Он получает прибыль с первой части своего капитала, что остается в собственном владении, а со второй части делает соответствующие расчеты. Итак, к основному капиталу относятся: стоимость рабочего скота и орудий, а затраты на приобретение кормов, обслуживания средств производства и удержания работников составляют оборотный капитал.
А. Смит отмечает, что труд является источником существования человека. Предпринимательская деятельность дает возможность человеку удовлетворять свои потребности за ее счет. Рыночные отношения, по мнению известного исследователя, невозможны без развития конкуренции. Д. Рикардо поддерживает точку зрения А. Смита о необходимости развития конкуренции, ведь она устанавливает уровень стоимости товаров, достаточный для того, чтобы заработная плата и другие расходы на содержание факторов производства были пропорциональны стоимости затраченного капитала. При этом предприниматель, как отмечает Д. Рикардо, выбирает такую деятельность, которая ему больше нравится. Каждый предприниматель оптимизирует размещение своего капитала с целью получения максимальных прибылей [1].
Развитие свободной торговли расширяет возможности предпринимательской деятельности. Этому также способствует существование конкуренции и уменьшения государственного контроля. А. Маршалл отмечает, что характерными чертами для торговли и промышленности является самостоятельность, свободный выбор решений, способность к предвидению, свобода производства и предпринимательства. Он обращает внимание на желание предпринимателя получить прибыль, которая является вознаграждением за предпринимательскую деятельность. Взгляды А. Маршалла, и других исследователей того времени сосредоточены на исследованиях необходимости существования и развития свободного предпринимательства. Он особо подчеркивает роль прибыли в предпринимательской деятельности, считая его наиболее устойчивым стимулом.
Аналогичных взглядов придерживается и Дж. М. Кейнс, однако он уделяет особое внимание роли денег. В Частности, Дж. М. Кейнс рассматривает предпринимателя как лицо, желающее получить прибыль в денежной форме. Предпринимательский доход, таким образом, является показателем преимущества предпринимательства над спекуляцией и максимизируется ним. Теория Дж. М. Кейнса полностью изменила предыдущие постулаты экономической теории. Он отметил роль прибыли в предпринимательской деятельности.
Американский ученный П. Друкер (1964 г.) считал основными мотивами предпринимательской деятельности присвоение денег, приобретение власти и признательности, а также создание новых ценностей [17].
Значительный вклад в роли предпринимательства играют взгляды выдающегося экономиста и исследователя Й. Шумпетера. Следует признать, что на учении Й. Шумпетера начаты современные взгляды относительно предпринимательства, признающие фактор новизны, новаторства [1].
Развития предпринимательской деятельности посвящены труды известных экономистов-исследователей таких, как А. Хоскинг, который формулирует понятия «функции бизнеса», в состав которых относятся: финансовый учет, кадры, производство, маркетинг, материально-техническое обеспечение. К составляющим элементе предпринимательской деятельности он относит: политическую ситуацию, экономические обстоятельства; технологическую, правовую, социально-культурную, институциональную и физическую или географическую среду [1]. К. Хизрич отмечает, что предпринимательство — это процесс создания новой стоимости, а предприниматель, по его мнению, это — человек, берущий на себя финансовый, психологический и социальный риски и получает соответствующее вознаграждение и удовлетворение от достигнутого. Обобщая вышеизложенное, взгляды известных исследователей можно объединить следующим образом: теоретические основы предпринимательской деятельности характеризуется как эволюционный процесс, что происходит постепенно и целенаправленно. Такой подход позволяет выделить тенденции и перспективы развития предпринимательства в аграрной сфере как вида экономической деятельности.
Еще один французский экономист Тюрго считал, что предприниматель должен обладать не только полезной информацией, но также иметь начальный капитал, ведь именно он служит основой всей экономики. Прибыль – это конечная цель предпринимателя [18].
Основные понятия предпринимательства и предпринимателя рассмотрим в таблице 1.1.

Таблица 1.1 – Эволюция понятий предпринимательства и предпринимателя
Немецкий социолог М. Вебер Предпринимательство (бизнес) является носителем рационального поведения в экономике.
Предприниматель – это скромный, решительный, сдержанный человек, которому свойственны умение и настойчивость, чувство исполненного долга, но противопоказаны роскошь и транжирство.
Мотив предпринимательской деятельности – стремление к власти и признанию, которых можно достичь благодаря богатству.
Американский экономист и социолог Й. Шумпетер (1934 г.) Предприниматель – это движущая сила научно-технического прогресса, который наделен наилучшими качествами делового человека, он новатор и экономический лидер [21].
Немецкий экономист и социолог В. Зомбарт Предприниматель – это человек с сильной волей, который готов идти на риск и имеет много идей. Он умеет объединить вокруг себя людей ради достижения своей цели. Также он умеет убедить приобрести именно его товар, заинтересовать покупателя и завоевать его доверие.
1876г. Френсис Уокер Ученый заявил, что стоит различать тех, кто предоставляет капитал и получает за это проценты, и тех, кто получает прибыль благодаря своим организаторским способностям.
1961г Дэвид МакКеланд Предприниматель – это энергичный человек, который действует в условиях умеренного риска.
1975г. Альберт Шапиро Предприниматель – это инициативный человек, который несет полную ответственность за возможные неудачи в предпринимательстве.
1985г. Роберт Хизрич Предпринимательство – процесс создания чего-то нового, что имеет стоимость, а предприниматель – это человек, который тратит на это создание необходимое время и силы, берет на себя весь финансовый риск, получая в итоге денежную прибыль и удовлетворение.
1992г. Энциклопедический словарь предпринимателя Предпринимательство – это самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли от продажи товаров или предоставления услуг, которая осуществляется от своего имени и под свою ответственность.

Современные взгляды на предпринимательство как экономическую категория получили дальнейшего развития. В аграрном секторе экономики они становятся элементом бизнеса, типом хозяйства и образом жизни. Некоторые отечественные исследователи отрицают отождествление данных понятий: «бизнес» и «предпринимательство». Так, они не являются равнозначными понятиями, поскольку бизнесмен может быть предпринимателем [2].
Проанализировав существующие подходы к определению понятий «бизнес» и «предпринимательство», считаем, что целесообразно согласиться с мнением о том, что это нетождественные и неравнозначные, хотя довольно близкие по значению понятия. По нашему мнению, бизнес является понятием более широким и вместительным. Поэтому, в контексте данного исследования, основное внимание будет уделено рассмотрению именно предпринимательской деятельности.
Существует большое количество определения предпринимательства. Так, законодательно установлено, что предпринимательство — это самостоятельная, инициативная, систематическая, на собственный риск хозяйственная деятельность, осуществляемая субъектами хозяйствования (предпринимателями) с целью достижения экономических и социальных результатов и получения прибыли. Также современные исследователи рассматривают предпринимательство как динамичный, активный элемент бизнеса, что представляет инициативную, самостоятельную деятельность, которая осуществляется гражданами или объединениями граждан на собственный риск и под имущественную ответственность с целью производства продукции, выполнения работ, оказания услуг и получения прибыли.
Современная трактовка предпринимательства достаточно разнообразна. Поэтому, предпринимательство уместно рассматривать не как неизменное понятие, а как динамичное, развивающееся, постоянно меняется и наполняются новым содержанием, а следовательно, требует усовершенствования. Й. Шумпетер рассматривает предпринимательство как комплексное явление, которое в условиях неопределенности, ориентируется на получение прибыли. При этом у предпринимателя должны быть такие: самостоятельность, компетентность, осведомленность, взвешенность, способность налаживать необходимые контакты, принимать мгновенные решения, рисковать, ведь он отвечает за судьбу подчиненных. Предприниматель должен быть квалифицированным менеджером, готовым идти на компромиссы, искать и находить инновационные решения [3].
Вместе с тем, по мнению многих ученых, еще не удалось сформировать общепринятую теорию предпринимательства, потому что существует:
— неоднозначность явления предпринимательства на протяжении всего процесса исторического развития;
— разнообразие методологии и инструментария исследований;
— изменчивость в мотивации деятельности предпринимателя;
— нечеткость распределения функциональных особенностей деятельности предпринимателя и владельцем, предпринимателя и менеджера;
— отсутствие социальных характеристик прослойки предпринимателей.Экономическими основами предпринимательства являются наличие частных, коллективных и государственных владельцев. Это способствует свободе предпринимательской деятельности, самостоятельности и возможности на свой страх и риск принимать решения о прибыли и продукции.
Политическими предпосылками считаются гарантии субъектам предпринимательства относительно их статутного капитала. Именно государственная власть считается гарантом успешного предпринимательства, ибо она должна создать условия через налоговую, кредитную и таможенную структуры благоприятный политический климат.
Психологическими условиями являются создание позитивного общественного мнения относительно предпринимательства (бизнеса) [7].
Основными принципами предпринимательской деятельности являются:
1) Возможность свободного выбора любого вида деятельности;
2) Привлечение средств физических и юридических лиц;
3) Ценообразование в соответствии с законодательством;
4) Возможность самостоятельно сформировать программу предпринимательской деятельности;
5) Наем работников по собственному усмотрению предпринимателя;
6) Свободное распоряжение прибылью, которая остается после налогообложения и штрафов;
7) Возможность выхода на внешнеэкономический рынок.
Объект предпринимательства — совокупность определенных видов экономической деятельности, в пределах которой предприниматель стремится максимизировать прибыль путем наиболее рациональной комбинации ресурсов.
Для стран с рыночной экономикой существует ряд условий для развития предпринимательства:
1. Стабильность государственной экономической и социальной политики, которые дают предпринимателям уверенность в завтрашнем дне;
2. Позитивное гражданское мнение, или же отношение людей к предпринимательству как к одному из престижных занятий в обществе, терпимость к предпринимательским неудачам;
3. Льготный налоговый режим, который стимулирует открытие новых предприятий и расширение существующих;
4. Развитая инфраструктура предпринимательства,
5. Эффективная система защиты интеллектуальной собственности.
Таким образом, предпринимательство – это, прежде всего, интеллектуальная деятельность энергичного и инициативного человека, который владеет некоторыми коммерческими ценностями и использует их для организации бизнеса и управления им [5].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы