Курсовая теория на тему Понятия и виды законов
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Понятие закона, его свойства и значение в жизни общества 6
2. Виды законов по юридической силе 21
Заключение 24
Библиографический список источников права и литературы 26
Приложение 28
Введение:
Актуальность темы.
Одна из наиболее популярных тем, обсуждаемых в печати, Интернете и в научной юридической литературе, – это тема российского законотворчества, современное состояние которого все чаще и вполне обоснованно определяют как кризисное. Среди факторов, обусловливающих такую характеристику, – чрезвычайно высокий показатель издания новых законов. Так, за шестой созыв Госдумы (2012–2016 гг.) рассмотрено 4830 законопроектов и принято 2200 законов, из них новых – 2199 ; в седьмом созыве в период с октября 2016 г. по май 2019 г. рассмотрено 3313 законопроектов и принято 1132 закона, из них новых – 1131 .
Для сравнения представляют интерес цифры, характеризующие динамику законодательного процесса в СССР. Так, в период 1970 – 1974 гг. Верховный Совет СССР принял 43 закона, с декабря 1937 г. по июль 1975 г. состоялось 62 сессии Верховного Совета СССР, на которых принято 705 актов, в том числе об утверждении указов – 375; в течение 1976 – 1980 гг. принято 42 закона и 24 закона об утверждении указов .
Безусловно, нужно принимать во внимание разность социально-экономических, политических и иных условий, в которых осуществлялось законотворчество в СССР и в современной России, однако при этом нельзя не обращать внимания на то, что и территориально, и по количеству населения, и по объему экономики сравнение не в пользу РФ.
Специалисты отмечают, что тенденция роста количества законодательных актов прослеживается на протяжении всего современного периода развития российского законодательства, причем такая тенденция «приводит к различным негативным качественным изменениям, к снижению уровня законодательной культуры, проблемам юридической техники, качества и эффективности законов, обеспечения их верховенства, доктринальной обеспеченности практической законопроектной деятельности».
Чрезмерная интенсивность законотворчества, приводящая к появлению значительного количества законов, за которыми «трудно уследить», провоцирует крайне неодобрительное отношение к ним населения и представителей юридического сообщества, отразившееся в ставших широко употребляемыми образах «законодательного конвейера», «бешеного принтера», «законореи», «законодательного брака» и др. Законодательный «вал», по мнению экспертов, угрожает правовым нигилизмом и «минусом» для экономики и судов. Его результат в виде чрезмерного количества законов приводит к тому, «что пользоваться ими становится очень сложно, а то и невозможно. Их все не знает не только бизнес, но и юристы». Он вызывает проблемы не только в контексте правоприменения, но и потому, что на общем фоне становятся незаметными вновь принимаемые действительно необходимые обществу правовые нормы.
Заключение:
В заключение данной курсовой работы сделаем краткие выводы.
Закон — это нормативный правовой акт, принятый представительным законодательным органом власти в особом порядке, регулирующий наиболее важные общественные отношения и обладающей высшей юридической силой. В свою очередь, возникает вполне логичный вопрос: что же такое нормативный правовой акт? Нормативный правовой акт – акт правотворческих органов государства, который содержит нормы права, принимается в особом порядке, в конкретной письменной форме и состоит в отношениях соподчиненности с другими актами. Необходимо отметить, что закон имеет ряд принципиальных отличий от нормативного правового акта.
1. Закон, следуя из определения, обладает высшей юридической силой, в силу этого он занимает ведущее место в системе законодательства и никакие другие акты не могут вступать с ним в противоречие;
2. Закон регулирует общественные отношения первично, то есть для которых впервые устанавливаются правовые рамки, например, земельные отношения;
3. Закон действует прямо и непосредственно;
4. Закон должен исполняться, а для того, чтобы это осуществилось, он обладает большими финансовыми и материальными ресурсами;
5. Закон эффективно обеспечивается. Государство устанавливает общий надзор прокуратуры за соблюдением законности.
6. По сравнению с другими актами, к закону в стадии его подготовки, а в дальнейшем и обсуждения предъявляются более строгие требования.
Перечислим основные признаки закона:
1. Принимается представительными органами или населением.
2. Регулирует наиболее важные общественные отношения, к примеру, порядок образования и деятельности органов государства, права, свободы и обязанности человека и гражданина и т.д.
3. Первостепенно в сравнении с другими НПА.
4. Обладает высшей юридической силой.
5. Имеет строго выверенную процедуру создания, которая закреплена в законодательстве.
Рассматривая российскую правовую систему в настоящее время, выделяют следующие виды законов:
1. Первостепенное значение по своей юридической силе, конечно же, принадлежит основному закону нашей страны – Конституции РФ. Никакие другие акты в нашей стране не могут противоречить ей.
2. Федеральные конституционные законы (ФКЗ).
3. Закон о поправке к Конституции РФ.
4. Самая распространенная форма закона — Кодексы.
5. Законы о ратификации и денонсации международных договоров.
6. Модельные законы (появились после создания СНГ).
7. Делегированное законодательство.
8. Законы, принимаемые путем референдума.
В зависимости от срока действия все законы делятся на постоянные, временные, чрезвычайные.
В зависимости от адресатов те законы, которые действуют в отношении всех граждан, называются общими, а те, которые касаются отдельных социальных групп или классов, называются специальными.
Фрагмент текста работы:
. Понятие закона, его свойства и значение в жизни общества
Закон — это нормативный правовой акт, принятый представительным законодательным органом власти в особом порядке, регулирующий наиболее важные общественные отношения и обладающей высшей юридической силой .
В свою очередь, возникает вполне логичный вопрос: что же такое нормативный правовой акт? Нормативный правовой акт – акт правотворческих органов государства, который содержит нормы права, принимается в особом порядке, в конкретной письменной форме и состоит в отношениях соподчиненности с другими актами.
Преобладающий в науке и законодательстве позитивистский подход связывает систему правового регулирования, прежде всего, с системой общеобязательных и формально-определенных норм, которые выражают управленческие решения государства, издаются, санкционируются и охраняются государством и являются властным регулятором общественных отношений. Действительно, данный правовой инструмент является мощным правовым средством, который при наличии необходимых юридических фактов оказывает серьезное воздействие на общественные отношения.
В литературе неоднократно подчеркивалось, что такой узкий подход существенно деформирует систему правового регулирования, так как на общественные отношения большое влияние оказывают и судебные решения, и практическая деятельность органов исполнительной власти, и правовая культура, нормы морали и т. д.
Вместе с тем значимое и ощутимое влияние позитивизма на систему отечественного правового регулирования не привело к должному развитию в законодательстве таких базовых и основных понятий, как правовая норма, нормативно-правовой акт, нормативность, нормативные свойства и т. д.
Многие наиболее важные проблемы остаются до сих пор не решенными. Например, законодательно четко не установлены виды правовых актов федеральных органов исполнительной власти, порядок их соотношения между собой, особенности их юридической силы, процессуальные особенности их издания.
До последнего времени проблеме определения понятия нормативного правового акта как законодателями, правоприменителями, так и представителями судебной ветви власти не уделялось должного внимания. Неоднократные попытки разработки проектов федерального закона «О нормативных правовых актах» терпели неудачи. Анализ действующего законодательства субъектов РФ свидетельствует, что более 65 субъектов РФ приняли региональные законы, регулирующие виды и порядок издания правовых актов органов государственной власти.
Несмотря на то что в судах на протяжении продолжительного времени сложилась обширная практика оспаривания нормативных правовых актов, полноценного и универсального определения понятия нормативного правового акта так и не дано.
Первоначально Пленумом Верховного Суда «под нормативным правовым актом понимался изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом» . Однако впоследствии данное определение утратило силу, а данные признаки нашли отражение в другом постановлении Пленума Верховного Суда . В нем были указаны лишь существенные признаки, характеризующие нормативный правовой акт. К ним были отнесены следующие признаки: издание акта в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.