Курсовая теория на тему Понятие, виды и субъекты конкуренции
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1.Конкуренция как «невидимая рука» рынка 5
1.1. Суть и содержание конкуренции 5
1.2. Трактовка и функции конкуренции 9
2. Виды конкуренции 12
2.1. Добросовестная и не добросовестная конкуренция 12
2.2. Конкурентоспособность на товарных рынках 16
Заключение 23
Библиографический список 25
Введение:
Актуальность темы. Существующее законодательство Российской Федерации предоставляет экономическим субъектам хозяйствования больше прав и свобод. Вместе с тем, многие предприятия не смогли эффективно использовать имеющиеся у них средства и наладить прибыльную для себя деятельность из-за отсутствия качественной, конкурентоспособной продукции (услуг) и отсутствие стратегического мышления. Этот вопрос является сегодня одним из самых сложных.
Опыт последних лет показал, что не все отечественные предприятия пригодны к ведению эффективной конкурентной борьбы. Даже наличие конкурентоспособной продукции (услуг) не позволяет многим из них реализовать эти преимущества вследствие отсутствия практики использования всего комплекса мероприятий.
В такой ситуации для каждого предприятия становится необходимым анализ конкурентоспособности и разработка действенных средств по ее повышению.
В настоящее время современная экономика развилась до таких масштабов, представив, которые лет 10 назад показалось бы фантастикой. Изобретаются новые технологии (сенсорные телефоны), способы расчета за покупку в магазине и т.д. Все это сделано для того, чтоб максимально удовлетворить потребности потребителя и извлечь дополнительную прибыль. Данное развитие экономики было бы невозможно без такого процесса, как конкуренция. Конкуренция существует везде: как среди покупателей (борьба за наиболее выгодные условия приобретения), так и среди продавцов (борьба за покупателя). Основные виды конкуренции известны всем: это неценовая и ценовая конкуренция.
Проблема конкуренции — сложная и многоплановая. Наиболее существенный вклад в ее развитие внесли американские и западноевропейские центры, в том числе научно-исследовательские группы М. Портера, И. Ансоффа (США), А. Гутмана (Канада), Дж. Данинга (Великобритания). И хотя труды А. Богданова, В. Глушкова, Д. Гвишиани, В. Афанасьева, Г. Джавадова, Г. Попова.
Целью работы является теоретическое обоснование конкуренции, ее сущности, видов и методов.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Охарактеризовать суть и содержание конкуренции;
Проанализировать трактовку и функции конкуренции;
Рассмотреть добросовестную и не добросовестную конкуренцию;
Описать поведение фирмы в условиях совершенной и несовершенной конкуренции;
Описать конкурентоспособность на товарных рынках.
Курсовая работа состоит из введения, где обосновывается актуальность темы, ставятся цели, задачи, которые раскрыть в ходе исследования. Двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Итак, подводя итоги курсовой работы, мы определи, что конкуренция — состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Проблема конкурентоспособности имеет в современном мире универсальный характер. От того, насколько успешно она решается, зависит уровень экономической и социальной жизни в любой стране.
Можно выделить несколько уровней конкурентоспособности: конкурентоспособность страны; конкурентоспособность отрасли; конкурентоспособность группы предприятий, входящих в ассоциацию или объединения; конкурентоспособность предприятия; конкурентоспособность отдельных направлений деятельности предприятия; конкурентоспособность конкретной продукции или услуги.
Переход Российской Федерации к рыночной экономике, обострение конкуренции на внутреннем рынке, выход многих субъектов предпринимательской деятельности на внешние рынки заставляет производителей новых услуг по-новому взглянуть на проблему конкурентоспособности.
Ключевые факторы успеха формируют конкурентоспособность объекта исследования (товара, производства, фирмы, отрасли, страны).
Чаще всего конкуренция рассматривается в двух аспектах:
1. конкурентоспособность товара есть степень соответствия на определенный момент требованиям целевых групп потребителей или избранного рынка за важнейшими характеристиками: техническими, экономическими, экологическими и т.д.
2. конкурентоспособность фирмы — это уровень ее компетенции относительно других фирм-конкурентов в накоплении и использовании производственного потенциала.
Эти два аспекта тесно связаны между собой, поскольку конкурентоспособные товары — это результат функционирования конкурентоспособной фирмы, способной их изготовить и обеспечить необходимый уровень потребления у заказчиков.
Фрагмент текста работы:
Конкуренция как «невидимая рука» рынка
1.1. Суть и содержание конкуренции
В российской экономике происходит становление конкурентной среды, которая требует от отечественных предприятий поиска новых форм и методов ведения конкурентной борьбы, реализация которых в комплексе определяет высокие требования к конкурентоспособности, достижения устойчивых конкурентных преимуществ предприятия. Важным условием решения сложных проблем конкурентного соперничества является использование концепции стратегического планирования, позволяет формировать сложные адаптивные механизмы приспособления предприятия к нестабильной внешней среды.
По мнению М. Портера конкурентоспособность является отражением относительного уровня эффективности использования всех видов имеющихся у этого предприятия производственных ресурсов. Конкурентоспособность является сравнительной характеристикой предприятия, отражает разницу между уровнем эффективности использования на нем всех видов ресурсов по сравнению с аналогичными показателями других предприятий определенной однородной группы.
Карлофф Б. определяет конкурентоспособность как способность обеспечить лучшее предложение по сравнению с конкурирующим предприятием.
Конкурентоспособность является отдельной системной категорией, отражающей степень реализации целей предприятия в процессе его взаимодействия с факторами внешнего окружения. Конкурентоспособность — это важный системный признак определенного объекта, которая характеризуется степенью реального или потенциального удовлетворения ими существующей конкурентной потребности (назначение объекта) по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке (в определенной сфере человеческой деятельности). В зависимости от объекта оценки предлагается различать конкурентоспособность продукции (товара или услуги), конкурентоспособность предприятия, конкурентоспособность отрасли и конкурентоспособность национальной экономики.
Таким образом, конкурентоспособность составляет обобщающий итоговый показатель устойчивой работы, который впитывает в себя результаты деятельности самых разных производственных, вспомогательных и управленческих подразделений, подсистем и привлеченных ресурсов.
Конкурентоспособность является отражением сравнительных преимуществ в отношении других предприятий данной отрасли внутри страны и за ее пределами. Под конкурентоспособностью понимается сравнительные преимущества предприятия по отношению к другим предприятиям данной отрасли, как национальной экономики, так и мирового рынка. Анализ экономических источников позволяет утверждать, что конкурентоспособность является отражением наличия у предприятия относительных преимуществ перед другими участниками рынка (конкурентов) в сферах, связанных с ключевыми факторами конкуренции или обуславливающих объективные возможности этого предприятия и его конкурентов по достижению определенных однородных целей.
Поскольку конкурентные преимущества является основой обеспечения конкурентоспособности предприятия, целесообразно проанализировать существующие в современной экономической литературе дефиниции категории «конкурентные преимущества».