Курсовая теория на тему Понятие «творческий потенциал» обучающихся системы профессионального хореографического образования
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1. Анализ исследования проблемы развития творческих
способностей в процессе хореографического образования. 5
2. Потенциал хореографического искусства в формировании
творческих способностей будущих учителей хореографии. 8
3. Профессионально-творческая подготовка
студента-хореографа. 12
4. Использование творческих задач в процессе формирования
творческого потенциала будущего хореографа. 16
Заключение. 24
Список использованной литературы.. 26
Введение:
Для педагогического обеспечения приоритетных направлений и
решения задач образования значимой является профессиональная деятельность
учителя хореографии, призванного сформировать эстетическое отношение к
искусству танца, необходимое для выражения своей самоидентификации в мире.
Содержание и характер решения образовательно-воспитательных
задач предполагает выявление учителями хореографии индивидуальных творческих
способностей учащихся, формирование у них умения общаться с помощью
танцевальных движений.
В процессе обучения хореографии формируются и развиваются
специальные хореографические способности, эстетический вкус, обогащается
духовная культура, эмоциональный опыт личности.
Именно поэтому перед высшей педагогической школой
поставленные задачи целенаправленного развития индивидуальных творческих
способностей и возможностей будущих учителей хореографии, формирование
творческого потенциала относительно дальнейшей творческой самореализации в
сфере искусства.
Изучение состояния образовательной хореографически-педагогической
практики свидетельствует, что сегодня в профессиональном становлении будущих
учителей хореографии задачи развития творческой индивидуальности рассматриваются
как приоритетные, что предполагает тесную взаимосвязь фундаментализации, гуманизации,
профессионализации с целью формирования инновационных подходов к организации
работы в учреждениях высшего образования.
Взаимообусловленность личностного, творческого и
профессионального становления имеет принципиальное значение, поскольку собственная
личность будущего педагога-хореографа выступает в роли инструмента его
хореографически-творческой деятельности, обеспечивает готовность к достижению
социальной, личной и деятельностной зрелости на основе собственной творческой
активности, самосовершенствования и самоактуализации.
Одним из основных факторов развития творческого потенциала
есть осознание собственных способностей и возможностей их развития в творческой
деятельности, в частности в искусстве.
Современная система высшего художественного образования
богата на различные формы становления творческого потенциала. И эффективно, по
нашему мнению, предоставляет возможности развития творческих задатков — хореографическое
искусство.
Раскрытию содержания понятия «творческий потенциал личности»
уделено внимание в работах современных ученых — В. И. Андреева, А. С. Майданова
и др. Ряд исследований содержится в работах И. Ю. Белохвостиковой, И. Д.
Ковалевой, А. А. Якубы, в которых исследуются вопросы сущности человеческой
активности в творческом процессе, социально-психологические основы творчества.
Объект – пути развития творческих способностей.
Предмет — понятие «творческий потенциал» обучающихся системы профессионального
хореографического образования.
Цель — на основе научных трудов, используя аналитический и
синтезирующий методы исследования, проанализировать теоретические аспекты
проблемы развития творческих способностей и выделить структурные компоненты
творческих способностей будущих учителей хореографии.
Обозначенная цель работы ставит перед нами необходимость
решения следующих задач:
1. раскрыть содержание понятий «творческий
потенциал» в современной психологии и педагогике;
2. проанализировать роль
хореографического искусства в творческом развитии личности;
3. определить методы развития творческого
потенциала в системе хореографического образования.
Заключение:
Итак, на основании проанализированных исследований можно
сделать вывод, что способности — это устойчивые индивидуально-психологические
свойства личности, которые являются необходимым внутренним условием ее успешной
деятельности.
Они опираются на биологически обусловленные задатки,
которые могут проявиться в сенсорной (слух, зрение и т.д.), физической
(моторика) деятельности человека, интеллекте и общении.
Проведенный анализ научных источников позволяет определить
творческие способности будущих учителей хореографии как один из видов
специальных способностей, которые связаны с успехами индивида в области
хореографии.
Структурными компонентами творческих способностей будущих
учителей хореографии выступают задатки, общие способности и собственно
хореографические способности, определяющие успешность профессиональной
деятельности.
В то же время, эта структура включает личностные
характеристики индивида и его отношение к хореографическому искусству.
Хореографическое искусство является одним из видов
художественно-творческой деятельности, что создает благоприятные условия для
совершенствования творческого воображения, фантазии.
Развитие творческих возможностей с помощью
хореографического искусства возможно только при условии упорной и
систематической работы в течение определенного периода.
Именно такая работа помогает преодолеть излишнюю
застенчивость, приучает к взаимопомощи, дисциплинированности.
Хореографическое искусство является одним из наиболее
действенных факторов развития творческого потенциала.
Танец раскрывает творческую личность как волевую,
инициативную, самостоятельную, целенаправленную, эрудированную,
коммуникативную, работоспособную, творческую.
Важное место в системе педагогического хореографического
образования отводится обучению студентов основам педагогической деятельности,
которая происходит в трех направлениях:
1) теоретическая подготовка в рамках дисциплин
психолого-педагогического и хореографического цикла;
2) методическая подготовка во время практических занятий в
танцевальных аудиториях;
3) педагогическая деятельность во время прохождения
практик.
Творчество в педагогической деятельности проявляется в
умении студентов выбирать формы и методы педагогической работы в соответствии с
различными профессиональными ситуациями, проектировать планы работы,
разрабатывать конспекты хореографических занятий и сценарии воспитательных
мероприятий, организовывать и проводить различные формы учебно-воспитательного
процесса.
Следует сделать вывод, что систематическое выполнение
различных творческих задач на занятиях способствует успешной активизации
творческих проявлений студентов. Считаем целесообразным использовать творческие
задания коллективного, парного или индивидуального характера с целью
планомерного и эффективного формирования творческого потенциала будущего
учителя хореографии.
Фрагмент текста работы:
1. Анализ
исследования проблемы развития творческих способностей в процессе
хореографического образования Творческие способности танцовщика — предмет
специализированной области психологии — психологии художественного творчества,
которая должна изучать общие закономерности хореографической деятельности,
особенности хореографического мышления, психологические механизмы создания и
восприятия танцевального образа, психические состояния в процессе творчества,
личность танцовщика и его способности.
Как показывает изучение и анализ научных трудов, в
психолого-педагогической науке проблема развития творческих способностей
исследуется с разных позиций и разрабатывается в различных аспектах. Не имея
возможности охватить ее в целом, каждый из исследователей выделяет для изучения
лишь определенный аспект.
В результате такого аналитического подхода ни в психологии,
ни в педагогике на сегодня не существует общепринятого определения понятия «творческий
потенциал». Каждый из исследователей часто дает собственное определение этого
понятия и его структуры, которое, по сути, является правильным и, вместе с тем,
неполным [12].
С точки зрения исследователей, творческий потенциал
включает в себя все возможности личности — мышление, волю, память, убеждения,
воображение, оригинальность, инициативность, высокую самоорганизованность и
работоспособность.
Характеризуя творческий потенциал, мы выделяем наличие
природных задатков к творчеству и необходимость их развития в условиях
жизнедеятельности.
Поэтому всесторонняя теоретическая разработка вопросов
формирования творческой личности приобретает особую остроту, поскольку именно
развитость творческого потенциала создает условия для творческой
производительности во всех сферах жизнедеятельности общества.