Курсовая теория на тему Понятие товарного рынка. Границы товарного рынка
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Теоретические основы товарного рынка 4
1.1. Сущность понятия «Рынок» 4
1.2. Понятие товарного рынка 8
2. Границы товарного рынка 17
2.1. Структура товарного рынка 17
2.2. Анализ границ рынка сотовой связи 18
2.3 Особенности законодательного регулирования антимонопольной деятельности в РФ 26
Заключение 30
Список использованной литературы 32
Введение:
В настоящее время одной из ключевых задач развития экономики России, антимонопольного регулирования деятельности хозяйствующих субъектов становится демонополизация и всемерное содействие развитию конкурентной среды, как на отдельных товарных рынках, так и в масштабах региональных экономик. Известно, что в условиях переходного периода формирование конкурентной среды подвержено сложному взаимодействию экономических, социальных и политических факторов, действующих подчас в прямо противоположных направлениях на федеральном и региональном уровнях.
Предпринимательская деятельность является эффективной, когда производимый фирмой товар или оказываемая ею услуга находит спрос на товарном рынке, а удовлетворение определенных потребностей покупателей благодаря приобретению данного товара или услуги приносит прибыль. Для того чтобы производимый товар или оказываемая услуга были всегда конкурентоспособными и имели спрос, необходимо осуществлять множество предпринимательских решений. Такие решения касаются, как правило, четырех направлений: товарной политики, ценовой политики, распределительной и сбытовой политики, коммуникативной политики.
Цель настоящей работы является рассмотрение товарного рынка. Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:
— изучить понятие рынка;
— рассмотреть товарных рынков на современном этапе
Объектом исследования является товарный рынок.
Предметом исследования является экономическая ситуация в России.
Теоретической и методологической основой для данной работы послужили научные труды ученых-экономистов, учебники, учебные пособия отечественных авторов, периодическая литература по исследуемой проблеме.
Методы исследования монографический, экономико-статистический, метод сравнения.
Структура работы. Курсовая работа состоит из двух глав, введения, основной, заключения, списка литературы
Заключение:
По результатам исследования сделаем основные выводы:
Рынок представляет сферу обмена (обращения), в которой осуществляется связь между агентами общественного производства в форме купли-продажи, т.е. связь производителей и потребителей, производства и потребления.
Различают четыре типа рыночных структур: монополия, олигополия, чистая (совершенная) конкуренция, монополистическая конкуренция.
В реальной жизни не существует чистой (совершенной) или только «чистой» монополии при несовершенной конкуренции. Совершенная конкуренция и «чистая» абсолютная монополия это две полярные рыночные ситуации.
Россия располагает рядом конкурентных преимуществ в международном масштабе, составляющих неиспользованный пока резерв экономического роста. К ним относятся богатейшие природные ресурсы, значительный интеллектуальный потенциал и др. Неэффективное и расточительное обращение с интеллектуальным потенциалом нации является одной из причин низкой экономической эффективности. Усиление роли государства в области более эффективного воспроизводства и использования человеческого потенциала предполагает решение ряда задач в социальной сфере.
В зависимости от степени формирования стратегии конкурентных преимуществ, на разных этапах развития рынка, операторами мобильной связи использовались следующие методы ведения конкурентного соперничества: На этапе выхода на рынок сотовой связи, компании стремились к увеличению числа абонентов, и для этого было необходимо разрастание охвата, выход на новые региональные рынки (расширение зоны покрытия). На этапе развития рынка происходит механическое наращивание абонентской базы, посредством ценовой конкуренции: применения программ лояльности и дифференциации системы тарифных планов. Привлечение абонентов происходит путём снижения стоимости за услуги связи и Интернета. Следующий этап предполагает рост рынка сотовой связи, и основными конкурентными преимуществами становятся сервисное обслуживание и качество предоставляемых услуг, деловая репутация и степень лояльности покупателей к торговой марке, а также инновационные технологии. На современном этапе рынок телекоммуникационных услуг уже насыщен, как самими услугами сотовой связи, так и количеством абонентов (по количеству SIM карт) превышающих в несколько раз численность страны [4, с. 189]. В настоящее время определяющее значение успешного развития компании оператора сотовой связи зависит от инновационной и информационной деятельности и дифференциации ассортимента дополнительных услуг.
Таким образом, при решении поставленных в начале работы задач была достигнута цель исследования, т.е были рассмотрены типы рыночных структур.
Фрагмент текста работы:
1. Теоретические основы товарного рынка
1.1. Сущность понятия «Рынок»
Рынок представляет сферу обмена (обращения), в которой осуществляется связь между агентами общественного производства в форме купли-продажи, т.е. связь производителей и потребителей, производства и потребления. Рынок представляет собой организованную структуру, в которую входят продавцы и покупатели, производители товаров (услуг) и их потребители. Их взаимодействие приводит к установлению рыночных цен.
Рыночная экономика – это экономика, в рамках которой большая часть экономической деятельности по производству, распределению товаров (услуг) и их обмену осуществляется частными лицами или корпоративными организациями, которые подчиняются диктату спроса и предложения. При этом государственное вмешательство во все сферы экономики сводится к минимуму. Именно так выделяет экономический аспект понятия «рынок» веберовская социология. Сам же М. Вебер считал развитие рыночной экономики основой роста индустриального капитализма, который является классической формой капитализма, наиболее рельефно проявившегося в XIX веке в Великобритании и США. В его работе «Протестантская этика и дух капитализма» (1905 г.) обосновывалась идея, что светская культура капиталистического общества берет свое начало в аскетизме протестантской реформации. Протестантизм противопоставлял автономию и независимость индивида зависимости от церкви и духовенства. Индивидуальная вера в Христа как спасителя человечества от греха является основным элементом протестантской доктрины. Только самоконтроль, кропотливый труд, служение общине способны привести к собственному спасению. Поэтому протестантизм обусловил значительную часть культурного содержания раннего капитализма – индивидуализм, достижительную мотивацию, враждебность к унаследованному богатству и роскоши, легитимацию предпринимательского призвания, неприятие магии и суеверия, преданность организации и расчету в личной и общественной жизни [2, с. 247].
Следует подчеркнуть, что протестантизм стал элементом рационализации западного общества, что нашло отражение в теории рационального выбора. Суть ее состоит в том, что социальным деятелям свойственно стремление к достижению определенных целей. Однако, стремясь к цели, действуя рационально, индивиды осуществляют выбор из ряда альтернатив оптимальным образом, то есть максимизируют выгоды, а затраты сокращают до минимума.
Зарождение рыночных отношений берет свое начало с середины XVII столетия с распространения такого направления в философии как классический либерализм, который подвергал критике на политическом уровне господствующий в то время в Европе абсолютизм, а на экономическом уровне пропагандировал идею экономической свободы и рыночной координации (рыночного механизма).
В финансовой теории выделяют два основополагающих типа экономического роста: интенсивный и экстенсивный экономический рост.
Интенсивный экономический рост ориентирован на приумножение эффективности технологического процесса и повышение отдачи все факторов, предполагаемых в производственном цикле, несмотря на то, что величины применяемого капитала и используемого труда могут оставаться стабильными, постоянными и осуществлять интенсивный экономический рост.
Экстенсивный экономический рост ориентирован на приумножение общественного продукта благодаря числовому росту производственных факторов, связанных с вовлечением в производственные процессы дополнительного капитала, человеческих ресурсов, земельных участков. При этом изменений базы технологий производственного цикла не наблюдается.
Тренд в национальной экономике может принимать две основополагающих формы, описывающие виды экономического роста: