Курсовая теория Юриспруденция Гражданское право

Курсовая теория на тему Понятие сделки с одобрением и ее юридические особенности

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Общие положения о крупных сделках и сделках с заинтересованностью 5
1.1 История правового регулирования крупных сделок и сделок с заинтересованностью в российском законодательстве 5
1.2 Понятие и особенности сделок с заинтересованностью 12
Глава 2. Порядок заключения крупных сделок и сделок с заинтересованностью 19
2.1. Законодательные требования к порядку заключения крупных сделок 19
2.2 Порядок совершения сделки, в совершении которой имеется заинтересованность 23
Заключение 31
Библиографический список 34

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. Развитие рыночных отношений в Российской Федерации и провозглашенные Конституцией РФ принципы свободы предпринимательской деятельности и многообразия форм собственности позволяют участникам гражданского оборота, в частности, юридическим лицам, свободно осуществлять предпринимательскую деятельность. Основными субъектами предпринимательской деятельности являются хозяйственные общества как коммерческие организации, цель которых заключается в получении прибыли. Исходя из этого правовое регулирование крупных сделок и сделок с заинтересованностью в хозяйственных обществах, называемых в практике экстраординарными, является неотъемлемой частью российского гражданского и корпоративного права, поскольку данное регулирование направлено на поиск баланса интересов как между участниками самого общества, так и между участниками и контрагентами, а также защиту корпоративных прав участников хозяйственных обществ и стабильность гражданского оборота в целом.
Несмотря на стремительное развитие и постоянное совершенствование законодательства об экстраординарных сделках, как показывает судебная практика, оспаривание данных сделок и признание их недействительными сегодня достаточно распространенная категория споров. В связи с этим анализ правового регулирования крупных сделок и сделок с заинтересованностью, выявление пробелов, коллизий и проблем в законодательстве о хозяйственных обществах, а также поиск путей их решения представляется актуальным на сегодняшний день.
Степень разработанности темы. Теоретические и практические аспекты правового регулирования крупных сделок и сделок с заинтересованностью рассматривали в своих трудах следующие авторы: А.В. Габов, Р.Р. Галеев, Д.В. Гарифулин, А.В. Егоров, А.А. Маковская, К.П. Победоносцев, М.С. Сохачева, В.С. Цыденова, И.С. Шиткина.
Объект исследования. Объектом исследования являются сделки с одобрением и ее юридические особенности.
Предмет исследования. Предмет исследования составляют особенности сделок с одобрением и ее юридические особенности.
Цель исследования. Цель исследования состоит в изучении теоретических аспектов правовых норм, регулирующих сделки с одобрением и ее юридические особенности.
Задачи исследования. Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
1. Исследовать историю правового регулирования крупных сделок и сделок с заинтересованностью в российском законодательстве;
2. Охарактеризовать крупные сделки в российском гражданском праве;
3. Дать понятие и определить особенности сделок, в отношении которых имеется заинтересованность;
4. Изучить законодательные требования к порядку заключения крупных сделок;
5. Раскрыть порядок заключения сделок, в отношении которых имеется заинтересованность.
Методы исследования. В процессе написания выпускной квалификационной работы использованы следующие методы исследования: анализ, системный анализ, сравнительно-правовой метод, историко-правовой метод, метод теоретико-правового прогнозирования.
Структура работы. Работы содержит введение, две главы, четыре параграфа, заключение, библиографический список.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

На основе проделанной работы можно сделать следующие выводы:
Институты экстраординарных сделок в российском законодательстве прошли длинный путь. С середины XIX века до начала революции 1917 года законодательное регулирование данных сделок находилось в постоянном развитии и совершенствовании. В силу смены экономической и политической системы государствам советское законодательство отказалось от регулирования таких сделок, а впоследствии и к исключению институтов экстраординарных сделок как таковых.
Возвращение частных коммерческих структур в 1990 году стало поводом к развитию гражданского и корпоративного законодательства, в частности, о крупных сделках и сделках с заинтересованностью. Однако, реанимация частных предприятий, к сожалению, не внесла нововведений в регулирование данных сделок и в привычном нам виде акционерные общества и экстраординарные сделки появились только с принятием законов о хозяйственных обществах, действующих по сей день.
Законы о хозяйственных обществах детально регламентируют понятие признаки крупной сделки. Однако, несмотря на это, в некоторых случаях имеется неопределенность при отнесении сделки к крупной. Это касается вопроса о признаках взаимосвязанности сделок, перечень которых остается открытым. На основании этого предлагается закрепить закрытый перечень признаков взаимосвязанности сделок во избежание различного толкования взаимосвязанности судами и проблем при квалификации крупных сделок и признании их недействительными. Для этого следует убрать из положения о признаках взаимосвязанности фразы «помимо всего прочего», которая позволяет слишком расширительно толковать понятие взаимосвязанности и ее признаки.
Законодатель, определяя контролирующее и подконтрольное лица, руководствуется формализованным подходом к их определению.

Тем самым исключается возможность учета фактического контроля в качестве основания установления подконтрольности. Такая позиция может повлечь за собой проблемы в квалификации сделок с заинтересованностью, как это произошло в результате формального определения аффилированности. Исходя из этого, с целью повышения эффективности законодательства о крупных сделках и сделках с заинтересованностью, предлагается закрепить в законах о хозяйственных обществах понятие фактического контроля с целью исключения формального подхода к применению законодательства и достижения единообразия судебной практики. Кроме того, предлагается вести определение фактического контроля, которое будет звучать следующим образом: фактический (корпоративный) контроль – возможность физического или юридического лица определять действия и решения, принимаемые юридическим лицом, осуществляемая на основании формально не закрепленных отношений.
Вектор законодателя в вопросе регулирования сделок с заинтересованностью направлен на расширение перечня оснований, исключающих распространение правового режима, установленного для сделок с заинтересованностью, что является что положительно влияет на хозяйственную деятельность обществ, облегчая ее договорную сферу.
Установление согласия либо последующего одобрения крупных сделок является целесообразным методом правового регулирования таких сделок по причине того, что процедура согласования и одобрения крупных сделок позволяет сохранить стабильность предпринимательской деятельности хозяйственного общества и защитить права его участников. Правовое регулирование порядка совершения сделок с заинтересованностью отличается большей лояльностью, как уже было указано выше. Это связано с направленностью на упрощение процедуры согласования несущественных по цене и значимости сделок и повышение оперативности хозяйственной деятельности общества, что является положительной стороной законодательного регулирования экстраординарных сделок.
Возможность признания оспоримых крупных сделок и сделок с заинтересованностью недействительными и применения последствий их недействительности признается одним из самых значимых способов защиты корпоративных прав участников хозяйственных обществ. Путем реализации данного способа, участник общества имеет возможность восстановления своих нарушенных прав и законных интересов.
Правовое регулирования крупных сделок и сделок с заинтересованностью и судебная практика направлены на обеспечение стабильности совершаемых хозяйственными обществами экстраординарных сделок и защиты прав участников обществ. Суды все больше отходят от формальных подходов к анализу дел о признании крупных сделок и сделок с заинтересованностью недействительными и удовлетворении исков об оспаривании данных сделок. Такие векторы развития гражданского и корпоративного законодательства и его применения на практике являются большим плюсом для функционирования хозяйственных обществ и обеспечения стабильности гражданского оборота в целом.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Общие положения о крупных сделках и сделках с заинтересованностью

1.1 История правового регулирования крупных сделок и сделок с заинтересованностью в российском законодательстве

Правовое регулирование крупных сделок и сделок с заинтересованностью является относительно новым в российском корпоративном законодательстве. Однако, институт сделок, выходящих за пределы обычной хозяйственной деятельности, напоминающий современные экстраординарные сделки, существовал еще в дореволюционном законодательстве, несмотря на отсутствие самих понятий «крупные сделки» и «сделки, в отношении которых имеется заинтересованность». В XIX веке хозяйственное общество как организационно-правовая форма существовало в виде акционерных компаний (товариществ). Необходимость законодательного регулирования экстраординарных сделок таких товариществ была обусловлена частыми случаями злоупотребления их участниками своим положением и заключением нецелесообразных сделок в связи с отсутствием четкой правовой регламентации договорной деятельности компаний.
Первые упоминания об экстраординарных сделках уходят корнями еще в Свод законов Российской Империи 1832 года (далее – Свод законов), который впоследствии содержал положение «Об акционерных компаниях» 1836 года (далее – Положение). Еще в данных правовых актах раскрывается понятие злоупотребления полномочиями руководящими лицами и исполнительными органами, следствием чего являлось нарушение деятельности товарищества и интересов иных участников. Злоупотребления выражались в следующих формах:
1) Превышение размера издержек главами обществ и осуществление ими иных неразумных для общества сделок вследствие отсутствия контроля со стороны акционеров;
2) Фиктивная продажа акций перед собранием с целью получения дополнительного количества голосов для подавления оппозиции;
3) Занятие руководящих должностей одними и теми же лицами в нескольких коммерческих предприятиях, что влекло за собой недобросовестное ведение дел.
Экстраординарные сделки являлись предметом изучения русских дореволюционных цивилистов, одним из которых был Г.Ф. Шершеневич. Он, исследуя деятельность акционерных компаний, уже тогда отмечал как один из минусов ведение нецелесообразной договорной деятельности «верхушками» товариществ: «Директоры правления, не заинтересованные в бережливости, не опасаясь безличного хозяина, производят издержки, во много раз превышающие те, какие были бы произведены под наблюдением настоящего хозяйского глаза» . Уже тогда существовали нормы, ограничивающие сумму, в пределах которой правление без созыва общего собрания акционеров было вправе производить расходы общества. Однако, как заметил Г.Ф. Шершеневич, такие нормы умело обходили руководящие лица.
Дореволюционное законодательство определяло степень власти правления и общего собрания акционеров в уставе товарищества с целью ограничения их полномочий в части заключения сделок от имени акционерных товариществ. Однако, эти нормы не всегда добросовестно соблюдались. В своем труде Г.Ф. Шершеневич указывает на игнорирование правлением статуса собрания акционеров как высшего органа управления: заинтересованность членов правления приводила к тому, что ведение дел сосредотачивалось всецело в руках правления, не опасающегося серьезного контроля со стороны собрания акционеров . Таким образом, как показала практика, регулирование порядка заключения экстраординарных сделок путем закрепления норм в уставе не оказалось эффективным.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы