Курсовая теория Гуманитарные науки Литература

Курсовая теория на тему Понятие образа автора в историко-теоретическом аспекте

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Оглавление
Введение. 3
Глава 1.
Понятие "образа автора" в теории литературы.. 5
1.1. Понятие образа автора. 5
1.2.
Разновидности образа автора. 9
Глава 2.
Понятие образа автора в истории литературы.. 21
Заключение. 28
Список
использованной литературы.. 31

  

Введение:

 

В работе показана роль авторского образа как фактора,
определяющего вариативность функционирования текста в процессе его
интерпретации носителем языка. Проведенный автором лингвистический эксперимент
позволил выявить семантические варианты исходного текста в результате влияния
авторского образа на устную деятельность адресата. Образ автора рассматривается
как портрет политического лидера, смоделированный адресатом и его
коммуникативными намерениями на основе анализа интерпретативных текстов как
результата восприятия и интерпретации исходного текста.

Исследование доказывает, что образ автора влияет на
интерпретацию текста адресатом.

Автор использовал метод лингвистического анализа, чтобы
доказать, что образ автора политического текста формируется в обыденном политическом
сознании под воздействием различных факторов и влияет на обыденное языковое
сознание и интерпретативную активность адресата. Это подтверждается тем фактом,
что один и тот же текст, приписываемый разным политикам, получал разные
толкования в зависимости от того, как получатель воспринимал политика,
обозначенного как автор текста.

Проблема содержания понятия «образ автора»
рассматривается как литературной, так и лингвистической наукой. Однако
большинство ученых (В. В. Виноградов, Б. М. Эйхенбаум, В. М. Жирмунский, Д. С.
Лихачев) считают, что понятие «образ автора» как предмет исследования особенно
важно для науки о языке художественной литературы. Филология как наука,
сочетающая лингвистику и литературоведение, позволила более детально и
всесторонне рассмотреть эту проблему. За последние десятилетия большое
количество ученых и исследователей, в том числе Б.О. Корман, Н.А.Кожевникова,
Н.С. Валгин, Н.М.Годенко, Е.И. Козлов. Орлова, Н. Антипов. Осмысление термина
«образ автора» занимает особое место в творчестве академика В.В. Виноградов, М.
Бахтин.

Однако обозначенный этими исследователями круг проблем,
сконцентрированных в работе вокруг образа автора, не имеет полного решения.
Категория автора в филологии — одна из ключевых, она сочетает в себе огромное
количество исследовательских аспектов и художественных смыслов. Само понятие
«образ автора» столь обширно и многогранно («голос автора», «слово автора»,
«образ рассказчика», «образ лирического героя») что исследование вряд ли
когда-либо будет исчерпывающим.

Цель работы — выявление и анализ наиболее ярких
лексических и лексико-грамматических средств выражения авторского образа.

Задачи работы продиктованы реализацией поставленной цели
и представляют собой решение поставленной задачи:

1) рассматривать «образ автора» как категорию подтекста;

 2) изучить
категорию модальности как элемент речевой организации текста и выявить основные
способы выражения модальности в тексте;

 3) выявить и
проанализировать жанровые и стилевые особенности; 4) выявить и изучить лексические и лексико-грамматические
средства выражения авторского образа.

Объект исследования — лингвистические средства,
используемые при создании образа автора в художественном тексте.

Предмет исследования — лексические и
лексико-грамматические средства, используемые в выражении авторского образа.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Образ автора — это образ, созданный из основных черт
творчества художника; он воплощает и отражает элементы своей художественно преобразованной
биографии. «Лирическое Я — это не только образ автора, это образ представителя
большого человеческого общества» [Виноградов 1971: 113]. «Образ автора», —
поясняет А. Соколова, шире и точнее, является выражением личности художника в
его творчестве … это не стиль, и не личность является основой творчества.
стилистическое единство в искусстве. Эту основу нужно искать в эстетических и
идейных предпосылках стиля. Не умаляя значения творческой личности, мы
рассматриваем ее как особое и самостоятельное состояние художественного и, в
частности, стилистического своеобразия. Личность придает стилю индивидуальную
неповторимость …». Основан в 20-х гг. прошлого века проблема взаимоотношений
автора и героя остается дискуссионной и беспокоит современную литературную
критику, которая пытается решить ее на основе литературы многих народов мира.

Проблема авторского образа тесно связана с теорией и
историей поэзии и прозы. Особенно сложно и противоречиво изучать его в области
лирики. Здесь образ автора не является простым предметом речи, часто он даже не
упоминается в структуре произведения. Это концентрированное воплощение сути
произведения, объединяющее всю систему речевых структур персонажей в их
взаимоотношениях с повествователем или рассказчиками и через них являющееся
идейно-философским фокусом, средоточием всего. Говоря о разных взглядах на эту
проблему, нельзя не отметить теории двух выдающихся ученых — В.В. Виноградов,
М. Бахтин.

В литературных произведениях языковые средства служат как
созданию, так и выражению авторского образа. Для этого используются все
языковые средства, все формы словесного выражения, все приемы композиционного
развертывания словесных рядов. Но особенно важна оценочная оценка, заложенная в
языковых средствах, которая определяет «распределение света и тени», «переходы
от одного стиля изложения к другому». Очевидное утверждение о том, что в
термине «образ автора» «автор» не тождественен «реальному», повседневному
автору, конкретному физическому лицу, возникает естественный вопрос: о каком
образе тогда идет речь? Ответ можно найти в следующих, например, высказываниях
Виноградова: «Художественная реальность признается методами ее организации как
форма творчества того или иного писателя»; «Образ автора — это образ, который
сформирован или создан из основных черт творчества поэта. Иногда он также
воплощает элементы своей художественно преобразованной биографии.

Автор сообщения / работы / текста — один из самых
актуальных гуманитарных объектов. Актуальность этого объекта обусловлена, прежде
всего, постоянным вниманием гуманитариев к «главному герою общей филологии —
тексту» (Ю. Рождественский), в процессе создания которого автор неизменно
занимает ключевую позицию. Не менее важными чертами авторской проблемы являются
ее неразрешимость и многомерность, что обусловлено множественностью,
неизменностью текстовых проявлений, текстовых фиксаций автора. И последнее
обстоятельство — бесконечный динамизм автора, который обеспечивается
бесконечным количеством обновлений каталога сфер общения и речевых ситуаций.

Основная терминологическая единица филологической теории
автора («образ автора») появилась в 20-х годах прошлого века при попытке
выявить закономерности изменения структуры художественного произведения —
«художественная литература». Хотя интерес к автору возник уже в начале эпохи
формирования устойчивой тысячелетней традиции передачи рукописного текста. И
впервые Ф. Петрарка отметил разницу между Цицероном — философом и мудрецом,
автором моральных диалогов и живым частным лицом со сложным политическим
поведением.

Изучая русскую литературную традицию, В.В. Виноградов
стал таким, например, в эпоху М.В. Ломоносов и И.М.А уже А.С. Пушкин совершенно
сознательно дистанцировался, развел понятия «писатель», «образ автора»,
«сказочник-рассказчик», «лирический герой» (см. «Евгений Онегин», «Сказки
Белкина»), «игра» с формами. повествования, и не раз говорили о принципе
соразмерности в использовании художественных средств и их соответствии замыслу
автора.

В ХХ веке наиболее очевидной «кодовой особенностью» (А.
Ф. Папин) авторского образа стало считаться повествование от первого лица, в
частности, форма сказки (например, рассказы М. М. Зощенко). Утверждение о том,
что образ автора возникает в активном сознании читателя и напрямую зависит от
его творческих способностей и способностей, было признано бесспорным. Но
категоричная абстрактность этого понятия, на наш взгляд, привела к тому, что во
второй половине ХХ века этот термин стал употребляться в столь разных смыслах,
что иногда он терял присущую этому термину определенность, точное очерчивание.
границ, что спровоцировало падение исследовательского внимания ко всему
комплексу «авторских» проблем.

Как это ни парадоксально звучит, но возрождение интереса
к этой категории, ее неизменность с особой убедительностью продемонстрировал
постмодернизм. На подъеме постмодернисты торжественно и храбро провозгласили
«смерть автора» (Р. Барт). В конце — вместе с декларацией превращения
человека-автора и персонажа постмодернистских творений в
«механико-органического монстра» (И.П. Смирнов), вопреки своим намерениям, они
продемонстрировали отмирание, угасание творческих сил, творческое начало.
потенциал личности автора / читателя связан с деградацией и разрушением
коммуникативного процесса.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Понятие "образа автора" в теории
литературы 1.1. Понятие образа автора Образ автора – категория, связывающая, объединяющая,
организующая текст. Внутренний стержень, вокруг которого группируется вся
стилистическая система произведения.

Учение возникло в 20 годы.

ВИНОГРАДОВ

Изначально автор и рассказчик — создатель текста,
конкретный человек, остающийся вне текста со своим набором качеств, социальных
связей, симпатий-антипатий и т.д. Отражение личности автора в тексте нельзя
смешивать с самим человеком-автором.

Виноградов писал об этом в книге «о художественной прозе
(1929-30 гг).

ОА есть в худ произведении всегда.

ОА не лицо реального «житейского» писателя, а его
своеобразный актерский лик.

ОА не предполагает точных биографических фактов

ОА реконструируется на основе его произведений с помощью
особых приемов и способов.

Проблема ОА может изучаться как с точки зрения
языкознания, так и с точки зрения литературоведения: лингвист отправляется от
анализа словесной такни произведения, литературовед – от
общественно-психологического понимания характера. Но учение Виноградова – это
филологический подход, т.е. совмещение обеих точек зрения.

ОА тесно связан с композицией текста. По мнению
Виноградова, ОА – не простой субъект речи, а вся система реч структур
персонажей в их соотношении с повествователем.

ОА не просматривается в тексте, как образы персонажей.

ОА создаётся и одновременно выражается с помощью:

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы