Курсовая теория на тему Понятие механизм государства
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава
1. Понятие и структура государственного механизма. 8
1.1. Понятие и элементы
механизма государства. 8
1.2. Аппарат государства:
понятие и структура. 13
1.3. Принципы деятельности государственного
аппарата. 16
Глава
2. Особенности реализации государственного аппарата. 21
2.1.
Понятие, особенности и виды органов государства. 21
2.2.
Общетеоретическая характеристика органов законодательной, исполнительной и
судебной власти. 25
2.3.
Государственная служба и ее виды.. 30
Заключение. 34
Список использованных источников 37
Введение:
События начала
ХХІ века показали, что классическое понимание государства, основанное на принципах и представлениях Вестфальского
мирного договора и категориях XVII века, навсегда отошли в прошлое. Вызовы, стоящие перед современными государствами, глубинные процессы, происходящие
в социуме и праве, практически обусловили дискуссию о необходимости ревизии традиционных представлений о национальном
государстве как таковую и отдельные ее элементы. Глобализация, которая пронизывает все стороны человеческой
деятельности, в т. ч. государство и право, не оставила места бывшим доминантам, на которых базировалось функционирование государства.
Интеграция в праве, что находит свое проявление
в явлениях гармонизации и унификации, ставит перед современными государствами
принципиально новые задачи.
Особую
актуальность указанная тенденция приобрела в государствах, которые осуществляют демократические преобразования и правовые
реформы, в основе которых лежит принцип вестернизации. Для подавляющего большинства из них
становление и развитие государственности переплетается
с необходимостью учитывать особенности текущего момента, что, очевидно, осложняет и без того чрезвычайно сложные
задачи, стоящие перед ними.
В ходе
процессов в такого рода государствах один из основных вопросов и проблем, которые стоят перед ними с момента их
образования, является создание эффективного и адекватного государственного механизма. От того,
насколько последний отвечает своему назначению, значительной степени зависит успех и самих государств,
и реформ, которые в них проводятся
Особое место в
системе органов публичной власти принадлежит органам государственной власти,
которые осуществляют важные институциональные полномочия, наделенные
значительной контролирующей компетенции относительно других подсистем органов
публичной власти. Государственные органы выступают основными регуляторами
общественных отношений в всех сферах общественной жизни, в том числе и на
региональном и локальном уровне.
Повышенное
внимание к проблематике государственной власти обусловлена тем, что в современных
условиях она имеет наибольшую социальную базу — единственным источником этой
власти признано и закреплено народ, который привлекается к участию в
соответствующих формах осуществления государственной власти, что требует его
общей организации и активизации в этом направлении. Такие органы в целом
базируются на общей доверии населения, что свидетельствует об исключительной
важности их функционирования и превосходство над другими органами.
Кроме того,
отдельную группу форм привлечения граждан к управлению государственными делами
составляют формы, что инициируются самими гражданами, которые имеют право
принимать активное участие в управлении государственными делами, вносить на
рассмотрение органов предложения, инициировать нормотворческую деятельность
(через определенных субъектов) и тому подобное. Именно поэтому особое значение
имеет анализ сущности государственного аппарата как элемента механизма
реализации государственной власти, рядом с такими важными составляющими данного механизма, как
государственно-властные отношения и процедура их реализации, гарантии
организации и функционирования органов государственной власти, а также
последствия такой деятельности.
Проблема
обоснования механизма реализации государственной власти существенно
актуализируется на современном этапе развития государства, когда возникает
необходимость оценки ее деятельности, выработки критериев ее эффективности. Об
этом свидетельствуют значительные изменения в системе органов исполнительной
власти, определенные взаимоотношения международными звеньями этой системы,
новеллизация форм взаимодействия между государственными органами,
рационализация структуры этих органов
В теории права
государственная власть справедливо считается формой публичной власти,
осуществляющая управление обществом от имени народа на всей территории
государства при помощи государственного аппарата, издания и доведения до
реализации общеобязательных правовых норм и представляет государство во внешних
отношениях.
Такое определение является результатом
трактования публичной власти как разновидности власти в государстве,
сосредотачивается на управлении всей государственной инфраструктурой,
реализуется преимущественно через специально созданный аппарат управления и
направляется на удовлетворение потребностей экономически господствующего класса
с учетом интересов подавляющего большинства населения страны.
В
конституционном праве, государствоведении и теории права нет очевидного
единства в мнениях относительно того, что является механизм государства. На то
или иное трактование механизма государства влияют научные предпочтения
исследователей, политико-правовые традиции государства, близость к правовой
семье др. Для полноты восприятия категории «механизм современного государства»
необходимо рассмотреть некоторые из наиболее распространенных определений этого
феномена.
Государство
является сложной социальной системой, которая характеризуется определенными
элементами, формами проявления, содержанием и функциональным назначению, то
есть организующим воздействием на общество. Управления государственными делами
требует очень высокой организованности и взаимодействия, созданных государством
органов, что и обеспечивается в процессе функционирования механизма
государства. В современной теоретической части освещения вопросов государственного
значение отсутствует единое понимание механизма государства.
Наиболее
распространенным является его определение как совокупности органов и
организаций, реализующих функции государства. Поэтому целесообразно рассмотреть
основные аспекты механизма государства более полно и конкретно с целью
осмысления и воспроизведения в этих понятиях реальной действительности
сегодняшнего дня.
Таким образом, под
механизмом государства понимают систему специальных органов и учреждений,
посредством которых осуществляются государственное управление обществом и
защита его основных интересов. Механизм является важнейшим составным элементом
любого государства.
Ученые-правоведы обращали
внимание на многообразие понимания механизма государства, анализировали его
организацию и функционирование, структуру, принципы построения в России и
зарубежных странах, однако проблема выработки единого определения данного
института в отечественной юридической науке до настоящего времени не решена.
Дискуссия о точности формулировок этого понятия в России берет свое начало в
середине прошлого века. Как отмечает М.К. Искакова, к началу 50-х годов ХХ
столетия в СССР механизм государства понимался в широком и узком смыслах. В
узком смысле он считался тождественным и исчерпывался понятием аппарата
государственной власти, а в широком — политической системы общества. Во второй
половине 50-х годов ХХ века сложилась точка зрения, согласно которой его стали
рассматривать исключительно как совокупность государственных органов, то есть
данные категории были признаны тождественными. Актуальность данной
курсовой работы заключается в том, что любой политический режим невозможен без
субъектов его осуществления, которыми являются аппарат власти, государственные
органы, учреждения, организации, должностные лица.
Эта тема имеет очень
большое значение, так как через механизм государства осуществляется и
проводится в жизнь функция самого государства. Государство и его механизм тесно
взаимосвязаны и неразрывны. И важным звеном в этой цепи является человек.
Цель
исследования – проанализировать особенности, структуру и функционирование
механизма и аппарата государства.
Задачи
работы: Изучить понятие и элементы механизма
государства
Охарактеризовать понятие и структуру
аппарат государства
Проанализировать принципы деятельности
государственного аппарата
Охарактеризовать понятие,
особенности и виды органов государства
Дать общетеоретическую
характеристику органов законодательной, исполнительной и судебной власти
Изучить государственную службу и ее виды
Объект исследования – механизм и аппарат
государства,
Предмет исследования – особенности функционирования
государственного механизма и аппарата.
Заключение:
Исходя из выше изложенного,
понятно, что понятие механизма государства является многоаспектным и
многогранным. Большое количество различных научных взглядов, предположений
относительно его значения в полной мере раскрывает суть, признаки и структуру
данного понятия. Механизм государства должен рассматриваться не как простая
совокупность его элементов, а как система этих элементов, функционально
согласованных между собой и систематизированных в целом. Трудно обобщить все
мысли по поводу этого понятия и сформировать единственное определение. Все же,
есть аспекты, с которыми соглашается большинство юристов-ученых.
Следовательно, механизм
государства – это внутриединая целостная иерархическая система государственных
органов учреждений, предприятий, организаций, которая в процессе
функционирования и в взаимодействия между собой обеспечивает упорядоченность и
организованность общественных отношений, гарантируя стабильную охрану, защиту
прав, свобод и интересов человека и гражданина.
Механизм государства
представляет собой систему государственных организаций, посредством которых
реализуется государственная власть, обеспечивается государственное руководство
обществом, реализуются задачи и функции государства. Следовательно, кроме
общепризнанного толкования понятия «механизма государства», как системы
государственных организаций (государственных органов, государственных
предприятий и государственных учреждений), в юридической науке существует
мнение, согласно которому механизм государства составляет система органов
государственной власти и другие основные институты государства.
Ученые выделяют основные черты
механизма государства:
– механизм государства состоит
из особой группы людей, которая выделилась из общества и занимается, как
правило, только тем, или главным образом тем, что управляет;
– государственные органы,
образующие его, подчинены друг другу. Олицетворение отдельных звеньев механизма
и превращение их в доминирующую силу раз и является показателем кризиса
политической власти, который периодически переживает государство;
– каждый орган обладает
властными, обязательными для всех полномочиями. Выступая от собственного имени,
государственный орган действует как орган государственного властвования;
– обязательно наличие
организационных и материальных средств принуждения.
Ученые разграничивают понятия "механизма"
и "аппарата" государства, объясняя это тем, что понятие механизма
государства шире понятия государственного аппарата по составу и структурой.
Механизм государства должен рассматриваться не как простая совокупность
составляющих его элементов, а как система этих элементов, функционально общих,
согласованных между собой и системой в целом, находятся в постоянном действии,
возобновлении с целью поддержания своей основной функции-управления.
Построение и деятельность
механизма современного государства осуществляется на основе определенных принципов,
к которым относятся:
принцип гуманизма, то есть
приоритетности защиты прав и свобод человека и гражданина в деятельности
государства;
принцип разделения властей в
построении и функционировании государственного аппарата;
принцип гласности в деятельности
государственного аппарата;
высокий профессионализм
государственных служащих и компетентность государственных органов;
принцип законности, то есть
правовых начал в деятельности всех составных частей механизма государства;
принцип демократизма в
формировании и деятельности государственных органов, позволяет учитывать
разнообразные интересы подавляющего большинства граждан.
Механизм государства выступает
основным субъектом осуществления государственной власти. За посредством
государственного механизма государство осуществляет свои функции, осуществляет
влияние на стабилизацию и развитие общественной жизни, способствует углублению
демократии и организованности в стране.
Также стоит отметить, что
исследование вопросов понятия, сущности, структуры механизма государства, его
соотношение с аппаратом государства, анализ взаимодействия между структурными
элементами механизма государства имеют важное значение для юридической науки и
для совершенствования деятельности элементов механизма государства.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Понятие и структура государственного
механизма 1.1. Понятие и элементы механизма государства Государство является сложной
социальной системой, которая характеризуется определенными элементами, формами
проявления, содержанием и функциональным назначением — организующим влиянием на
общество. Управление
государственными делами требует высокой организованности и взаимодействия,
созданных государством органов, что и обеспечивается в процессе
функционирования механизма государства.
Необходимо отметить, что
категория «механизм государства» менялась в ходе развития общества и
государства. В отечественной юридической литературе XX века понятие «механизм
государства» стало применяться в 20-30-х гг. после обоснования необходимости
механизма диктатуры пролетариата. Ее содержание составляла деятельность партии,
которая через государство и негосударственные организации проводила свой политический
курс. В 60-80-х гг. появляется концепция политической системы общества как
механизма осуществления политической власти государством и негосударственными
структурами[1].
В современной теории государства
отсутствует единое понимание механизма государства. Наиболее распространенным
является его определение как совокупности органов и организаций, реализующих
функции государства. Однако существуют и другие взгляды на механизм
государства:
— это государственный аппарат и
другие государственные институты;
— система государственных
органов, учреждений, предприятий, посредством которых выполняются функции
государства;
— это структурно оформленная
система средств государственного воздействия на общество, состоящее из
государственных органов, публичных служб, процедур принятия государственных
решений и ресурсного обеспечения;
— совокупность органов
государства, специально созданных для реализации функций государства;
— совокупность органов, которые
осуществляют управление обществом и обеспечивают государственную деятельность;
— система органов государства,
которые являются взаимодействующими и взаимосвязанными и осуществляющих функции
государства;
— категория, которая может быть
рассмотрена в узком и широком смысле[2].
Таким образом, в современных
условиях понятие «механизм государства» имеет самостоятельное значение в
понятийном ряду теории государства и права. Правда, оно используется
преимущественно в отечественной юридической науке. Другие исследователи
государства чаще пользуются такими категориями, как государственная власть,
институты государства, форма государства, формы правления. Однако, по нашему
мнению, именно механизм государства определяет специфику государственного
развития Украины и обеспечивает восприятие государства как целостного явления.
Эта категория связывает элементы государства в единую систему и предоставляет
им динамического смысла.
Механизм государства — это
система нормативно определенных, взаимодействующих органов и организаций
государства, созданных для реализации ее задач и функций и наделенных
специальными полномочиями в соответствующей сфере деятельности. Считаем, что
именно такое определение обеспечивает характеристику механизма эффективного
функционирования государства и взаимодействия различных структур в процессе
реализации экономических, политических и социально-культурных функций
государства. Необходимо также указать на то, что функционирование механизма
государства всегда получало конституционное закрепление путем определения
системы органов государства, основы управления государственными организациями,
государственного планирования и бюджетного развития. В действующей Конституции
установлены основы организации государства, принципы осуществления
государственной власти, полномочия государственных структур, утверждения и
исполнения бюджета, порядок формирования органов государства и тому подобное.
Эти конституционные положения предоставляют возможность обеспечить устойчивость
власти, устойчивость властных институтов, последовательно реализовать функции,
возложенные на государственные органы, целесообразно использовать методы
правового воздействия государства на общество, поддерживать баланс элементов
механизма государства, способствовать демократизации власти путем привлечения
граждан к управлению государственными делами[3].
Как самостоятельная юридическая
категория, механизм государства характеризуется следующими признаками:
— это иерархически подчиненная
система государственных структур, которой присущи единые принципы организации и
деятельности; единые задачи и цели;
— первичными структурными
элементами механизма являются созданные государством формирования (органы,
организации);
— основным назначением механизма
государства является реализация задач и функций государства;
— четкая функциональная
определенность каждого из элементов структуры;
— одной из важнейших задач
механизма осуществления государственной власти;
— наличие определенных структур,
которые обеспечивают принудительное исполнение государственных велений;
— наличие определенной
структуры, которая имеет динамический характер и зависит от изменения задач
управления и этапа развития государства;
— зависимость методов и форм
деятельности механизма государства от ее сущности и реального влияния на
общественные отношения;
— зависимость механизма
государства от объективных путей развития общества и уровня совершенства
экономических и политических отношений;
— важное значение имеет
человеческий фактор, который обеспечивает государственное управление;
— обеспечение необходимыми
материально-техническими, финансовыми, организационными средствами, которые
составляют основу его функциональной деятельности;
— призван гарантировать и
охранять правопорядок, права и свободы человека[4].
Структурно механизм государства
состоит из трех уровней.
I уровень составляют
государственные предприятия, учреждения и организации, которые обеспечивают
реализацию экономических и социальных функций государства. Их основным
назначением является создание необходимых экономических условий
функционирования государства и общества. В специальной литературе их называют
экономическими приложениями государства, однако, по нашему мнению, они являются
самостоятельными и полноценными элементами механизма, выполняющих только им
присущие функции.
Государственные предприятия —
это созданные на основе общегосударственной собственности структурные
образования, которые обеспечивают производственную деятельность. Они владеют
долей государственной собственности на праве хозяйственного ведения, имеют
самостоятельный баланс и статус юридического лица, являются субъектами
предпринимательской деятельности, которые несут самостоятельную имущественную
ответственность.
Государственные учреждения и
организации обеспечивают непроизводственную деятельность в сфере образования,
культуры, воспитания, науки, здравоохранения, социального обеспечения. Как
правило, они не являются прибыльными и функционируют за счет средств
государственного бюджета.
II уровень механизма государства
составляют органы государства. Это особая часть государственного механизма,
обеспечивающего исполнение властных полномочий. Система данных органов
именуется аппаратом государства, который и будет предметом самостоятельного
рассмотрения в дальнейшем.
III уровень составляют структуры
специального назначения. Это контрольно-надзорные органы, вооруженные силы,
полиция, спецслужбы, органы исполнения уголовных наказаний. Они финансируются
из бюджета, создаются органами государства, им подчиняются и обеспечивают
реализацию правоохранительных, контрольно-надзорных и карательных функций.
Именно эти органы обеспечивают защиту суверенитета государства, его
территориальной целостности и неприкосновенности, охрану прав и свобод граждан,
соблюдение требований закона и наказания виновных в нарушении нормативных
требований лиц[5]. [1]
Комаров С. А., Малько А. В. Теория государства и
права; Норма — Москва, 2011. — 442 c. [2]
Кузнецов, М.Н. Общая теория права: историко-теоретический
анализ / М.Н. Кузнецов.— М.: Изд-во УДН, 2008.—69 с. [3]
Братановский С. Н. Теория государства и права;
Приор-издат — Москва, 2014. — 174 c. [4]
Венгеров, А.Б. Том 1. Теория государства и
права: Часть II. Теория права; М.: Юристъ — Москва, 2014. — 168 c. [5]
Вольф, М. Проблемы теории государства и права/
М.Вольф.— М.: Издательство иностранной литературы. — 2013.— 702 с.