Психология семьи и личности Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Понятие личности в психологии

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОНЯТИЯ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ 6

1. Понятие личности 6

2. Развитие личности и существующие теории в психологии 10

3. Типы личности и темперамент 18

Выводы по теоретическому анализу 21

Логическая схема исследования 23

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 25

  

Введение:

 

Тема нашей курсовой работы – понятие личности в психологии.

Актуальность темы заключается в том, что личность представляет собой одну из основных и фундаментальных основ в психологии. Человек по своей сущности является не только личностью, но и организмом, стоящим на вершине филогенеза всех живых существ. Человек, как личность автоматически включается в социальный мир на основании своего понимания и восприятия в этом мире субъективных и объективных отношений. Если брать во внимание субъективные психологические отношения, то именно они занимают главенствующую позицию в восприятии человека к окружающему его пространству, как личности.

В настоящее время множество газет, журналов, а также сайты интернет наполнены информацией и статьями о развитии личности, а также повышении ее успешности и саморазвития. Такая информация, представляющая собой материал о становлении и развитии личности, рассматривается в трудах, как отечественных ученых, так и зарубежных ученых.

Личность в своем социальном пространстве реализуется через осуществляемую ею деятельность. Именно деятельность позволяет личности определяться, проявляться и реализовываться в социальной среде. Представление о личности, как о целостной структуре требует при изучении процесса формирования личности, акцентировать внимание на то, что создает данную личность. Невозможно представить целостную структуру личности без ее направленности, в основе которой лежит возникающая в процессе жизни и воспитания человека устойчиво доминирующая система мотивов.

Феномен личности по своей сути сложен и многообразен в своем восприятии. Поэтому на сегодняшний день существует множество теорий, которые объясняют феномен личности, как единого цело и в то же время проводят параллель, выявляя различия между отдельными людьми.

Проблема личности в психологии заключается в том, что с одной стороны, психологи предлагают рассматривать проблему личности, как отдельно взятой категории, изучая при этом проблемы, которые свойственны только ей. С другой стороны, существует мнение о том, что феномен личности невозможно изучить отдельно от существующей вокруг нее социальной группы, и тем самым стоит изучать личность в контексте психологии данной группы.

На сегодняшний день существует противоречие между необходимостью понимания особенностей личности в психологии и недостаточной теоретической разработкой данного вопроса.

Проблема исследования, заключается в поиске ответа на вопрос: каковы особенности понятия личности в психологии.

Объект исследования: психологические исследования.

Предмет исследования: понятие личности в психологии.

Цель исследования: изучить понятие личности в психологии.

В соответствии с поставленной целью исследования были определены задачи исследования:

1. Изучить понятие личности.

2. Рассмотреть развитие личности и существующие теории в психологии.

3. Изучить типы личности и темперамент.

4. Построить схему эмпирического исследования понятия личности в психологии.

Степень разработанности. Исследованием становления личности в психологии занимались многие специалисты, психологи и ученые. В отечественной психологии изучением данной проблемы занимались Е. А. Климов, А. К. Маркова, В. Д. Шадриков, В. Н. Дружинин, Л. Н. Митина и др., в зарубежной психологии – Ф. Парсонс, Дж. Холланд, Д. Сьюпер, Ш. Бюлер. Изучением индивидуально-типологических особенностей занимались: Б. М. Теплов, К.М. Гуревич и др.

Методологические основы исследования: основные положения о типах и структуре личности в отечественной и зарубежной психологии (3. Фрейд, Э. Эриксон, Л.С. Выготский и др.); психологические теории личности и подходы к ее изучению: комплексный подход к исследованию личности Б.Г. Ананьева, теория отношений В.Н. Мясищева; субъектно-деятельностный подход в психологии (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев).

Методы исследования. Для достижения цели исследования и решения поставленных задач мы предполагаем, использовать следующие методы исследования:

 теоретические: сравнительный анализ научной литературы, теоретический анализ, конкретизация материала;

 эмпирические: качественный и количественный анализ результатов исследования.

Теоретическая значимость исследования. В теоретическом анализе уточнено понятие личности в психологических исследованиях. Также представлены теоретические основы развития личности, выявлены различные типы личности и дана им характеристика.

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты, полученные в ходе теоретического и эмпирического исследования, могут быть использованы в целях более эффективного психологического исследования личности.

Структура работы. Курсовая работа состоит из трех параграфов, вывода по теоретическому анализу, логической схемы исследования и списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Фрагмент текста работы:

 

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОНЯТИЯ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ

1. Понятие личности

Понятие «человек» подчеркивает биосоциальное, телесно-психическое происхождение человека, в свою очередь понятие «личность» связано главным образом с его социальными и психологическими аспектами, такими как чувство собственного достоинства, его самооценка, его ценностные ориентации, убеждения, принципов, по которым он живет, его нравственных, эстетических, общественно-политических и других общественных позиций, его убеждений и идеалов, а также характера, особенностей его интеллекта, стиля и самостоятельности его мышления, специфики его эмоционального макияж, его сила воли, склад ума и чувств, его социальный статус.

Понятие «личность» произошло от латинского слова «персона», что означает «маска», используемая актерами для изменения своей внешности. Это сочетание индивидуальных мыслей, характеристик, поведения, отношения, идеи и привычек.

Постоянно возрастает число научных работ, посвященных данной тематике (П.Н. Ермакова, Э. В. Галажинский, Н. И. Козлов, М. Л. Калужский, Л. А. Коро-стылева, Д.А. Леонтьев и др.). Следует отметить, что из множества определений личности ни одно из них не является всеобъемлющим и общепризнанным. В широком, традиционном смысле личность — это «индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности» [7].

А. Н. Леонтьев в своем труде «Деятельность. Сознание. Личность» рассуждает над определением термина «личность». Согласно его изложению, чтобы называться личностью, ее (личность) нужно сначала сформировать [10].

«Человек как природное существо есть индивид, обладающий той или иной физической конституцией, типом нервной системы, темпераментом… и многими другими чертами, которые в ходе онтогенетического развития… многообразно меняются. Однако не изменения этих врожденных свойств человека порождают его личность. Личность есть специальное человеческое образование, которое так же не может быть выведено из его приспособительной деятельности, как не могут быть выведены из нее его сознание или его человеческие потребности. Как и сознание человека, как и его потребности, личность человека тоже «производится» — создается общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей деятельности» [10]. Как следствие, под влиянием общественных отношений некоторые особенности индивида приобретают новые свойства, трансформируются, что способствует формированию личности.

Идею того, что процесс становления личности является сознательной активностью индивида, поддерживают также М.Ю. Кондратьев и В.А. Ильин. Давая определение понятию «личность», они характеризуют ее как индивида, выполняющего роль активного субъекта социальных отношений и целенаправленной деятельностной активности. Личность — «также системное качество индивида, обусловленное его осознанной активностью в системе социальных связей и складывающееся в условиях взаимодействия и общения» [9].

Безусловно, процесс формирования личности требует развития воли, так как невозможно выйти за свои пределы, не обладая способностью сознательно управлять своей психикой и поступками.

Л. С. Выготский понимал «личность» с различных аспектов:

 личность как субъект активности, направленной на преобразование, изменение окружающей среды;

 личность как носитель опосредующего характера психических свойств с помощью социально-детерминированной знаковой системы;

 личность как объект интериоризации социальных отношений посредством социально-детерминированной знаковой системы. Под интериоризацией Л. С. Выготский понимает «формирование внутренних психических структур человека благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности»;

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы