Курсовая теория на тему Понятие корпоративного правоотношения его виды и структура
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Теоретические основы корпоративных отношений 5
1.1. Понятие и особенности корпоративных отношений
на современном этапе 5
1.2. Виды корпоративных отношений 8
2. Структура корпоративных отношений 15
2.1. Субъект корпоративного отношения 15
2. 2. Объекты корпоративных отношений 18
2.3. Содержание корпоративного отношения 21
Заключение 26
Список использованных источников 28
Приложение 1 31
Введение:
Актуальность темы исследования. Расширение круга отношений, регулируемых гражданским законодательством, нормативно обеспечено включением корпоративных отношений в предмет гражданского права и законодательства, которые не могли быть учтены ранее.
Именно по этой причине была утверждена Концепция развития гражданского законодательства, которая называет внесение корпоративных правоотношений в Гражданский кодекс Российской Федерации принципиальным изменением системного характера.
Перед научным сообществом актуализировались вопросы о юридической природе корпоративных правоотношений, субъективных корпоративных прав и обязанностей. Крупной проблемой и пробелом на современном этапе развития науки гражданского права может считаться то, что понятия субъективного корпоративного права, корпоративных правоотношений, находясь между собой в неразрывной связи, не получили логически завершенного концептуального развития, в связи с чем констатируется дискуссионность содержания понятия корпоративных прав.
Отправной точкой научных формулировок и моделирования корпоративных правоотношений и прав должно стать действующее гражданское законодательство.
На сегодняшний день отстаивание гражданско-правовой сути корпоративных отношений получило весомый дополнительный аргумент — явно выраженную позицию законодателя. В статью 2 Гражданского кодекса Российской Федерации внесено дополнение, непосредственно включающее корпоративные отношения в предмет гражданского права и дающее их легальную дефиницию как «отношений, связанных с участием в корпоративных организациях или с управлением ими».
Все вышесказанное определило необходимость более подробного рассмотрения сущности, содержания, правовой природы корпоративных правоотношений.
Вопросам изучения корпоративных правоотношений посвящены труды таких авторов, как: Андреев В. К., Гутников О. В., Коваленко Е. И., Ткалич М. А., Ушницкий Р. Р., Шишкин И. С.
Поэтому в рамках курсовой работы сделаем попытку рассмотрения именно сущность, особенности правового закрепления корпоративного правоотношения.
Объектом курсовой работы являются корпоративные отношения.
Предметом исследования являются нормы права, закрепляющие понятие, виды, структуру корпоративных правоотношений.
Целью работы является комплексный анализ корпоративных отношений: содержания, правового закрепления, субъектного состава и видов правоотношений.
Достижение поставленной цели возможно при решении следующих задач:
рассмотреть понятие и особенности корпоративного правоотношения;
охарактеризовать основные виды классификаций корпоративных правоотношений и определить их различия;
проанализировать структуру корпоративного правоотношения: субъект, объект, содержание.
В работе использованы философский, диалектический и формально-юридический методы, метод анализа и обобщения.
Нормативную базу курсовой работы составили Гражданский кодекс, иные федеральные законы и другие нормативно-правовые акты, при помощи которых осуществляется корпоративные правоотношения.
Теоретическую основу исследования составили работы ученых, юристов, таких как: Бараненков В.В., Беляев К.П., Брагинский М.И. и др.
Структура работы определена целями, задачами и логикой исследования и состоит из введения, двух глав, включающие пять параграфов, заключения, списка использованных источников.
Заключение:
В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Несмотря на то, что в 2012 году был принят Федеральный закон от 30.12.2012 № 302-ФЗ «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», согласно которому в предмет регулирования были включены корпоративные отношения, и стали определяться как отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими, природа корпоративных отношений остается спорной, отчего появляются проблемы в правоприменительной практике.
Также следует отметить, что в Концепции развития гражданского законодательства предлагался другой вариант понятия корпоративных отношений, под которыми понимались отношения, связанные с правом участия в корпорации, а также соответствующие обязательственные отношения между учредителями (участниками) и корпорацией.
Законодатель не включил в понятие обязательственные отношения между участниками и корпорацией, тем самым оставив открытым вопрос об исключении, по его мнению, обязательственной природы корпоративных правоотношений или просто об отсутствии упоминания о ней в определении. Поэтому, несмотря на то, что законодательно закреплено понятие корпоративных правоотношений, проблема понятия корпоративных правоотношений остается дискуссионной, являются ли они по своей сути обязательственными или нет.
Следует отметить, что появление корпоративных отношений не прошло, можно сказать, безболезненно. И время введения данной категории в законодательство Российской Федерации повлекло за собой достаточное количество судебных разбирательств, о чем и было указано в работе.
Существует огромное количество видов, а точнее классификаций, в результате применения которых корпоративные правоотношения делятся по различным основаниям. Это подтверждает, что данный вид правоотношений, возможно, рассматривать подробно, так сказать под различным углом зрения.
Говоря о структуре корпоративного правоотношения, необходимо указать, что она включает субъект, объект и собственно само содержание корпоративного правоотношения.
Субъект правоотношения представляет собой как одного, так и группу участников в данном виде правоотношений. В зависимости от интересов определяется организационная форма собственности и вид юридического лица. Собственно от действий участников зависит и сущность объекта корпоративных отношений, который состоит в создании, регистрации и прекращении деятельности юридических лиц различных организационно-правовых форм собственности и целевого назначения.
Что касается содержания корпоративных отношений, то здесь речь идет о действенности нормативной базы, касающейся регулирования особенностей реализации корпоративных отношений. И вот теперь важным представляется указать на самые противоречия, которые сегодня существуют между гражданским и корпоративным правом. И эти нестыковки, а возможно и недоработки законодательства, требуют его пересмотра и усилению роли участников корпоративных отношений, а именно увеличению спектра их прав и обязанностей.
Таким образом, формирование системы нормативных актов, должным образом регулирующей положение корпораций и других участников корпоративных правоотношений будет способствовать, на наш взгляд, более четкой и слаженной работе не только субъектов правоотношений, но и самих законодательных актов друг с другом.
Фрагмент текста работы:
1. Теоретические основы корпоративных отношений
1.1. Понятие и особенности корпоративных отношений
на современном этапе
Несмотря на то, что становление и первые этапы развития корпоративных отношений в России приходятся на 18 — 19 века, на времена возникновения необходимости регулирования производства, до недавнего времени указанный вид гражданских отношений не получал должного законодательного закрепления. Так, в России отсутствовали легальные определения корпорации, корпоративных отношений, перечень прав и обязанностей участников корпораций.
Как утверждает Екатерина Игоревна Коваленко в своей статье «Понятие корпоративных правоотношений», цивилисты до сих пор не могут прийти к единой точке зрения касательно понятия и содержания корпоративных отношений. Во-первых, понятие корпорации как юридического лица введено в Гражданский кодекс Российской Федерации (первую часть) только в 2014 году (пункт 1 статьи 65.1).Так, под корпорацией понимается юридическое лицо, участники которого обладают правом участия (членства) в нем и формируют его высший орган в соответствии с нормами гражданского законодательства РФ.
Федеральным законом от 30 декабря 2012 года № 302 — ФЗ «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» были внесены изменения, в том числе, в п. 1 ст. 2 ГК Российской Федерации – введено определение корпоративных отношений. В соответствии с вышеназванной нормой, корпоративные отношения понимаются как отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими.
С учетом того, что дефиниция корпорации введена законодателем только три года назад, четыре года назад дано понятие корпоративным отношениям, а со дня вступления в силу ГК РФ (первой части) прошло уже более 20 лет, автор настоящей статьи полагает, что необходимость законодательного закрепления вышеназванных понятий обусловлена развитием корпоративного права и корпоративных отношений в Российской Федерации.
В чем же особенность корпоративных отношений? В своей статье «Теория корпоративного права и новелла статьи 2 ГК РФ» Ушницкий Рум Румович указывает на то, что корпоративные отношения не отождествляются ни с вещными, ни с обязательственными отношениями. Более того, они подразделяются на два вида: отношения, связанные с правом участия в корпорациях и обязательственные отношения между участниками корпорации. На сложность и специфику корпоративных отношений нам указывает и постоянное изменение законодательства в сфере корпоративного права.
В связи с увеличением корпоративных споров, являющихся по своей природе сложными и комплексными, законодатель выделил судебные дела, вытекающие из корпоративных отношений, в отдельную категорию, регулируемую отдельными нормами.