Курсовая теория на тему Понятие и значение компенсационной функции права в системе функций российского права
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ПРЕДПОСЫЛКИ НАУЧНОГО ОСМЫСЛЕНИЯ ТЕОРЕТИКОВ ПРАВА В ОТНОШЕНИИ ФУНКЦИЙ ПРАВА 7
1.1.Предпосылки появления. 7
1.2.Понятие и сущность функций права 9
1.3.Классификация функций права 13
Глава 2. РОЛЬ ПРАВА И СОЦИАЛЬНЫЕ РИСКИ В ГОСУДАРСТВЕ И ОБЩЕСТВЕ 17
2.1.Роль права в государстве и обществе 17
2.2. Социальные риски в государстве и обществе 20
Глава 3. ПОНЯТИЙНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОМПЕНСАЦИОННОЙ ФУНКЦИИ ПРАВА 27
3.1.Понятие компенсационной функции права 27
3.2.Особенности компенсационных правоотношений 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 41
Введение:
Ценность права, как явления социальной реальности определяется тем, что закрепляет оно основные модели, нормативы поведения субъектов, а также влиянием на общественные отношения. Раскрывается такая действенность права через функции. Как утверждают ученые, функциональная характеристика права – базовая, для понимания его природы, и того, что эта природа и изменчива, и неоднородна. От того, что человек считает функцией права, зависит его правопонимание. В принципе функциональная характеристика права правопонимание может исчерпывать.
Проблемы функций права активно и давно разрабатываются в правовой отечественной доктрине. Однако, до сих пор единого подхода не выработано ни к пониманию самих функций, ни к их классификации. Одна из основных причин разнообразия подходов в том, что на самом деле и понятие функции, и понятие права – концепты, т.е. понятия с неоднозначным множеством тех смыслов, которые задают горизонт познанию практики. Данные понятия в правовой теории приняты лишь в одном значении, что и формирует познавательные сложности.
Этимологически термин «функция» произошел от латинского fuctio, что переводится как «осуществление», «исполнение». В Толковом словаре русского языка понятие «функция» трактуется как понятие многозначное. Из всех значений, применительно к праву, возможно использование 3-х:
– функция – явление, которое зависть от другого и изменяется по мере изменения этого второго явления;
– функция – значение, роль, назначение чего-либо;
– функция – работа, которую производит организм, орган.
Отталкиваясь от данных трактовок, можно определить основные функции права.
Прежде всего, проявляются функции права в «работе» права, т.е. в том влиянии, которое оказывают нормы права на общественные отношения, регулируемые ими. Право – социальный «организм», который функционирует в обществе для достижения конкретных целей и решения конкретных задач.
Следовательно, во-вторых, функции права отражают его назначение и роль в обществе, которые, в-третьих, объясняются его сущностью, вместе с ней изменяются. Поэтому, функции права в общем виде можно определить как обусловленные назначением права и социальной сущностью, направления правового влияния на общественные юридически значимые отношения.
Традиционно в юридической литературе под функциями права понимают или социальную роль (назначение) права, или направления правового влияния на общественные отношения, или и то, и другое вместе.
В переходный этап развития общества остро стоят вопросы юридической защиты социально-экономических и иных законных интересов и прав граждан, их организаций и коллективов. Тем более, что в ст.2 Конституции РФ человек, его свободы и права провозглашены в обществе высшей ценностью, а защита, соблюдение и признание — приоритетной обязанностью государства.
Основное внимание в юридической литературе уделяется таким видам и формам вреда, которые причиняются преступлениями и другими правонарушениями (трудовыми, гражданскими, административными, экологическими и т.п.). В тоже время, огромный вред организациям, гражданам, обществу и государству наносят землетрясения, наводнения и иные стихийные бедствия.
В современное время очень важными представляются вопросы компенсирования государством издержек жертвам ядерно-радиационных аварий, репрессий, войн и иным социальных катаклизмов.
Резкое обнищание граждан РФ, особенно более уязвимых слоев (неполных и многодетных семей, пенсионеров, студентов и т.д.), тоже требует принятия компенсационных адекватных мер со стороны общества и государства.
Право на возмещение того ущерба, который причинен событиями, неправомерными действиями, преступлениями и правонарушениями, предусмотрено ст. 35, 42, 52, 53 Конституции РФ, ст.38 Декларации свобод и прав гражданина и человека, международно-правовыми многочисленными актами, всеми сферами российского современного законодательства.
Отдельные аспекты, стороны проблемы в основном рассматривались представителями юридических отраслевых наук: А.M. Беляковой, Б.Т. Безлепкиным, В.В. Глянцевым, Н.И. Газетдиновым, С.Е. Донцовым, А.Я. Рыженковым, С.А. Ивановым, В.Г. Смирновым, С.А. Свиридовым, В.Т. Томиным, C.B. Смирновым и т.д.
Обстоятельному исследованию в общей теории эта функция не подвергалась. Некоторые авторы (Т.Н. Радько, В.Н. Карташов, И.Ф. Казьмин и др.), которые выделяли компенсационную функцию права, затрагивали только отдельные аспекты этой сложной и важной проблемы. В общей теории права до сих пор отражение не нашли вопросы развития и становления компенсационной функции, не исследованы ее структура, природа, форма и содержание, роль и место в правовой системе общества, проблемы повышения ее эффективности и совершенствования в современных условиях развития общества.
Поэтому актуальность выбранной темы объясняется как ее практической и теоретической значимостью, так и отсутствием общетеоретических значительных исследований.
Объект курсовой работы – компенсационная функция права в системе функций российского права.
Предмет курсовой работы – отношения, которые возникают в процессе реализации компенсационной функции права в системе функций российского права.
Цель курсовой работы – изучить понятие и значение компенсационной функции права в системе функций российского права.
Задачи курсовой работы:
– изучить предпосылки научного осмысления теоретиков права в отношении функций права,
– определить роль права и социальные риски в государстве и обществе,
– дать понятийную характеристику компенсационной функции права.
При решении поставленных задач используются частно-научные и общенаучные методы исследования: структурно-функциональный, системный, социологический, исторический, сравнительно-правовой и другие.
В основе анализа – деятельностный подход, точное соблюдение принципов единства логического и исторического, конкретного и абстрактного, единичного, особенного и общего.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Заключение:
Под понятием «функция» в науке понимают разные значения (переменная зависимая величина, деятельность организма или органа, проявление действия системы). Понятие «функция права» в юридической науке используется для характеристики социального назначения права.
Для более точного понимания понятия «функция права» необходимо провести различие между близкими с ней по смыслу юридическими категориями: « функционирование права «, «задача права» и « роль права «. Понятие «роль права» говорит о роли права в обществе, государстве, или на определенном этапе их развития.
Отвечая на вопрос, какова будет (или была) роль права на определенном этапе развития общества, или в решении каких-либо задач, обязательно придется обращаться к определению функций, осуществляемых правом, которые характеризуют социальное назначение права. «Роль права» – понятие более общее по отношению к «функции». В этом и проявляется различие между рассматриваемыми категориями.
Понятие «задача права» – стоящая перед правом социальная, политическая, экономическая проблема, которую оно должно решить. Задача права характеризует временную или постоянную, конечную или ближайшую цель, которой оно должно содействовать или самостоятельно достичь. Системный подход к изучению явлений и процессов формирует одну из отличительных особенностей науки, современного стиля научного нового мышления.
Анализ функций права как целостной единой системы позволяет не просто упорядочить, сгруппировать знания при исследовании отдельных функций. Этот анализ дает расширение знаний, позволяет полнее, глубже понять содержание и суть каждой функции. Возможности познания малоэффективны, если ограничивается оно уровнем единичности, если за отдельными элементами оно не стремится выявить их систему.
Деление функций права на собственно правовые и общесоциальные предложил С.С. Алексеев. Функции права изначально он разделил на охранительную, динамическую и статическую, но в дальнейшем, обратив внимание на то, что право может выполнять те же функции, что и государство, предложил различать собственно-юридические и социально-политические функции. В дальнейшем к основным собственно-юридическим функциям — охранительной и регулятивной — исследователями добавлены были неосновные.
В компенсационной функция права заключается особенность права как инструмента восстановления справедливости. К примеру, ГК РФ, охраняя достоинство и честь граждан (ст. 152) виновную сторону обязывает возместить тот моральный вред, который причинен потерпевшему, т.к. восстановить другим способом нарушенное право невозможно.
Механизм реализации компенсационной функции права – система правовых методов, средств, последовательное применение которых субъекту обеспечивает возмещение вреда и восполнение затрат для восстановления справедливости.
Элементы механизма реализации компенсационной функции – юридические факты — условия и предпосылки появления правовых компенсационных отношений; компенсационные нормы; правовые компенсационные отношения; акты применения права и интерпретационные акты, помощью которых происходит толкование компенсационных норм, а также оформляются итоги компенсационных правоотношений.
Компенсационная функция права в некоторой степени – вторична по отношению к восстановительной. Прежде всего, необходимо попытаться восстановить то положение, которое существовало и, если сделать это невозможно, то реализовывать компенсационную функцию.
Следовательно, подводя итоги анализа, можно сформулировать определение компенсационной функции права, которое, на наш взгляд, отражает все основные её характеристики: компенсационная функция права – деятельность субъектов правотворчества, цель которой – предоставление блага для уравновешивания потерь конкретного лица, произошедших в итоге неправомерных или правомерных деяний, а также событий и реализуемой с помощью формирования соответствующих норм права, которые называются компенсационными.
Также необходимо отметить, что компенсационная функция права – одно из самых важных направлений реализации права, т.к. с помошью её действия возможным становится обеспечение в обществе социальной справедливости.
Элементаы механизма реализации компенсационной функции при национализации:
Прежде всего, компенсационные соответствующие нормы земельного, конституционного и других отраслей права, которые предусматривают порядок и возможность национализации имущества. Компенсационный характер в данных нормах нести будет диспозиция, а не санкция, поскольку основание для компенсации – не правонарушение, а правомерное поведение. В качестве юридических фактов выступать здесь будут случаи причинения ущерба в связи с правомерным изъятием имущества у собственника для нужд государства.
На основании указанных фактических и юридических оснований появляются компенсационные правоотношения в области национализации имущества, где субъектами, с одной стороны, выступают государственный уполномоченный орган, который принимает решение о национализации, с иной, — собственник имущества; объекты – национализируемое имущество (дом, земельный участок и т.д.); содержание – субъективное право собственника требовать компенсации причиненного изъятием ущерба, которому корреспондирует обязанность государства предоставить данную компенсацию.
Способ реализации компенсационной функции в этом случае – возмещение в материальной форме причиненного ущерба: денежной или (и) натуральной. Не зависимо от формы возмещения речь идет о компенсации вреда, а не о восстановлении права, поскольку у субъекта прекращается право собственности на изымаемый объект. Возможно, в некоторой степени решению проблем национализации помогло бы принятие закона, который бы регулировал все аспекты этой деятельности.
Компенсационные функции права выделены из системы публичных, а также обособлены от них в частных интересах юридических и физических лиц. В межсубъектной частно-правовой коммуникации преимущественно используются диспозитивные методы в рамках общедозволительного типа регулирования. Участники компенсационных частно-правовых отношений – как равнообязанные и равноправные субъекты. Следовательно, способы и формы реализации компенсационной функции, обычно, в общем виде определяются в компенсационных диспозитивных нормах и конкретизируются в медиативных (компромиссных) соглашениях.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. ПРЕДПОСЫЛКИ НАУЧНОГО ОСМЫСЛЕНИЯ ТЕОРЕТИКОВ ПРАВА В ОТНОШЕНИИ ФУНКЦИЙ ПРАВА
1.1.Предпосылки появления.
Право, как свод общественных норм и правил возникло на заре истории человечества. Его появление было связано с развитием усложнением экономики, общественных отношений, возникновением первых государств и крупных объединений людей.
Существует так называемая общая версия возникновения права, которая формируется на наиболее достоверных фактах и источниках, на логических заключениях и наблюдениях. Человек как существо разумное в какой-то момент понял, что более не может существовать как стадное животное. Ему потребовались комфорт, безопасность, уверенность в завтрашнем дне. Именно на основании подобных требований образовался прототип современного государства. Появились главы общин, которые вершили власть над всеми живущими в племени людьми. Эти главы, в свою очередь, на основании существующих верований, традиций и обрядов создали рамки допустимого для каждого человека и выдвинули табу-список. Это и стало первой конституцией, которая, очевидно, не была закреплена в письменной форме, но существовала в разумах людей
Официально считается, что возникновение и развитие права как точной и незыблемой системы юридических норм берет свое начало примерно в третьем тысячелетии до нашей эры. Именно тогда одна из мощнейших цивилизаций – Шумер – превратилась в полноценное государство. Помимо мощного и урегулированного управленческого аппарата изобрели также клинопись – записи на глиняных табличках, которые хранились в государственной библиотеке, первой в мире. Писать на глиняных табличках, увы, мог далеко не каждый смертный.
Подобным преимуществом обладали лишь ученые и государственные деятели, и самым важным документом, который они сотворили, стал первый свод законов. Позднее закреплять в письменном виде общие правила для народа стали такие цивилизации, как Египет, Древний Китай, Карфаген и др.
Некоторые из них пользовались папирусом, другие рисовой бумагой, одним словом, у каждой страны был свой метод. Появление на свет бумаги объединило в данном вопросе все народы, и эта традиция дотянула до современности. Таким образом, история возникновения права берет свое начало со времен племенного обычая, когда законы передавались из уст в уста. Конституция побывала на глиняных дощечках и на папирусе и лишь после этого надежно закрепилась на бумаге.
Отделение правящей верхушки от народной массы – это образование нового слоя общества, правящей элиты. Цари (фараоны, императоры, князья и т. д.) всегда богаче, умнее, сильнее, могущественнее любого простого человека. Именно обладание подобными качествами, а также властью дало им возможность самостоятельно создать свод законов, с помощью которых они смогли бы мудро, но при этом максимально жестко подчинить себе каждого субъекта общества. Таким образом основания возникновения права – это желание властвовать, а также это возможность регулировать жизнь и быт народа, возможность угодить каждому и пресечь любое злодеяние.
Устная конституция, которая существовала ранее, основывалась исключительно на древних верованиях и традициях. Они не менялись столетиями, а государство развивалось в быстром темпе. Чтобы грамотно урегулировать конфликты и неурядицы среди людей, власти составили четкий список того, что можно, и того, что нельзя, и запротоколировали его, чтобы он в точности передался следующему поколению.
У каждой народности были свои обычаи, и именно на их основании произошло возникновение права с его особенностями. Но в данном вопросе важно не только то, какие именно преступления наказывались в той или иной стране, а что было позволительно, но и путь формирования конституции.