Курсовая теория Юриспруденция Уголовный процесс

Курсовая теория на тему Понятие и значение дознания в уголовном судопроизводстве

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2
3
1. Уголовно-правовая характеристика дознания 4
1.1. Дознание как форма предварительного расследования в российском уголовном процессе 4
1.2. Органы дознания в России 9
2. Деятельность дознавателя в уголовном процессе 13
2.1. Процессуальный статус и функции дознавателя при производстве дознания 13
2.2. Организация и управление деятельностью работников органов дознания 17
Заключение 25
Список использованной литературы 29

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. Охрана прав и свобод человека и гражданина в качестве принципа уголовно-процессуального права позволяет определить основные направления и задачи уголовного судопроизводства и предварительного расследования, в частности. Именно при соблюдении данного принципа должна осуществляться все деятельность органов предварительного расследования и суда.
В Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации (далее – УПК РФ) законодателем выделено две стадии предварительного расследования — это предварительное следствие и дознание. Обращаясь к содержательной стороне стадии предварительного расследования, следует отметить, что указанная стадия включает себя деятельность, которую осуществляют органы предварительного расследования, в ходе которой принимаются меры к установлению всех обстоятельств, указанных в ст. 73 УПК РФ, путем проведения следственных действий, направленных на собирание доказательств. Кроме того, результатом такой стадии должно стать законное и обоснованное решение, основанное на исследовании и оценке совокупности добытых доказательств.
Объектом настоящего исследования является дознание как форма предварительного расследования.
Предметом работы являются комплекс нормативно-правовых актов российского законодательства, регулирующих институт дознания.
Целью работы является исследование института дознания и его значения в уголовном судопроизводстве.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— рассмотреть дознание как формы предварительного расследования в российском уголовном процессе;
— рассмотреть органы дознания в России;
— проанализировать процессуальные функции, роль и статус органов дознания;
— рассмотреть организацию деятельности работников органов дознания.
Нормативную базу исследования составили: Конституция РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Федеральный закон от 12 августа 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности», Федеральный закон от 7 августа 2011 г. «О полиции», Федеральный закон от 30.12.2015 N 440-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части уточнения полномочий начальника органа дознания и дознавателя» и другие акты.
В процессе исследования использовались диалектический метод познания, системный подход, формально-юридический и другие методы.
Согласно цели и задачам построена структура настоящей работы, она включает введение, две главы, четыре параграфа, заключение и список использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Важность института дознания в отечественном уголовном процессе состоит в том, что оно дает возможность более оперативно и, соответственно, более эффективно осуществлять предварительное расследование по делам о преступлениях небольшой и средней тяжести.
Предварительное расследование в форме дознания производится в порядке, установленном гл. 21,22,24-29 УПК РФ.
Дознание является одной из форм предварительного расследования, в ходе которой уполномоченные лица производят предусмотренные Уголовно- процессуальным кодексом следственные действия и принимают процессуальные решения. Специальные правила производства органами дознания процессуальных действий и решений отличные от производства аналогичных действий органами предварительного расследования закон не устанавливает, за некоторыми исключениями.
Дознание как форма расследования, всегда рассматривалась как упрощенная форма расследования. Учитывая размер тяжести исследуемого преступления в УПК РСФСР 1960 года дознание проводилось без наделения лиц, участвующих в уголовном деле, соответствующим процессуальным статусом, в плоть до окончания расследования. Например в расследовании не был предусмотрен защитник, в правах были ограничены потерпевший, гражданский истец и гражданский ответчик.
В настоящее время Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации процесс производства расследования в форме дознания и предварительного следствия практически совпадает. И с каждым новым изменением, вносимым в уголовно процессуальное законодательство, отличий становится всем меньше.
В первую очередь органы дознания руководствуются теми же принципами уголовного судопроизводства, предусмотренными в гл. 2 УПК РФ, что и органы предварительного следствия. Поводы и основания возбуждения уголовного дела, одинаково для обеих форм расследования, и предусмотрены в ст. 140 УПК РФ. Обстоятельства, подлежащие доказывание, должны быть установлены независимо от формы расследования преступления. И даже, предусмотрена возможность расследования сложного преступления группой дознавателей. Результаты же дознания, как и результаты предварительного следствия, являются достаточным основанием для рассмотрения уголовного дела в суде.
Значительно улучшилось и положение участвующих в уголовном судопроизводстве лиц, с принятием Уголовно-процессуального кодекса в 2001 году. Так права потерпевшего, свидетеля и подозреваемого, обвиняемого были значительно расширены, а обязанности субъектов уголовного судопроизводства, по защите прав и законных интересов участвующих лиц, увеличены. Фактически объем прав и обязанностей всех участвующих лиц и на дознании и на предварительном следствии стал равный.
Вместе с тем дознание не является точной копией предварительного следствия. Основные разграничения указанных форм расследования состоят в следующем:
1) разная подследственность преступлений по степени тяжести;
2) различие органов, осуществляющих производство дознания и предварительного следствия;
3) основным различием остается процессуальные сроки производства расследования, установленные УПК РФ;
4) различный порядок обращения в суд для производства процессуальных действий, которые требуется решение суда;
5) дополнительное основание для присвоения лицу статуса подозреваемого, при расследовании уголовного дела в форме дознания;
6) различие в итоговых документах, выносимых по окончанию предварительного расследования с направлением уголовного дела прокурору;
7) порядок обжалования решений и указаний руководителей соответствующих органов и прокурора, различен для дознавателей и следователей;
8) отдельно необходимо отметить, что дознание можно разделить на три вида: полное дознание, сокращенное дознание, производство дознание путем проведения неотложных следственных действий с последующей передачей уголовного дела органам предварительного следствия.
Кроме того, по письменному указанию прокурора дознание может проводиться и по иным преступлениям небольшой и средней тяжести, не указанным в ч. 3 ст. 150 УПК РФ.
На производство дознания управомочены также следователи Следственного комитета РФ — по уголовным делам о преступлениях, по которым не обязательно производство предварительного следствия, но совершенных должностными лицами, обладающими особым правовым статусом (перечень их предусмотрен ч. 1 ст. 447 УПК РФ), а также в случаях, предусмотренных пп. «в» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Уголовно-правовая характеристика дознания
1.1. Дознание как форма предварительного расследования в российском уголовном процессе

Дознание в общем порядке выступает основной формой стадии предварительного расследования и является «отправной точкой» при ее дифференциации. Об этом свидетельствует официальная статистика о количестве преступлений, расследованных в форме дознания, которое превышает количество уголовных дел, расследуемых в иных формах. На этом основании предварительное следствие следует рассматривать как усложненную (привилегированную) форму, а сокращенное дознание – как упрощенную форму этой стадии [22, c. 142].
К признакам, определяющим сущность дознания, одни авторы относят процессуальную деятельность по расследованию преступлений, другие – производство неотложных следственных действий, третьи – деятельность органов дознания по проверке сообщения о преступлении на стадии возбуждения уголовного дела. Ряд авторов предлагает отказаться от дознания как формы предварительного расследования. То есть, также как и в словарях и энциклопедиях, учеными дознание определяется как стадия расследования, этап расследования, административное расследование, которая включает оперативно-розыскную, административную и процессуальную деятельность.
Вопрос о дифференциации предварительного расследования по-прежнему представляет особый интерес для российского юридического сообщества. Само разделение предварительного расследования на дознание и предварительное следствие активно ужесточает конкуренцию между двумя формами с одной стороны, с другой – регламентирует задачи каждой формы предварительного расследования как неделимой друг от друга части досудебного производства. Само реформирование досудебного производства поднимает немало возникающих вопросов. Таких, как возможность ликвидации стадии возбуждения уголовного дела; о функциях, осуществляемых органами следствия, дознания, и, соответственно, об общности и различии их процессуальной деятельности [18, c. 121].
Реформирование системы досудебного производства началось задолго до принятия Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, определяя различные виды и направления реформы уголовного процесса, законодатель воодушевился в направлении изменения уголовно-процессуального закона. Однако современная судебная реформа так же, как и реформа 1864 года проходит долгий и тернистый путь. Судебная реформа началась не с так называемых «корней», а с верхушки самого «судебного древа». Несомненно, данный факт не может не отметиться и на предварительном производстве, где закладываются основы уголовного судопроизводства и с которого, и следовало начать изменение самой системы. На «белом» фоне обновления деятельности суда в российском уголовном процессе, в стороне остается «чёрный» фон под названием предварительное расследование, которое так и остаётся без концептуального изменения, не считая некоторых моментов [17, c. 229].
Принятие УПК РФ стало неким толчком, приводящим к дифференциации и выведению следственного аппарата из подведомственности прокуратуры. Данная стадия отметилась сокращением полномочий прокурора по отношению к предварительному следствию: образование Следственного комитета. В незначительной степени была подкорректирована процедура дознания, однако структура, организация и осуществление предварительного расследования, а так же и система органов, осуществляющих данную деятельность, остались прежними, что не могло не повлиять на качество раскрытия и расследования преступлений, направляемых в суд уголовных дел.
Несмотря на то, что концепция судебной реформы Российской Федерации и назвала основные направления, в том числе касающиеся и досудебного производства, стоит признать и тот факт, что более чем за двадцатилетний срок концепция дальнейшего развития досудебного производства не то чтобы не разработана, её просто нет. Нет и чёткой направленности на выведение предварительного расследования на новый уровень. Дознание всегда остаётся объектом критики, являясь неотъемлемой частью предварительного расследования.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы