Курсовая теория на тему Понятие и виды водных объектов в российском законодательстве.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Вода и водные объекты: теоретические аспекты 6
1.1 Понятие водных объектов 6
1.2. Виды водных объектов по российскому законодательству 9
Глава 2. Вода как объект правовой охраны российским законодательством 13
2.1. Правовая охрана водных объектов 13
2.2 Ответственность за нарушение водного законодательства 20
Заключение 25
Список использованной литературы 28
Введение:
Актуальность темы. На Земле сосредоточено около 1400 млн. куб. метров воды, из которой пресной – около 2%, да и та представлена либо ледниками Антарктиды, Гренландии, Антарктики, либо располагается на большой глубине в водоносных горизонтах, для добычи которой необходимо приложить максимум усилий и средств. В основном, источниками водоснабжения служат пресноводные моря и озера, реки, каналы, водохранилища. Запасы воды в этих источниках составляют 0,01% от всей воды на Земле.
Россия на сегодняшний день обладает практически 20% от мировых запасов пресной воды, которые сосредоточены в 2,5 млн. рек и 2 млн. озер, и является одной из богатейших стран по этому природному ресурсу.
В конце 80-х годов структура потребления воды в России на различные нужды характеризовалась следующими данными:
— промышленное водопользование – 60%;
— хозяйственно-питьевое водоснабжение – 13%;
— орошение – 23%;
— сельскохозяйственное водоснабжение – 4%.
Сегодня при общем использовании свежей воды в объеме 57 676,69 млн. м3 расходуется на:
— промышленное водопользование — 60,5% (34 913 млн. м3);
— хозяйственно-питьевое водоснабжение – 18,4% (10 606 млн. м3);
— орошение – 13,7% (7 893 млн. м3);
— сельскохозяйственное водоснабжение – 7,4% (4 265 млн. м3).
Хорошо известно, что система водопользования России подразделяется на две категории – общую и специальную. К общему водопользованию относится использование водных объектов в основном для отдыха и рыбной ловли, то есть без применения технических сооружений и устройств. Специальное водопользование, как категория, предусматривает использование водных ресурсов для перечисленных выше нужд, и связано со строительством специальных сооружений и объектов. В то же время следует отметить, что к специальному водопользованию не относят проводимые дноуглубительные и взрывные работы, прокладку трубопроводов и кабелей, геологоразведочные работы и добычу ископаемых, если они не связаны с забором воды, регулированием стока и т.д.
Что же касается целевого назначения для водопользователей, то природные воды подразделяются на пять групп:
— питьевая и используемая в пищевой промышленности;
— для рекреационных целей;
— технологическая (служит для приготовления смесей, растворов, мытья оборудования и для охлаждения);
— для рыбохозяйственных целей;
— для нужд сельского хозяйства.
Следовательно, ценность водных ресурсов огромна.
Целью данной курсовой работы является изучение понятия и видов водных объектов в российском законодательстве.
Исходя из заявленной цели были поставлены следующие задачи:
— рассмотреть понятие водных объектов;
— изучить виды водных объектов по российскому законодательству;
— охарактеризовать особенности правовой охраны водных объектов;
— выявить меры ответственности за нарушение водного законодательства.
Объект исследования — общественные отношения, возникающие в области создания и применения норм экологического законодательства.
Предмет исследования — являются нормы экологического права, регулирующие водные правоотношения, практика их применения, научные труды по теме исследования.
Теоретическая основа исследования — нормативно-правовые акты по экологическому праву, учебные и периодические издания, затрагивающие вопросы существования водных объектов в российском законодательстве.
Заключение:
В заключение курсовой работы сделаем краткие выводы.
Отношения в сфере водопользования и охраны вод РФ являются одним из наиболее важных направлений в выработке государственной политики в настоящее время. Указом Президента Российской Федерации от 05.01.2016 г. № 7, 2017 год был объявлен годом экологии.
Президентом была поставлена определенная цель, а именно: «привлечение внимания общества к вопросам экологического развития Российской Федерации, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности»1.
Прежде чем определить основные направления и особенности государственного управления в области использования и охраны вод необходимо дать понятия водным ресурсам и водным объектам.
Водные ресурсы – это поверхностные и подземные воды, которые находятся в водных объектах и используются или могут быть использованы2.
Водный объект – это природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеются характерные формы и признаки водного режима3.
Участниками водных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, физические и юридические лица.
На федеральном уровне существует Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы), которое осуществляет функции по рациональному использованию, восстановлению и охране водных объектов, предупреждению и ликвидации вредного воздействия вод; по предоставлению информации, связанной с состоянием и использованием водных объектов, находящихся в федеральной собственности; осуществление государственного мониторинга водных объектов4.
В структуре агентства насчитывается 14 БВУ (Бассейновые водные управления)5.
Для обеспечения рационального использования и охраны водных объектов создаются бассейновые советы, осуществляющие разработку рекомендаций в области охраны и использования водных объектов в границах бассейнового округа. Деятельность бассейновых советов регулирует Правительство РФ.
В 2012 году Дмитрий Медведев утвердил «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года». В нем сказано, что объем сточных вод, сбрасываемых в поверхностные водные объекты без очистки или недостаточно очищенных, остается высоким. Для решения данной проблемы ставятся множество задач.
Например, совершенствование нормативно-правового обеспечения охраны окружающей среды и экологической безопасности. Для ее реализации государство использует такой механизм, как принятие законодательных и иных нормативных правовых актов в целях реализации государственной политики в области экологического развития.
Проанализировав Положение о Федеральном агентстве водных ресурсов мы можем проследить, что данная задача уже выполняется. Это можно проследить в подпункте 5.1.3 и в пункте 5.6.4 в котором были внесены изменения в 2014 году Постановлением Правительства РФ №362 и №160. Эти изменения расширили полномочия Федерального агентства водных ресурсов.
Подводя итоги можно сказать, что государственное управление в области использования и охраны вод имеет свои особенности. Роль государства увеличивается – увеличивается и качество норм, регулирующих отношения в области владения, пользования и распоряжения водными ресурсами.
В связи с чем можно сказать, что выполнение планов государственной политики в области экологии заведенным порядком и изменение можно проследить уже на сегодняшний день.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Вода и водные объекты: теоретические аспекты
1.1 Понятие водных объектов
Вода является возобновляемым природным ресурсом, поскольку ежегодно поступает в виде атмосферных осадков. Эти осадки стекают с водосборных бассейнов в реки и озера, образуют подземные запасы вод, которые являются главными источниками пресной воды страны.
Вода так же, как полезные ископаемые и лес, является природным ресурсом, который имеет важное экономическое и экологическое значение. Однако, в отличие от иных природных ресурсов, вода абсолютно необходима для существования человека. Это обстоятельство определяет особое значение правового регулирования отношений собственности на воды, пользования ими, охраны и распределения. В основе регулирования водных отношений лежит разграничение в законодательстве юридических понятий «вода» и «воды».
Вода – это химическое соединение водорода и кислорода, существующее в жидком, твердом и газообразном состояниях. Воды – это вся вода, находящаяся в водных объектах, т.е. в естественном природном состоянии на поверхности суши в формах ее рельефа, либо в недрах. В отличие от понятия «воды» понятие «вода» представляет собой изъятое из природной среды вещество, не находящееся в водном объекте. Вода может находиться в резервуаре, каких-либо иных емкостях, водопроводных трубах, разлита в бутылки и т.п.1
Факт сосредоточения вод в поверхностном или подземном водном объекте является главным условием включения их в сферу действия водного законодательства.
Определение понятия «водный объект» дано в ст. 1 ВК РФ. Это сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа либо в недрах, имеющее границы, объем и черты водного режима.
В ст. 7 ВК РФ понятие водного объекта уточнено.
Поверхностные воды и земли, покрытые ими и сопряженные с ними (дно и берега водного объекта), рассматриваются как единый водный объект. Подземные воды и вмещающие их горные породы признаются единым водным объектом.
Поверхностные водные объекты представляют собой постоянное или временное сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа, имеющее границы, объем и черты водного режима. Поверхностные водные объекты имеют многофункциональное значение и могут предоставляться в пользование для одной или нескольких целей одновременно. Поверхностные водные объекты подразделяются на поверхностные водотоки и водохранилища на них; поверхностные водоемы; ледники и снежники (ст.9 ВК РФ).
Поверхностные водотоки – это поверхностные водные объекты, воды которых находятся в состоянии непрерывного движения. К ним относятся реки и водохранилища на них, ручьи, каналы межбассейнового перераспределения и комплексного использования водных ресурсов. Поверхностными водоемами являются поверхностные водные объекты, воды которых находятся в состоянии замедленного водообмена. К поверхностным водоемам относятся озера, водохранилища, болота, пруды.
Ледниками водное законодательство признает движущиеся естественные скопления льда атмосферного происхождения на земной поверхности.
Снежники — неподвижные естественные скопления снега и льда, сохраняющие на земной поверхности в течение всего теплого временя года или его части.
К числу водных объектов относятся также внутренние морские воды и территориальное море Российской Федерации. Внутренними морскими водами являются морские воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, принятых для отсчета ширины территориального моря Российской Федерации.
Территориальным морем Российской Федерации являются прибережные морские воды шириной 12 морских миль, отмеряемые в соответствии с нормами международного права и российским законодательством.
Подземные водные объекты — сосредоточение находящихся в гидравлической связи вод в горных породах, имеющие границы, объем и черты водного режима (ст. 17 ВК РФ).
К подземным объектам относятся:
Водоносный горизонт – воды, сосредоточенные в трещинах и пустотах горных пород и находящиеся в водной связи;
Бассейн подземных вод – совокупность водоносных горизонтов, расположенных в недрах;
Месторождение подземных вод — часть водоносного горизонта, в пределах которого имеются благоприятные условия для извлечения подземных вод;
Естественных выход подземных вод – выход подземных вод на суше или под водой.