Курсовая теория Юриспруденция Гражданское право

Курсовая теория на тему Понятие и виды транспортных обязательств и их правовое регулирование

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ОСОБЕННОСТИ ТРАНСПОРТНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ 6

1.1 Понятие транспортных обязательств 6

1.2 Субъекты транспортных обязательств 9

1.3 Разновидности обязательств 12

2. ПЕРЕВОЗКА ГРУЗА И ТРАНСПОРТНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ 19

2.1 Особенности предоставления услуг по доставке грузов 19

2.2 Виды экспедиционных договоров 24

3. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРАНСПОРТНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ 31

3.1 Особенности договоров фрахтования 31

3.2. Правовое регулирование отношений, связанных с перемещением грузов 34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 40

  

Введение:

 


Понятие транспортных обязательств, с учетом развития самого транспорта, правовой природы, юридического и экономического содержания, на протяжении развития гражданского законодательства, постоянно менялось. Гражданский кодекс Российской Федерации традиционно определяет основные принципы гражданско-правового регулирования, отсылая к иным специальным законам, составляющим транспортное законодательство.

Обязательствам по перевозке присущ ряд особенностей, которые строятся на возмездно-эквивалентном характере правоотношений, они характеризуются пространственным перемещением пассажиров, товаров, грузов, где перевозчиками являются юридические лица, оказывающие соответствующие услуги, имеющие особую правоспособность и многие из них специальное разрешение (лицензию).

Понятие транспортного обязательства, а так же его место во всей системе гражданско-правовых обязательств определяются в юридической литературе по-разному: термины «транспортные договоры» и «транспортные обязательства» используются как синонимы. Транспортные обязательства — это собирательное понятие, включающее в себя политипичные обязательства с одним, непременным элементом — услугой, сутью которой является деятельность по перемещению товаров и людей в пространстве. «Транспортное обязательство» исследуется как гражданское правоотношение, основа которого — договор.

Транспортные обязательства, хотя и являются видом гражданского права, в целом, как таковые, не образуют отдельного, единого вида обязательства, а представляют собой совокупность обязательств, охватывающих самостоятельные договорные виды и их разновидности .

Данное понятие широко используется как в учебной, так и в научной литературе. Г.П. Савичев определяет транспортное обязательство как «обязательство, которое одно лицо – перевозчик (оператор) обязуется совершить в пользу другого лица – грузоотправителя, грузополучателя, пассажира, багажа или грузособственник – определенные юридические или фактические действия по оказанию транспортных услуг, связанные с перевозкой, и другое лицо по оплате оказанных услуг в размере, установленном законом или соглашением сторон». Исходя из данного определения, понятие транспортных обязательств охватывает возмездные договоры оказания транспортных услуг, связанных с перевозкой. К сожалению, определение не охватывает предмет и содержание совокупности договоров на оказание транспортных услуг, например, охватываются не все субъекты, оказывающие транспортные услуги, ограничиваясь только услугами, связанными с перевозками.

Актуальность темы работы обусловлена тем, что правовая природа некоторых договоров остается неясной и спорной. Анализ трудов специалистов в области гражданского права показывает, что некоторым транспортным договорам уделено недостаточно внимания. Существует и ряд других вопросов, неразрешенных до настоящего времени.

Объектом работы является правовое регулирование отношений, связанных с перемещением грузов.

Предметом исследования являются транспортные обязательства, возникающие из договоров при наличии потребности в транспортных услугах.

Основные договорные транспортные обязательства по перевозке грузов и пассажиров рассматривали в своих статьях Кибкало А.А., Егорова Н.Ю. Ими были охарактеризованы такие виды транспортных договоров как договор перевозки груза, договор перевозки пассажиров и багажа, организационный договор, договор транспортной экспедиции, специальные перевозочные договоры. Ими так же были выделены формы взаимодействия сторон перевозочного процесса, рассмотрены классификация и виды перевозок.

Махиборода М.Н. в своей статье раскрыл понятие системы транспортных обязательств, выделил подсистемы и их особенности, определил место обязательств по перевозке.

Цель работы: опираясь на действующее законодательство изучить вопросы транспортных обязательств.

Для достижения основной цели необходимо решить следующие задачи:

— проанализировать понятие транспортных обязательств, их разновидности и участников;

— рассмотреть виды транспортных договоров, особенности их правового регулирования;

— рассмотреть особенности правового регулирования договора организации перевозки и договора перевозки;

— изучить особенности договоров фрахтования;

— раскрыть понятие и правовое регулирование транспортных обязательств.

Методологической основой данной работы явились Гражданский кодекс РФ, основные положения науки уголовного, уголовно-исполнительного права. Использовались научные труды ученых в этой области.

Нормативной базой работы послужили: Воздушный кодекс; Транспортный устав ЖД РФ; Кодекс торгового мореплавания; Кодекс внутреннего водного транспорта; ФЗ 1995 года «О федеральном ЖД транспорте».

Структура работы обусловлена целью, задачами и предметом исследования и отражает ее логику, состоит из введения, основной части из трех глав и заключения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Разработка концепции транспортного законодательства предполагает обоснование необходимости государственного регулирования функционального автомобильного транспорта, пределы и допустимые методы этого регулирования. В основу положен генеральный принцип свободы предпринимательской деятельности, что означает в первую очередь равную для всех субъектов возможность оказывать услуги автомобильными перевозками, реализуемую через систему предоставления личного неотчуждаемого права.

Транспортные законы и подзаконные акты должны базироваться на основных законах, а именно, на Конституции страны. И гражданском кодексе и в полной мере соответствовать их основным положениям.

Транспортное законодательство должно включать в себя основные положения таких общегражданских законов, как законы о страховании, о лицензировании, таможне и т.д. В транспортном законодательстве положения этих законов конкретизируются и должны отражать специфические особенности не только транспорта в целом, но и особенности отдельных видов транспортного (автомобильного, железнодорожного, воздушного и морского).

Транспортные обязательства обусловлены характером отношений, возникающих в процессе перевозок грузов, пассажиров и багажа. Спецификой таких отношений является то, что они опосредствуют сферу услуг нематериального (неовеществленного) характера, предоставляемых должником кредитору. В условиях рыночной экономики, обновления гражданского законодательства основания возникновения транспортных обязательств претерпели значительные изменения и в соответствии с этим, основанием возникновения транспортного обязательства следует признать принятую заявку, договор об организации перевозок грузов и договор перевозки (грузов, пассажира, багажа).

Существуют различные виды транспортных договоров, различающихся по моменту заключения договора, предмету договора, по субъектному составу, по форме договора, виду транспорта и др. К ним относятся договор перевозки грузов, пассажиров, договор транспортной экспедиции, договор автомобильной перевозки и др. Основным транспортным договором является договор перевозки груза. К правовым нормам, регулирующим отношения по перевозке, относятся ГК РФ и транспортное законодательство, включающее кодексы, уставы и иные законы и издаваемые в соответствии с ними правила, которые играют основную роль в регулировании взаимоотношений участников конкретных перевозок. Все они должны иметь статус федеральных законов, что гарантирует единообразие правового регулирования сходных отношений. Юридические отношения по перевозке складываются только при использовании определенных видов транспорта. Транспортом, используемым в связи с перевозкой, признаются только те перевозочные средства, которые указываются в специальном транспортном законодательстве.

При выполнении работы, опираясь на действующее законодательство, мною изучены вопросы транспортных обязательств, достигнуты поставленные цели:

— проанализировано понятие транспортных обязательств, их разновидности и участников;

— рассмотрены основные виды транспортных договоров, особенности их правового регулирования;

— рассмотрены особенности правового регулирования договора организации перевозки и договора перевозки;

— изучены особенности договоров фрахтования;

— раскрыты понятие и правовое регулирование транспортных обязательств.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. ОСОБЕННОСТИ ТРАНСПОРТНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ

§ 1.1 Понятие транспортных обязательств

Во всей системе обязательств по оказанию услуг особо важное место занимают транспортные обязательства. Это объясняется динамичностью современной жизни во всех ее сферах. При этом такие правоотношения очень часто сопряжены с иными. Так, производителю того или иного товара часто требуется его доставить клиенту, но своих ресурсов для этого может и не быть. Это только крошечный пример во всем многообразии сфер использования транспортных обязательств. Выделяются определенные виды транспортных обязательств со своими особенностями.

Термин имеет несколько трактовок. Так, в широком смысле — это правоотношения, по которым перевозчик намеревается и гарантирует осуществление действий, в том числе и юридического характера по перемещению груза, пассажира, багажа в интересах контрагента. Последний же принимает на себя ответственность за своевременную и 100% оплату произведенных исполнителем услуг.

Транспортные обязательства регулируются нынешним отечественным гражданским законодательством. Так, общие принципы содержатся в соответствующем кодексе, более детальное урегулирование правоотношений в зависимости от вида перевозки предусмотрено в совокупности отечественных законов.

Специфика и многообразие рассматриваемых договоров по перевозке предопределяет и особенности источников правового регулирования. Исходя из положений п. 2 ст. 784 ГК РФ можно сделать вывод, что к ним относятся положения гл.40 ГК РФ, транспортные уставы, кодексы, иные федеральные законы, а так же принятые в соответствии с ними правила соответствующих видов перевозок.

Таким образом, транспортные обязательства представляют собой систему, складывающуюся из подсистем обязательств по перевозке, которые отражены в главе 40 ГК РФ, и вспомогательных обязательств на транспорте, критерием которой является функциональное назначение заключаемых договоров.

Подсистема обязательств по перевозке включает договор по перевозке грузов, договор перевозки пассажира, договор фрахтования, договор перевозки в прямом смешанном сообщении, договор перевозки транспортом общего пользования, обязательства перевозчика по подаче транспортных средств, обязательства по погрузке, выгрузке груза, договор об организации перевозок, договор между транспортными организациями, договор между владельцами транспортных структур .

К подсистеме вспомогательных обязательств на транспорте отгостятся не имеющие самостоятельного значения, но при этом по правовым признакам сложившиеся правоотношения, непосредственно не являющиеся деятельностью по перемещению грузов, пассажира и багажа, а направленные на ее обеспечение и способствующие выполнению основного обязательства по перевозке.

Познанию сущности транспортных правоотношений способствует их классификация по различным основаниям, поскольку ее результаты позволяют наиболее детально представить себе полную картину развертывания на практике этого правового явления. Представляется целесообразным выделить несколько оснований классификации транспортных правоотношений.

Во-первых, в зависимости от функций, выполняемых нормами права. Поскольку транспортные правоотношения представляют собой форму воздействия права на общественные отношения, постольку, исходя из регулятивной и охранительной функций норм права, представляется возможным выделять регулятивные и охранительные транспортные правоотношения. Основную массу транспортных правоотношений составляют регулятивные отношения, устанавливающие субъективные права и юридические обязанности субъектов транспортного правоотношения, которые, в свою очередь, могут быть дифференцированы.

Во-вторых, по характеру правовых норм возможно выделение материальных и процессуальных транспортных отношений. Понятие процесса в практическом понимании состоит в совокупности упорядоченных юридически значимых действий, совершаемых субъектами права, направленных на нормативное урегулирование общественного отношения или разрешение на основе норм материального права конкретного жизненного случая. Соответственно, взаимосвязь материальных и процессуальных транспортных отношений заключается в том, что предметом регулирования процессуальных норм являются организационно-процедурные отношения, складывающиеся в сфере деятельности по реализации норм материального права. Эти нормы всегда содержат в себе решение вопроса, каким образом должна применяться материальная норма, что влечет возникновение процедурнопроцессуальных отношений. В частности, значительную процессуальную ориентацию имеют нормы транспортного права, регламентирующие порядок осуществления тех или иных видов транспортной деятельности, контроля и надзора в сфере транспорта и т.п .

В-третьих, по структуре юридического содержания выделяются простые и сложные правоотношения. Простые правоотношения состоят из одного права и соответствующей ей одной обязанности. Среди транспортных правоотношений подавляющее большинство составляют сложные отношения, включающие в себя несколько юридических прав и обязанностей.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы