Курсовая теория на тему Понятие и виды специальных административных режимов. Режим чрезвычайного и военного положения, режим охраны государственной границы. Меры принуждения при осуществлении специальных административных режимов
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЖИМА ВОЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ 6
1.1. Понятие и основания введения военного положения 6
1.2 Меры обеспечения режима военного положения 9
ГЛАВА 2 ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЖИМА ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ 11
2.1. Понятие, обстоятельства и порядок введения чрезвычайного положения. 11
2.2. Меры и временные ограничения, применяемые в условиях чрезвычайного положения. 13
ГЛАВА 3 ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ОХРАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ РФ 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29
Введение:
Под режимом военного положения понимается особый правовой режим, вводимый при возникновении угрозы безопасности РФ. Особенность правового режима военного положения заключается в том, что государственные органы наделяются особыми полномочиями, вводятся определенные ограничения прав граждан. Необходимость введения военного положения связана с необходимостью обеспечения безопасности государства и граждан Правовое регулирование военного положения осуществляется в соответствии с Федеральным конституционным законом «О военном положении» (далее закон о военном положении). Военное положение вводится на всей территории РФ или в отдельных местностях. Право на введение военного положения имеет Президент РФ, как верховный главнокомандующий. Однако его указ обязательно подлежит утверждению Советом Федерации в чем проявляется взаимный контроль ветвей власти. Основанием для введения военного положения могут быть только акты агрессии против РФ. Введение военного положения подразумевает особый режим деятельности государственных оранов и определенный перечень ограничений для граждан.
Режим чрезвычайного положения — это один из видов специальных административно-правовых режимов, который вводится на территории РФ или в ее отдельных местностях при наличии оснований, специально предусмотренных законом. Основными основаниями введения чрезвычайного положения являются попытки насильственного изменения конституционного строя РФ, вооруженный мятеж, беспорядки, а также чрезвычайные ситуации в результате опасных природных явлений или техногенных катастроф. Сущность режима чрезвычайного положения заключается в том, что государственные органы приобретают особые полномочия, которые направлены на ликвидацию возникшей опасной ситуации. А для граждан вводятся определенные ограничения, которые могут быть связаны с запретом пребывания на определенной территории или на улице после определенного времени. Но эти ограничения направлены на обеспечение общественной и личной безопасности.
Актуальность исследования действия специальных административно-правовых режимов заключается в том, что данные режимы предназначены для обеспечения безопасности государства, общества и граждан, но с другой стороны они включают в себя значительные ограничения правового положения граждан и предполагают изменение функций государственных органов. Поэтому введение и обеспечение режима военного положения и режима чрезвычайного положения, режима охраны Государственной границы должно осуществляться в строгом соответствии с положениями законодательства.
Объект исследования — отношения, связанные с введением специальных административно-правовых режимов.
Предметом исследования является правовое регулирование действия специальных административно-правовых режимов
Цель исследования — охарактеризовать основные особенности правового регулирования режима военного и чрезвычайного положения, режима охраны Государственной границы РФ.
Для достижения указанной цели должны быть выполнены следующие задачи: охарактеризовать общее понятие военного положения и основания для его введения, определить порядок обеспечения режима военного положения, рассмотреть основания и порядок введения чрезвычайного положения, определить меры, предпринимаемые при режиме чрезвычайного положения, охарактеризовать содержание и меры принуждения, применяемые при обеспечении режима охраны Государственной границы РФ.
Нормативную основу исследования составляют: Конституция РФ , Федеральный конституционный закон о военном положении, Федеральный конституционный закон о чрезвычайном положении и иные федеральные законы.
Теоретическую основу исследования составляют работы следующих авторов: Кузьмин В.А., Мелехин А.В., Тимофеев В.И. и др.
Структурно работа представлена введением, тремя главами, заключением и списком литературы.
Заключение:
В результате рассмотрения основных особенностей действия специальных административных режимов можно прийти к следующим выводам.
1. Режим военного положения можно охарактеризовать как особый режим функционирования органов государственной власти и особый режим правового статуса граждан, который и вводится в установленном законом порядке в случаях возникновения угрозы безопасности РФ в результате агрессии или непосредственной угрозы агрессии. Режим военного положения вводится Президентом РФ и утверждается Советом Федерации. Цель военного режима путем введения соответствующих мер обеспечить безопасность РФ и ее граждан.
2. В период действия военного положения принимаются следующие специальные меры: охрана общественного порядка и общественной безопасности в усиленном режиме, запрещение ведения определенных видов деятельности, въезда на определенную территорию, ограничение производственной деятельности, привлечение граждан к общественным работам и т д. В целом режим военного положения предполагает ограничение некоторых конституционных прав граждан: права на свободу передвижения, права на свободный выбор трудовой деятельности, свободы экономической деятельности и т д. Данные ограничения устанавливаются в целях обеспечения безопасности граждан в условиях военной угрозы и имеют целью ликвидацию возникшей угрозы.
3. Режим чрезвычайного положения относится к специальным режимам. Он отличается сразу несколькими особенностями. Введение при наличии установленного круга чрезвычайных обстоятельств, угрожающих безопасности граждан государства. К таким обстоятельствам относятся внутригосударственные беспорядки, вооруженные действия, деятельность незаконных вооруженных формирований и иные масштабные противоправные действия против государственной власти, а также чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера. Для этого режима также характерно установление новых принципов управления с созданием специальных временных органов и введение ограничений конституционных прав граждан, в частности право на свободу передвижения, свободу собраний и т д.
4. Режим чрезвычайного положения вводится указом Президента РФ с утверждением его Советом Федерации. Указ определяет основные меры, которые должны быть введены в связи с введением чрезвычайного положения. Перечень этих мер зависит от тех обстоятельств, которые вызвали необходимость введения чрезвычайного положения. Деятельность всех органов государственной власти должна быть направлена на ликвидацию указанных обстоятельств в возможно короткие сроки. Все введенные ограничения должны быть обусловлены только необходимостью обеспечения безопасности.
5. Система пограничных органов входит в систему органов обеспечения безопасности РФ. Так в рамках органов Федеральной службы безопасности создана пограничная служба и ФСБ является органом исполнительной власти возглавляющим систему пограничных органов, в которую входят управления, органы пограничного контроля, оперативные органы, пограничные войска и т д. Полномочия пограничных органов по применению мер административного принуждения определены законом о государственной границе. Так с целью пресечения совершения правонарушений работники пограничных органов вправе осуществлять досмотр и проверку документов, административное задержание, воспрещение прохода через государственную границу.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1 ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЖИМА ВОЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Понятие и основания введения военного положения
К военным полномочиям Президента относится введение и отмена военного положения, а также обеспечение режима военного положения. «Военное положение является необходимой мерой обеспечения безопасности РФ в случае возникновения агрессии или угрозы агрессии со стороны других государств» . Таким образом, военные полномочия Президента позволяют ему: осуществлять командование вооруженными силами, непосредственно определять их состав и условия применения; устанавливать военную доктрину и определять возможные угрозы безопасности РФ и пути их преодоления, определять позицию государства по вопросам вооруженных конфликтов, решать вопросы, касающиеся деятельности вооруженных сил по защите территории РФ и обеспечения ее безопасности; принимать меры направленные на защиту территории РФ путем введения военного положения.
«Особые правовые режимы Российской Федерации устанавливаются посредством введения в действие норм чрезвычайного законодательства. Это следует рассматривать как естественную и в то же время необходимую и обязательную реакцию государства на конкретный вид угрозы. Чаще всего это группа угроз внутригосударственного или внешнего характера, способных повлечь за собой возможность наступления (или наступление) чрезвычайной ситуации, представляющей опасность для интересов личности, общества и самого государства» .
Согласно нормам закона о военном положении под военным положением понимается особый правовой режим, вводимый в случаях агрессии против РФ или непосредственной угрозы агрессии. «Под этим определением понимается особый правовой режим, т.е. система обязательных принципов, правил, мероприятий, норм, установленных для какого-либо вида деятельности, включающая в себя комплекс политических, военных, экономических, правовых и иных мер, направленных на создание условий для отражения или предотвращения агрессии против РФ» .
Законодатель определил следующую процедуру введения режима военного положения. На территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях оно вводится указом Президента Российской Федерации, который носит предварительный характер. В указе Президента РФ указываются обстоятельства, которые являются основанием для введения военного положения, сроки введения военного положения и территории, на которых вводится военное положение. Указ Президента подлежит утверждению Советом Федерации в течение 48 часов после его принятия.
«Причинами объявления военного положения в России в современных условиях могут являться только причины внешнего характера, представляющие угрозу для национальной безопасности, суверенитета и территориальной целостности государства. Отсюда следует, что основная цель введения военного положения в стране — это создание должных условий для отражения агрессии или предотвращения ее непосредственной угрозы.» .
Таким образом, режим военного положения является разновидностью особого административно-правового режима, который устанавливается органами власти в случае необходимости обеспечения безопасности государства и его граждан при наличии актов агрессии или угрозы агрессии в отношении РФ со стороны иностранных государств.