Методика преподавания Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Понятие и виды самостоятельной работы в вузе

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ВЫСШЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ 5

1.1. Самостоятельная работа студентов: понятия и основные виды 5

1.2. Особенности самостоятельной работы студентов в высшем профессиональном образовании 7

1.3. Цели, содержание и условия организации самостоятельной работы студентов в высшем профессиональном образовании 10

Выводы по первой главе 13

2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА 14

2.1. Изучение самообразовательной деятельности как компонента самостоятельной работы студентов педагогического вуза 14

2.2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений 16

Выводы по второй главе 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29


  

Введение:

 

Курсовая работа посвящена анализу понятия и видов самостоятельной работы в вузе.

Актуальность выбранной темы исследования обусловлена тем, что происходящие в обществе процессы, связанные с социально-экономической трансформацией и социокультурной модернизацией, обосновывает выдвижение образовательной сферы в центр осмысления перспектив российского общества. Общество испытывает необходимость в получении качественного образования, повышения его эффективность и модернизации. Это обусловлено и тем, что внутренние закономерности образовательных систем тесно связаны с иными элементами системного окружения, а именно социумом, экономической сферой, органами государственной власти, цивилизацией. На современном этапе развития общественных отношений российское образование направлено на формирование механизма наиболее устойчивого развития и функционирования системы образования в соответствии с новыми требованиями, а также социальными потребностями общества, экономическими потребностями общества, в том числе, запросами отдельно взятой личности.

В этой связи приоритетные изменения в общественной сфере обосновывают принципиально новые требования к учебным заведениям. Современный выпускник обязан обладать всем спектром информационных технологий, обладать коммуникативными способностями, уметь работать активно в команде, использовать полученные знания не только для осуществления деятельности, но и для повышения квалификации. По этой причине студенты высших педагогических заведений должны усвоить определенную систему знаний и профессиональных умений, учебные заведения обязаны принимать во внимание конкретные индивидуально-психологические возможности и особенности каждого отдельно взятого студента. Приоритетное значение для студентов имеет организация в их обучении самостоятельного труда студентов, их самостоятельной работы для их своевременной подготовки к формированию активной личности, которая необходима представителям современного общества и промышленного производства. В настоящее время студенты обязаны активно заниматься самообразованием, иметь как определенные деловые качества, так и проявлять в случае необходимости деликатность, тонкость в отношении с иными людьми.

Анализ степени изученности выбранной темы исследования позволяет сделать вывод о том, что данная тема детально разработана современными исследователями. В частности, нами были проанализированы работы таких авторов, как Вахрушева О.В., Демьяненко Ю.И., Жаркова Е.Ю., Капранчикова К.В. и других авторов.

Цель исследования — провести комплексное исследование понятия и видов самостоятельной работы в вузе.

Задачи исследования:

1.Дать определение понятия «самостоятельная работа студентов», определить виды самостоятельной работы студентов.

2.Охарактеризовать особенности самостоятельной работы студентов в вузе.

3.Выявить цели, содержание и условия организации самостоятельной работы студентов в вузе.

4.Изучать особенности самообразовательной деятельности как компонента самостоятельной работы студентов в вузе.

5.Представить методические рекомендации по организации самостоятельной работе студентов в вузе.

Предмет исследования — понятие, виды самостоятельной работы студентов в вузе.

Объект исследования — общественные отношения, которые формируются в рамках организации самостоятельной работы в вузе.

Методология исследования представлена общенаучными методами: анализ, синтез, индукция, дедукция, абстрагирование; специальными методами: теоретический анализ, индуктивный анализ, дедуктивный анализ.

Теоретическая значимость исследования заключается в проведении детального анализа понятия и видов самостоятельной работы в вузе.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов исследования в рамках преподавания дисциплины «Методика преподавания».

Структура курсовой работы обусловлена задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 


Анализ выбранной темы исследования позволяет сделать следующие выводы:

1. Отметим, что основополагающей задачей высшего педагогического образование является создание творческой личности педагога, который будет стремиться не только к саморазвитию и самообразованию, а также к основам инновационной деятельности. Решение указанной выше задачи непосредственно невозможно без процесса передачи необходимых знаний в готовом виде от преподавателя к студентам. В этой связи приоритетными задачами преподавателями являются:

— переведение студента из статуса пассивного потребителя необходимых знаний в активного их творца,

— помогать студентам в формировании необходимых проблем,

— оказывать содействие студентам в проведении анализа путей решения поставленных выше задач,

— подбор наиболее оптимальный результатов для решения проблем и доказательств его правильности.

В настоящее время органы государственной власти реализуют в сфере высшего педагогического образования реформирование, содержание которого непосредственно связано с переходом от тенденции обучения к тенденции образования. В этой связи стоит акцентировать внимание на том, что самостоятельная работа студентов высших учебных заведений представляет собой приоритетной формой образовательного процесса и процесса воспитания, и по этой причине обязана являться их основополагающим элементом.

Указанные выше тенденции обосновывают ориентацию образования преимущественно на активные методы обучения и овладения специальными знания, а также развитие и функционирование определенных творческих способностей студентов. Безусловно, важным является и процедура перехода от поточного обучения к индивидуализированному обучению, когда во внимание принимаются все имеющиеся потребности и возможности личности. Постепенно происходит увеличение числа часов, отведенных вузом на самостоятельную работу студентов.

В этой связи существенно усиливается роль самостоятельной работы студентов. Это в рамках практической деятельности требует детального пересмотра организации основ учебно-воспитательного процесса в высших педагогических заведениях. В целом, сам процесс обучения и воспитания обязан строиться так, чтобы развивались не только умения студентов учиться, но и студенты обязаны постоянно стремиться к саморазвитию, в том числе, творческому применению полученных знаний, активное использование потенциальных способов адаптации к профессиональной деятельности в рамках современных общественных отношений.

Однако, как показывают материалы практики, самостоятельная работа в высших учебных заведениях, ее планирование, в том числе, основные организационные формы и методы, а также система отслеживания основных результатов представляет собой одно из слабых мест в контексте практики вузовского образования. Данная проблема еще детально не исследована современными исследователями в рамках других проблем педагогической теории. Анализируется и данная проблема относительно к современной образовательной ситуации, таким изменениям, как диверсификация высшего образования, введение необходимых образовательных стандартов, формирование и последующее внедрение системы педагогического мониторинга и контроля.

Первоначально необходимо детально определить, что из себя представляет собой самостоятельная работа студентов высших учебных заведений. В данной ситуации — это любая без исключения деятельность, которая обязана с обучением или воспитанием современного специалиста. Отметим, что любой без исключения вид занятий, который формирует условия для рождения самостоятельной мысли и познавательной активности современного студента непосредственно связан с организацией самостоятельной работы студентов. Кроме того, стоит подчеркнуть, что в широком смысле под понятием «самостоятельная работа» необходимо понимать конкретную совокупность всей самостоятельной работы студентов, как в рамках учебной аудитории, так и вне учебной аудитории, то есть в непосредственном контакте с преподавателем, так и в контексте его фактического отсутствия.

2. Необходимо подчеркнуть, что активная самостоятельная работа студентов в высшем образовании осуществима только при наличии достаточно серьезной и устойчивой мотивации. Одним из самых приоритетных факторов является процесс подготовки к дальнейшей наиболее эффективной профессиональной деятельности.

Далее детально представлены основополагающие внутренние факторы, которые непосредственно способствуют активизации самостоятельной работы студентов. Среди них необходимо выделить следующие основополагающие факторы:

— полезность выполняемой студентами самостоятельной работы. Так, например, если студент будет знать о том, что основные результаты его самостоятельной работы будут использованы преподавателем в рамках лекционного курса, а также методическом пособии, в рамка проведения лабораторного практикума, в контексте подготовки публикации или прочим образом, то его отношение к процессу выполнения задания существенно меняется в положительную сторону, существенным образом повышается качество и уровень выполняемой студентом самостоятельной работы. Важным аспектом является психологическая настройка студентов высших заведений, необходимо детально объяснить студенту важность выполняемой самостоятельной работы.

— иным вариантом использования фактора полезности является активное и непосредственное применение результатов самостоятельной работы студентов в рамках процесса профессиональной подготовке. Так, в частности, преподаватель может выдать студенту задание на подготовку выпускной квалификационной работы не на последнем курсе, а на одном из младших курсов. На протяжении всего периода обучения он может последовательно выполнять принятые на себя самостоятельные задания, которые связаны с разными циклами дисциплин:

— гуманитарный,

— социально-экономический,

— естественно-научный,

— общепрофессиональный.

Отметим, что выполненные раннее задания могут составить одни из разделов последующей выпускной квалификационной работы студентов.

— активное участие студентов высших учебных заведений в рамках творческой деятельности. Самостоятельная работа студентов может быть выражена в следующих видах работы:

— научно-исследовательская работа,

— опытно-конструкторская работа,

— методическая работа, которая реализуется непосредственно в рамках той или иной кафедре.

3.Подчеркнем, что организация самостоятельной работы по дисциплине «Организация самостоятельной работы студентов в высшем учебном заведении» включает в себя разные типы заданий:

— усвоение необходимых как теоретических, так и практических знаний,

— изучение и последующее обобщение имеющегося передового практического опыта,

— эффективная реализация основополагающих творческих возможностей высших учебных заведений,

— анализ и разрешение заданий, обладающих учебным, производственным и исследовательским характером. Отметим, что их непосредственное выполнение в рамках самостоятельной работы студентов предполагает использование разных форм и видов самостоятельной работы, выбор которых во много обусловлен от конкретного этапа изучения учебной дисциплины.

Акцентируем внимание на том, что на современном периоде развития общественных отношений под понятием «самостоятельная работа студентов» понимается как особая организационная форма обучения, а также совокупность особых педагогических условий, которые непосредственно обеспечивают процесс управления учебной деятельностью студентов или деятельность студентов, которые связаны с освоением необходимых знаний, учений, связанных с учебной или научной деятельности без использования посторонней помощи, например, преподавателя.

Далее кратко проанализируем основополагающие положения курса «Организация самостоятельной работы студентов высших учебных заведений». Отметим, что приоритетной целью организации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений:

— проведение необходимой систематизации и закрепления полученных от преподавателя и в рамках обучения теоретических знаний, а также практических умений студентов,

— необходимость углубления и последующего расширения необходимых теоретических знаний,

— способность понимать и анализировать как нормативную, так и правовую, справочную, а также специальную литературы,

— развитие и функционирование основополагающих познавательных способностей, а также активности студентов, основ творческой инициативы, в том числе, таких качеств как:

— самостоятельность,

— ответственность,

— организованность.

— формирование относительно самостоятельного мышления, а также способностей к саморазвитию, самосовершенствованию, самореализации.

— формирование необходимых практических умений и навыков. Исследователи классифицируют практические умения и навыки на:

— общеучебные умения и навыки,

— профессиональные умения и навыки.

— детальное развитие исследовательских умений,

— выработка и реализация основных навыков наиболее эффективной самостоятельной профессиональной деятельности, выражающаяся как в рамках практической деятельности, так и науке, в том числе, на уровне мировых стандартов.

2.В контексте заключительного этапа исследования проводились разработки технологии педагогического руководства самостоятельной работы студентов высших учебных заведений, на экспериментальном уровне проверялась ее эффективность. В основание процедуры разработки указанной технологии были заложены результаты проведенного анализа самостоятельной работы студентов. Результатом является формирование структура их готовности студентов к процессу самообразования. В целом, стоит акцентировать внимание на том, что разработанная в рамках исследования технология педагогического руководства самостоятельной студентов состоит из трех приоритетных этапа:

— подготовительный этап,

— организационный этап,

— деятельностный этап,

— аналитический этап.


 

Фрагмент текста работы:

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ВЫСШЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

1.1. Самостоятельная работа студентов: понятия и основные виды

Анализируя особенности, понятие и основные виды самостоятельной работы студентов, отметим, что приоритетная задача высшего специального образования заключается в формирования основ наиболее творческой личности специалиста. Обществу необходим специалист, которые будет стремиться к процессу саморазвития, самообразования, а также к реализации основных аспектов инновационной деятельности. Как справедливо отмечают исследователи, решение указанной задачи невозможно в рамках практической деятельности только посредством передачи специальных знаний в готовом виде от преподавателя конкретному студенту . Требования современной образовательной системы обуславливают необходимость перевода студента вуза из простого пассивного потребителя знаний в их активного творца. Студент обязан уметь формулировать проблемы, анализировать пути их решения, искать наиболее оптимальные варианты их решения. Происходящая в настоящее время реформа высшего специального образования непосредственно затрагивает плавный переход от парадигмы обучения к парадигме образования. В этой связи именно самостоятельная работа студентов выступает в качестве приоритетной формы образовательного процесса, постепенно становится его основой.

Поставленные выше задачи обосновывают ориентацию образовательного и воспитательного процесса на использование преимущественно активных методов обучения, овладения знаниями, стремление к развитию основных творческих способностей студентов, переход от процедуры поточного обучения к процедуре индивидуализированного обучения, принимаются во внимание потребности и возможности каждого отдельно взятого студента. Постепенно увеличивается количество часов, отводимых учебным заведением на организацию студентами самостоятельной работы. Увеличение количества часов приводит к необходимости принципиального пересмотра организации учебно-воспитательного процесса. Делается акцент на том, что у студентов должно развиваться умение учиться, умение и стремление к саморазвитию, творческому применению полученных знаний, основным способам адаптации к ведению профессиональной деятельности в сложившихся современных условиях.

Как отмечают современные исследователи в области педагогики организация самостоятельной работы студентов, ее планирования, а также основополагающие организационные формы и методы, в том числе, система отслеживания результатов представляет собой одну из приоритетных проблем

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы