Курсовая теория на тему Понятие и виды государственной пенсии
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава
1. Государственная пенсия в системе пенсионного обеспечения. 4
1.1.
Основания классификации видов пенсии. 4
1.2.
Виды государственной пенсии. 10
Глава
2. Характеристика отдельных видов государственных пенсий. 14
2.1.
Основы пенсионного государственных служащих. 14
2.2.
Особенности правового регулирования социальной пенсии. 18
Заключение. 29
Список
использованных источников. 32
Введение:
Актуальность темы. Все вопросы функционирования пенсионной
системы в России являются вопросами благополучия и достойной жизни людей
пожилого возраста. Для любой страны мира пенсионная система, ее реформирование,
совершенствование – это важнейший социальный выбор, эффект от которого
рассчитан на десятилетия вперед.
Затрагивая вопрос о пенсии и обо всем, что с ней связано,
общество в наши дни в большинстве случаев не только не задумываются, но и
откровенно говоря, не понимают, зачем сейчас думать о пенсионном страховании, и
отдавать какие-то проценты от нынешнего заработка, теряя при этом прибыль на
такое далекое понятие как пенсионное страхование. Откладывая вопрос на потом, и
надеясь на решение этой проблемы по мере ее поступления, создаются огромные
проблемы для государства и пенсионного обеспечения в целом, что создает дефицит
в бюджете на пенсионное обеспечение и трудность в поиске путей ее решения.
Объект работы – общественные отношения, складывающиеся в
связи с организацией системы пенсионного обеспечения.
Предмет работы – нормы законодательства, регулирующие систему
пенсионного обеспечения, научная и учебная литература по вопросам,
рассматриваемым в настоящем исследовании, материалы судебной практики.
Цель работы – изучить понятие и виды государственной пенсии.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие
задачи:
1. Рассмотреть основания классификации видов пенсии.
2. Выявить
виды государственной пенсии.
3. Охарактеризовать основы пенсионного государственных служащих.
4. Исследовать
особенности правового регулирования социальной пенсии.
Заключение:
Государственные пенсии являются основным источником
существования для определенных слоев населения. Для другого круга социально
незащищенных граждан они являются не основным, но существенным доходом бюджета
семьи. Поэтому, пенсионное обеспечение на территории нашей страны должно быть
всегда устойчивым и стабильным. За годы перестройки и реформ в России много
сделано для строительства правового государства. И, в первую очередь, это нашло
отражение в изменении механизма самого пенсионного обеспечения граждан. Но все,
же имеются некоторые отклонения, которые со временем, возможно, исправить без
особых затрат.
Основной проблемой пенсионного обеспечения остается размер
пенсий, который, не смотря на свое постепенное возрастание, не совершенен. И
действительно, уровень жизни наших пенсионеров несопоставим с уровнем жизни
европейцев. Такое несовершенство связано с нерациональным использованием
бюджетных средств. При составлении бюджета на очередной финансовый период
государству необходимо сбалансировать пенсионные поступления и выделять больше
денежных средств на выплату пенсий. В связи с тем, что по мере постепенного возрастания
размера пенсий или же, в другой ситуации, заработной платы, возрастают цены на
продукты питания и другие необходимые товары, в обществе появляется
нестабильность. В большей степени это обусловлено инфляцией, которая существует
в России на протяжении нескольких лет на примерном уровне 11-12%.
Особенности правовой природы государственной службы
обуславливают специфику правового регулирования пенсионного обеспечения
государственных служащих, членов из семей.
Пенсия федеральным государственным служащим – это выплата,
назначаемая государственным гражданским служащим, военнослужащим, членам их
семей при условии наличия минимального стажа государственной службы и
достижении возраста, дающими право на получение пенсии.
Новейший этап правового регулирования пенсионного
обеспечения государственных служащих связан с поэтапным увеличением с 2017 года
минимального стажа государственной службы, дающей право на пенсию за выслугу
лет с 15 до 20 лет и увеличение пенсионного возраста до 65 лет для мужчин, и 63
года — для женщин.
Право на государственное пенсионное обеспечение государственных
гражданских Российской Федерации предполагает создание для государственных служащих
равных с иными служащими Российской Федерации правовых условий их пенсионного
обеспечения.
Размер государственного пенсионного обеспечения
государственных служащих установлен ст. 14 Закона о государственном пенсионном
обеспечении. Данной категории граждан устанавливается государственное пособие
за выработку лет при стаже службы 15 лет в величине 45% средней месячной
зарплаты федерального служащего, за вычетом страхового обеспечения по старости
(инвалидности), фиксированной (базовой) выплаты к страховой пенсии и повышений,
установленных соответственно Закону о страховых пенсиях.
Социальная пенсия выплачивается гражданам в случае отсутствия
права на иной вид государственной поддержки. К примеру, если человек не
наработал необходимый стаж, из-за чего не может оформить страховую пенсию.
Социальная пенсия представляет собой ежемесячные денежные выплаты, назначаемые
с целью обеспечения социально незащищенных слоев населения, если у них
отсутствуют иные источники дохода.
Выделяют 3 вида социального пенсионного обеспечения:
— По старости. Право на нее имеют нетрудоспособные лица,
достигшие определенного возраста, являющиеся как гражданами Российской
Федерации, так и лицами без гражданства. Также право на получение такой выплаты
имеют граждане из числа малочисленных народов Севера.
— По случаю потери кормильца. Такая выплата положена
несовершеннолетним детям или студентам до 23 лет, потерявшим как одного, так и
обоих родителей, а также в случае, если родители неизвестны.
— По инвалидности. Положена инвалидам 1, 2 и 3 группы,
детям-инвалидам и инвалидам с детства, которые также никогда не работали.
Важно отметить, что средства на социальное пенсионное
обеспечение поступают из государственного бюджета, а не из страховых взносов,
что собственно и отличает ее от страхового пенсионного обеспечения.
В завершении следует сказать, что государственные пенсии на
территории нашей страны урегулированы нормами права, которые постоянно
обновляются и усовершенствуются. Пенсионная система функционирует стабильно и
рационально. Но для более эффективной пенсионной деятельности необходимо внести
некоторые изменения в нормативную базу, что приведет к существенным улучшениям.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Государственная пенсия в системе
пенсионного обеспечения 1.1. Основания классификации
видов пенсии В 1993 году была принята Конституция РФ [1],
которая в ст. 39 установила, что каждому гражданину гарантируется социальное
обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для
воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Реализация данной
конституционной нормы осуществляется прежде всего системой обязательного пенсионного
страхования, которая не только является основной формой социальной защиты
пожилого населения, но и стала в дальнейшем важнейшим и необходимым элементом
социально-экономических отношений современной России [30,
с. 103].
Приведенные выше конституционные нормы получили свое
дальнейшее развитие в нормативных правовых актах, таких как Федеральный закон
от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в
Российской Федерации» [5].
В свою очередь, в доктрине права различают несколько видов
пенсионных систем в зависимости от способа ее финансирования, типов
осуществления взносов, порядка осуществления расчета выплат и условий
вовлечения работников (обязательного или добровольного) в этот процесс.
В этой связи в основу пенсионного обеспечения может быть
заложена одна из приведенных моделей пенсионной системы: распределительная
(солидарная); накопительная (капитализированная); смешанная
(распределительно-накопительная), которая сочетает в себе две вышеназванные модели
и отличается повышенным уровнем социальной защиты населения, дополнительным
пенсионным обеспечением лиц, а также высоким уровнем жизни пенсионеров. Именно
такой тип пенсионного обеспечения используется в настоящее время большинством
государств.
Выделяют еще одну классификацию моделей пенсионного
обеспечения, которая в большей степени характерна для стран с развитой
экономикой: классическая, социально ориентированная и
либерально-демократическая модели пенсионного обеспечения [32,
с. 54].
Так, согласно классической модели Бисмарка (которая
применяется в Германии, Испании, Франции) пенсионное обеспечение осуществляется
путем перераспределения пенсионных взносов работающих граждан в пользу пенсионеров
в зависимости от объема уплаченных взносов участника в пенсионную систему.
Особенностью либерально-демократической модели Бевериджа
(используется в Великобритании, США и Японии) является перераспределение
средств от более состоятельных граждан к менее состоятельным путем отчисления
на общие налоги.
Социально ориентированная модель (действует в Швеции, Норвегии,
Дании) гармонично сочетает в себе признаки как солидарной, так и накопительной
пенсионной системы.
Безусловно, идентичные пенсионные системы не могут
существовать ввиду различий в государственном устройстве, политических системах
и экономических возможностях государств, структурного построения пенсионной
системы, формирования и централизации финансовых ресурсов. Тем не менее в
большинстве государств активно используется именно смешанный тип пенсионного
обеспечения, который оправдывает наибольшие ожидания, поскольку стимулирует
граждан к участию в формировании пенсионных накоплений, с одной стороны, и
гарантирует минимальный объем выплат государством — с другой. Исключением не стала
и национальная пенсионная система, в которой отмечаются следующие тенденции,
отчасти продиктованные экономической и демографической ситуацией в стране [17,
с. 30].
В пенсионной системе Российской Федерации, действующей с
2002 г., пенсии разделяются на два типа: государственные (пенсии по
государственному пенсионному обеспечению), финансируемые непосредственно за
счет федеральных налоговых поступлений, и страховые, финансируемые за счет
средств работодателей (страхователей), уплачиваемых за работников (застрахованных)
в виде страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Такая классификация пенсий базируется исключительно на
финансовом критерии и имеет достаточно условный характер. Страховые пенсии устанавливаются
согласно федеральному законодательству (т.е. государством) и в этом смысле
также могут рассматриваться как государственные.
Вместе с тем на современном этапе развития
общественно-правовой мысли, нашедшем соответствующее отражение в законодательной
практике и юридической литературе, терминология, в которой используется
указание на государство, применяется исключительно в случаях, когда речь идет о
непосредственном участии государства в том или ином процессе (в данном случае —
в финансировании пенсий).
Наиболее наглядно указанные изменения можно проследить на
примере трансформации, произошедшей с применением термина «государственное
пенсионное страхование». Этот термин широко использовался с 1990 г. и был
применен в таких ключевых для организации пенсионного обеспечения актах, как
Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации (России) [11],
утвержденное Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. №
2122-1, и Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном
(персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования»
[4].
Однако после принятия в 1996 г. части второй Гражданского
кодекса РФ [3]
под государственным страхованием стали понимать только те виды обязательного
страхования, которые осуществляются непосредственно государством (т.е. за счет
бюджетных источников) [24,
с. 174], что непосредственно вытекает из положений ст. 969 данного Кодекса.
Пенсионное страхование является видом социального
страхования и осуществляется за счет средств работодателей, поэтому в настоящее
время может использоваться только термин «обязательное пенсионное страхование»,
окончательно введенный в юридический обиход Федеральным законом от 16 июля 1999
г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» [6].
Закон № 400-ФЗ [9]
регулирует правоотношения по поводу получения только страховых пенсий, которые от
других видов пенсий отличает их двуединая сущность: страховые пенсии, с одной
стороны, являются основным элементом государственной пенсионной системы, а с
другой — представляют собой важнейший вид обеспечения по обязательному
социальному страхованию.
С реформированием пенсионной системы никаких революционных
изменений в вопросе классификации пенсий не произошло. Сохранены три «классических»
вида пенсии, применяемых в течение длительного времени как в мировой, так и в
отечественной юридической практике. Это страховая пенсия:
1) по старости;
2) по инвалидности;
3) по случаю потери кормильца.
Данная классификация видов страховых пенсий основывается на
ст. 7 Конституции РФ, гарантирующей каждому социальное обеспечение по возрасту,
инвалидности, по случаю потери кормильца посредством установления
государственных пенсий, а также полностью корреспондирует с видами страхового
обеспечения, предоставляемого системой обязательного пенсионного страхования.
В системе государственного пенсионного обеспечения также действуют
указанные три вида пенсии, однако со спецификой, определяемой государственной
службой, в частности, пенсию по старости в данном случае замечает пенсия за
выслугу лет, право на назначение которой может наступить раньше биологической
старости застрахованного лица.
Тем самым пенсии классифицируются законодателем на два вида
в зависимости от источника их финансирования: страховые пенсии и пенсии по
государственному пенсионному обеспечению. Первые из названных пенсий
финансируются в первую очередь за счет средств страхователей (работодателей),
уплачиваемых в виде страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Финансирование государственного пенсионного обеспечения производится за счет
средств федерального бюджета [31,
с. 98].
Закон № 400-ФЗ устанавливает основания возникновения и
порядок реализации права на страховые пенсии лиц, застрахованных в системе
обязательного пенсионного страхования.
Закон № 166-ФЗ регулирует отношения, связанные с условиями,
нормами и порядком назначения пенсий таким категориям граждан, как: федеральные
государственные гражданские служащие; военнослужащие; участники Великой
Отечественной войны; граждане, награжденные знаком «Жителю блокадного
Ленинграда»; граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф;
граждане из числа космонавтов; граждане из числа работников
летно-испытательного состава; нетрудоспособные граждане.
Нетрудоспособным гражданам устанавливается социальная пенсия
(по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца). Отдельно можно
выделить группу досрочных пенсий. Названные пенсии можно классифицировать по
основаниям их установления на следующие четыре группы:
1. Пенсии, назначаемые в связи с работой во вредных, тяжелых,
особых и др. условиях труда (подпункты 1 — 15 части 1 статьи 30 Закона 400-ФЗ).
В частности, к лицам, которым может быть установлена такая пенсия, относятся:
граждане, работавшие на подземных работах, на работах с вредными условиями
труда, в горячих цехах; женщины, работавшие в качестве трактористов-машинистов;
женщины, работавшие в текстильной промышленности на работах с повышенной
интенсивностью и тяжестью; граждане, работавшие непосредственно на
лесозаготовках и лесосплаве; граждане, работавшие в плавсоставе на судах
морского, речного флота и флота рыбной промышленности и др. [16,
с. 5].
2. Пенсии, назначаемые в связи с длительным выполнением
профессиональной деятельности (подпункты 16 — 21 части 1 статьи 30 Закона №
400-ФЗ). Данные пенсии назначаются спасателям, работавшим в профессиональных
аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных
формированиях МЧС России и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций;
лицам, работавшим с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих
уголовные наказания в виде лишения свободы, Минюста России; гражданам,
работавшим на должностях Государственной противопожарной службы МЧС России; лицам,
осуществлявшим педагогическую деятельность, лечебную и иную деятельность по
охране здоровья населения и творческую деятельность. Также к этой категории
можно отнести досрочные страховые пенсии гражданам из числа работников
летно-испытательного состава (статья 31 Закона № 400-ФЗ).
3. Пенсии, назначаемые в связи с работой в особых климатических
условиях (подпункты 2, 6 и 7 части 1 статьи 32 Закона № 400-ФЗ). Такие пенсии
устанавливаются лицам, работавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к
ним местностях.
4. Пенсии, назначаемые по социальным мотивам и состоянию
здоровья (подпункты 1, 3 — 5 части 1 статьи 32 Закона № 400-ФЗ). Право на
данную пенсию имеют женщины, родившие пять и более детей и воспитавшие их до
достижения ими возраста 8 лет, один из родителей инвалидов с детства,
воспитавший их до указанного возраста, либо опекун инвалидов с детства;
инвалиды вследствие военной травмы; инвалиды по зрению, имеющие I группу
инвалидности; граждане, больные гипофизарным нанизмом (лилипуты), и
диспропорциональные карлики.
Существуют также классификации правоотношений в пенсионном
обеспечении, но более удачной, по нашему мнению, является та, в основе которой
лежит содержание правоотношения:
1. социально-страховые, речь идет об общеобязательном
государственном и добровольном, негосударственном пенсионном страховании;
2. процедурные, что направлены на реализацию лицом права на
пенсионное обеспечение;
3. материально-обеспечительные, непосредственное получение
пенсионных выплат;
4. процессуальные, что направлены на защиту нарушенного
права лица на пенсионное обеспечение.