Курсовая теория на тему Понятие и структура правосознания
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Оглавление
Введение. 2
Глава 1. Общая характеристика правосознания. 4
1.1. Понятие и сущность правосознания. 4
1.2. Структура, форма и уровни правосознания. 14
Глава 2. Роль правосознания в правовом регулировании. 20
2.1. Виды правосознания. 20
2.2.
Признаки, роль и функции правосознания. Деформация правосознания. 24
Заключение. 31
Список
использованных источников. 33
Введение:
Правосознание играет
особую роль в любом обществе. Его важность сложно переоценить, но, несмотря на
это, иногда представляется достаточно сложным точно определить: что есть
правосознание? Как оно формируется? По каким критериям делится? Существуют ли
различные виды правосознания и, если да, то какие? Представляется, что четкое
понимание такого базового феномена, как правосознание, очень важно для
формирования широких теоретических знаний, которые нужны будущему юристу.
Все изменения, происходящие в политической, социальной
или духовной сфере жизни общества, в конечном счете направлены на построение
правого государства, признающего, соблюдающего и защищающего права и свободы
человека и гражданина. То, насколько общество готово, прежде всего, с
психологической точки зрения, к подобным реформам, определяет их
жизнеспособность на определенном этапе. «При этом возможность формирования
правового государства напрямую зависит от уровня правосознания и правовой
культуры граждан»[1].
Д.А.Медведев на Втором Общероссийском гражданском
форуме заявил следующее: «… правовым, а стало быть, и справедливым государством
может быть только такое, где и власть, и общество хорошо знают и уважают законы
своей страны»[2].
Безусловно, Дмитрий Анатольевич имел в виду высокий уровень гражданского
правосознания.
В связи с таким положением вещей, ясно видно, что
вопросы правосознания, его понятия, применения, процесса влияния на его
развитие в разные периоды жизни граждан и т.д. становятся очень актуальными,
особенно на фоне политических событий, происходящих на данный момент в России и
в мире.
«Вопросы правосознания актуализируются вследствие
динамичного развития российской государственности, изменения ценностей,
востребованности права в качестве регулятивной ценности»[3].
Кардинальная трансформация системы политико-правового мышления в России,
начавшаяся в 1990-х гг., так же подталкивает к изучению правосознания, так как
в наши дни продолжается процесс смены содержания и способов осуществления
юридической деятельности.
Однако, стоит так же отметить, что, к сожалению, в
настоящее время «… отдельных монографических исследований, посвященных
глубокому теоретическому осмыслению… вопросов правосознания… мало. В связи с
этим существует настоятельная необходимость к выработке новых подходов к
исследованию роли правосознания…»[4].
Объектом настоящего исследования выступает
правосознание. Предметом исследования являются положения, выработанные общей
теорией государства и права. Целью исследования является комплексный анализ
правосознания.
Объект, предмет и цель исследования обусловили
необходимость постановки и решения следующих задач:
– охарактеризовать понятие и сущность правосознания;
– проанализировать структуру, форму и уровни
правосознания;
–исследовать виды правосознания;
–обозначить признаки, роль и функции правосознания, а
также различные виды деформации правосознания.
Исследование носит комплексный характер, используются
как общенаучные, так и частнонаучные методы: анализ и синтез, индукция и
дедукция, сравнительный метод, формально-юридический. [1]
Тишина
И. В. Понятие «правосознание» в исторической ретроспективе и современной науке
// Известия РГПУ им. А.И. Герцена . 2008. №70, С. 336 [2]
Медведев Д. А. Выступление на II Общероссийском форуме 22 января 2008г. [3]
Бреднева
В. С. Уровни правосознания и юридическая деятельность. Монография //
Сахалинский государственный университет, С. 4. [4]
Дербина А.В. Правосознание как элемент правовой позиции субъекта
правотворчества. Монография // Международный журнал, С. 186.
Заключение:
В данном исследовании, на наш взгляд, достаточно полно
рассмотрены вопросы, касающиеся понятия правосознания, различных подходов к его
определению, а также критериев деления правового сознания на виды. Можно
отметить, что проведена определенная систематизация исследований понятия
правосознания и правосознания в целом по времени, выделены такие периоды, как
дореволюционный (до 20-х гг. XX века), период
советской власти (20-е гг., 30-50-е гг., 50-60-е гг., 70-е гг., 80-90-е гг. XX века) и период настоящего времени (90-е – наши дни).
В заключение, хотелось бы добавить пару слов о
современном положении правового сознания в нашей стране. Как представляется,
нужно уделить этому больше внимания, отнестись к данному вопросу более
серьезно, все-таки наша страна сравнительно недавно изменила свой политический
режим, взяла курс на построение демократического правового государства. По
нашему мнению, невозможно изменить существующие отношения, не изменив подхода к
их решению, то есть воспитание демократического правосознания граждан является ключевой
задачей государства, без выполнения которой глупо ожидать серьезных улучшений в
плане демократизации общества.
Подводя итоги, необходимо отметить, что правосознание
является одной из форм общественного сознания. Оно отражает восприятие
юридической действительности разнообразными субъектами правовых отношений на
разных уровнях осмысления и постижения. Правосознание так или иначе
детерминируют всю жизнь человека, так как именно в нем заложены основные
ориентиры «добра», «законности» и «справедливости».
Правосознание предшествует праву. Отражая объективные
потребности развития социума в конкретный историко-политический момент, оно
выступает в качестве важнейшего источника права. Правосознание является
мощнейшим механизмом регулирования поведения граждан, поэтому развитие
правосознания и правовой культуры общества – важнейшая задача законодателя.
По мнению многих исследователей, нет такой юридической
деятельности, которая бы осуществлялась отдельно от правосознания. Российский
религиозный философ И.А. Ильин считал, что правсознание обладает большей
значимостью, чем право, ведь от уровня развитости правосознания напрямую
зависит уровень правовой культуры. «Значение и сила права в том, что оно осознается
отдельными личностями, как должный порядок общественной жизни» -, говорил
известный русский ученый-юрист и правовой философ Н.М.Коркунов.
Поэтому одна из главных задач на сегодняшний день –
это поднятие уровня правосознания общества. А прогрессирование и повышения
уровня правового сознания невозможно без детального изучения данного феномена.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Общая характеристика правосознания
1.1. Понятие и сущность
правосознания Проблема правосознания до сих пор является одним из
важнейших, ключевых вопросов юридической науки. Известный русский правововед И.
А. Ильин, внёсший огромный вклад в определение роли правосознания, как не менее важного и значительного, чем право, в работе
«О сущности правосознания» писал, что правосознание, понимаемое как
«естественное чувство права и правоты», как «особая духовная настроенность инстинкта»,
как «особого рода инстинктивное правочувствие» — есть некая универсалия,
имеющая формально-юридическое, естественно-правовое измерение[1]. Каждый человек обладает
правосознанием, несмотря на то, что «всегда найдется немало людей,
готовых искренне удивиться тому, что в них живет известное мировоззрение, что
они имеют свой особый эстетический вкус, что они стоят в известном
постоянном отношении к голосу совести, что у них имеется характерное для
их души правосознание»[2].
Тем не менее все человеческие суждения и поступки всегда детерминированы
мировоззрением и правосознанием. Вся человеческая жизнь подчинена
правосознанию, правосознание руководит ею, направляет её, определяя границы
«плохого» и «хорошего», «верного» и «недопустимого». Вся жизнь человека, как её
определял И. А. Ильин, — есть жизнь правосознанием[3].
Учитывая все эти обстоятельства, принимая во внимание особое место
правосознания в системе человеческих ценностей, попытаемся, таким образом,
раскрыть дефиницию данного понятие, рассмотреть его структуру в рамках
настоящей главы данного исследования. [1]
Ильин И.А. О сущности
правосознания. /Подготовка текста и вступительная статья И.Н. Смирнова. — М.:
«Рарогъ», 1993. — С. 82. [2] См. там же. — С. 19. [3] Ильин И.А. О сущности правосознания.
/Подготовка текста и вступительная статья И.Н. Смирнова. — М.: «Рарогъ», 1993.
С. 19.