Курсовая теория на тему Понятие и структура механизма (аппарата) государства
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Понятие механизма (аппарата) государства и моделей организации власти 7
1.1. Понятие механизма государства 7
1.2. Модели организации механизма государства: 10
1.2.1. Принцип разделения властей 10
1.2.2. Принцип соподчиненного единства/принцип организационного единства/централизма [он же: «вертикаль власти»] 15
Глава 2. Механизм государства в системе политико-правовых структур 20
2.1. Особенности организации юрисдикционных (судебных) органов при федеративном устройстве 20
2.2. Принципы функционирования государственных органов в системе политического режима: авторитарная и либерально-демократическая государственность 24
2.3. Механизм государства и современные стандарты публичной власти в сфере прав человека 30
Заключение 34
Список использованных источников 36
Введение:
Актуальность темы. В настоящее время в развитии российской государственности большое значение имеют вопросы функционирования и организации механизма государства и его совершенствования в целях максимального его приближения к механизму правового государства.
В разные периоды существовали различные взгляды на проблематику механизма государства. С развитием фундаментальных правовых наук знания об этой категории упорядочились и получили более качественный вид. Но механизм государства – это не только теоретическая категория. Это еще нормативно-урегулированная структура, выстроенная по определенным принципам и имеющая ряд собственных функций.
Механизм современного Российского государства – это система государственных органов и составных частей, которая пронизана законодательно закрепленными, едиными принципами. Эта система основана на разделении властей и располагает необходимыми материальными придатками в виде органов местного самоуправления, бюджетных средств, учреждений и профсоюзов, при помощи которых реализуются функции и задачи государства . Эту систему стоит рассматривать в динамике, то есть в процессе реализации государственной власти.
Однако мы считаем, что указанное выше определение механизма государства не может в себя не включать ссылку на общественные отношения касательно факта признания существования такого явления, как государство, и его функционирования в процессе исполнения ожидаемых и возложенных на него функций и результатов их осуществления.
Кроме того, в настоящее время важным атрибутом функционирования механизма государства является общественный контроль, способный и призванный наиболее эффективно определять целесообразность каких-либо преобразований в политическом, социальном и экономическом устройстве, а также оценивать эффективность функционирования государственных и других органов, которые составляют механизм государства, и проводимых ими мероприятий.
Практика показывает, что применяемая сейчас теория разделения властей реализована не в полной мере. Дело в том, что в недостаточной мере эффективными являются составляющие данной теории – механизмы сдержек и противоречий. Поэтому совершенствование механизма государства – это вопрос не только теоретический, но еще и практический. Поскольку от этого зависит уровень жизни населения страны.
Степень научной разработанности. Проблемы функционирования и организации государственного механизма в отечественной науке начали разрабатывать еще в 50-е годы . Данной проблеме в конце 60-х годов прошлого века посвящал свои исследования В. В. Копейчиков . Также общим вопросам функционирования и организации механизма государства были посвящены работы Л. Л. Григоряна и М. К. Искаковой и других исследователей.
На сегодняшний день понятие, структура, признаки данной категории активно рассматриваются многими исследователями. Категорию «механизм государства» рассматривали в своих работах Спиридонов Л. И. , Сырых В. М. , Рассказов Л. П.. Шабуров А. С . и др.
Цель данной работы – сформулировать логически завершенную, методологически обоснованную систему научных знаний о механизме государства, его основных признаках и чертах.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
дать понятие механизма государства;
рассмотреть модели организации механизма государства;
ознакомиться с принципом разделения властей;
рассмотреть принцип соподчиненного единства/принцип организационного единства/централизма;
ознакомиться с особенностями организации юрисдикционных (судебных) органов при федеративном устройстве;
рассмотреть принципы функционирования государственных органов в системе политического режима: авторитарная и либерально-демократическая государственность;
ознакомиться с механизмом государства и современными стандартами публичной власти в сфере прав человека.
Объект исследования – общественные отношения, которые происходят в области функционирования и организации государственного механизма.
Предмет исследования – различные нормативные правовые акты, которые регулируют структуру государственного механизма РФ, а также теоретические разработки исследователей, которые изучали механизм государства.
Теоретическую основу исследования составили труды таких авторов как: Венгеров А. Б., Матузов Н. И., Малько А. В., Пивоваров Ю. С., Прудентов Р. В., Цечоев В. К., Швандерова А. Р. и многих других.
Методология исследования. Для решения поставленных целей и задач, использовались общие и специальные методы. Общие методы: метод анализа и синтеза, методы обобщения и аналогии документов, классификация, систематизация, типизация теоретического и эмпирического материала, анализ результатов деятельности, изучение опыта. Специальные методы: формально-юридический, сравнительно-правовой, метод правового моделирования, метод толкования правовых норм.
Нормативную основу исследования составили такие нормативные акты как: Конституция РФ, Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации», Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и др.
Работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов и заключения.
Заключение:
В заключении стоит отметить, что поставленная цель работы была достигнута, то есть была сформулирована логически завершенная, методологически обоснованная система научных знаний о механизме государства, его основных признаках и чертах.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
дали понятие механизма государства;
рассмотрели модели организации механизма государства;
ознакомились с принципом разделения властей;
рассмотрели принцип соподчиненного единства/принцип организационного единства/централизма;
ознакомились с особенностями организации юрисдикционных (судебных) органов при федеративном устройстве;
рассмотрели принципы функционирования государственных органов в системе политического режима: авторитарная и либерально-демократическая государственность;
ознакомились с механизмом государства и современными стандартами публичной власти в сфере прав человека.
Механизм современного государства – это пронизанная едиными, законодательно установленными принципами, основанная на принципе разделения властей и располагающая необходимыми материальными придатками система государственных органов, при помощи которых осуществляются функции и задачи государства.
Принципы деятельности и организации механизма государства – это идеи, положения, нашедшие свое отражение в законодательстве. Согласно этим принципам функционирует и образуется механизм государства.
Принцип разделения властей – это рассредоточение государственной власти на отдельные, друг от друга не зависимые политические институты, которые обладают своими обязанностями и правами в определенной отрасли власти и имеют свою систему сдержек и противовесов.
Вертикаль власти – это политическое понятие, которое означает иерархичное подчинение органов исполнительных власти друг другу. Подчинение идет снизу-вверх, то есть муниципальные, локальные представители власти исполняют указания более влиятельных инстанций.
Касательно судебной власти стоит отметить, что эффективная судебная система способна усиливать иные ветви власти, способствует общественному согласию и гражданскому миру, делает экономику сильной и организованной, уже не говоря о коренном перевороте в правосознании людей.
Демократический политический режим основывается на принципах свободы и равенства. Основной источник власти здесь – народ. Либерально-демократический режим — это такой режим, при котором демократические способы, методы и формы осуществления государственной власти получают относительно неполное, непоследовательное и ограниченное применение. При авторитарном режиме политическая власть сосредоточена в руках группы людей или отдельного человека, однако вне политической сферы сохраняется относительная свобода.
В России основные принципы деятельности и организации механизма государства закреплены в Конституции РФ. Однако такие принципы есть и в других законодательных актах (законы о правительстве, о прокуратуре и т. д. – в каждом из них имеются статьи об основных принципах деятельности данных органов). Принципы деятельности и организации механизма государства зависят от политического режима, им определяются.
Фрагмент текста работы:
Механизм государства, который охватывает все государственные органы, непосредственно олицетворяет государство, является его реальным материализованным воплощением, его «плоть и кровь». Без и вне государственного механизма нет и не может быть государства .
Механизм государства – это система государственных организаций и институтов .
Все структурные элементы механизма тесно между собой взаимосвязаны. Каждым из них исполняются свои определенные задачи.
Механизмом государства определяется его сущность. Это связь причины и следствия, которая опосредуется влиянием формы государства. Именно в механизме выражается материальная сила власти. Государственный механизм существует в определенной форме, которая обеспечивает реальность его силы.
Механизм государства ощущает воздействие со стороны общества в лице его политических и экономических структур. Сюда же нужно добавить цели, функции и задачи государства, согласно которым формируется государственный механизм, и вносятся необходимые изменения.
Понятие «механизм государства» находится в тесной связи с категорией «государственный аппарат». Последнее обычно употребляется в двух смыслах – в узком смысле и широком. В широком смысле государственный аппарат – это совокупность всех государственных органов. Такое определение совпадает с определением механизма государства, является ему идентичным. В более узком смысле государственный аппарат – это аппарат государственного управления. Собственно в таком значении как совокупности управленческих, исполнительно-распорядительных органов используется понятие «государственный аппарат» в науке административного права.
В теории государства и права термин государственного аппарата, если не оговорено иное, употребляют в своем широком значении, то есть как адекватное категории механизма государства.
Понятие механизма государства раскрывается через характерные признаки или черты, которые позволяют его отграничить как от негосударственных структур в политической системе общества, так и от отдельно взятых государственных органов:
Механизм государства – это система государственных органов, которая основана на единстве принципов его деятельности и организации, определенных конституцией и прочими законами.
Также, для механизма государства характерна сложная структура, которая отражает определенное место, занимаемое в ней разными видами и группами государственных органов, с их взаимосвязями и соотношением. При этом стоит принимать во внимание, какой системообразующий фактор структуры государственного механизма в определенных исторических условиях данного государства был закреплен в его Конституции. Например, в Конституциях РСФСР и СССР таким системообразующим фактором было положение о Советах как политической основе государства .
В ст. 10 Конституции РФ как основополагающий закреплен принцип разделения властей на исполнительную, законодательную и судебную. В развитие такого положения в ст. 11 Конституции РФ указано, что в России государственная власть осуществляется Президентом, Федеральным Собранием (Совет Федерации и ГД РФ), Правительством, судами РФ; государственная власть в субъектах РФ осуществляется ими образуемыми органами государственной власти.
В ст. 12 Конституции РФ указано, что органы местного самоуправления в систему органов государственной власти не входят.
В целом, стоит отметить, что в России главным субъектом Конституции является власть. То есть власть дарит обществу Основной закон на условиях и при условии ее признания главным субъектом такого Закона. А такое признание является возможным только на основе общего для всего социума понимания механизма и природы функционирования власти .