Курсовая теория на тему Понятие и признаки государственного управления, его место в системе социального управления.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1 Общая характеристика
государственного управления. 5
1.1 Понятие и сущность
государственного управления. Государственное управление как элемент системы
социального управления. 5
1.2 Субъекты и объекты
государственного управления. 10
1.3 Принципы,
цели и функции государственного управления. 15
2 Методы и формы
государственного управления. 18
2.1 Методы государственного
управления: понятие, виды.. 18
2.2 Формы государственного
управления: понятие, виды.. 20
3 Особенности
государственного управления в сфере управления экономическим развитием. 23
3.1 Экономическое развитие
как объект государственного управления. 23
3.2 Федеральные органы
государственной власти как субъекты государственного управления в сфере
управления экономическим развитием. 26
Заключение. 31
Список
использованных источников. 33
Введение:
Государственное
управление представляет собой осуществляемую на основе законов и других
нормативных актов организующую, исполнительную и распорядительную деятельность
государственных органов, наделенных соответствующими государственно-властными
полномочиями. Как разновидность социального
управления государственное управление обеспечивает организацию совместной
деятельности всякого множества людей (производственной, творческой) и
осуществляет управление этой совместной деятельностью через соответствующие
органы государственного аппарата и государственных служащих по выполнению
определенных функций: сбору и обработке информации; планированию и научному
прогнозированию; формированию государственных органов и организации их
деятельности; контролю и учету. Основным предназначением социального
управления в данном случае становится исполнительная и распорядительная
деятельность в установленных пределах.
Актуальность настоящей работы
обусловливается необходимостью структурирования необычайно широкого понятия
государственного управления для его наилучшего понимания.
Новизна темы связана с тем, что в ее
рамках оказывается возможным исследование как общих положений о государственном
управлении, так и специфики конкретного государственного органа.
Состояние разработки вопросов
государственного управления в настоящее время является достаточным, поскольку
государственное управление часто становилось предметом исследования ученых.
Основанием данной работы выступают нормативно-правовые
акты, определяющие необходимость государственного управления. Исходными данными
для написания работы стали труды российских юристов, таких как Т.А. Дугарская, С.С.
Маилян, А.Н. Миронов А.Н., П.Н. Сафоненков, Л.С. Сафонова, М.С. Халиков и др.
Целью
настоящей работы является комплексная характеристика понятия и признаков государственного управления, его места в
системе социального управления.
В соответствии с целью работы поставлены
задачи:
— определить
понятие
и сущность государственного управления, охарактеризовать государственное
управление как элемент системы социального управления;
— проанализировать
субъекты
и объекты государственного управления;
— изучить принципы,
цели и функции государственного управления;
—
рассмотреть методы государственного управления: понятие, виды;
—
исследовать формы государственного управления: понятие, виды;
— определить
экономическое
развитие как объект государственного управления;
—
охарактеризовать федеральные органы государственной власти
как субъекты государственного управления в сфере управления экономическим
развитием.
Объектом
исследования являются общественные отношения, складывающиеся в ходе
государственного управления.
Предмет
исследования составляют законодательные и научные положения, характеризующие понятие и признаки государственного управления, его место в
системе социального управления.
Теоретическая значимость работы определяется тем, что в ней
суммированы основные существующие положения о государственном управлении.
Практическая значимость состоит в возможности использования данной работы в
образовательном процессе при изучении государственного управления.
При
написании работы использовались системный,
структурно-функциональный, логико-юридический методы исследования.
Настоящая работа включает в себя введение, две главы,
разделенные на параграфы, заключение и список использованных источников.
Заключение:
В широком смысле под государственным
управлением понимается как деятельность государства по руководству различными
сферами общественной жизни через органы государственной власти, к которым
относятся законодательные, исполнительные и судебные органы власти всех
уровней, с привлечением неправительственных организаций. В более узком смысле
как государственное управление рассматривается исполнительно-распорядительная
деятельность органов исполнительной власти в пределах их компетенции по
регулированию и руководству общественными делами. Субъект государственного управления —
это орган или должностное лицо, имеющие закрепленный территориальный масштаб
деятельности, компетенцию и внутреннюю организацию (применительно к органу),
осуществляющие деятельность по реализации предоставленных властных полномочий
путем применения соответствующих форм и методов в целях выполнения задач и
функций государства. Субъектами государственного
управления в широком смысле является государство в лице его органов. Объекты
государственного управления – это элементы общественной среды (их связи),
которые осуществляется воздействие со стороны субъекта государственного
управления.
Реализация предоставленных полномочий
субъектом государственного управления происходит посредством использования
соответствующих форм и методов управления. В самом общем виде можно выделить
административные методы государственного управления, экономические методы и социально-психологические
методы. Под формами государственного управления понимаются
конкретные действия (решения) специально уполномоченных субъектов
государственного управления (органов исполнительной власти, их структурных
подразделений, должностных лиц, государственных служащих и т. д.),
осуществляемые в рамках исполнительно-распорядительной деятельности
(одностороннее властное решение, соглашение, выдача документов и т. д.) строго
в пределах компетенции того или иного органа (должностного лица) влекут
определенные последствия. В зависимости от последствий выделяют
правовые и неправовые формы государственного управления:
Государственное управление основано на ряде принципов, таких как публичный характер
властных полномочий, централизация и иерархичность органов (субъектов)
управления, единство руководства и разделение управленческого труда, и др. Цели
и функции государственного управления являются необычайно масштабными, что
соответствует характеристике государственного управления как составляющей
социального управления.
В работе также было указано на то, что в интересах экономического
развития страны государство должно заботиться о создании нормальных условий для
функционирования экономики. Соответственно,
экономическое развитие страны рассматривать как объект государственного
управления.
В данном
случае общеэкономические функции на высшем уровне решают Президент РФ и
Правительство РФ, значительными являются функции в данной сфере,
предоставленные Минэкономразвития России. Государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей, юридических лиц
осуществляет ФНС России, этот же орган проводит контроль
и надзор за соблюдением законодательства о налогах и сборах, при необходимости
получения лицензии на осуществление определенных видов деятельности
лицензирующими органами выступают МВД России, МЧС России, ФСТЭК России, ФСБ
России, Роспотребнадзор, иные федеральные органы исполнительной власти, ФАС России
осуществляет контроль за соблюдением антимонопольного законодательства и т.д.
В работе предложено рассматривать в качестве субъектов органы
исполнительной власти и Президента РФ, с обоснованием такой позиции (в научной
литературе вопрос об отнесении Президента РФ к субъектам государственного
управления не является однозначным).
Таким образом, поставленные задачи были полностью решены.
Фрагмент текста работы:
1 Общая характеристика государственного управления 1.1 Понятие и сущность государственного управления. Государственное
управление как элемент системы социального управления Управление представляет собой
целенаправленный и постоянный процесс воздействия субъекта управления на объект
управления. В том числе, выделяется государственное управление, напрямую связанное
с реализацией государственной власти.
Ст.10
Конституции РФ[1]
установлено, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется
на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. В состав
законодательных органов входят Федеральное Собрание (Совет Федерации и
Государственная Дума) и законодательные (представительные) органы субъектов
федерации. Основной функцией законодательных органов является реализация
федерального или регионального законодательства, принятие законов. Все
законодательные органы избираются российскими гражданами. Сфера судебной власти
— это правосудие, рассмотрение и разрешение конкретных дел с принятием решений,
которые законодательная или исполнительная власть не может отменить. Судебными
органами являются Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, другие федеральные
суды и суды субъектов федерации, являющиеся частью судебной системы России.
К
исполнительным органам относятся Правительство РФ, министерства, комитеты,
федеральные службы и другие федеральные органы исполнительной власти, их
территориальные органы, высшие и иные региональные органы исполнительной
власти. Правительство РФ представляет собой коллегиальный
орган государственной власти, осуществляющий исполнительную власть в России
Российской Федерации, который включает в себя членов Правительства РФ —
Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и
федеральных министров. Правительство РФ возглавляет единую систему
исполнительной власти в России, в пределах своих полномочий организует
исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных
законов, указов Президента РФ, международных договоров России, осуществляет
систематический контроль за их исполнением федеральными и региональными
органами исполнительной власти, принимает меры по устранению нарушений
законодательства Российской Федерации. Исполнительной властью,
реализуются, в том числе, государственный бюджет, программы экономического и
социального развития, а решаются различные оперативные вопросы в пределах ее компетенции.
Все
органы власти действуют в рамках компетенции, установленной для них
Конституцией РФ, и не вправе выполнять функции, присущие другим органам. Каждая
из ветвей власти самостоятельна — в своей деятельности они обособлены, независимы,
не подчиняются друг другу. Система сдержек и противовесов, установленная
Конституцией РФ, предотвращает нарушения принципа разделения властей и
привилегированного положения одной ветви власти по отношению к другой.
Как указывает С.С. Маилян, в широком
смысле под государственным управлением понимается как деятельность государства
по руководству различными сферами общественной жизни через органы
государственной власти, к которым относятся законодательные, исполнительные и
судебные органы власти всех уровней, с привлечением неправительственных организаций.
Такие понимание государственного управления возможно в связи с тем, что его
функции, такие, как подбор, расстановка, аттестация кадров, учет и контроль,
применение мер принуждения и поощрения, дисциплинарного воздействия,
прогнозирование, планирование, финансирование и т.д. в той или иной мере
осуществляют многие органы государства, включая суд, прокуратуру,
представительные органы публичной власти .В данном случае государственное
управление характеризует всю деятельность государства по организующему
воздействию со стороны специальных субъектов права на общественные отношения. В
более узком смысле под государственным управлением понимают
исполнительно-распорядительную деятельность органов исполнительной власти в
пределах их компетенции по регулированию и руководству общественными делами.
Иначе говоря, это практическая деятельность Президента РФ, Правительства РФ,
федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, функция исполнительной власти[2].
Также в научной литературе можно
встретить более абстрактное определение данного понятия. Например, Е.К. Борисова
считает, что государственное управление – это практическое, организующее и
регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в
целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на его
властную силу.
Особым свойством государственного
управления является его распространенность на все общество. При этом нормальное
взаимодействие общества и государства предполагает, что общественная
жизнедеятельность людей обладает большим объемом свободы, самостоятельностью,
но границы этого самоуправления определяются наряду с общественными институтами
и государством[3].
Государственное управление относится к
сфере публичного права. Предмет
публично-правового регулирования связывается с категорией «публичный интерес».
Своеобразным эквивалентом понятию публичного интереса в нормативной сфере можно
назвать «национальные интересы Российской Федерации», понятие которых сформулировано
в ч.6 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утв. Указом
Президента РФ от 31.12.2015 N 683[4].
Это объективно значимые потребности личности, общества и государства в
обеспечении их защищенности и устойчивого развития. В сферу публичных интересов
включаются интересы государства, интересы органов исполнительной власти
Российской Федерации и ее субъектов, охрану прав и законных интересов граждан,
охрану общественного порядка, защиту порядка управления, реализацию публичных
интересов в различных сферах экономической, социальной, экологической и иной
деятельности, охрану государственных границ, соблюдение таможенного режима,
интересы государственной безопасности.
В науке также выделяется
понятие социального управления, под которым понимается сознательный
целенаправленный процесс взаимодействия людей и их объединений, при котором
одни люди и их объединения оказывают регулирующее воздействие на других людей и [1] Собрание
законодательства РФ. — 2014. — N 31. — Ст.4398. [2]
Маилян С.С. Влияние государственных органов на государственное
управление // Вестник
экономической безопасности. — 2016. — № 5. — С.211. [3]
Борисова Е.К. Понятие государственного управления // International
scientific review. — 2020. — № 1. — С.77. [4] Собрание законодательства РФ. — 2016.-
N 1 (часть II). — Ст.212.