Курсовая теория Юриспруденция ТГП

Курсовая теория на тему Понятие и признаки государства

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Понятие и сущность государства 5
1.1. Общие положения о понятии государства 5
1.2. Признаки государства 9
Глава 2. Сущность государства 12
2.1. Анализ подходов к определению сущности государства 12
2.2. Государственная власть как отражение сущности государства 17
Заключение 22
Список использованных источников 23

  

Введение:

 

Актуальность темы. Термин «государство» является одним из базовых в юридической науке и используется в подавляющем большинстве научных исследований, например, «органы государства», «государственное регулирование» и т.п. Однако далеко не все исследователи задаются вопросом о понятии государства, о его содержании и сущности.
Государство выступает как особая система политической организации общества для решения самых разнообразных задач, а именно как государственнический инструментарий. Говоря о специфике этого инструментария, следует назвать такие его отличительные черты, как тотальность (в рамках определенного политико-социального пространства), приоритет публичного интереса, универсальность (государство — это инструмент для решения любых задач, а вот сама его эффективность решения задач может меняться в зависимости от социальных условий) и т.д.
Полагаем, что поскольку государство — универсальный инструмент общесоциальной организации при помощи власти, то в основе такой организации лежат, прежде всего, механизмы построения политического общества, основанные на трансляции властной воли иерархией управленцев, и ее манифестация в качестве силы суверенной власти. Кроме того, речь должна идти о нормативной правовой системе организации политического общества, основанной на правовой дифференциации власти, консервации политической воли в законодательстве и создании системы предсказуемых социальных отношений, что обеспечивает их воспроизводство в стабильном режиме. Что касается первого положения, то оно не вызывает сомнений. В отношении же второго следует отметить, что ни одно государство (особенно в современном его понимании) не обходилось без права и правовых инструментов. И несмотря на то что в государствах разного исторического и культурного типа правовой инструментарий используется неодинаково, он всегда существует и всегда необходим.
Объект работы – общественные отношения, складывающиеся в связи с функционированием государства как политического и социального института.
Предмет работы – научные идеи и концепции относительно понятия и признаков государства.
Цель работы – рассмотреть проблемы понятия и признаков государства.
Для достижения указанной цели перед работой были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть общие положения о понятии государства.
2. Выявить основные признаки государства.
3. Проанализировать подходы к определению сущности государства.
4. Изучить институт государственной власти как отражения сущности государства.
Теоретическую основу работы составили научные труды и публикации таких авторов, как: Александров Н.Г., Бондаренко Д.М., Бурдье П., Вельяминов Г.М., Вишняков В.Г., Денисов И.О., Джамбалаев Я.Р., Ельцов А.В., Марченко М.Н., Назмутдинов Б.В., Парсонс Т., Поздняков Э.А., Посконин В.В., Суслина И.А., Уваров А.А., Фуко М., Хабермас Ю., Четвернин В.А. и др.
Методологическая основа работы – общенаучные методы исследования, а также специальные, такие как: метод комплексного юридического анализа, системный метод, формально-юридический, сравнительно-правовой и др.
Структурно настоящая работа состоит из введения, двух глав, объединяющих четыре параграфа, заключения и списка использованных источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Итак, исследовав вопросы понятия и сущности государства и государственной власти, мы приходим к выводу о том, что современное государство можно представить в виде сложной политико-правовой организации жизнедеятельности общества, призванной служить средством управления социальными процессами (например, организация товарооборота, поддержание правопорядка и др.). В этой связи в настоящее время многие ученые все больше обращают внимание именно на социальные признаки современного государства, его социальную сущность и социальное предназначение.
Не утратила значение и марксистко-ленинская трактовка сущности государства, уже упоминаемая выше. Сущность государства здесь раскрывается через отнесение государства к сфере общественных явлений. Используемый научный подход к выявлению сущности государства позволяет сторонникам данной концепции включать государство в состав политико-юридической надстройки общества.
В современной литературе нередко можно встретить позицию, в соответствии которой характеристика государства осуществляется через его публичную политико-правовую природу, а также как совокупность органов государственной власти и иных публичных учреждений. Такое понимание государства можно обозначить как политико-юридическое.
Соглашаясь с мнением исследователей, полагающих, что государство нельзя рассматривать в отрыве от общества, полагаем, что государство является продуктом эволюционного развития человеческого общества. Установление определенных публичных правил поведения, организация основных социальных процессов силой принуждения – необходимые требования к развитию любого общества. По мере усложнения социальных связей эти социальные нормы и институты политической власти принимают более сложные формы.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Понятие и сущность государства

1.1. Общие положения о понятии государства

На различных этапах развития мировой цивилизации представления о государстве существенно менялись. Рассматривая различные подходы к определению понятия государства, существующие в современной науке, необходимо подчеркнуть, что значительное влияние на развитие отечественной юридической науки советского периода оказала марксистская теория государства и права, которая долгое время господствовала в нашей стране. Она достаточно подробно представлена в работах основоположников марксизма-ленинизма и их последователей.
В основе марксистской теории государства и права лежит тезис о том, что право есть возведенная в закон воля господствующего класса, содержание которой обусловлено материальными условиями жизни общества. Государство, как и право, — продукт антагонистических противоречий между классами, которые на некоторых этапах развития общества то обостряются, то ослабевают, но никогда не утихают.
Полагаем, что узкоклассовый подход в интерпретации понятия государства, несомненно, является крайностью. Однако неприемлема и категория общечеловеческого. Здесь верно и актуально замечание М.Н. Марченко о том, что в реальной жизни нет ни сугубо классовых, ни сугубо общечеловеческих государственных институтов, следовательно, и соответствующих им дефиниций понятия государства. В данном случае, как это нередко бывает, целесообразно придерживаться золотой середины. Поэтому в равной мере значимы и классовые элементы, и гуманистические начала при выработке понятия «государство» [17, с. 36-37].
В свете анализируемой проблематики весьма полезно обращение к этимологии и семантике рассматриваемой категории. Связано это с тем, что язык народа представляет собой важнейший пласт национальной культуры. Именно язык выступает хранителем национального менталитета и государственно-правового мышления, фиксирует происходящие мировоззренческие изменения, эволюцию правоотношений и правосознания. Кроме того, язык — один из основных способов познания окружающей действительности, в том числе государственно-правовой.
Отечественные государство и право, с одной стороны, сотканы из того же материала, что и общая канва российской государственности, сопряжены с историческими особенностями правосознания и юридико-политическими традициями народа, а с другой — всецело погружены в современное национальное бытие, связанное с задачами государственно-правовых преобразований и возрождения России.
В связи с этим теоретически и методологически оправданно изучение смысла и значения ряда юридико-политических понятий и терминов, рассматриваемых в качестве лингвистической проекции особой самоценной данности, отражающей единство российской духовной, политической и правовой жизни.
В русском лексиконе слова «государство» и «государь» — однокоренные, что, в некоторой степени способствует созданию определенного образа данного института публичной власти.
В таком контексте весьма примечательна позиция В.А. Четвернина, который обратил внимание на культурно-языковую (логико-семантическую) проблематику при рассмотрении понятий «государство» и «право»: «…термин «государство» этимологически является родственным слову «суд» («государь», «судья»). Но если считать, что русский термин «государство» в современном понимании означает в сущности то же, что и греческий poles, латинский civitas , наконец, термины, возникшие в романских и германских языках, status (stato, state, staat, etat и т. д.), тогда следует понимать, что «государство» означает публично-властное и публично-правовое состояние общества» [31, с. 107].
Данный подход солидарен с позицией современных энциклопедических юридических изданий. Так, в Юридическом энциклопедическом словаре О.Г. Румянцевой и В.Н. Додонова и Большом юридическом словаре под редакцией А.Я. Сухарева, В.Д. Зорькина, В.Е. Крутских даются совершенно идентичные дефиниции: «Государство — определенный способ организации общества, основной элемент политической системы; организация публичной власти, распространяющаяся на все общество, выступающая его официальным представителем и опирающаяся в необходимых случаях на средства и меры принуждения» [25, с. 60; 6, с. 131].
Среди современных научных определений государства заслуживают внимания следующие. «Государство — это организация политической власти, необходимая для выполнения как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из природы всякого общества» [10, с. 96]. «Государство — это особая организация публичной, политической власти господствующего класса (социальной группы, блока классовых сил, всего народа), располагающая специальным аппаратом управления и принуждения, которая, представляя общество, осуществляет руководство этим обществом и обеспечивает его интеграцию» [26, с. 4].
Несмотря на некоторые отличия, приведенные формулировки излагаются в одном русле, поскольку понимание государства ограничивается здесь указанием прежде всего на публичные учреждения — государственные органы. Данные высказывания можно свести в одну группу и условно назвать ее «политико-юридическое понимание государства».
Однако существует иной, важный для рассмотрения вопросов соотношения общества, государства, права и нравственности, подхода к феномену государства, весьма условно именуемый социологическим. Здесь государство представляет собой не столько стоящую над обществом совокупность различных учреждений и особый слой людей, осуществляющий управленческие функции, сколько организацию, ассоциацию всех членов общества, которые собираются в единое целое при помощи политических, управленческих процессов и отношений [13, с. 20].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы