Конкурентное право Курсовая теория Юриспруденция

Курсовая теория на тему Понятие и критерии установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Понятие и сущность доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке 5
1.1 Подходы к определению доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке 5
1.2 Признаки доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке 9
Глава 2. Критерии установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке 11
2.1 Количественные критерии установления доминирующего положения 11
2.2 Качественные критерии установления доминирующего положения 14
Глава 3. Особенности установления доминирующего положения отдельных видов хозяйствующих субъектов 18
3.1 Презумпции доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов и основания их опровержения 18
3.2 Особенности установления доминирующего положения финансовых организаций 20
3.3 Особенности установления доминирующего положения хозяйствующих субъектов в отдельных отраслях экономики 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27

  

Введение:

 

Актуальность работы, которая посвящена вопросу «доминирующего положения» обусловлена тем, что понятие «доминирующее положение» в российском конкурентном праве является одной из основных категорий. Установление доминирующего положения можно отнести к первичной стадии для разрешения вопроса о наличии или же отсутствии нарушения антимонопольного законодательства в действиях хозяйствующего субъекта.
Этот факт состояния товарного рынка имеет правовое значение для определения такого состава правонарушения как злоупотребления доминирующим положением. Кроме того, понятие «доминирующее положение» имеет важнейшее значение для единства терминологии нормативно-правовых актов, включая и сферу антимонопольного регулирования.
Степень научной разработанности темы характеризуется количеством научных трудов по ней, которые имеют важное методологическое значение. Понятие «доминирующее положение» рассматривалось многими авторами. Среди них можно отметить таких как: М. А Егорова, А.Н., Кайль, А.Ю. Кинев и другие.
Объект исследования – общественные отношения, которые возникают в сфере осуществления государственного контроля над соблюдением российского антимонопольного законодательства.
Предмет исследования – доктринальные положения в области контроля над соблюдением российского антимонопольного законодательства, которые изложены в научной и учебной литературе, нормативно-правовые акты.
Цели и задачи исследования. К целям исследования в работе следует отнести полное и всесторонне исследование категории «доминирующего положения» на товарном рынке хозяйствующих субъектов. Постановка цели и определила задачи, разрешение которых и составило содержание данной работы:
– определить подходы к определению доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке;
– установить признаки доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке;
– исследовать количественные критерии установления доминирующего положения;
– установить качественные критерии установления доминирующего положения;
– изучить презумпции доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов и основания их опровержения;
– проанализировать особенности установления доминирующего положения финансовых организаций;
– исследовать особенности установления доминирующего положения хозяйствующих субъектов в отдельных отраслях экономики.
Методологическую основу исследования составила совокупность общенаучных и частных методов познания темы исследования: диалектический метод познания и вытекающие из него такие частные методы как системный и структурный методы, логический метод познания.
Теоретическую основу исследования составляет научная и учебная литература посвященная теме исследования.
Нормативную правовую базу исследования составили Конституция России, иные федеральные законы и подзаконные правовые акты.
Структура курсовой работы определяется целью и поставленными в связи с этим, задачами. Включает в себя введение, три главы основного текста, объединяющие семь параграфов, заключение и список использованной в работе правовых источников и литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

По итогам проведенного исследования, можно констатировать следующие выводы по теме работы.
В российском конкурентном праве понятие «доминирующее положение» входит в число одной из основных категорий, а установление доминирующего положения – одна из стадий при разрешении вопроса о наличии или отсутствии у хозяйствующего субъекта нарушения антимонопольного законодательства.
Легальное определение понятия «доминирующее положение» сегодня содержится в п. 1 ст. 5 Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 27.12.2019)»О защите конкуренции». По мнению отдельных исследователей, доминирующее положение – объективная категория, которая характеризует особенности и преимущество хозяйствующего субъекта перед иными субъектами на рынке по тем критериям, которые указаны в федеральном законе «О защите конкуренции».
В юридической литературе можно встретить и иную точку зрения. Некоторые правоведы под доминирующим положением понимают рыночную власть. Так М. А. Егорова полагает, что доминирующее положение – это правовой эквивалент экономического понятия рыночная власть.
Признание доминирующего положения допускается как качественными, так и количественными критериями. Однако в нормах закона «О защите конкуренции» не уточняется: является ли каждый из этих критериев достаточным сам по себе. Этот вопрос разрешил Высший арбитражный суд России, определив, что установление доминирующего положения хозяйствующего субъекта необходимо производить с учетом его доли на рынке определенного товара. Качественный критерий не является достаточным для признания положения субъекта хозяйствования доминирующим и требует необходимого выявления количественного критерия, которые условно можно разделить на три группы: доля более 50%, доля от 35% до 50%, и наконец, доля менее 35%.
Законодатель под доминирующим положением как качественным критерием, признает такое положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или же нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, которое дает такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара.
Презумпцию доминирующего положения хозяйствующего субъекта следует относить к статусным презумпциям, которые и определяет особенности правового положения хозяйствующего субъекта. Такая презумпция закреплена статьей 5 Закона «О защите конкуренции».
На ее нормативное закрепление указывает п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона, по которому доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на определенном рынке товара превышает 50 %.
Однако законодатель установил и оговорку о том, что, несмотря на превышение величины в 50 %, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке может быть и не признано доминирующим. Но при условии установления такого обстоятельства при рассмотрении дела о нарушении действующего антимонопольного законодательства или при осуществлении контроля со стороны государства над экономической концентрацией.
Одним из наиболее распространенных случаев злоупотребления доминирующим положением на товарном рынке по передаче электрической энергии, как раз и является отказ от заключения договора поставки. Вместе с тем, согласно Правилам функционирования розничных рынков электрической энергии, что утверждены Постановлением Правительства РФ от 1 июня 2012 г. № 442 (далее – Правила №442), право отказа от заключения соответствующего договора принадлежит гарантирующему поставщику только лишь в ограниченном числе случаев.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Понятие и сущность доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке

1.1 Подходы к определению доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке

В российском конкурентном праве понятие «доминирующее положение» входит в число одной из основных категорий. Установление доминирующего положения – одна из стадий при разрешении вопроса о наличии или отсутствии у хозяйствующего субъекта нарушения антимонопольного законодательства. Такой факт состояния товарного рынка имеет правовое значение для установления юридического состава правонарушения в виде злоупотребления доминирующим положением.
Исследование понятия «доминирующее положение» необходимо и для обеспечения единства в терминологии нормативно-правовых актов, включая сферу антимонопольного регулирования.
Необходимо отметить, что институт доминирующего положения хозяйствующего субъекта был впервые введен в законодательство России в марте 1991 года в Законе «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» . Однако, с того времени, произошли изменения в определении понятия «доминирующее положение».
Легальное определение понятия «доминирующее положение» сегодня содержится в п. 1 ст. 5 Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 27.12.2019)»О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции») . Указанный закон базируется на таких нормах российской Конституции как статья 8, которая гарантирует поддержку конкуренции и свободу экономической деятельности. А часть 2 ст. 34 не допускает экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию .
В научной литературе существуют различные точки зрения по вопросу определения «доминирующее положение». Некоторые авторы считают, что доминирующее положение должно определяться через оценочные критерии.
Так некоторые исследователи предлагают различать понятия «доминирующее положение» и «преимущественное правовое положение». По мнению некоторых авторов, доминирующее положение характеризует хозяйствующего субъекта с помощью объективных критериев, а преимущественное правовое положение определяется особенностями процесса осуществления права с учетом существующих конкретных обстоятельств и характеризует не субъекта, а сам процесс осуществления субъективного права.
Таким образом, по мнению многих исследователей, доминирующее положение – объективная категория, которая характеризует особенности и преимущество хозяйствующего субъекта перед иными субъектами на рынке по тем критериям, которые указаны в федеральном законе «О защите конкуренции» . В юридической литературе можно встретить и иную точку зрения. Некоторые правоведы под доминирующим положением понимают рыночную власть. Так М. А. Егорова полагает, что доминирующее положение – это правовой эквивалент экономического понятия рыночная власть, а не рыночная концентрация.
Оно отражает далеко не столько состояние и структуру рыночного положения конкретного хозяйствующего субъекта относительно своих прямых конкурентов, а скорее потенциальную возможность реализации преимуществ, которые предоставленных ему его объективным рыночным положением .
Для определения доминирующего положения, Федеральная антимонопольная служба России разработала и утвердила своим Приказом от 25.05.2012 N 345 (ред. от 24.12.2015) административный регламент по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля над экономической концентрацией. Именно этот регламент и описывает процедурные вопросы по определению доминирующего положения . В качестве основного элемента процедуры по установлению доминирующего положения служит анализ состояния конкуренции на товарном рынке. В соответствии с частью 8 ст. 5 Закона «О защите конкуренции» для возможности установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта антимонопольный орган дает оценку тем обстоятельствам, которые влияют на состояние конкуренции. Включая условия доступа на товарный рынок, долям субъектов на рынках определенного товара, соотношению долей продавцов и покупателей товара, периоду в котором существовала возможность оказывать субъектом решающее влияние на общие условия обращения товара на определенном товарном рынке. Сама процедура анализа о состоянии конкурентной среды на рынке подробно регламентирована положениями Приказа ФАС России от 28.04.2010 N 220 (ред. от 20.07.2016) «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке», которые необходимо применять и при установлении доминирующего положения. Сам анализ состояния конкуренции на определенном товарном рынке содержит в себе следующие необходимые этапы:

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы