Курсовая теория Юриспруденция Теория государства и права

Курсовая теория на тему Понятие и критерии качества закона

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………….. 3

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ЗНАЧЕНИЕ КАЧЕСТВА ЗАКОНА. 5

1.1. Понятие и признаки закона…………………………………………………………. 5

1.2. Значение качества закона……………………………………………………………. 9

ГЛАВА 2. О СИСТЕМЕ ЮРИДИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ КРИТЕРИЕВ КАЧЕСТВА ЗАКОНА………………………………………………………………………… 11

2.1. Общие юридические критерии качества закона…………………………… 11

2.2. Общие социальные критерии качества закона…………………………….. 16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………… 22

Список литературы……………………………………………………………………………. 24

 

  

Введение:

 

Нормативно-правовые&nbspакты&nbspвыступают&nbspв&nbspкачестве&nbspодной&nbspиз&nbspформ&nbspвнешнего&nbspвыражения&nbspнорм&nbspправа.&nbspНормы&nbspправа&nbspкак&nbspформально-определенные&nbspправила&nbspповедения,&nbspрегламентирующие&nbspразличные&nbspвиды&nbspобщественных&nbspотношений&nbspдолжны&nbspбыть&nbspвыражены&nbspвнешне&nbspв&nbspопределенной&nbspформе.&nbsp&nbspВ&nbspкачестве&nbspэтих&nbspформ&nbspвыступают&nbspразличные&nbspисточники&nbspправа,&nbspк&nbspкоторым&nbspможно&nbspотнести&nbspнормативные&nbspакты,&nbspсудебные&nbspпрецеденты,&nbspмеждународные&nbspдоговоры&nbspи&nbspт&nbspд.&nbsp&nbspНормативный&nbspакт&nbspвыступает&nbspв&nbspкачестве&nbspосновного&nbspисточника&nbspправа,&nbspособенно&nbspв&nbspстранах&nbspромано-германской&nbspправовой&nbspсистемы.&nbspОсновными&nbspкачествами&nbspнормативно-правового&nbspакта&nbspявляется&nbspего&nbspписьменная&nbspформа&nbspи&nbspпринятие&nbspуполномоченными&nbspгосударственными&nbspорганами.&nbsp&nbspНормы,&nbspзакрепленные&nbspв&nbspнормативном&nbspакте,&nbspприобретают&nbspкачества&nbspопределенности,&nbspмогут&nbspбыть&nbspэффективно&nbspзащищены&nbspот&nbspнарушений.

Закон&nbspвыступает&nbspв&nbspкачестве&nbspразновидности&nbspнормативного&nbspакта.&nbspОн&nbspобладает&nbspрядом&nbspсвойств,&nbspпозволяющих&nbspему&nbspзанимать&nbspцентральное&nbspместо&nbspв&nbspсистеме&nbspнормативных&nbspактов.&nbspЭто&nbspвысшая&nbspюридическая&nbspсила,&nbspпринятие&nbspспециально&nbspуполномоченными&nbspгосударственными&nbspорганами&nbspи&nbspрегулирование&nbspнаиболее&nbspзначимых&nbspобщественных&nbspотношений.&nbspКроме&nbspтого,&nbspк&nbspзаконам&nbspотносят&nbspи&nbspосновной&nbspзакон&nbspгосударства&nbsp–&nbspКонституцию,&nbspв&nbspкоторой&nbspопределены&nbspосновы&nbspгосударственного&nbspустройства&nbspи&nbspправового&nbspстатуса&nbspличности.&nbspПонятие&nbspкачества&nbspзакона&nbspопределяет&nbspэффективность&nbspего&nbspправового&nbspрегулирования,&nbspсоответствие&nbspсодержания&nbspзакона&nbspрегулируемым&nbspобщественным&nbspотношениям.&nbspВысокий&nbspуровень&nbspкачества&nbspзакона&nbspобъединяет&nbspв&nbspсебе&nbspего&nbspюридическое&nbspсодержание&nbsp&nbspи&nbspсоциальную&nbspзначимость.&nbsp

Актуальность&nbspрассмотрения&nbspпонятия&nbspи&nbspкритериев&nbspкачества&nbspзакона&nbspкак&nbspразновидности&nbspнормативно-правового&nbspакта&nbspзаключается&nbspв&nbspего&nbspособом&nbspзначении&nbspв&nbspсистеме&nbspнормативно-правовых&nbspактов.&nbspЗакон&nbspрегламентирует&nbspнаиболее&nbspзначимые&nbspобщественные&nbspотношения.&nbspОт&nbspкачества&nbspпринимаемых&nbspзаконов&nbspзависит&nbspв&nbspконечном&nbspитоге&nbspэффективность&nbspправового&nbspрегулирования.&nbsp

Объект&nbspисследования&nbsp-&nbspзакон&nbspкак&nbspнормативно-правовой&nbspакт.

Предметом&nbspнастоящего&nbspисследования&nbspявляются&nbspосновные&nbspкритерии&nbspкачества&nbspзакона.&nbsp

Цель&nbspисследования&nbspопределить&nbspотличительные&nbspособенности&nbspзаконов&nbspв&nbspсистеме&nbspнормативно-правовых&nbspактов&nbspи&nbspрассмотреть&nbspкритерии&nbspих&nbspкачества.&nbsp

Для&nbspдостижения&nbspуказанной&nbspцели&nbspдолжны&nbspбыть&nbspвыполнены&nbspследующие&nbspзадачи:&nbspрассмотреть&nbspопределить&nbspотличительные&nbspпризнаки&nbspзакона,&nbspрассмотреть&nbspзначение&nbspкачества&nbspзакона,&nbspохарактеризовать&nbspюридические&nbspи&nbspсоциальные&nbspкритерии&nbspкачества&nbspзаконов.&nbsp

Теоретическую&nbspоснову&nbspисследования&nbspсоставляют&nbspработы&nbspследующих&nbspавторов:&nbspБаглай&nbspМ.В.,&nbspЛазарев&nbspВ.В.,&nbspАбдулаев&nbspМ.И.&nbspи&nbspдр.

Структурно&nbspработа&nbspпредставлена&nbspвведением,&nbspдвумя&nbspглавами,&nbspзаключением&nbspи&nbspсписком&nbspлитературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

 

 

Рассмотрев основные критерии качества закона как
основополагающего  нормативно-правового
акта, можно прийти к следующим выводам.

1. Общие свойства нормативно правовых актов, позволяющие ему
выступать в качестве основного источника права 
заключаются в его письменной форме и определенности, принятии
уполномоченным государственным органом в установленном порядке, возможности
защиты от нарушений.  Нормативные
правовые акты содержат правовые нормы  в
наиболее универсальном и определенном виде, что позволяет эффективно
осуществлять правовое регулирование.

2. Закон выступает в качестве 
разновидности нормативно-правовых актов. Свойства закона позволяют ему
выступать в качестве основополагающего нормативно-правового акта.  закон принимается законодательными органами,
обладает высшей юридической силой, регулирует наиболее значимые общественные
отношения.  Подзаконные нормативные акты
должны по своему содержанию соответствовать законам. Сами законы также образуют
определенную иерархическую систему. 
Высшей юридической силой обладает Конституция РФ, затем идут федеральные
конституционные и федеральные законы.

3. Проблема обеспечения качества законов является одной из насущных
как теоретических, так и практических проблем. Качественным считается такой
закон, который юридически и технически грамотно составлен, который отражает в
своем содержании все необходимые потребности регулирования общественных
отношений, который имеет надлежащий механизм реализации. Действие качественных
законов обеспечивает реальный режим законности и правопорядка в обществе.

4.Среди юридических критериев качества закона можно выделить:
нормативность, полноту, закрепление необходимых гарантий реализации правовых
норм, совершенство юридической техники закона. К социальным критериям
относятся: соответствие реальным потребностям правового регулирования
общественных отношений, обеспечение соответствия нормативным актам более
высокой юридической силы, соответствие содержания моральных и правовых норм.
Обеспечение уровня качества закона — это задача прежде всего законодателя,
который обязан при подготовке закона учитывать все  общественные потребности и стремиться к тому,
чтобы закон по своему содержанию был логичным, непротиворечивым, обладал
действенным механизмом реализации. Между качеством и эффективностью действия
закона имеется прямая связь. Эффективность
нормативных актов — это значимое условие их функционирования. Принятый
нормативный акт должен отвечать  тем
целям, для достижения которых он принят. Он должен регламентировать
общественные отношения надлежащим образом в интересах  большинства членов общества. Тот правовой
акт, который не отвечает этим требованиям, является неэффективным. Достижение
эффективности  возможно при условии
соблюдения основных принципов правотворческого процесса и своевременным
внесением изменений и дополнений в правовые акты. Выявленные неэффективные акты
должны быть изменены или заменены в целях общего совершенствования системы
законодательства.

 

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ЗНАЧЕНИЕ КАЧЕСТВА ЗАКОНА

 

1.1. Понятие и признаки закона

 

Нормативно-правовой
акт – это официальный письменный документ, создаваемый уполномоченными органами
государственной власти в рамках определенной процедуры или путем всенародного
волеизъявления, содержащий нормы права.
Нормативный акт – является
основным источником права в странах романо-германской правовой семьи (Россия,
Германия, Франция и др. страны  Европы).
Он обладает следующими признаками.

1. Нормативный акт создается государственными органами с помощью
определенной правотворческой процедуры. Он может быть изменен или дополнен  издавшим его органом в соответствии с
изменившимися условиями или общественными потребностями.

2. Нормативные акты представляют собой иерархическую систему
построенную в  зависимости от их
юридической силы. «Юридическая сила указывает на место акта, его значение, его
верховенство или подчиненность, зависит от положения и роли органа, издавшего
акт, от его конституционных полномочий и компетенции, которой он наделен по
действующему законодательству»[1].
Нормативные акты подразделяются по юридической силе на законы и подзаконные
акты. Закон это нормативный акт, обладающий высшей юридической силой,  принимаемый в особом порядке, и регулирующий
наиболее важные общественные отношения. Подзаконные нормативные акты – это акты
органов исполнительной власти: постановления и распоряжения правительства,
указы президента, акты органов местного самоуправления. Они издаются на основе
и во исполнение законов и должны им соответствовать. Нормативные акты также
составляют определенную систему в зависимости от предмета регулирования.

3. Нормативные акты позволяют точно фиксировать содержание правовых
норм, что позволяет не допускать произвольного толкования и применения норм.

4. Нормативные акты поддерживаются государством, им охраняются. В
случае нарушения положений нормативного акта государством могут быть применены
меры ответственности.

5. Нормативно-правовой акт имеет пределы
действия по времени, в пространстве и по кругу лиц.

Итак, нормативно-правовые акты в
зависимости от их юридической силы подразделяются на две группы – это законы и
подзаконные нормативные акты. Законы обладают высшей юридической силой.
Подзаконные акты в своем содержании должны соответствовать законам. Законы
также  обладают определенной иерархией.
Среди законов выделяют:

— Конституцию – основной закон
государства.

— федеральные конституционные законы, принимаемые
по вопросам, указанным в Конституции;



[1]      Общая теория права и государства: Учебник
/ Под ред. В.В. Лазарева. М, 2015. С.196

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы