Курсовая теория на тему Понимание невроза и психоза в теории З. Фрейда. Особенности устройства психики при неврозе и психозе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Ведение. 3
1 Общее представление о структуре психики, сознании и
бессознательном у З. Фрейда 5
1. 1 Структура психики. 5
1.2 Бессознательное и сознание. 7
2 Невроз и психоз в понимании З. Фрейда. 12
2.1 Психоз и особенности устройства психики при психозе. 12
2.2 Невроз и его отличие от психоза. 18
Заключение. 25
Список используемой литературы.. 27
Введение:
В
наше время термин «психоанализ» известен всем, как и имя его создателя-Зигмунда
Фрейда. Он принадлежит к той немногочисленной когорте мыслителей, которым
суждено было коренным образом изменить представления человека о самом себе[1].
Фрейд однажды высказал мнение, что за всю свою
историю человечество испытало три значительных удара по своему коллективному
Эго. Первый такой удар был нанесен польским астрономом Николаем Коперником
(1473-1543), который доказал, что Земля не является центром Вселенной: она
всего лишь одна из множества планет, вращающихся вокруг Солнца. Вторым
откровением стало в XIX веке учение Чарльза Дарвина, показавшего, что человек
не является уникальным, отличным от всего живого видом и потому не может
претендовать на какое-то особое место в мире. Он не более чем один из
высокоорганизованных видов животных, которые, в свою очередь, возникли в ходе эволюции
из более низких форм жизни. Третий удар нанес сам Зигмунд Фрейд, провозгласив,
что человек не в состоянии полностью контролировать собственную жизнь при
помощи разума[2].
Фигура З. Фрейда выражает с собой два века с их разными устремленностями и философскими
пристрастиями: XIX век с его культом научного знания и объективизма, верой в
разум и прогресс и, одновременно, XX век – с его стремлением к подлинности
человеческой субъективности, критическим настроем к традиции. Фрейд является
мыслителем, чьи идеи глубоко вошли в современное общественное сознание на
Западе и были довольно-таки основательно усвоены. Тем не менее, не
прекращается дискуссия о том, является
ли психоанализ философией, либо есть ли в нем содержание, которое можно отнести
к философскому.
В
естественной науке предпринимались разные попытки придать психике конкретное
место в природе. Например, согласно теории панпсихизма, душой наделена вся
природа, в том числе и неживая (например, камни). Биопсихизм описывал психику
как присущее всему живому, в том числе растениям. Антропопсихизм утверждал, что
психика присуща только человеку, а животные, как и растения – это «живые
автоматы». Нейропсихизм говорил о том, что психика есть только у тех живых
существ, у которых есть нервная система[3].
Все
вышеперечисленные теории рассматривали критерии психики как внешние по
отношению к форме существования организма. Психика приписывалась какому-либо
живому существу не потому, что у существа были конкретные поведенческие
характеристики, а потому, что оно принадлежало к конкретному классу объектов.
Другая
группа теорий рассматривает психику исходя из внутренних, функциональных
критериев. Данные теории уже развивались позже. Критериями присутствия психики
для таких теорий являются: способность к поисковому поведению, способность к
«гибкому» (в отличие от жестко запрограммированного) приспособлению к среде,
т. е. к индивидуальному обучению, способность к «проигрыванию»
действия во внутреннем плане и др.
Целью данной работы
является рассмотрение невроза и психоза в теории З. Фрейда.
Задачи:
— рассмотрение структуры
психики по З. Фрейду;
— описание структуры
сознательного и бессознательного по З. Фрейду;
— изучение психоза и его
этиологии в концепции З. Фрейда;
— анализ неврозов и их
отличие от психозов.
Объект исследования –
невроз и психоз в концепции З. Фрейда. Предмет исследования – особенности
проявлений невроза и психоза у субъекта. [1] См. Акимов, О.Е. Правда о Фрейде и
психоанализе / О.Е. Акимов. — М.: Акимова, 2005. С. 51 [2] См. Шульц Д.П., Шульц С.Э. История
современной психологии / Перев. с англ. –
СПб.: Изд-во «Евразия», 1998. С. 411 [3] См. Фокина Н. И. Современная
западная философия. – М., 2009. С. 180
Заключение:
Данная работа посвящена
рассмотрению сущности невроза и психоза. На основе проведенного анализа мы
можем сделать следующие выводы.
1 При психозе и
сновидении одинаково расщеплено Я. Так, в сновидении Я расщепляется тогда,
когда одно Я наблюдает за действиями другого Я, или в случае, когда сновидец
слышит свои мысли в сновидении. Тот же механизм расщепления Я наблюдается при
психозе, когда человеку слышатся голоса. Психологический бред имеет похожие
черты со сновидением – стереотипные повторы сновидений или ночных кошмаров.
З. Фрейд говорит о том,
что сновидение заменяет собой действия в жизни. Это – черта сновидения и
психоза. Человек с психозом подменяет свои действия словами, фантазиями. Это
полностью соответствует тому, что наблюдается при сновидениях.
По мнению З. Фрейда,
изучение теории сновидения будет помогать и изучению психозов .
При психотических
депрессиях, тяжёлых формах навязчивого невроза либидо отводится от внешних
объектов по причине сильной враждебности к миру. Их ненависть коррелирует с
тем, что они не могут любить. Психотики вынуждены вытеснять свою ненависть, а
это требует больших сил и энергии.
Психотики проецируют свою
ненависть на окружающих, что создает паранойю.
В речи психотика
словесные представления находятся в приоритете над предметными, так как нет
объектных катексисов либидо. Катексисы словесных представлений объектов
сохраняются. Значит, словесные представления не вытесняются.
2 При психозе нельзя
получить новое восприятие Я, и внутренний мир, который отражает внешний, не
имеет своего катексиса. Я психотика создает свой внешний и внутренний мир, а
так как бессознательное психотика располагается открыто, то его мир сформирован
из желаний Оно, а уход от действительности инициирован фрустрацией своих
желаний, которая для психотика трудно переносима.
Аффективную тупость
психотика З. Фрейд тоже описывает как отказ Я от участия в коммуникации с
окружающим миром.
Общая причина создания
психоза и невроза, по мнению З. Фрейда, состоит в фрустрации, «неисполнение
одного из тех непреодолимых детских желаний, которые так глубоко коренятся в
нашей филогенетически обусловленной организации» . При неврозе преобладает
внешняя реальность, Я подавляет Оно, бессознательные желания; при психозе
происходит отказ от части реальности, Я служит Оно.
Общим фактором для
создания невроза или психоза является фрустрация, которая понимается З. Фрейдом
как неисполнение одного из непреодолимых желаний из детства. Существуют и
нарциссические неврозы, которые создаются как конфликт между Я и Сверх-Я.
Примером нарциссического невроза является меланхолия.
Фрагмент текста работы:
1 Общее представление о структуре психики, сознании и
бессознательном у З. Фрейда
1.
1 Структура психики
В ранний период своей
деятельности З. Фрейд ориентировался на изучение вытесненного бессознательного.
В 20-е годы прошлого
столетия З. Фрейд начал изучать психологию «я». Как только было понятно, что
часть «Я» может быть бессознательное, то сформировалась необходимость в анализе
и самого Я и его бессознательных элементов.
З. Фрейд взял за основу
наработки Г. Гроддека (1866-1934). Рассматривая тему бессознательного, Гроддек
применял для характеристики бессознательного понятие «Оно».
Базируясь на структурном
подходе к анализу души, Фрейд предложил дифференцировать следующие инстанции:
Оно (Ид), Я (Эго) и Сверх-Я (СуперЭго). Это было сделано им в работе «Я и
Оно»[1]
(1923).
Человек, по мнению
Фрейда, представляет собой непознанное и бессознательное Оно. Оно представляло темную
и недоступную часть личности, которая обладала страстями и влечениями. Оно –
это как хаос или котел, который наполнен возбуждениями, которые выливаются из
него. В Оно находятся инстинкты человека. Наполненное энергией, Оно не
характеризуется четкостью и не имеет воли. Оно вмещает в себя либидо. В Оно
преобладают стремление к удовлетворению инстинктивных потребностей и желаний.
Оно работает произвольно для того, чтобы получить еще больше удовольствия. В
Оно отсутствует оценка нравственности, нет различий между добром и злом,
установок морального характера[2].
В Оно все подчиняется
принципу удовольствия.
Я – это олицетворение
здравого смысла и благоразумия. Я – это область сознательного. Я соединяет
между собой бессознательное, внутреннюю составляющую человека и реальность. Я –
это часть Оно, представитель реального мира в душе человека. В
противоположность неорганизованному Оно, Я нацелено на упорядоченность
процессов в психике и к замене приоритетного в Оно удовольствия реальностью. Я
– это действительность и разум, оно стремится руководить движением, которое
есть у Оно. Я пытается управлять Оно, направлять его в социально нужную сферу.
Оно хочет реализовывать свою программу. Часто Я идет на поводу у Оно.
Чтобы
образно описать Я и Оно, Фрейд приводит аналогию со всадником и лошадью, как
Шопенгауэр применял эту аналогию для раскрытия отношений между интеллектом и
волей. Воля представляет собой сознательное регулирование индивидом своего
поведения и деятельности. Волевое действие выражается в способности человека
преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных
действий и поступков.
Воля
соотносится с волевой регуляцией, когда человек регулирует процессы возбуждения
и торможения нервной системы.
Самыми
распространенными проявлениями воли являются:
1) Дисциплина и самодисциплина
2) Мужество
3) Терпение
4) Решительность
5) Вера в себя[3].
Функция
воли — выработка у человека смелости, целеустремленности, решительности,
самообладания, выдержки, инициативности, организованности и пр.
Оно,
как полагает З. Фрейд, создает только видимость подчинения Я. Как всадник,
который не смог обуздать лошадь, ему ничего не остается, как вести ее туда,
куда захочет. Я не прекращает волю Оно в действие[4]. Как
между всадником и лошадью могут существовать отношения, так между Я и Оно также
могут быть такие отношения, когда всадник вынужден терпеть необузданность
лошади, а Я часто идет на поводу у Оно.
Я
представляет собой трансформированную часть Оно. Внутри Я есть разделение на
Сверх-Я и Я-идеал[5].
Если
у человека присутствует мания, то Я и Я-идеал сливаются друг с другом. У
меланхоликов же они расходятся.
Конфликты,
по мнению З. Фрейда, представляют собой столкновения Оно и Я, конфликты между Я
и Я-идеалом. [1] См. Фрейд З. «Я» и «Оно»: в 2 т. –
Тбилиси, 1991. С. 351 [2] См. Мерлин В. С. Очерк
интегрального исследования индивидуальности/В. С. Мерлин. – М. : Педагогика,
1986. С. 133 [3]См. Крылов А.А. Психология. – М.:
ПРОСПЕКТ, 2016. С. 388 [4] См. Фрейд З. «Я» и «Оно»: в 2 т. –
Тбилиси, 1991. С. 361 [5] См. Фрейд З. «Я» и «Оно»: в 2 т. –
Тбилиси, 1991. С. 359