Курсовая теория на тему Получение взятки
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Уголовно-правовая характеристика получения взятки 6
1.1 Объект и предмет получения взятки 6
1.2 Объективная сторона состава преступления, предусмотренного ст.290 УК РФ …………………………………………………………………………………10
1.3 Субъективные признаки получения взятки 12
Глава 2. Проблемы квалификации получения взятки 24
2.1 Квалифицированные и особо квалифицированные виды получения взятки 24
2.2 Отграничение получения взятки от смежных составов преступления 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 33
Введение:
Актуальность темы исследования. Именно взяточничество ущемляет конституционные права граждан, их законные интересы, извращает принцип законности, дискредитирует деятельность государственного аппарата, а также препятствует проведению экономических реформ.
По данным статистики МВД России с января по сентябрь 2018 года МВД было выявлено 5298 преступлений, связанных с взяточничеством (1287 — в крупном или особо крупном размерах), из которых 2730 — получение взятки, 1900 — дача взятки и 668 — посредничество во взяточничестве .
По статистическим данным Генеральной прокуратуры за период с января по декабрь 2018 года, в Москве и Московской области было зафиксировано более 310 преступлений предусмотренных ст. 290 УК РФ. По ст. 291 УК РФ Москва и Московская область также занимают лидирующие позиции, за январь-декабрь 2018 года было зафиксировано 252 преступления. .
Сравнивая статистические данные прошлых лет можно сделать вывод о том, что взяточничество не является редким преступлением, а, наоборот, с каждым годом только набирает обороты.
Взяточничество как социальное явление в первую очередь отражается в росте недоверия со стороны общества органам государственной власти. Политическая нестабильность, слабая эффективность институтов власти, политическая неграмотность гражданского населения и специфика российского политического устройства являются основными факторами, способствующими распространению такого явления как «взяточничество»
На наш взгляд, меры уголовно-правового характера являются наиболее эффективными. Однако реализация уголовно-правовых норм об ответственности за получение и дачу взятки остается одной из актуальных проблем, в связи с несовершенством действующего законодательства и неоднозначностью толкования ряда понятий и признаков. Именно поэтому избранная тема является на сегодняшний день актуальной и подлежит исследованию.
Степень разработанности проблемы. Несмотря на огромное количество научных исследований и исследовательских работ, касающихся проблемы взяточничества, многие вопросы нуждаются в постоянном обновлении, в дополнении, а также в разработке и внедрении новых средств и мер.
Теоретической основой исследования стали научны монографии, статьи из правовых журналов, учебные пособия: А.А. Аслаханова, А.А.Аслаханов, Л.В.Астафьев, К.Д. Анциферова, С.Л. Алексеева, М.М. Бабаева, А.В. Бриллиантов, А.С. Быстрова, Б.В. Волженкин, Б.В. Здравомыслов, Т.В. Кондрашова, И.А. Клепицкий, А.И. Кирпичникова, П.А. Кабанов, В.М. Лебедев, С.В. Максимова, А.К. Квициния, В.Н. Кудрявцева, П.Г. Пономарева, П.С. Яни и другие.
Цели и задачи исследования. Основная цель работы состоит в том, чтобы дать уголовно — правовую характеристику получения взятки, рассмотреть квалифицированные и особо квалифицированные виды взяточничества
Задача исследования:
– исследовать развитие отечественного уголовного законодательства в части борьбы с взяточничеством;
– определить юридическое содержание основных понятий, содержащихся в диспозиции ст. 290 УК РФ;
– рассмотреть объективные и субъективные признаки получения взятки;
– рассмотреть квалифицированные и особо квалифицированные виды взяточничества;
– определить отграничение взяточничества от смежных составов преступления;
– изучить судебную практику по ст.290 УК РФ.
Объектом исследования контрольной работы являются общественные отношения, возникающие в сфере обеспечения интересов государственной власти, а также интересов государственной и муниципальной службы.
Предметом исследования выступают нормы уголовного законодательства, предусмотренные ст. 290 УК РФ; федеральные законы в части относящейся к теме исследования; материалы судебной практики; учебная и научная литература.
Методологические и теоретические основы исследования. Методологическая основа работы представлена системой современных методов познания и получения научного результата. В рамках данного исследования автор использовал системно-структурные, конкретно-исторические, технико-юридические, нормативно-правовые методы. В процессе исследования применялись диалектические и логические (анализ, синтез, обобщение) приемы.
Эмпирическую базу исследования составила местная судебная практика, практика, опубликованная в сети «Интернет», а так же в справочно-правовых системах «Консультант плюс», «Гарант».
Практическая значимость исследования. Практическая значимость состоит в том, что полученные результаты исследования обобщают и расширяют имеющиеся знания по проблемным вопросам уголовной ответственности за взяточничество. Сделанные в исследовании выводы могут быть использованы при подготовке новых проектов поправок в законодательстве, а также материалы данного исследования могут быть использованы в практической деятельности правоохранительных органов, в преподавании курса по уголовному праву Российской Федерации.
Структура контрольной работы соответствует логике научного исследования, определена её целью и задачами. Работа состоит из введения, двух глав, которые в совокупности включают пять параграфов, заключения и библиографического списка.
Заключение:
В курсовой работе был проведен анализ норм Уголовного кодекса РФ 1996 года, посвященных уголовной ответственности за получение и дачу взятки. На основании исследования можно сделать следующие выводы:
Во-первых, диспозиции ст. 290 и 291 УК РФ объединяет два противоположных действия — получения взятки и дачу взятки. При этом объект у них одинаковый, то есть общественные отношения, обеспечивающее нормальное функционирование государственной власти, государственной службы и службы в органах местного самоуправления.
Во-вторых, получение и дача взятки имеют формальный состав преступления, то есть оно считается оконченным с момента передачи хотя бы части предмета взятки. Но здесь стоит помнить, что предметом взятки могут быть не только денежные средства, а, к примеру, лицо может незаконно оказать услугу имущественного характера, в этом случае преступление считается оконченным с начала выполнения с согласия должностного лица действий, непосредственно направленных на приобретение ими имущественных выгод.
В-третьих, субъектом преступления по ст. 290 УК РФ могут быть только должностные лица, иностранные должностные лица либо должностные лица публичной международной организации. А вот ст. 291 УК РФ не содержит специальных лиц, а имеет общий субъект, то есть вменяемое, физическое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста.
В-четвертых, ст. 290 и 291 УК РФ одинаковы и в субъективной стороне преступления, то есть характеризуются прямым умыслом.
К сожалению, взяточничество обладает высоким уровнем латентности, так как большинство из таких преступлений подготавливается и совершается в условиях строгой конспирации, чем обусловлены проблемы их выявления и расследования. На основе уголовно-правового анализа ст. 290 и 291 УК РФ и исследованной судебной практики по этим делам, было выявлено, что проблемы применения данных норм Уголовного кодекса сводятся к трем положениям:
— это верное, однообразное толкование признаков соответствующих составов преступлений с учетом их взаимосвязи с учетом разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации;
— это сложности, возникающие в том, чтобы сопоставить фактические признаки совершенного деяния с указанными признаками составов взяточничества;
— это сложности, связанные с разграничением таких преступлений между собой, а также с проведением отграничения от иных, смежных с ними составов преступлений.
Не так давно законодатель криминализировал обещание или предложение посредничества во взяточничестве (ч. 5 ст. 291.1 УК РФ) вне зависимости от размера взятки. Данная норма устанавливает ответственность за обнаружение умысла на совершение посреднических действий в будущем, соответственно, если посредник реализовал свой преступный умысел, то есть сдержал данное ранее обещание и способствовал передаче предмета взятки, то он будет отвечать по ч. 1-4 ст. 291.1 УК РФ. В свою очередь, если обещание или предложение осталось невыполненным, подлежит применению ч. 5 ст. 291.1 УК РФ .
На основании этого, предлагаем дополнить УК РФ новой статьей, которая бы ввела уголовное наказание за обещание или предложение принять или дать взятку, в следующей формулировки: «Обещание или предложение принять либо дать взятку наказывается штрафом в размере до пятисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, или в размере от двадцатикратной до сорокакратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года или без такового либо лишением свободы на срок до одного года».
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Уголовно-правовая характеристика получения взятки
1.1 Объект и предмет получения взятки
Для того чтобы понять суть взяточничества и найти пути решения этой проблемы, необходимо рассмотреть историю его развития.
В первобытном обществе плата вождю считалась нормой. В древнегреческих государствах и республиканском Риме коррупция практически отсутствовала. Но в скором времени в римском праве появляется термин «corrumpire» – подкупать, злоупотреблять должностью. Императоры того времени пытались бороться с взяточничеством, но их попытки были тщетны.
В России же первым наказывать за взятки стал Иван III, но его политика была не продуктивной. Более эффективным царем в этом вопросе считается Иван IV Грозный. Одним из самых известных коррупционеров в Российской Империи можно назвать Александра Даниловича Меншикова, который является соратником Петра I. Несмотря на то, что Меншиков был фаворитом царя и получал огромные почести, отличался этот человек редкостным корыстолюбием. С кого он только не брал взятки: с Московского казначейства, и с Военной коллегии за покрытие их недостач, со знаменитого казнокрада графа Гагарина за сокрытие растраты. Петр I знал о «проделках» князя, но не желал ничего предпринимать.
Правда, такую лояльность император проявлял только по отношению к Меншикову. Дворяне же, уличенные в казнокрадстве или взяточничестве, подвергались пыткам и телесным наказаниям. Так, в 1721 году по приказу Петра в Санкт-Петербурге повесили бывшего губернатора Сибири — князя Матвея Гагарина. Царь и сенаторы лично присутствовали на казни. Современники вспоминали, что после казни Пётр I закатил пир с пушечным салютом и праздничным оркестром, и заставил на нём веселиться родных повешенного. Тело же князя Гагарина провисело несколько месяцев.
Позднее российские императоры стали относиться к взяточникам более лояльно, и взяточничество достигло глобальных масштабов . Более конкретно данные вопросы стали регулироваться в XIX веке. «Мздоимством» или «лихоимством» — именно так раньше называлось получение взятки.
В советский период состав взяточничества стал иным. В Уголовном кодексе 1922 г. за взяточничество были установлены суровые наказания вплоть до высшей меры наказания. В ст. 114 УК РСФСР 1922 года не было указано понятие должностного лица, и говорится только о «лице, состоящим на государственной, союзной или общественной службе» .
Проведя сравнительный анализ, было выяснено, что в ст. 117 УК РСФСР 1926 года, законодатель употребляет понятие должностного лица, в остальном диспозиция практически не меняется, но санкции уменьшились .
В последующем нормы о взяточничестве получают закрепление в Уголовном кодексе РСФСР 1960 года . В данном кодексе квалификационные преступления претерпели изменения. Хотя до этого данные изменения не были внесены в описание признаков состава получения взятки.
Объектом данного состава преступления являются интересы государственной службы.
Предметом получения взятки являются денежные средства, ценные бумаги или иное имущество, в том числе изъятое из оборота или ограниченное в обороте, примером такого имущества могут служить наркотические средства, оружие или боеприпасы .
Во-первых, под деньгами (валютой) законодатель понимает как российские, так и иностранные денежные средства, находящиеся в официальном денежном обращении на момент совершения преступления.
Типичным примером получения взятки денежными средствами может служить приговор Алейского городского суда Алтайского края от 21 сентября 2017 г. по делу № 1-146/2017. Коротких Ю.Н. совершил умышленные преступления при следующих обстоятельствах: 09.06.2017 в период с 08 часов 00 минут до 10 часов 30 минут, житель г. Алейска Алтайского края ФИО6 обратился к Коротких Ю.Н., который в этот момент находился на своем рабочем месте в кабинете <адрес> с просьбой выдать ему фиктивный листок нетрудоспособности на срок 10 дней, за денежное вознаграждение для освобождения его от работы.