Курсовая теория Юриспруденция Уголовное право

Курсовая теория на тему Получение взятки

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Уголовно-правовая характеристика получения взятки 6
1.1 Объект и предмет получения взятки 6
1.2 Объективная сторона состава преступления, предусмотренного ст.290 УК РФ …………………………………………………………………………………10
1.3 Субъективные признаки получения взятки 12
Глава 2. Проблемы квалификации получения взятки 24
2.1 Квалифицированные и особо квалифицированные виды получения взятки 24
2.2 Отграничение получения взятки от смежных составов преступления 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 33

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. Именно взяточничество ущемляет конституционные права граждан, их законные интересы, извращает принцип законности, дискредитирует деятельность государственного аппарата, а также препятствует проведению экономических реформ.
По данным статистики МВД России с января по сентябрь 2018 года МВД было выявлено 5298 преступлений, связанных с взяточничеством (1287 — в крупном или особо крупном размерах), из которых 2730 — получение взятки, 1900 — дача взятки и 668 — посредничество во взяточничестве .
По статистическим данным Генеральной прокуратуры за период с января по декабрь 2018 года, в Москве и Московской области было зафиксировано более 310 преступлений предусмотренных ст. 290 УК РФ. По ст. 291 УК РФ Москва и Московская область также занимают лидирующие позиции, за январь-декабрь 2018 года было зафиксировано 252 преступления. .
Сравнивая статистические данные прошлых лет можно сделать вывод о том, что взяточничество не является редким преступлением, а, наоборот, с каждым годом только набирает обороты.
Взяточничество как социальное явление в первую очередь отражается в росте недоверия со стороны общества органам государственной власти. Политическая нестабильность, слабая эффективность институтов власти, политическая неграмотность гражданского населения и специфика российского политического устройства являются основными факторами, способствующими распространению такого явления как «взяточничество»
На наш взгляд, меры уголовно-правового характера являются наиболее эффективными. Однако реализация уголовно-правовых норм об ответственности за получение и дачу взятки остается одной из актуальных проблем, в связи с несовершенством действующего законодательства и неоднозначностью толкования ряда понятий и признаков. Именно поэтому избранная тема является на сегодняшний день актуальной и подлежит исследованию.
Степень разработанности проблемы. Несмотря на огромное количество научных исследований и исследовательских работ, касающихся проблемы взяточничества, многие вопросы нуждаются в постоянном обновлении, в дополнении, а также в разработке и внедрении новых средств и мер.
Теоретической основой исследования стали научны монографии, статьи из правовых журналов, учебные пособия: А.А. Аслаханова, А.А.Аслаханов, Л.В.Астафьев, К.Д. Анциферова, С.Л. Алексеева, М.М. Бабаева, А.В. Бриллиантов, А.С. Быстрова, Б.В. Волженкин, Б.В. Здравомыслов, Т.В. Кондрашова, И.А. Клепицкий, А.И. Кирпичникова, П.А. Кабанов, В.М. Лебедев, С.В. Максимова, А.К. Квициния, В.Н. Кудрявцева, П.Г. Пономарева, П.С. Яни и другие.
Цели и задачи исследования. Основная цель работы состоит в том, чтобы дать уголовно — правовую характеристику получения взятки, рассмотреть квалифицированные и особо квалифицированные виды взяточничества
Задача исследования:
– исследовать развитие отечественного уголовного законодательства в части борьбы с взяточничеством;
– определить юридическое содержание основных понятий, содержащихся в диспозиции ст. 290 УК РФ;
– рассмотреть объективные и субъективные признаки получения взятки;
– рассмотреть квалифицированные и особо квалифицированные виды взяточничества;
– определить отграничение взяточничества от смежных составов преступления;
– изучить судебную практику по ст.290 УК РФ.
Объектом исследования контрольной работы являются общественные отношения, возникающие в сфере обеспечения интересов государственной власти, а также интересов государственной и муниципальной службы.
Предметом исследования выступают нормы уголовного законодательства, предусмотренные ст. 290 УК РФ; федеральные законы в части относящейся к теме исследования; материалы судебной практики; учебная и научная литература.
Методологические и теоретические основы исследования. Методологическая основа работы представлена системой современных методов познания и получения научного результата. В рамках данного исследования автор использовал системно-структурные, конкретно-исторические, технико-юридические, нормативно-правовые методы. В процессе исследования применялись диалектические и логические (анализ, синтез, обобщение) приемы.
Эмпирическую базу исследования составила местная судебная практика, практика, опубликованная в сети «Интернет», а так же в справочно-правовых системах «Консультант плюс», «Гарант».
Практическая значимость исследования. Практическая значимость состоит в том, что полученные результаты исследования обобщают и расширяют имеющиеся знания по проблемным вопросам уголовной ответственности за взяточничество. Сделанные в исследовании выводы могут быть использованы при подготовке новых проектов поправок в законодательстве, а также материалы данного исследования могут быть использованы в практической деятельности правоохранительных органов, в преподавании курса по уголовному праву Российской Федерации.
Структура контрольной работы соответствует логике научного исследования, определена её целью и задачами. Работа состоит из введения, двух глав, которые в совокупности включают пять параграфов, заключения и библиографического списка.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В курсовой работе был проведен анализ норм Уголовного кодекса РФ 1996 года, посвященных уголовной ответственности за получение и дачу взятки. На основании исследования можно сделать следующие выводы:
Во-первых, диспозиции ст. 290 и 291 УК РФ объединяет два противоположных действия — получения взятки и дачу взятки. При этом объект у них одинаковый, то есть общественные отношения, обеспечивающее нормальное функционирование государственной власти, государственной службы и службы в органах местного самоуправления.
Во-вторых, получение и дача взятки имеют формальный состав преступления, то есть оно считается оконченным с момента передачи хотя бы части предмета взятки. Но здесь стоит помнить, что предметом взятки могут быть не только денежные средства, а, к примеру, лицо может незаконно оказать услугу имущественного характера, в этом случае преступление считается оконченным с начала выполнения с согласия должностного лица действий, непосредственно направленных на приобретение ими имущественных выгод.
В-третьих, субъектом преступления по ст. 290 УК РФ могут быть только должностные лица, иностранные должностные лица либо должностные лица публичной международной организации. А вот ст. 291 УК РФ не содержит специальных лиц, а имеет общий субъект, то есть вменяемое, физическое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста.
В-четвертых, ст. 290 и 291 УК РФ одинаковы и в субъективной стороне преступления, то есть характеризуются прямым умыслом.
К сожалению, взяточничество обладает высоким уровнем латентности, так как большинство из таких преступлений подготавливается и совершается в условиях строгой конспирации, чем обусловлены проблемы их выявления и расследования. На основе уголовно-правового анализа ст. 290 и 291 УК РФ и исследованной судебной практики по этим делам, было выявлено, что проблемы применения данных норм Уголовного кодекса сводятся к трем положениям:
— это верное, однообразное толкование признаков соответствующих составов преступлений с учетом их взаимосвязи с учетом разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации;
— это сложности, возникающие в том, чтобы сопоставить фактические признаки совершенного деяния с указанными признаками составов взяточничества;
— это сложности, связанные с разграничением таких преступлений между собой, а также с проведением отграничения от иных, смежных с ними составов преступлений.
Не так давно законодатель криминализировал обещание или предложение посредничества во взяточничестве (ч. 5 ст. 291.1 УК РФ) вне зависимости от размера взятки. Данная норма устанавливает ответственность за обнаружение умысла на совершение посреднических действий в будущем, соответственно, если посредник реализовал свой преступный умысел, то есть сдержал данное ранее обещание и способствовал передаче предмета взятки, то он будет отвечать по ч. 1-4 ст. 291.1 УК РФ. В свою очередь, если обещание или предложение осталось невыполненным, подлежит применению ч. 5 ст. 291.1 УК РФ .
На основании этого, предлагаем дополнить УК РФ новой статьей, которая бы ввела уголовное наказание за обещание или предложение принять или дать взятку, в следующей формулировки: «Обещание или предложение принять либо дать взятку наказывается штрафом в размере до пятисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, или в размере от двадцатикратной до сорокакратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года или без такового либо лишением свободы на срок до одного года».

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Уголовно-правовая характеристика получения взятки

1.1 Объект и предмет получения взятки

Для того чтобы понять суть взяточничества и найти пути решения этой проблемы, необходимо рассмотреть историю его развития.
В первобытном обществе плата вождю считалась нормой. В древнегреческих государствах и республиканском Риме коррупция практически отсутствовала. Но в скором времени в римском праве появляется термин «corrumpire» – подкупать, злоупотреблять должностью. Императоры того времени пытались бороться с взяточничеством, но их попытки были тщетны.
В России же первым наказывать за взятки стал Иван III, но его политика была не продуктивной. Более эффективным царем в этом вопросе считается Иван IV Грозный. Одним из самых известных коррупционеров в Российской Империи можно назвать Александра Даниловича Меншикова, который является соратником Петра I. Несмотря на то, что Меншиков был фаворитом царя и получал огромные почести, отличался этот человек редкостным корыстолюбием. С кого он только не брал взятки: с Московского казначейства, и с Военной коллегии за покрытие их недостач, со знаменитого казнокрада графа Гагарина за сокрытие растраты. Петр I знал о «проделках» князя, но не желал ничего предпринимать.
Правда, такую лояльность император проявлял только по отношению к Меншикову. Дворяне же, уличенные в казнокрадстве или взяточничестве, подвергались пыткам и телесным наказаниям. Так, в 1721 году по приказу Петра в Санкт-Петербурге повесили бывшего губернатора Сибири — князя Матвея Гагарина. Царь и сенаторы лично присутствовали на казни. Современники вспоминали, что после казни Пётр I закатил пир с пушечным салютом и праздничным оркестром, и заставил на нём веселиться родных повешенного. Тело же князя Гагарина провисело несколько месяцев.
Позднее российские императоры стали относиться к взяточникам более лояльно, и взяточничество достигло глобальных масштабов . Более конкретно данные вопросы стали регулироваться в XIX веке. «Мздоимством» или «лихоимством» — именно так раньше называлось получение взятки.
В советский период состав взяточничества стал иным. В Уголовном кодексе 1922 г. за взяточничество были установлены суровые наказания вплоть до высшей меры наказания. В ст. 114 УК РСФСР 1922 года не было указано понятие должностного лица, и говорится только о «лице, состоящим на государственной, союзной или общественной службе» .
Проведя сравнительный анализ, было выяснено, что в ст. 117 УК РСФСР 1926 года, законодатель употребляет понятие должностного лица, в остальном диспозиция практически не меняется, но санкции уменьшились .
В последующем нормы о взяточничестве получают закрепление в Уголовном кодексе РСФСР 1960 года . В данном кодексе квалификационные преступления претерпели изменения. Хотя до этого данные изменения не были внесены в описание признаков состава получения взятки.
Объектом данного состава преступления являются интересы государственной службы.
Предметом получения взятки являются денежные средства, ценные бумаги или иное имущество, в том числе изъятое из оборота или ограниченное в обороте, примером такого имущества могут служить наркотические средства, оружие или боеприпасы .
Во-первых, под деньгами (валютой) законодатель понимает как российские, так и иностранные денежные средства, находящиеся в официальном денежном обращении на момент совершения преступления.
Типичным примером получения взятки денежными средствами может служить приговор Алейского городского суда Алтайского края от 21 сентября 2017 г. по делу № 1-146/2017. Коротких Ю.Н. совершил умышленные преступления при следующих обстоятельствах: 09.06.2017 в период с 08 часов 00 минут до 10 часов 30 минут, житель г. Алейска Алтайского края ФИО6 обратился к Коротких Ю.Н., который в этот момент находился на своем рабочем месте в кабинете <адрес> с просьбой выдать ему фиктивный листок нетрудоспособности на срок 10 дней, за денежное вознаграждение для освобождения его от работы.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы