Курсовая теория на тему Половозрастные особенности образа «я» старших подростков с разными социометрическими статусами
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Теоретические аспекты исследования 6
1.1. Образ «Я» у подростков 6
1.2. Половозрастные особенности образа «я» старших подростков с разными социометрическими статусами 15
Заключение 21
Список литературы 23
Введение:
Подростковый возраст — самый трудный из всех возрастов, представляющий собой период становления личности. В контексте становления «Я»-концепции этот период является наиболее важным и ответственным этапом, поскольку происходит формирование основ нравственности, критического отношения к себе и окружающим. Переход к периоду подростничества сопровождается личностным развитием, зависящим от изменения условий взаимодействия со значимыми взрослыми, но, в первую очередь, со сверстниками, приобретающими на данном возрастном этапе особую значимость.
Коренная смена ситуации развития приводит к переосмыслению внутренней позиции подростка. Происходит изменение личностной сферы, меняются и переосмысливаются установки, ценностные ориентации, регуляторные механизмы, формируются собственные взгляды и убеждения. В целом изменяется отношение к миру, к социальным нормам, принятым в обществе. В качестве источника личностного роста выступает «Я» — концепция, являющаяся критерием на пути становления личности.
Актуальность проблемы изучения «Я» — концепции в старшем подростковом возрасте определяется становлением самосознания (Д.И. Фельдштейн, Л.И. Божович, И.И. Чеснокова) в ходе психосоциальных противоречий: восприятие подростком себя как исключительной личности, стоящей выше остальных, и наличие сомнений в себе с одновременным недопущением этих сомнений в собственное сознание (Т.В. Рябова). Ранее сложившаяся у подростка система оценочных суждений и эмоционально-ценностное отношение к собственному «Я» претерпевают изменения под воздействием оценочных суждений сверстников как наиболее значимой референтной группы на данном возрастном этапе. Соответственно возникает внутриличностное противоречие при оценке себя и других, отражающееся в поведенческих проявлениях. Самооценка подростка является важным фактором саморегуляции личности, влияет на взаимоотношения с окружающими, требовательность к себе, отношения к успехам и неудачам. Все эти доминанты обусловливаются жизненным статусом как одним из приоритетных для подростка факторов, воздействующих на формирование самооценки.
Кроме того, актуальность проблемы социально-педагогического исследования особенностей «Я» — концепции старших подростков обусловлено существующими противоречиями между социальной ситуацией развития подростков и новообразованиями личности в подростковом возрасте; между новой внутренней позицией и прежним объективным положением подростка в социуме.
Проблемы социальной адаптации, традиционно осуществляемые в рамках педагогики и педагогической психологии, в настоящее время активно реализуются и социальной педагогикой. Коренные изменения, происходящие в современном обществе: политическая, социально-экономическая, экологическая нестабильность, трансформация морально-ценностных ориентаций, актуализации семейно-бытовых проблем и взаимоотношений; отсутствие контроля за детьми ввиду чрезмерной занятости или аморального образа жизни родителей, выдвигают множество проблем, одной из которых является проблема трудных подростков с искаженной «Я»-концепцией.
Рост детской преступности, подростковая наркомания, агрессия, педагогическая запущенность, отсутствие системы ценностей у подрастающего поколения — все эти проблемы остро стоят перед школой. Их решение невозможно без профессиональной работы социальных педагогов.
Вопросами воспитания трудного ребенка, организацией профилактической, социальной, социально-педагогической и психологической помощи ребенку занимались такие ученые, как Г.Г. Аракелова, Т.А. Василькова, М.А. Галагузова, М.И. Рожкова, В.Г. Степанов, Закатова И., Мокрушина Л., Никитина Л., Макаренко А., Сухомлинский В.
Проблема исследования: «Я» — концепция старших подростков и причины ее искажения в ходе социальной адаптации.
Объект: Образ «Я» у подростков.
Предмет: половозрастные особенности образа «я» старших подростков с разными социометрическими статусами.
Цель исследования: выявить общие закономерности и половозрастные особенности образа «я» старших подростков с разными социометрическими статусами.
Задачи:
1. Охарактеризовать образ «я» у подростков.
2. Определить половозрастные особенности образа «я» старших подростков с разными социометрическими статусами.
Структура исследования. Курсовая работа включает введение, 1 главу, заключение, список литературы.
Заключение:
Анализ научной литературы по теме исследования позволил достичь цели и решить поставленные задачи. Сформулируем основные выводы, полученные по ходу исследования.
Первая глава рассматривает историко-теоретические основы изучения процесса формирования «Я» — концепции старших подростков как социально-педагогической проблемы. Рассмотрены истоки возникновения «Я» — концепции в теориях отечественных и зарубежных ученых. «Я»-концепция — устойчивая, осознанная, индивидуальная система представлений человека о себе. Когнитивный, оценочный и поведенческий элементы Я — концепции отражаются в Я — реальном и Я — социальном. В старшем подростковом возрасте на «Я» — концепцию оказывают влияние следующие источники социальной поддержки: родители, учителя, одноклассники, друзья, родительская поддержка и отношение окружающих.
Образ Я отражает самовосприятие в данный момент времени, содержит набор характеристик человека. Самооценка позволяет результаты оценочных сравнений использовать для последующей регуляции поведения и преобразования Я-концепции. Самоидентификация – процесс идентификации индивида с человеком, который обладает желаемыми для этого индивида качествами, свойственными собственной самости. Самоотношение — это индикатор успешности самореализации субъекта как личности.
Ведущими мотивационными стратегиями подросткового возраста являются самопознание, самовыражение и самоутверждение. В качестве ведущих новообразований подросткового возраста выступают: формирование самокритичности, самокритичность, развитие компонентов Я — концепции, неустойчивость самооценки, отмечается избирательность контактов, идентификация со сверстниками, значимость сферы общения как ведущей, стремление к общению со сверстниками как референтной группы, выбор жизненного пути, потребность в самоутверждении и самореализации.
Вторая глава исследования раскрывает современное понимание особенностей формирования «Я»-концепции старших подростков в контексте социально-педагогической практики.
Анализ психолого-педагогических и социально-педагогических исследований свидетельствует о том, что становление «Я» — концепции обусловлено процессом социализации и реализуется в процессе взаимной деятельности и общения, которые определяют форму и содержание «Я» — концепции.
Множество подходов, трактующих развитие «Я» — концепции, акцентированы на особенностях подросткового периода. Основную роль в процессе развития «Я» — концепции играют семейные отношения и значимые другие, оказывающие влияние на жизнь подростка как наиболее значимые референтные сети. Ведущей причиной психосоциальной дезадаптации в подростковом возрасте становится нарушение «Я» — концепции, приводящее е неустойчивости ролевой функции подростков.
Выделены следующие сферы «Я»-концепции подростков: психологическое «Я»; социальное «Я»; сексуальное «Я»; семейное «Я»; совладание со стрессом; «Я» — реальное и «Я» — идеальное. Проведен сравнительный анализ становления «Я» концепции успешно социально адаптирующихся подростков и подростков с аддиктивным поведением.
На современном этапе в ходе организации и проведения социально-педагогической работы актуальным становится введение аналитико-диагностического, социально-правового, консультативного, профилактического направлений работы с социально дезадаптированными подростками с искаженной «Я» — концепцией, являющейся источником формирования отклоняющегося поведения. Данные направления призваны способствовать повышению воспитательного потенциала семей подростков, организации консультаций родителям и учителям по вопросам решения проблем подростков.
Фрагмент текста работы:
1. Теоретические аспекты исследования
1.1. Образ «Я» у подростков
Анализ психолого-педагогических и социально-педагогических исследований свидетельствует о том, что становление «Я» — концепции обусловлено процессом социализации и реализуется в процессе взаимной деятельности и общения, которые определяют форму и содержание «Я» — концепции. Ведущим ориентиром для становления «Я» — концепции является «Я» другого человека, а в подростковом возрасте общение со сверстниками становится ведущей деятельностью, являясь основой личностно-значимых новообразований.
Множество подходов, трактующих развитие «Я» — концепции акцентированы на особенностях подросткового периода. Основную роль в процессе развития «Я» — концепции играют семейные отношения и значимые другие, оказывающие влияние на жизнь подростка. Уровень воздействия на подростка значимых других обусловлен степенью их участи в его жизни, близостью отношений. Наиболее значимыми другими для личности в период детства являются родители, к которым в подростковом возрасте присоединяется и группа сверстников. Подросток в поисках образа «Я» ориентируется на значимого другого, высоко оценивая создаваемое им изображение своего «Я». В результате у подростка создается позитивный образ «Я». Постоянные порицания, напротив, формируют только становление негативной самооценки.
Важным фактором развития «Я» концепции становится и тип взаимоотношений, складывающийся в семье между подростком и его родителями, что обусловлено множеством причин. Во-первых, для формирования «Я» — концепции необходимы родители как значимые другие, с которыми установлено взаимодействие с обратной связью, служащей для развития у подростка представлений о себе. Во-вторых, до определенной степени у родителей существует возможность влиять на развитие «Я» — концепции подростка, зависящего от них физически, эмоционально и социально.
Нередко попытки родителей подростка сформировать у него приспособительную стратегию поведения приводят к формированию у него низкой самооценки. Это происходит в результате выполнения требований послушания, бесконфликтного взаимодействия, зависимости от семьи, в результате которых подростком не достигается ощущение личностной ценности, поскольку его личные достижения не учитываются.
Формирование у подростка средней самооценки происходит в результате покровительственной позиции, которой придерживаются родители подростка. Обычно семья старается принимать своего ребенка таким, какой он есть, и сочетание терпимости с ограничением самостоятельности подростков приводит к соответствующим результатам, при которых подростки стараются ориентироваться на мнение других людей о себе.